Компьютерные объекты 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 6 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова

  • файл
  • имя файла
  • папка
  • размер файла
  • бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Файлы и папки

Все программы и данные в устройствах долговременной памяти компьютера хранятся в виде файлов, которые, в свою очередь, группируются в папки. Файлы и папки — важные компьютерные объекты.

Файл — это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения. Расширения необязательны, но они широко используются: расширение позволяет пользователю, не открывая файл, определить, какого типа данные (программа, текст, рисунок и т. д.) в нём содержатся.

В некоторых операционных системах имя файла может включать до 255 символов, причём в нём можно использовать буквы национальных алфавитов и пробелы. Расширение имени файла записывается после точки и обычно содержит 3 символа.

Операционная система Linux в отличие от Windows различает строчные и прописные буквы в имени файла: например, в Linux FILE.txt, file.txt и FiLe.Txt — это три разных файла.

Файлы, содержащие данные (рисунки, тексты), ещё называют документами. Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью прикладных программ (приложений).

Файл характеризуется такими свойствами как тип, размер, дата создания, дата последней модификации.

Существует большое количество типов файлов. Вот некоторые из них:

  • текстовые документы — имеют расширения txt, doc, rtf, odt;
  • графические — файлы, содержащие изображения; их расширения — bmp, jpg и др.;
  • звуковые — файлы, содержащие голоса и музыку; их расширения — wav, mid, mp3 и др.

Подумайте, каким типам файлов могут быть поставлены в соответствие эти рисунки:


На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч.

Все файлы хранятся в определённой системе: в папках (каталогах), которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках (быть вложенными в них) и т. д. Каждый каталог также получает собственное имя.

Почему система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке?

Во время работы на компьютере с файлами и папками чаще всего проводятся такие действия (операции), как модификация, копирование, удаление и перемещение. Здесь также можно провести аналогию с книгами в библиотеке:


При работе с файлами не следует:

  • удалять файл, точно не выяснив, обязательно ли это следует делать;
  • давать файлу имя, которое не поясняет его содержание;
  • сохранять файл в той папке, где его потом будет трудно найти;
  • удалять или перемещать файлы, находящиеся в папках прикладных программ — это может привести к тому, что программы перестанут работать.

Размер файла


Более крупными единицами, используемыми для выражения размера файлов являются килобайты, мегабайты и гигабайты:

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Объём компьютерных информационных носителей измеряется в мегабайтах и гигабайтах.

Приходилось ли вам иметь дело с компьютерными носителями информации? Какой объём они имели?

На стандартном лазерном диске можно сохранить множество файлов, общий размер которых будет равен 700 Мбайт. Выясним, сколько копий словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова можно разместить на таком диске. Для вычислений можно воспользоваться приложением Калькулятор.

Одно из изданий словаря Ожегова состоит из 800 страниц, на каждой странице 2 колонки из 80 строк, в каждой строке 60 символов (включая пробелы). Перемножив все эти числа, получаем общее число символов в словаре: 800 • 2 • 80 • 60 = 7 680 000 символов.

Один символ текста (пробел — это для компьютера тоже символ) занимает в памяти 1 байт. Следовательно, словарь, содержащий 7 680 000 символов, можно сохранить в файле, размером 7 680 000 байтов.

Выразим размер файла в килобайтах: 7 680 000 : 1024 = 7 500 (Кбайт).

Выразим размер файла в мегабайтах: 7 500 : 1024 ? 7 (Мбайт).

Теперь разделим 700 (информационный объём лазерного диска в мегабайтах) на 7 (размер файла со словарем, выраженный в мегабайтах). Получится 100. Значит, на одном лазерном диске можно разместить 100 книг, таких по объёму, как словарь Ожегова. Если эти книги размещать в обычном книжном шкафу, то потребуется шкаф из шести полок, на каждой из которых будет умещаться по 15—17 книг большого формата.

Объекты операционной системы

Вам хорошо известны такие объекты операционной системы, как рабочий стол, панель задач, окна документов, папок, приложений и т. д.

Рассмотрим одно из средств, позволяющих увидеть, какие файлы хранятся в компьютере.

Окно Компьютер (Мой компьютер) содержит значки всех устройств компьютера, на которых можно хранить файлы (рис. 3).


Чтобы узнать, что хранится на диске С:, дважды щелкните на его значке — в окне отобразится содержимое диска. Это окно содержит значки нескольких типов:


для представления файлов с данными;


для представления файлов-программ;


для представления папок;


кроме того, можно увидеть и ярлыки, обеспечивающие быстрый доступ к какой-либо папке, программе или документу.

Самое главное

Основные компьютерные объекты — файлы (документы и приложения), папки.

Файл — это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Все файлы хранятся в определённой системе: в папках, которые, в свою очередь, могут быть вложенными в другие папки и т. д.

Размеры файлов выражаются в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах и гигабайтах:

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Ёмкость компьютерных информационных носителей измеряется в мегабайтах и гигабайтах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Компьютерные объекты.

Тип урока: урок выведение новых знаний.

Образовательно-развивающие цели:

Выведение новых понятий: файл, имя файла, папка, размер файла.

Применение обучающимися опорных понятий: объект, имя объекта, свойства объекта.

Развитие у обучающихся универсальных учебных действий:

познавательных: смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обоснование.

регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.

коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение речью в соответствии с нормами языка.

Развитие у обучающихся предметных умений:

Воспитательные цели:

Формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий: причина-следствие, единство-многообразие.

Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.

Заявка на оценку ( 25 обучающихся в классе)

Организационный момент:

Знакомство учащихся с заявкой на оценку. Планирование учащимися оценки. Назначение арбитров по рядам.

Работа по теме урока.

Формулирования учащимися целей урока на основе его темы.

Задание №1. На рисунке (Приложение 1) показаны различные объекты, определить среди них лишние, пояснить. Ответ: Объекты: компьютер, диск, значки и т.д., так как элементы данного множества не принадлежит к природным объектам, они искусственные и относятся к компьютерным технологиям, это компьютерные объекты.

Вопрос: Какие цели нужно поставить для дальнейшего изучения темы? Ответ: вспомнить, что такое объект; повторить назначение объектов – устройств компьютера; узнать больше о компьютерных объектах.

Сформулировать к понятиям объект, множество, элемент, общее имя, единичное имя, свойства объекта, действие объекта, поведение объекта, состояние объекта вопросы, используя карточку №1. Ответить в форме суждений (вопрос-понятие – 1 б., ответ – 2 б.).

Каким образом представлена информация в долговременной памяти компьютера ( ответ: в виде файлов, которые группируются в папки).

Что такое файл (файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем).

Каким образом формируется имя файла? ( имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имя фала и расширение, которое указывает на тип файла).

Что понимается под характеристикой файлов? ( файлы характеризуются такими свойствами как тип, размер, дата создания, дата последней модификации)

Вследствие чего, система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке? ( также как и книги, которые хранятся на полках по разделам, файлы собраны в одном месте, в папках).

В чем заключается сущность работы на компьютере с файлами? (с файлами можно проводить такие операции, как модификация, копирование, удаление и перемещение) . (2 балла за ответ)

В каком случае нельзя удалять или перемещать файлы? (если файлы находятся в папке прикладной программы)

Задание №4. Используя раздаточный материал, найти соответствие между типом фалов и их расширением (4 балла, индивидуальный труд):

Задание №5. Сравнить понятия файл и папка, найти 2 общих признака 1 отличительный признак. Используя карточку №3 сформулировать суждения и записать в тетрадь (6 балла индивидуальный труд). Ответ: (общие признаки: 1) так же как и файлы, папки имеют имя. 2) сравнивая понятия файл и папка (каталог), можно сказать, что они хранятся в определенной системе. Отличительный признак – в отличие от имени папки (каталога), которое состоит из одной части, имя файла состоит из двух частей).

Простая кооперация: 1,2 группы – сравнивают общие признаки. 3-4 группы – отличительные признаки. Сложная кооперация – выступление от групп, дополнения, возражения. Самооценка индивидуального труда.

Подведение итогов урока.

Определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

Подсчёт баллов, заработанных на уроке;

Выявление арбитрами активных участников группы, для получения поощрительных баллов;

Соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку;

Выявление школьников, получивших запланированную оценку;

Выявление школьников, получивших оценку выше/ниже запланированной;

Домашнее задание.

Повторить понятия объект, файл, имя файла, папка, размер файла.

Отразить с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями:

А – операционная система.

Подвести понятия изучаемые на уроке, под философскую категорию первичное-вторичное . Ответ: файл – имя файла, файл – папка, диск – файл, папка – программа, программа – документ, бит – гигабйт, значки – Рабочий стол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится конспект урока, презентация, содержащая видеофрагменты, лист самооценки учащегося.

Лист самооценки учащегося ___ класса ____________________________

Группа №1. Файл, имя файла.

Прочитай в учебнике §2 с. 12 , заполни таблицу своими словами.

Как выглядит имя файла?

Какие символы допустимы и недопустимы в имени файла?


Группа №2 . Виды файлов, их свойства и отображение

Прочитай в учебнике §2 с. 13, 16 – 17, заполни таблицу своими словами

Сто относится к свойствам файла?

Как с помощью расширения имени можно узнать о виде информации в документе(файле)?

Как отображаются файлы с различной информацией на экране монитора?


Группа №3 . Действия с файлами и папками.

Прочитай в учебнике §2 с. 13-14, заполни таблицу своими словами

Какие действия можно выполнять с папками и файлами?

Каких действий следует избегать?

В каком случае программы и приложения могут перестать работать?

Свой пример сложного суждения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свой пример простого суждения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика . 6 класс. ФГОС.

Урок 2. Компьютерные объекты.

- 1) актуализация знаний о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, об основных устройств компьютера и их функциях;

2) обобщение и систематизация представлений учащихся о компьютерных объектах – файлах и папках;

3) формирование представлений о размере файла и единицах, в которых он выражается;

4) актуализация умений работы с объектами операционной системы;

5) актуализация умений работы с объектами файловой системы.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- воспитание требований безопасности

Запись домашнего задания.

§2 (с. 13-14, 16-17) РТ: № 14,15,16, 23

Работа с дневниками

Проверка домашнего задания

РТ: № 1, 2, 5, 8

Читают и называют верные ответы, ставят баллы в лист самооценки

Формулирование темы и целей урока.

- Выдели лишние объекты. Объясни.

- Если все эти искусственные объекты связаны каким-то образом с компьютерными технологиями, то, какое общее имя мы можем дать данным объектам?

- Следовательно, тема урока называется:

-Подумайте, к чему будем стремиться на уроке?

- лишние объекты: компьютер, значки, диск и другие так как они не относятся к природным объектам. Это искусственные объекты.

- вспомним, что такое объект,

- повторим назначение объектов - устройств компьютера;

- больше узнаем о компьютерных объектах

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

1.Что такое объект?

2. Какие имена бывают у объектов?

3. Что относится к свойствам объекта?

Назови объекты, из которых состоит компьютер

- предмет, событие или явление, на которое обратили внимание;

- имена бывают общими и единичными;

- к свойствам объектов относятся размер, состояние, положение и др.

- называют основные и дополнительные устройства и их назначение

Личностные УУД:

- развитие памяти и внимания

Введение в изучение темы

Узнай больше о компьютерных объектах

Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод;

- развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

Коммуникативные УУД:

- формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Планируемые учебные результаты:
Предметные: представления о компьютерных объектах и их признаках;
Метапредметные: ИКТ-компетентность (основные пользовтельские навыки);
личностные: понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

Решаемые учебные задачи:
1) актуализация знаний о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, об основных устройств компьютера и их функциях;
2) обобщение и систематизация представлений учащихся о компьютерных объектах – файлах и папках;
3) формирование представлений о размере файла и единицах, в которых он выражается;
4) актуализация умений работы с объектами операционной системы;
5) актуализация умений работы с объектами файловой системы.

Данная разработка является частью комплекса: Полный комплекс



Читайте также: