Цивилизации запада и востока в средние века конспект урока по истории

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Содержимое разработки

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Литература для учителя:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

Историко культурный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

4.Изучение нового материала

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.

Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

Дайте определение Средневековью?

На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

Когда пала Западная Римская Империя?

Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?

Каков социальный состав Средневековых городов?

Где еще существовало Средневековье?

Когда наступает Расцвет Средневековья?

Откуда мы знаем о Средневековье?

Что такое исторические источники?

Какие виды исторических источников существуют?

Назовите один из самых известных изобразительных источников?

Какова длина ковра?

Что изображено на ковре?

Что такое вещественные источники?

Назовите не менее 3-х таких источников?

Какое сокровище хранится в Британском музее?

Где была найдена эта ладья?

Что было найдено в ладье?

К какому веку относится найденное погребение?

Где проводились подводные раскопки поселения?

Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?

После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?

Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?

Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?

-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?

В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?

Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка открытого урока по истории

hello_html_687325e8.jpg
hello_html_m3098a256.jpg

Дата: 18.04.17

Группа: КБ-16

1 . Образовательные : обобщить и закрепить знания студентов об исторических событиях, датах, личностях Средневековья.

2. Развивающие : развить память, активность, творческие способности студентов

3. Воспитательные : способствовать формированию гуманизма, уважительного отношения к историческому наследию стран Запада и Востока.

Вид урока: урок-викторина

Тип урока : урок закрепления знаний и формирование умений и навыков

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

Организация начала урока

Приветствие студентов, объявление темы, целей и задач урока. Студенты делятся на 3 команды, выбирают капитана.

Закрепление изученного материала с помощью викторины

1 тур. Разминка (командам задаются вопросы, за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл) – 5 минут

- С какого события начинается Средневековье? ( с падения Западной Римской империи)

-При каком правителе вышел первый сборник законов у франков? (При Хлодвиге)

-Какие цветы воевали друг с другом в Англии? ( Алая и Белая розы)

- Какой город в Средневековье называли вторым Римом?( Константинополь)

- Куда должен был сходить хоть раз в жизни мусульманин? (в Мекку)

-Как называлось жилище феодала? (Замок)

-Как назывался союз ремесленников одной специальности в Средневековье? (Цех)

-На какие группы делилось средневековое общество? ( На сословия)

(команды должны угадать кому принадлежат высказывания великих исторических личностей; за правильный ответ-1 балл)

3тур . Циферблат (командам задают вопросы, связанные с датами, за каждый правильный ответ-1 балл)- 12 минут

-Образование империи Карла Великого ( 800г)

-Падение Западной Римской империи ( 476 )

-Победа франков над арабами в битве при Пуатье (732)

-Норманнское завоевание ( 1066 )

-Начало Крестовых походов ( 1096)

- Образование Монгольского государства Чингисхана (1206)

-Созыв первого парламента в Англии ( 1265)

-Окончание Столетней войны ( 1453 )

-Великая хартия вольностей ( 1215 )

-Созыв Генеральных штатов во Франции ( 1302)

-Разделение христианской церкви на Западную и Восточную ( 1054)

- Открытие Христофором Колумбом Америки (1492)

(феод, король, рыцарь, франк, варвар, Луара, цехи, вассал)

5. Работа с историческими документами – 5 минут

О каком племени писал Тацит?

Королей они выбирают по знатности, а военачальников — по доблести. При этом у королей нет неограниченной или произвольной власти, а вожди главенствуют скорее тем, что являются примером, чем на основании права приказывать: тем, что они смелы, выделяются в бою, сражаются впереди строя и этим возбуждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется никому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся: в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но что является особенным возбудителем их храбрости, это то, что их клинья собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопли женщин и плач младенцев; для каждого это самые священные свидетели, самые ценные хвалители: свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся считать их и осматривать; они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.

Документ 2 Назовите имя короля о котором писал Франкский историк.

Франкский историк VI века о случав с драгоценной чашей:

Документ 3 Назовите имя короля о котором сказано в источнике

Этого французского короля , прозвали красивым за свою необычно привлекательную внешность. Другое его прозвище – король-фальшивомонетчик. Он оставил нынешним современникам противоречивое мнение о себе как о правителе и человеке. Из исторических источников, дошедших до наших времён, следует, что он обладал необычной для правителя кротостью, доверял даже тем, кто этого не стоил, был набожен и не пропускал ни одного богослужения. Но в разрез таким сведениям, проводимая им государственная политика красноречиво говорила о несгибаемой воле, твёрдости характера и решительности короля.

В 1307 году король начал свои действия против ордена тамплиеров, началом послужил арест 140 рыцарей и гроссмейстера Жака де Моле. Причиной всему послужили большие долги короля могущественному ордену. В марте 1303г. Жак Моле был сожжён публично на площади, но перед этим он успел наложить проклятие на короля и весь род Капетингов. Задуманный ………военный поход на Фландрию в 1314 году не состоялся из-за болезни короля, который 29 ноября этого года скончался. Трагическое событие связывают с проклятием Жака де Моле.

6. Историческая задача . (За правильное решение – 1 бал) – 4 минуты

Есть одна историческая закономерность. Архитекторы средних веков при строительстве замков проектировали в них винтовые лестницы. Причем в большинстве случаев направление закрутки лестницы было следующим: идешь вверх - заворачиваешь направо, идешь вниз - заворачиваешь налево. Было это не случайно.

Почему винтовые лестницы в замках строились таким образом?

Ответ: При защите замка от нападения защищающиеся часто укрывались в башнях.
В таких случаях противники атаковали снизу вверх, т.е. по винтовым лестницам поднимались, все время поворачивая направо.
При этом солдат, как правило, в левой руке держал щит, а в правой меч. Следовательно, для защиты от защитников замка он был вынужден прикрывать щитом правую часть своего тела, что было неудобно и мешало атаковать

Дополнительное задание (Команды за 5 минут должны назвать 5 исторических событий эпохи Средневековья, 5 исторических личностей, 5 дат, 5 терминов)

1. Особенности развития Средневековых цивилизаций Востока.

2. Важнейшие события истории стран Востока в Средние века.

3. Вклад средневековых цивилизаций стран Востока в становление мировой цивилизации.

Делийский султанат – непрочное государство, в котором крупные феодалы стремились превратить свои наделы в наследственные владения и обрести независимость.

Империя Великих Моголов – государство, возникшее на месте развалившегося Делийского султаната, в XV–ХVII вв. являлось одним из могущественных государств Востока, соперничая с Османской империей и Китаем.

Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Синтоизм – традиционная религия в Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев, где объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На протяжении многих веков Восток и Запад воспринимались как две полные противоположности, олицетворявшие косность и прогресс, застой и динамику, деспотизм и свободу. Произошли ли существенные изменения в различных сферах жизни общества средневековых цивилизаций Востока по сравнению с периодом древности?

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Переход к Средневековью на Востоке был ознаменован, во-первых, распадом Римской империи. Во-вторых, появлением в этот период таких неизвестных до этих народов, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. В-третьих, на Востоке рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

История Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности. Эпохой наивысшего могущества государства считается правление династии Тан, основателем которой был крупный землевладелец Ли Юань. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера И Син и Лян Линцзань впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. В Китае распространилось чаепитие, стало развиваться чайное искусство. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии – Лу Юя и Лу Туна.

В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол в 874–901 годах, вскоре её сменяет династия Сун (960–1279 гг.).

Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами. Невероятная динамичность японского пути развития во многом была связана с тем, как использовался опыт других стран.

В 604–605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сетоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII в.

В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая. В течение долгого времени в стране не удается восстановить единую государственную власть.

Лишь в 960 годах военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун. Все три столетия Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов. VI веке китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своего развития японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношению к Китаю.

Исламская цивилизация, как и японская, – одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.

Основатель ислама – Мухаммед был человеком бедным, с детства пас верблюдов, много путешествовал по торговым делам. В 40 лет его стали посещать видения. С откровениями, которые Мухаммед, как верят мусульмане, получил от Аллаха, он обратился к соплеменникам.

Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, особый сборник изречений Мухаммеда, не вошедших в Коран. Ислам, в отличие от других мировых религий, жестко регламентировал повседневную жизнь мусульман. Вероучение построено на пяти основных положениях. Все мусульмане должны верить в единого бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда. Для мусульманина обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать тридцатидневный пост в священный месяц Рамадан, платить налог в пользу бедных и, хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются долгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде. Ислам основывается на вере в предопределенность, убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога – Аллаха.

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию.

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье. К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат.

К IX веку правители наместничеств – эмиры – превратились в почти независимых государей. Халифат стал распадаться на части, в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам, сформировалась мусульманская культура. При дворах халифов и эмиров создавались библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов.

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры позволяли быстро производить арифметические действия. По заказу короля Сицилии арабские ученые изготовили серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои немалые знания географии. Больших успехов арабские ученые добились в медицине и астрономии.

Средневековый период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в других странах Востока, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с другими восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции. Образование мусульманских государств на территории Индии – Делийского султаната и империи Великих Моголов – внесло изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии. В эту эпоху возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, открылись большие возможности для развития феодальных отношений, более совершенной стала система взимания налогов, однако фундамент индийской цивилизации оказался достаточно прочным: как только мусульманские государства распадались, начиналось возвращение к прежним формам жизни.

Нельзя сказать, что Восток в средние века "застыл", приостановился в своем развитии. Во многих областях жизни восточных цивилизаций происходили изменения: постепенно совершенствовались орудия производства, росли города, крепли и расширялись торговые связи, появлялись новые тенденции в философии и литературе. Но в целом темп развития Востока был более медленным, по сравнению с Западом. Историки объясняют это тем, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизведение старых, сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения. Развитие восточных обществ происходило в пределах цивилизационной традиции.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

1) ориентировано на неизменность, стабильность

2) основано на традиции частной собственности

3) развивающееся быстро, резко

4) основано на исламской религии

Правильный ответ:

1) ориентировано на неизменность, стабильность

Разбор задания:

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях и обычаях. Традиционному обществу свойственно господство натурального хозяйства и низкая социальная мобильность. В таком типе общества отсутствует частная собственность, его развитие происходит медленно.

2. Выберите правильные варианты ответа.

В начале IX в. наиболее могущественными были:

а) Каролингская империя

б) Священная Римская империя

в) Османская империя

г) Арабский халифат

д) Византийская империя

е) Великая Моравия

Правильный ответ:

а) Каролингская империя

г) Арабский халифат

д) Византийская империя

Разбор задания:

Вам представлен список из шести стран, половина из которых являются лишними в данном ряду. Для успешного выполнения этого задания нужно синхронизировать события истории стран Европы и Востока. В начале IX века самым могущественным государством оставалась Византийская империя – наследница Рима. Империя пыталась отражать набеги арабов (Арабский халифат). Что касается, Каролингской империи, то в 800 г. Карл Великий был провозглашен императором, поэтому это государство также находилось на пике своего могущества.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- осветить положение религии и церкви, развитие византийской культуры.

- продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому.

Основные понятия и термины: ромеи, узурпация, василевс, иконоборчество, фем

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

- продолжить формировать представления о периоде Средневековья;

- дать представление о своеобразии византийской цивилизации;

- осветить особенности византийского феодализма;

- осветить положение религии и церкви, развитие византийской культуры.

- продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому.

Основные понятия и термины: ромеи, узурпация, василевс, иконоборчество, фем

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Работа с карточками:

Карточка № 1: 1. Дайте определение понятиям: цехи, гильдии

2. Охарактеризуйте процесс развития средневековых городов

Карточка № 2: 1. Дайте определение понятию бюргерство.

2. Охарактеризуйте сословие горожан. Какое место оно занимало в структуре средневекового общества

Назовите и охарактеризуйте основные этапы Средневековья

Расскажите о развитии средневековой культуры

В чем состояли причины кризиса 14-15 вв?

III. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

Когда в 395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Начало византийской цивилизации

Периодизация истории Византии

Особенности византийского феодализма

Система власти Византии

Религия и церковь

IV. Этап усвоения новых знаний

Начало византийской цивилизации

Почему же Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя?

На востоке Римской империи рабство было развито слабее, чем на западе

Сохранился обмен между городом и деревней

В городах сохранилось ремесло и торговля

Император мог содержать сильную армию и флот

Византия отражала нападения внешних врагов

Периодизация истории Византии

Ранневизантийский период: IV — первая половина VII в.

Это время становления средневековой империи. Византия сохраняет унаследованный от Рима авторитет мировой державы, византийский император — высший арбитр в отношениях между народами и образец для подражания, к которому обращены взоры правителей вновь образовавшихся варварских государств Запада. В Византии продолжали существовать позднеантичные государственные и социальные институты, например сенат, сохранилось довольно в широких масштабах рабовладение, кодифицировалось римское право, процветали унаследованные от Античности города. Вместе с тем появились ростки феодальных отношений. В византийской деревне зарождались патронатные формы крестьянской зависимости. Крестьяне бежали от казённых налогов на земли крупных собственников, отдавались под их покровительство, тем самым они, оставаясь ещё лично свободными, в условиях хозяйствования начинали зависеть поземельно.

Средневизантийский период: VII—XII вв.

VII—VIII века — время иконоборчества.

Иконоборчество – борьба против почитания икон

Поздневизантийский период: XIII—XV вв.

Завершающий, трагический этап византийской истории. Воспользовавшись кризисом империи, западноевропейские монархи стали отрывать от Византии привлекавшие их территории, сицилийский король — Ионические острова, английский король Ричард I — Кипр, который затем уступил иерусалимскому королю. В апреле 1204 г. войска крестоносцев штурмом взяли Константинополь. Западные рыцари креста вели себя в столице христианской империи как жестокие варвары, уничтожали население, грабили, насиловали, не щадили своих собратьев по вере, пытавшихся укрыться в церквах. На территории Византии была создана Латинская империя и ещё несколько государств крестоносцев. Византийцы пытались организовать сопротивление. Им удалось сохранить за собой часть земель, на которых возникли самостоятельные государства — Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя.Никея стала инициатором возрождения Византийской империи. В 1261 г. войска никейского правителя Михаила VIII Палеолога вошли в Константинополь. Возрождённая Византийская империя была лишь тенью прежней. Её территория сжалась до части Малой Азии, Фракии и Македонии, нескольких островов. Изнутри её сотрясали восстания. Укреплению империи не способствовали и острые богословские споры, вспыхнувшие в XIV в. и раскалывавшие византийское общество. У империи было много врагов, но самые сильные из них — турки-османы. В мае 1453 г. турецкие войска взяли Константинополь. Захватчики подвергли город разграблению, а население уничтожению, как два с половиной века назад крестоносцы. Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем — Истамбул и стал столицей мусульманской империи османов.

Особенности византийского феодализма

Европейский и византийский феодализм

европейский

На условиях службы земля (феод) передава­лась во владение фео­далу, как правило, на­следственное

На условиях службы фео­далу передавалось право взимания налогов с опре­делённой территории: большая часть феодальных пожалований не была на­следственной

Право иммунитета (су­дебные и администра­тивные привилегии)

Не имели права высшего суда в своих владениях

Иерархическая вассально-ленная система (пра­вовая и поземельная зависимость вассалов от сеньоров); возникла устойчивая си­стема титулов (наслед­ственный характер)

Все феодалы зависели от центральной власти, не имели военных отрядов; титул присваивался импе­ратором пожизненно и не наследовался, можно бы­ло двигаться по служеб­ной лестнице

Большая часть крестьян находилась в зависимо­сти от феодалов

Значительное число сво­бодных крестьян — об­щинников;

существовали зависимые категории населения

Возникали большей ча­стью заново на землях крупных феодалов, вели борьбу с ними за права и вольности

Сохранились со времён Античности, были напря­мую связаны с централь­ной властью

Система власти Византии

Предположите, какой была власть императора в Византии?

5.Религия и церковь

Формирование византийской государственности совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догматики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института. Тринитарные споры (споры о Троице) завершилисьпринятием Никео-Цареградского Символа Веры (325 г., 381 г.). Споры о сущности (природе) Иисуса Христа (христологические) бушевали три века и привели в конце концов к торжеству православия (ортодоксального учения). Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широкие слои населения — от аристократов до простолюдинов, в них была всерьёз задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Троице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев. В VIII—IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои населения, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мощей — тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству. Закат Византийской империи также был осложнён полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы, который считал, что человек может обрести спасение через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор. Это учение — исихазм — было принято православной церковью, однако оно уже не могло послужить действенному сплочению духовных сил народа перед лицом надвигающейся гибели их страны. В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью. Православные иерархи, за редким исключением, проповедовали единение с государством, довольствуясь ролью его главных духовных наставников и советчиков. В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хотя и были крупными землевладельцами, но не превратились в независимые от государства замкнутые феодальные княжества, подобно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы. С первых веков существования наметились расхождения между восточной и западной ветвями христианства. В западной господствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов. Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускало мистическое слияние с Богом. Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности. Языковые различия и территориальная разобщённость Запада и Востока способствовали их нарастанию. Всё это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолён и до сих пор. Христианство по византийскому образцу принимали народы, входившие в ареал государственного и культурного влияния Византии.

6.Культура Византии

Заслушивание доклада учащегося

В первые века Средневековья Византия оставалась хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отражение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя — собор Святой Софии.

V. Этап закрепления новых знаний

1. Назовите хронологические рамки существования Византии?

В чем было важное отличие общественного строя Византии от других стран Европы?

Читайте также: