Глаголы исключения 1 и 2 спряжения конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок русского языка в 4 классе. Глаголы – исключения.

Тип урока : открытие новых знаний.

Планируемые результаты обучающихся.

Предметные :

- познакомить с глаголами – исключениями;

- запомнить глаголы – исключения;

- учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий по алгоритму;

- оценивать правильность выполнения своего действия;

- контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-умение работать в паре.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные результаты обучающихся:

- готовность к сотрудничеству;

- воспитывать активность личности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

Улыбнитесь друг другу.

- актуализация изученных способов определения спряжения глаголов

Урок начнём с народной мудрости. Прочитаем пословицу.

Кто много вид…т и слыш…т, тот много зна…т.

- Как вы её понимаете?

Сегодня на уроке будем следовать этой пословице. Умение видеть и слышать поможет нам многое узнать.

- Над какой темой работали на уроках русского языка?

- Назовите глаголы в пословице.

- Какая орфограмма встретилась в глаголах ?

- Вспомним способы проверки безударных личных окончаний глаголов по алгоритму ( алгоритм на доске).

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Определяют спряжение глаголов по неопределённой форме глагола и по форме 3 лица множественного числа

Выявление места и причины затруднения.

-фиксация затруднения в выполнении учебного действия

- Как такое может быть? Встречались раньше с этим?

бозначим наше затруднение на доске .

- Какой глагол не вызывает сомнения ?

( учитель убирает с доски глаголы: знать, знает и вписывает в пословицу в окончание букву Е)

У одного глагола разное спряжение.

Зна ет. Значит, в безударном окончании глагола пишем букву Е .

Построение проекта выхода из затруднения.

- обдумать способ выхода из затруднения

- сформулировать тему, задачи урока

- Как быть с глаголами, которые вызвали затруднение? Ваши предложения.

На уроке я помогу вам разобраться с этим затруднением.

В русском языке есть такие слова, которые не подчиняются принятым правилам.

-Как можно назвать эти глаголы?

Ученые назвали такие слова глаголы – исключения. Как и предложил … .

Эти глаголы нужно – запомнить!

- Как вы думаете, только ли эти два глагола являются исключением?

- Где мы можем проверить ваше предположение?

- Откройте учебник на стр. 124.

Прочитайте правило самостоятельно.

- Сколько глаголов - исключений?

- Сколько глаголов – исключений на – ать?

- Сколько глаголов – исключений на – еть?

- Наши глаголы, которые вызывали сомнения , к какому спряжению относятся? ( зачёркиваем на доске 1 спр. И подписываем у глаголов 2 спр.)

- Значит, какую гласную напишем в безударном окончании глаголов ?

Нашу проблему решили.

-Кто понял, почему это глаголы – исключения?

- Что новое появилось на уроке?

Вот вы и назвали сами тему урока.

- Сформулируйте задачи урока.

Спросить у учителя.

Обратиться к учебнику.

Наверное что – то новое должны узнать про такие глаголы.

Протестанты. Неподчинялки. Глаголы – исключения.

Гласную – и ( вписать в пословицу).

В начальной форме на – ать, -еть, а относят их ко 2 спряжению.

Глаголы – исключения.

1.Запомнить глаголы – исключения.

2.Находить их среди других глаголов.

3.Правильно писать безударное окончание глаголов – исключений.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- зафиксировать построенный способ действия в речи и на доске

- Запомнить глаголы – исключения нам поможет рифмованное стихотворение, которые лежит у каждого на парте.

Гнать, держать,

терпеть, обидеть,

слышать, видеть,

и зависеть,

и вертеть, а ещё

дышать, смотреть.

- Поможет нам стихотворение запомнить глаголы – исключения?

Посмотрите, как народная мудрость привела нас к открытию новых знаний.

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов и будем учиться находить глаголы – исключения.

- Возьмите на парте и положите перед собой карточку зелёного цвета. Два глагола учитель на доске рассуждает и пишет.

Упражнение 1.

Списать слова. Определить спряжение глаголов.

Рисовать, слышать, отвечать, ответить, дежурить, дышать, плясать, видеть, пожелтеть, смотреть, гнать, держать, таять, зазеленеть.

Вывод: поучились находить глаголы – исключения.

Физминутка для глаз.

- Вернёмся к нашей пословице.

- Где возникла трудность?

- Опираясь на новое правило, мы сможем проспрягать два глагола?

- К какому спряжению относятся данные глаголы – исключения из пословицы?

- Зная спряжение. Какую гласную букву будем писать в безударном окончании глаголов?


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Цель: Ознакомление учащихся с глаголами-исключениями и способом выбора определения спряжения глагола.

Образовательные:

Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё предположение;

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

Планируемый результат:

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

I. Организационный момент. (1 мин)

– Я рада приветствовать сегодня на уроке вас ребята, а мы в свою очередь поприветствуем наших гостей. Гости всегда приходят в дом с добром. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Поздоровайтесь.

Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску и давайте прочтём все вместе стихотворение:

Глаза готовы смотреть ( 2 спр.) и всё видеть (2 спр.).

Уши слушать (1 спр.) и всё слышать (2 спр.).

Сначала думаем (1 спр.), а потом говорим(2 спр.).

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.

II. Этап формулирования темы урока.

1) Что вы можете сказать про выделенные в стихотворении слова ?

Дети Глаголы 1 и 3 лица множественного числа.

2)Поставьте ударение в глаголах. Какие окончания?

Дети Окончания в глаголах безударные.

3) Определите спряжение выделенных глаголов.

Дети Смотреть, видеть, слышать – 1 спряжение?

Учитель. НЕТ. Смотреть, видеть, слышать – глаголы 2 спряжения.

Учитель. С какими трудностями вы столкнулись при определении спряжения этих глаголов? (окончания глаголов в неопределенной форме говорят о 1 спряжении, а глаголы эти относятся ко 2 спряжению) Из каждого правила есть исключение и сегодня темой нашего урока будут глаголы-исключения.


Дети записывают в тетрадь тему урока: "Глаголы-исключения" (ЗЕЛЕНОЙ РУЧКОЙ)

(число, классная работа уже записаны)

III. Этап актуализации знаний учащихся.


1. Глагол – это…

А) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делал? Что делает? Что будет делать?

Б) служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делал? Что делает? Что будет делать?


2. В настоящем и будущем времени глаголы….

Е) спрягаются

Д) изменяются по падежам

3. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяем по….

С) начальной форме

О) 1 лицу единственного числа


4. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами…


5. На конце глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени Ь


Чистописание.

А теперь мы аккуратно пропишем это слово в рабочих тетрадях до конца строки, следуя образцу на доске ______________________________

IV. Этап овладения новыми знаниями.

Учитель. Сейчас я хочу рассказать вам про глаголы одну интересную сказку (презентация)

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город съедят!
С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске. И так как эти глагольчики были не только смелые, но и очень хитрые, то….

Учитель. Ребята, обратите внимание на выделенные в этом стихотворении глаголы. Это глаголы-исключения 2 спряжения. Их всего 11: 7 на – ЕТЬ, 4 на –АТЬ. Назовите их. Давайте запишем их в наши тетради в виде таблицы. Разделите страницу пополам, записываем в левый столбик. (пишу на маркерной доске, суффиксы записываем зеленой ручкой)

II спряжение

Все глаголы на – ИТЬ

+ 7 глаголов на – ЕТЬ:

+ 4 глагола на – АТЬ:

Учитель. Молодцы! Мы познакомились с вами глаголами- исключениями II спряжения и как вы уже, наверное, догадались, что не все так просто и с I спряжением. В нем тоже есть глаголы – исключения, но узнаем мы о них чуть позже, а сейчас немного отдохнем и проведём физкультминутку .

Фикультминутка

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.

Учитель. Сейчас я познакомлю вас с шуточным стихотворением (слайд 4)

Если курицу соседки

Будешь наголо ты брить,

Надо бы на табуретке

Тебе салфеточки стелить.

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы, которые нам сегодня интересны – брить, стелить.

Учитель. Выпишите эти глаголы и запишите их в форме 2 лица, ед. числа и в форме 3 лица, множественного числа по образцу, как на презентации.

(1 ученик работает у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Зеленой пастой выделяют окончания глаголов).

Учитель. Запишите зеленой ручкой окончания глаголов.

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

брить

бреешь (побреишь)

бреют (побреят)

стелить

стелешь (постелишь)

стелют (постелят)

Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

Прочитайте вслух алгоритм определения безударного окончания глагола (презентация – слайд 5)

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Определи его спряжение по гласной букве перед суффиксом – ть.

3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

(правильный образец таблицы )

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом, но здесь он не нам не помог. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

I спряжение

Все остальные глаголы

на – АТЬ, - ОТЬ, - ЕТЬ…

(зеленой рукчкой)

брить, стелить

6. Этап закрепления изученного.

Учитель. Мы с вами составили таблицу глаголов-исключений, которая нам поможет выполнить следующее задание на зелёных листочках, которые лежат у вас в подставках.

Прочитайте задание. На выполнение я вам даю 3 минуты.

Найдите и подчеркните в каждом отрывке глагол-исключение, определите его спряжение.

1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит (2) будто стон. ”

2. “Смотрит – видит (2), дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей. ”

3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать(2)велит…”

4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал (2)…”

5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться (2), подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

Гимнастика для глаз (презентация)

7. Рефлексия.

Упражнение 483 ( 2-е работают у доски, выписывают 1 и 2 спряжение по столбикам)

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с глаголами-исключениями 1 и 2 спряжения.
- Чтобы вам было легче запомнить эти слова, предлагаю вам выучить следующее стихотворение (слайд 6) Давайте вместе его прочитаем

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
(Исключая: брить, стелить)
Все глаголы, что на “-ить”,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть, и вертеть.

Учитель. Стихотворение есть у вас в подставках на белом листе. Если хотите, вы можете поискать другое стихотворение на глаголы-исключения, которое вам больше может понравиться.: в интернете, в книгах или сочинить своё собственное.

9. Итог урока.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

С чем познакомились? (с глаголами –исключениями)

Почему эти глаголы являются исключениями? (в неопределенной форме на –ЕТЬ, -АТЬ относятся ко 2 спряжению, брить, стелить – к 1-спряжению)

Что нужно сделать, чтобы запомнить их? (выучить )

Оценки за урок (самооценка)

Ребята, кто из вас считает, что он работал на уроке максимально активно?

Кто думает, что ему еще нужно немного доработать эту тему?

Спасибо за откровенность.

Вы сегодня все молодцы!

Домашнее задание. (слайд 7)

Упражнение 481, стр. 45 выучить глаголы-исключения.

Спасибо за урок!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - познакомить с глаголами – исключениями.

Задачи: - закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;

-развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе .

Тема: Спряжение глаголов. Глаголы - исключения.

Цель: - познакомить с глаголами – исключениями.

Задачи: - закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;

-развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Оборудование: карточки индивидуальных заданий, абаки, рисунок солнца и лучи красного и желтого цвета.

I.Организационный момент.

Кто станет первым?

Кто сегодня станет лучшим?

Я сегодня стану первым.

Я сегодня стану лучшим.

II. Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради, записываем число.

утI, ютII

III.Постановка темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить о глаголе.

- Посмотрите в тетради. Как вы думаете что мы с вами будем вспоминать?(спряжение глаголов)

IV. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

- Кто автор этих строчек?

- С помощью каких слов А. С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Запишите эти строчки себе в тетрадь. Подчеркните глаголы. Определите время, лицо, число, спряжение.

- Итак, что же такое глагол? Что вы о нем знаете?

(Игра с мячом. Учащиеся передают мяч и говорят все, что знают о глаголе.)

2.Упражнение в распознавании глаголов по неопределенной форме.

- Что называется спряжением глаголов?

- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?(что делать? что сделать?)

- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

1. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

2. Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

3. Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет

4. Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

5. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

6. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный.

- Запишите глаголы с красной строки в тетрадь, выделите спряжение.

3. Наблюдение над глаголами – исключениями.

- Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина. Найдите в нем глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределенную форму, проверьте правописание окончаний.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит, дело лихо…

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)

-Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределенной форме они оканчиваются на – ать, - еть.)

V. Ознакомление с глаголами – исключениями.

- Здесь нет никакой ошибки. Это глаголы – исключения. Вам нужно запомнить глаголы – исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.

- Назовите мне глаголы – исключения, которые встретились в этом отрывке. (слышать, смотреть, видеть)

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на доске.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на – ить

(Исключая брить, стелить).

А еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е спрягать нельзя!

-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I спряжению.(брить, стелить)

-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I I спряжению. (смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, зависеть, терпеть)

Класс: 4 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • познакомить с глаголами-исключениями;
  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
  • повышать культуру речи;
  • прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Воспитательные:

  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока

1. Оргмомент

2–4 слайды

2. Закрепление для вхождения в новую тему

Учитель: Кто о себе так заявляет?

5 слайд

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

6 слайд

О глаголе

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

7 слайд

Будем думать, рассуждать и т.д.

8 слайд

Какой постоянный признак глагола вы знаете?

9 слайд
Что такое спряжение?

10 слайд

Чтобы определить спряжение….

11 слайд

Как будем действовать? (Работа в группе)

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. (Приложение 1)

  1. Поставь глагол в неопределённую форму.
  2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
  3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

3. Словарная работа

Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. Определить спряжение.

(слайд 12,13)

4. Постановка проблемы

слайды 14–19

5. Открытие детьми темы урока

Учитель: Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.

20 слайд

Тема урока: "Глаголы исключения".

21 слайд

Цель урока:

  • выяснить, какие глаголы, являются глаголами-исключениями;
  • научиться писать безударные окончания глаголов-исключения.

22 слайд

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).

23 слайд

В алгоритм вставляем глаголы исключения

6. Физминутка

7. Закрепление знаний о глаголах-исключениях

Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С.Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. (Работа с индивидуальными карточками).

Рассуждение по алгоритму: (слайд 24)

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.

25 слайд

“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон. ”

“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей. ”

“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

Читайте также: