Создание художественного образа в искусстве фотографии конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Художественная фотография, выразительные средства, искусство.

Что такое художественная фотография?

Со времен наскальных рисунков человек пытался изобразить то, что его впечатляет. Желание сохранить красоту жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.

Фотография за годы своего существования прошла путь от размытого, с трудом различимого снимка до настоящего произведения искусства.

Свет является основным и главным инструментом для создания фотографии. Принцип камеры-обскуры был описан Аристотелем. Это устройство считается прародителем фотоаппарата.

Принцип работы КАМЕРЫ-ОБСКУРЫ : при попадании света в темный ящик через крошечное отверстие, на противоположной от отверстия стене проецируется перевернутое изображение того, что находится снаружи. Часто таким методом пользовались художники для правильной передачи перспективы и пропорции.

Основные сведения из истории фотографии

-Луи Дагер (художник)

- Жозеф Ньепс (изобретатель)

Когда фотография становится произведением искусства?

Художественный образ в фотографии –это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Специфика художественного образа в фотоискусстве

- это изобразительный образ документального значения

Выразительные средства художественной фотографии

  • Композиция
  • Цвет
  • Линия
  • Цветовая композиция
  • Формат
  • Распределение света
  • Момент съемки
  • Ракурс съемки

Мы рассмотрим фотографии, которые можем, смело отнести к произведениям искусства.

Слайд 1 НЬЕПС, Нисефор - французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии.

В 1816 г. Ньепс начал работать над получением фотографического изображения, которое удалось зафиксировать только в 1822 г. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Снимок был назван "гелиография" ("солнечный рисунок"). с этого снимка началась фотография.

Фотография в наши дни стала массовым явлением.

План анализа художественной фотографии

  • Какое событие, явление изображает фотохудожник?
  • Что или Кто изображен на фотографии?
  • Жанр фотографии.
  • Какие выразительные средства используются для создания художественного образа?
  • Что Вас привлекает в данной фотографии?
  • Какие чувства вызывает фотография?

Практическая работа Фотохудожник – каков он?

Обсудите в группе, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать фотохудожник, чтобы достичь успеха в профессии?

Запишите в тетрадь эти качества.

Нарисуйте словесный портрет фотохудожника, обосновывая свою позицию.

  • Психолог;
  • Исследователь жизни во всех ее проявлениях;
  • Имеет свою точку зрения, идейную позицию, индивидуальность стиля;
  • Обладает художественным вкусом;
  • Владеет технологией фотографии;
  • Знает историю и теорию изобразительного искусства.

Найти примеры художественной фотографии (или попытаться сделать самим).

Проанализировать любой снимок письменно по плану.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технология обучения в творческом объединении"Художественная фотография" "


презентация "Художественная фотография"

Презентация "Художественная фотография" 9 класс.

Презентация к уроку в 8 классе "Художественная фотография"

Данный материал содержит иллюстративные и текстовые материалы к уроку изобразительного искусства или МХК по теме "Художественная фотография".


Художественная фотография как вид искусства

Вопросы:1. История становления фотографии как вида искусства2. В чем заключается мастерство фотохудожника ?3. Как анализировать художественную фотографию.


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус.


Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.

Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, диалог, эвристическая беседа.

  • компьютер, мультимедиапроектор, экран;
  • электронная презентация (электронное приложение);
  • распечатанные для каждого учащегося текст “Фотография” из книги Юрия Борева “Эстетика” (приложение 1), лист рефлексии (приложение 3), план анализа художественной фотографии (приложение 4).

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об истории возникновения и развития фотографии, систематизируют полученные знания по теме, расширяют представления о специфике выразительных средств и образной природе таких видов искусства, как живопись и художественная фотография, создают личностный образ фотоискусства на примере различных жанров.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (3 мин.)

3. Мотивация на учебную деятельность (2 мин.)

4. Формулирование темы, цели, вопросов урока (5 минут)

5. Основной этап (25 мин.)

6. Рефлексия (7 мин.)

7. Пояснение и запись домашнего задания (3 мин.)

На предыдущих уроках вы узнали, что все многообразие видов искусства разделяют на 3 группы. Какие?

- С какими видами искусства мы уже познакомились и подробно рассмотрели их особенности?

- К какой из трех групп относится изобразительное искусство?

- Да, их еще называют пластическими, изящными искусствами. Способ их восприятия - визуальный.

С видами изобразительного искусства.

- Название его переводится с греческого как “писать светом”.

Определите это направление сами. (Демонстрируется подборка слайдов № 1).

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

“Художественная фотография как вид искусства”

- Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?

Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства

- Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция предложенных вопросов,)

1. История возникновения и развития фотоискусства

2. Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии

Предложения по формулировке цели.

Текст “Фотография” (прил.1)

Действительно, во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Фотография в своем развитии прошла несколько этапов:

в начале своего существования была своего рода забавным аттракционом, затем техническим средством передачи информации (достаточно вспомнить, что художники 19 века использовали фотографию как вспомогательный материал для написания живописных работ), лишь в процессе создания нового художественного языка произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям.

В настоящее время существует два направления фотографии – документальная и художественная.

Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности, ее ценность - в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи, технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект – жанры фоторепортаж, фотопублицистика.

- А с какой целью создается художественная фотография и что характерно для нее?

Я предлагаю посмотреть фотографии выдающихся мастеров прошлого, классиков этого вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа, Ансел Адамс) и определить, что отличает их работы. (Демонстрируется подборка слайдов № 2)

- Создаются для отражения собственного видения авторов, их отличает наличие художественного образа.

- Давайте вспомним, что называется художественным образом?

Художественный образ - “обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления”.

Живя свой век грешно и свято, недавно жители земли,
Придумав фотоаппараты, залог бессмертья обрели.
Что зеркало! Одно мгновенье, одна минута истекла,
И веет холодом забвенья от опустевшего стекла.
А фотография сырая, продукт умелого труда,
Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.

О какой специфической особенности говорит поэт?

- Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную.

Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

- Какими средствами пользуется фотохудожник для преображения действительности?

- Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, распределение света, светотени, умение правильно выбрать момент съёмки, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно.

При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

- Теми же, что и живопись (перечисление средств художественной выразительности).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

История фотографии Изображения с помощью отражённого от предметов видимого св.

История фотографии Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности.

Потом метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых н.

В 1839 году француз Луи́ Жак Манде́ Даге́р опубликовал способ получения изобр.

В 1839 году француз Луи́ Жак Манде́ Даге́р опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в светах, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия. Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру. Её размеры – 12 х14,5 х 20 дюймов. надпись на бирке "аппарат не имеет гарантии, если на нем нет подписи г-на Дагера и печати г-на Жиру.

Луи́ Жак Манде́ Даге́р, при помощи своей технологии, стал автором первого сни.

Дагеротипные фотографии Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотоп.

Дагеротипные фотографии Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 г. Автофотопортрет Роберта Корнелиуса, сделанный в 1839 г.

1865-й год – первый подводный снимок сделан Уильямом Томпсоном (на фото) в В.

1865-й год – первый подводный снимок сделан Уильямом Томпсоном (на фото) в Великобритании.

В 1893-м году было сделано первое фото внутри профессиональной фотостудии. Ме.

В 1893-м году было сделано первое фото внутри профессиональной фотостудии. Место и автор неизвестны.

Типы фотографий: художественные нехудожественные

Типы фотографий: художественные нехудожественные

Художественная фотография: - профессиональный подход к моделированию («работа.

Нехудожественная фотография: - моментальное фото; - эстетически не обработанн.

Нехудожественная фотография: - моментальное фото; - эстетически не обработанная; - композиционно не выдержанная; - технически слабая: 1. случайное выражение; 2. нейтральный свет.

Художественный образ обобщенное художественное отражение действительности, об.

Художественный образ обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка.

Специфика художественного образа в фотоискусстве - это изобразительный образ.

Специфика художественного образа в фотоискусстве - это изобразительный образ документального значения

Выразительные средства художественной фотографии: композиция цвет линия цвето.

Выразительные средства художественной фотографии: композиция цвет линия цветовая композиция формат распределение света момент съемки ракурс съемки

В чем сходство и различие фотографии и произведений живописи

В чем сходство и различие фотографии и произведений живописи

Отличия живописи от фотографии Живопись: 1. субъективна 2. реалистична (акаде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 января 1839 г. изобретатель Луи Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положил начало фотографии. Первая фотография называлась дагерротип, по имени ее создателя.

Борев Ю.Эстетика, М., 1981, стр. 294-295

Задание для работы в группах

Выпишите в тетрадь даты, имена и термины, связанные с историей возникновения фотографии

Сформулируйте один вопрос по содержанию текста

Обсудите вопросы в группе, выберите один самый интересный вопрос

План анализа художественной фотографии

Какое событие, явление изображает фотохудожник?

Что изображено (кто изображен) на фотографии?

Охарактеризуйте художественный образ произведения.

Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

Что Вас привлекает в данной фотографии?

Какие чувства вызывает фотография?

План анализа художественной фотографии

Какое событие, явление изображает фотохудожник?

Что изображено (кто изображен) на фотографии?

Охарактеризуйте художественный образ произведения.

Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

Что Вас привлекает в данной фотографии?

Какие чувства вызывает фотография?

План анализа художественной фотографии

Какое событие, явление изображает фотохудожник?

Что изображено (кто изображен) на фотографии?

Охарактеризуйте художественный образ произведения.

Какие выразительные средства использует фотохудожник для создания художественного образа?

Что Вас привлекает в данной фотографии?

Какие чувства вызывает фотография?

Учебный предмет, класс: искусство, 9 класс.

Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.

Формирование представлений о специфике выразительных средств художественной фотографии.

Формирование умений извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд).

Развитие навыков владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Развитие эстетического отношения к действительности, практической деятельности, к произведениям искусства.

Развитие интереса к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией.

Развитие навыков критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.

Формирование ценностных ориентаций, уважения к культурному и историческому наследию.

Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, диалог, эвристическая беседа.

Оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор, экран;

электронная презентация (электронное приложение);

распечатанные для каждого учащегося текст “Фотография” из книги Юрия Борева “Эстетика” (приложение 1), лист рефлексии (приложение 3), план анализа художественной фотографии (приложение 4).

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об истории возникновения и развития фотографии, систематизируют полученные знания по теме, расширяют представления о специфике выразительных средств и образной природе таких видов искусства, как живопись и художественная фотография, создают личностный образ фотоискусства на примере различных жанров.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (3 мин.)

3. Мотивация на учебную деятельность (2 мин.)

4. Формулирование темы, цели, вопросов урока (5 минут)

5. Основной этап (25 мин.)

6. Рефлексия (7 мин.)

7. Пояснение и запись домашнего задания (3 мин.)

Формы и методы работы

Приветствие, эмоциональный настрой- Искусство – это огромная область человеческой

Готовность к уроку

2. Актуализация знаний

жизни, относящаяся к ее духовной сфере.

На предыдущих уроках вы узнали, что все многообразие видов искусства разделяют на 3 группы. Какие?

- С какими видами искусства мы уже познакомились и подробно рассмотрели их особенности?

- К какой из трех групп относится изобразительное искусство?

- Да, их еще называют пластическими, изящными искусствами. Способ их восприятия - визуальный.

- Сегодня мы обратимся к виду искусства, который также входит в группу пространственных видов искусства. Попытайтесь определить его название.

Пространственные, временные, пространственно-временные.

С видами изобразительного искусства.

К группе пространственных видов искусства.

3. Мотивация на учебную деятельность

- Появление этого вида искусства связано с величайшим в истории науки техническим изобретением, которое произошло более 170 лет назад.

- Название его переводится с греческого как “писать светом”.

- Именно к этому виду искусства можно отнести слова “Остановись, мгновенье, ты прекрасно” (Гете “Фауст”)

4. Формулирование темы, цели, вопросов урока

- Да, сегодня мы будем говорить о фотографии, ее особенностях и специфике в ряду других видов искусства. Но оъектом нашего рассмотрения будут не все существующие направления фотографии.

Определите это направление сами. (Демонстрируется подборка слайдов № 1).

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

“Художественная фотография как вид искусства”

- Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?

Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства

- Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция предложенных вопросов,)

1. История возникновения и развития фотоискусства

2. Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии

3. В чем заключается мастерство фотохудожника

Формулирование темы, запись ее в тетрадь.

Предложения по формулировке цели.

5. Изучение нового материала

5.1. История возникновения

- Для знакомства с историей возникновения и развития фотографии я предлагаю обратиться к книге Юрия Борева “Эстетика” (демонстрируется книга) и прочитать отрывок, посвященный фотографии.

- Вы сформулировали вопросы, задайте их другим группам.

Выполнение практического задания № 1.

Обмен вопросами, уточнение и закрепление изученного материала.

Практическая индивидуально-групповая работа (7 минут)

Текст “Фотография” (прил.1)

5.2. Специфика фотографии как вида искусства

Прочитав текст, вы обратили внимание на проблему взаимоотношения фотографии и искусства, прежде всего изобразительного, отразили ее в своих вопросах.

Действительно, во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.

Фотография в своем развитии прошла несколько этапов:

в начале своего существования была своего рода забавным аттракционом, затем техническим средством передачи информации (достаточно вспомнить, что художники 19 века использовали фотографию как вспомогательный материал для написания живописных работ), лишь в процессе создания нового художественного языка произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям.

В настоящее время существует два направления фотографии – документальная и художественная.

Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности, ее ценность - в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи, технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект – жанры фоторепортаж, фотопублицистика.

- А с какой целью создается художественная фотография и что характерно для нее?

Я предлагаю посмотреть фотографии выдающихся мастеров прошлого, классиков этого вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа, Ансел Адамс) и определить, что отличает их работы. (Демонстрируется подборка слайдов № 2)

- Создаются для отражения собственного видения авторов, их отличает наличие художественного образа.

- Давайте вспомним, что называется художественным образом?

Художественный образ - “обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления”.

С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка

Анализ получаемой информации и соотнесение ее с собственными представлениями о фотографии.

Тема урока – Художественная фотография

- Давайте посмотрим фильм о работе фотографа. Но прежде попытайтесь сами ответить на вопрос: какими качествами должен обладать фотограф?

Просмотр видео о работе фотографа для журнала National Geografic


Иллюстрация – свеча и ее перевернутое отражение.


В 1839 году Луи Дагер доложил Парижской академии об изобретенном им способе фотографирования (дагерротипии). С тех пор этот день – 7 января 1939 года – официально считается днем рождения фотографии.
- У дагерротипа был существенный недостаток. Именно он помешал развивать фотографию в том направлении, которое предложил Дагер. Какой? (Чем отличается от фотографии на бумаге? В чем сходство?) На этот вопрос вы сможете ответить после просмотра видеофрагмента.

Видеофильм “Дагерротипия”.

Комментарий к фильму.
Этапы процесса Дагера были следующими:
Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
Серебряная поверхность полировалась до блеска.
Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке: Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту). За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра.
Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой.
Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером).
Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа. В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным.
Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.
Ответ на вопрос к фильму. Изображение существовало только в одном экземпляре. Его невозможно было тиражировать. Почему? Выполнялось на пластине. Еще один недостаток – должно было пройти достаточно много времени, пока изображение было готово. Плюс долгий процесс его обработки и дороговизна серебра.
Фотографический принцип негатив-позитив был изобретен Фоксом Тальботом 1841 г..
Через два года после доклада Дагера свой патент зарегистрировал англичанин Фокс Тальбот. Тальботу удалось получить изображение на бумаге. И хотя первый отпечаток имел размеры всего один квадратный дюйм, с этого времени основным стал негативно-позитивный способ получения фото.
Цветная фотография возникла только в конце 19 века.
На протяжении всего 20 века техника фотографии постоянно совершенствовалась. И цифровая фотография, которая возникла в 1981 году и активно развивается в последние годы, пока не смогла его заменить.

Фотография и живопись

Анализ двух изображений – “Лавра” украинского художника Юрия Химича (на илл. слева) и фото Киево-Печерской Лавры 1890-х годов (на илл. справа) (беседа с учениками).

художня культура

Вывод – художественный образ создан и в одном, и в другом случае. Но смысл – разный. Художник изменил размеры и расположение объектов, отчего между ними возникла тесная связь, неразрывное единство, гармоничная связь двух архитектурных сооружений. Все изображение может символизировать силу православной веры, непрерывность христианской традиции, а вертикальный формат картины - подчеркивать устремленность к Богу молитв верующих, собравшихся в храме. Ритмичное повторение архитектурных элементов, их соразмерность ассоциируется с ритмом церковной службы, а крупная брусчатка на первом плане картины, данная в сильном перспективном сокращении, как бы ведет нас в храм.
Фотография же Лавры ценна, во-первых, правдивостью изображения храма, выбранная фотографом композиция подчеркивает материальность и весомость зданий, а фоновые облака вносят динамику, создавая впечатление движения. Объединяют фотографа и художника не только средства художественной выразительности. Что является главным и в картине, и в снимке? Идея, смысл, воплощение личностного видения изображаемого.

Анализ фотографии Киево-Печерской Лавры 1890-х годов и современного моментального снимка Лавры (иллюстрация)
.

художня культура

- Может ли фотография изменить мир?

Пример – Просмотр слайд-шоу «Природа Дикого Запада и Крыма)

Или в качестве примера можно показать слайд-шоу "Джазовый фестиваль в Коктебеле":

Примечание 1. Ученики в процессе урока должны записать в свои тетради значение слова "фотография" - "писать светом", основные имена и даты, названия жанров фотографии, главное качество фотографии - документальность и, по возможности, законспектировать ключевые слова по ходу урока.
Примечание 2. Из-за нехватки времени лучше показать не семь снимков, которые изменили мир, а три и вступительную беседу сделать как можно более лаконичной.

Дополнительные видеофрагменты,

которые не вошли в урок, но тоже могут быть использованы в теме "Художественная фотография":

1. Фрагмент советского фильма "Зигзаг удачи". Работа фотоателье: съемка, композиция, печать, ретушь:

2. Эксперимент с лошадью (оказалось, что художник Дега неправильно изобразил скачущую лошадь. Она не может одновременно оторвать все четыре копыта от земли. Было сделано 24 кадра в секунду на ипподроме на фоне белой стены. Были натянуты тонкие нити, которые скачущая лошадь разрывала, тем самым приводя затвор аппаратов в движение:

Читайте также: