Специальные мотоагрегаты пожарных автомобилей конспект

Обновлено: 04.07.2024

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

Пожарные автолестницы — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.


Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы. У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на пожарные автолестницы. Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км. В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.


Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.


В зависимости от назначения и оснащения пожарные аварийно-спасательные автомобили бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

Автомобили штабные оснащаются электрогенераторами, осветительным оборудованием и средствами связи. Если позволяет объем салона либо багажного отделения, то возможно укомплектование другой пожарной техникой и устройствами.

Вспомогательные автомобили

К вспомогательным автомобилям относят следующие агрегаты:

  1. бензовозы;
  2. автомастерские;
  3. грузовые автомобили;
  4. легковые автомобили;
  5. автобусы.

Вспомогательные автомобили должны надежно обеспечивать работу пожарных подразделений.

3.8. Специальные агрегаты и их привод - совокупность агрегатов, служащих для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка; электрогенератор и т. п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

3.9 специальные агрегаты и их привод: Совокупность агрегатов, служащих для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка, электрогенератор и т. п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

Полезное

Смотреть что такое "Специальные агрегаты и их привод" в других словарях:

Частотно-регулируемый привод — (частотно управляемый привод, ЧУП, Variable Frequency Drive, VFD) система управления частотой вращения ротора асинхронного (или синхронного) электродвигателя. Состоит из собственно электродвигателя и частотного преобразователя … Википедия

НПБ 163-97: Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний — Терминология НПБ 163 97: Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний: 3.5. Базовое шасси колесное шасси, полно или неполноприводное, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Автомобиль — (Cars) Содержание Содержание 1. История создания первого авто 2. История марок Aston Martin Bentley Bugatti Cadillac Chevrolet Dodge Division Ferrari Ford Jaguar 3. Классификация По назначению По размеру По типу кузова По рабочему объему… … Энциклопедия инвестора

ГАЗ-21 — ГАЗ 21 … Википедия

Троллейбус — Троллейбус … Википедия

Нефтяная вышка — (Oil derrick) Устройство, предназначение и использование нефтяных вышек Информация об устройстве, назначении, описании и использовании нефтяных вышек Содержание — это разрушения с помощью специальной техники. Различают два вида бурения:… … Энциклопедия инвестора

Развитие формы кузова легкового автомобиля — Основная статья: Автомобильный дизайн Форма автомобиля зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и… … Википедия

ВВЭР-1000 — Монтаж корпуса реактора ВВЭР 1000 на Балаковской АЭС Тип реактора водо водяной … Википедия

просмотры

111
247

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Будь в курсе!

Узнавайте о наших акциях, спецпредложениях, получайте бонусы и скидки от партнеров портала ProPB

Оборудование пожарного автомобиля

Пожарное оборудование

Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартный пакет оборудования пожарного автомобиля

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

Оборудование для эвакуации

ПА автомобили общего назначения оснащены:

  • 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
  • насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
  • гидравлическими линиями;
  • домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
  • кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
  • дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размеры Вид огнетушащего вещества
Ручные Водяные
Лафетные Пенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

Пожарные стволы

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорно-всасывающие пожарные рукава

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Напорные пожарные рукава

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Классификация ПТВ пожарной машины

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение пожарного оборудования в автомобиле

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

  • группировка инструмента по функциональному назначению;
  • размещение по особенностям конфигурации и массе;
  • по последовательности использования;
  • по частоте применения.

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

Размещение пожарного оборудования в автомобиле

1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

Читайте также: