Советское общество в 20 годы конспект урока 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Задача урока: охарактеризовать социальные изменения, произошедшие в государстве в результате коллективизации и индустриализации.

Оборудование: карта, иллюстрации, CD .

План урока

1. Из деревни в город.

2. Номенклатура вместо нэпманов.

5. Воинствующие безбожники.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания и выполняют письменные задания.

Тестовое задание 1

1. Одна из черт политического режима 1930-х гг.:

а) расширение политических прав всех категорий населения;

б) массовые репрессии;

в) введение альтернативных выборов в Советы.

2. В Конституции 1936 г. содержалось положение:

а) коммунистическая партия — руководящее ядро общества;

б) лишение гражданских прав выходцев из имущих слоев населения;

в) высшим руководящим органом государства являлся съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

3. В 1937 г. произошло событие:

а) убийство С. М. Кирова;

б) показательный судебный процесс над военными;

Тестовое задание 2

1. Конституцию 1936 г. называют Конституцией:

в) диктатуры пролетариата.

2. А. Вышинский выдвинул положение о том, что главным доказательством вины являются:

а) показания свидетелей;

б) письменные документы;

в) признания обвиняемого.

3. В Конституции 1936 г. утверждалось, что в состав СССР входили:

а) 8 республик; б) 11 республик; в) 15 республик.

• Изучение нового материала

В начале изучения темы учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и эпиграфом к параграфу. Далее учащимся предлагается вспомнить новшества, которые вошли в жизнь россиян после революции 1917 г.

Изучение темы строится на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника. Учащиеся выполняют практическую работу.

а) Цифры переписи 1939 г. свидетельствуют о таких явлениях жизни, как.

б) Индустриализация и коллективизация привели к социальным последствиям.

в) Издание закона о паспортной системе и введение обязательной прописки привели к.

а) В каком году была закрыта последняя биржа труда?

б) Приведите примеры, свидетельствующие о повышении уровня жизни населения.

в) Приведите примеры, свидетельствующие о снижении уровня жизни населения.

в) Для укрепления трудовой дисциплины правительство в 1930-е гг. предприняло следующие меры.

а) Расшифруйте аббревиатуры: ГТО, Осоавиахим, ВСХВ.

б) Достижения советских летчиков и спортсменов имели значение для советского общества в целом, и молодежи в частности, потому что.

б)* Используя иллюстрации и интернет-ресурсы, найдите изображения церквей и монастырей, уничтоженных в 1930-е гг. в Москве и вашем городе.

Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает охарактеризовать черты повседневной жизни советского человека в 1930-е гг.

По окончании работы учитель организует дискуссию. В ходе беседы учитель может зачитать мнение К. М. Симонова.

К. М. Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине

Не знаю, как другие, а от меня в те годы такое отскакивало. Мысли о Красной Армии и о пятилетке связывались воедино капиталистическим окружением: если мы не построим всего, что решили, то будем беззащитны, погибнем, не сможем воевать, если на нас нападут, — это было совершенно несомненным. И может быть, поэтому, когда я слышал о борьбе с правым уклоном, кончившейся в тогдашнем моем представлении заменой Рыкова Молотовым, то казалось ясным, что с правым уклоном приходится бороться, потому что они против быстрой индустриализации, а если мы быстро не индустриализируемся, то нас сомнут и нечем будет защищаться, — это самое главное. Хотя в разговорах, которые я слышал, проскальзывали и ноты симпатии к Рыкову, Бухарину, особенно к последнему, как к людям, которые хотели, чтобы в стране полегче жилось, чтоб было побольше всего, как радетелям за сытость человека, но это были только ноты, только какие-то отзвуки чужих мнений. Правота Сталина, который стоял за быструю индустриализацию страны и добивался ее, во имя этого спорил с другими и доказывал их неправоту, — его правота была для меня вне сомнений и в 14, и в 15, и в 16 лет.

Не знаю, как для других моих сверстников, для меня 1934 год почти до самого его конца остался в памяти как год самых светлых надежд моей юности. Чувствовалось, что страна перешагнула через какие-то трудности, при всей напряженности продолжавшейся работы стало легче жить — и духовно, и материально.

И строительство Беломорканала, и строительство канала Москва—Волга, начавшееся сразу же после окончания первого строительства, были тогда в общем и моем представлении, не только строительством, но и гуманной школой перековки людей из плохих в хорошие, из уголовников в строителей пятилетки. Старые грехи прощались, за трудовые подвиги сокращали сроки и досрочно освобождали, и даже в иных случаях недавних заключенных награждали орденами. Таков был общий настрой происходящего, так это подавалось.

Вопросы к документу: 1. Как вы думаете, какие факторы влияли на восприятие советским человеком окружающей действительности? 2. Как рядовой советский гражданин реагировал на политическую борьбу в высших эшелонах власти? 3. Как вы думаете, почему массовые репрессии не вызвали массового сопротивления народа? 4. Какую роль в адаптации к тоталитарному режиму играли социалистическая идеология и средства массовой информации?

Какое влияние на повседневную жизнь советских людей оказывали идеология, агитация и пропаганда?

• Формирование универсальных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советский Союз в 20 —30-е гг. XX в. существовал в условиях постоянной угрозы войны. Подготовка к войне явилась главной причиной индустриализации и коллекти­визации, которые затрагивали жизнь всего населения Советского Союза. Вся экономика подчинялась планированию из Центра, а экономическая политика велась путем отдачи специальных ди­ректив. В этот процесс втягивалось и село. Крестьяне, теряя послед­ние остатки самостоятельности, становились в один ряд с рабо­чими. В свою очередь, рабочие заводов и фабрик лишились выбора места работы и становились бесправными на своих предприятиях. Подготовкой к будущей войне являлось и укрепление органов ОГПУ.

Цели: образовательные: - познакомить учащихся со сложными и противоречивыми процессами имевшими место в общественно-политической жизни советского общества в 20-30-е гг.; - достичь усвоения учащимися особенностей политической системе СССР в 20-30-х гг.; Развивающие: - способствовать развитию коммуникативных навыков; -овладение элементарными методами исторического познания; Воспитательные: - воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, уважения к правам и свободам человека; - способствовать формированию активной жизненной позиции; - создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

Задачи: - определить основные признаки тоталитаризма; - сформировать знания о массовых политических репрессиях и сопротивления политическому режиму в СССР; - продолжить развитие умений работать с различными видами источников, формирование исследовательских, информационных, социальных компетенций;

Понятия: - власть партийно-государственного аппарата; - культ личности Сталина; - массовые репрессии; - тоталитарное государство.

Оборудование: - ноутбук, презентация, документы, учебник, тетрадь, рабочие листы.

Изучение нового материала

Сталин, начавший свое восхождение к власти с 1922 г., имел несомненный дар улавливать настроения населения, именно пото­му он повернул от нэпа к форсированному строительству индустриальной державы. Он понимал, что массы неоднородны, а претворять в жизнь планы авантюрного характера могут лишь люди с неокреп­шим мышлением, прежде всего молодежь. Сталин во всех отраслях государственной и хозяйственной жизни стремился заменять старые кадры молодыми. В этом была его сила и его же слабость.

Идеология. Со страниц газет, журналов, с плакатов звучали призывы быть готовыми к защите социалистического Отечества, быть бдительными, крепить трудом оборону страны. Главными героями тех лет становились пограничники, передовики-новато­ры, побивающие все рекорды, граждане, разоблачающие козни врагов, и т.п.

Репрессии.1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый сек­ретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Сталин решил использовать это убийство для усиления репрессий. В те декабрь­ские дни было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Проходящие по делам о контрреволюци­онных преступлениях подлежали расстрелу.

Применение труда заключенных дало возможность решать мно­гие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Ведь заключенным не нужно было платить зарплату.

В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин ска­зал, что чистки в партии были неизбежны, хотя и сопровожда­лись многочисленными ошибками.

Социальные процессы. Преобладающим социальным слоем в 30-е гг. XX в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидирована. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.

Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо опла­чивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движе­ние ударников стахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае не­обходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.

Для крестьян новые условия существования оказались сопря­женными с существенными потерями. Большие налоги возмуща­ли сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. XX в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.

В середине 30-х гг. XX в. правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план по хлебу и мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.

Итоги развития. Итогом развития СССР в 30-е гг. XX в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отрас­лях промышленности, по объему которой Советский Союз вышел на второе место в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внима­ние уделялось военной промышленности.

К концу 30-х гг. XX в. повысился уровень жизни народа, осо­бенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституцион­ные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.



План-конспект

учебного занятия

УПМ 8. Служба кранового оборудования / Бригада по ремонту и обслуживанию грузоподъемных механизмов. Бригада по эксплуатации электромостовых кранов

ФИО преподавателя Леонтьева И.В.

Тема: Советское государство и общество в 1920-1930 гг. ХХ века.

Задачи по ФГОС:

Обучающая- рассмотреть и обозначить потери и достижения в духовной жизни СССР в 1920-30гг, дать им объективную оценку.

Развивающая- продолжить развивать у студентов критическое мышление в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг.

Воспитывающая- воспитывать чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.

Задачи по модулю:

Рассмотреть корпоративные ценности- созидание, сопричастность.

Продолжить развитие следующих компетенций: аналитическое мышление, коммуникативные навыки.

Контрольные вопросы и задания. Терминологический диктант.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, рекомендуемая литература.

Ход занятия:

Приветствие учащихся, мотивация на работу.

2. Актуализация знаний.

«Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш мы новый мир построим,

Работают с эпиграфом, смотрят видео-фрагмент. На слайд-шоу в течении занятия фото Первоуральска и окрестностей в 20-30 гг.

Создание рабочего настроя.

3.Изучение нового материала

Образование и развитие СССР.

Период новой экономической политики.

Индустриализация в СССР.

Коллективизация в советской деревне.

Политическая жизнь в СССР в 1920 - 1930-е гг.

Советская культурная революция в 20-30-е гг. ХХ века.

1.Студенты зачитывают заранее приготовленные доклады о образовании СССР. Остальные обучающиеся внимательно слушают и фиксируют причины образования СССР.

Рассмотрение плана объединения союзных республик.

Рассмотрение корпоративных ценностей- сопричастность.

Рассмотрение корпоративных ценностей- сопричастность.

Рассмотрение корпоративных ценностей- созидание.

6. Рассказ преподавателя, работа с презентацией. Заполнение таблицы: цели, ход, итоги советской культурной революции.

1.Зачитывают доклады, выделяют и фиксируют причины образования СССР.

2. Работают с терминами, составляют опорную схему.

3+4 работают с параграфом учебника, составляют опорную схему.

6.Слушают рассказ преподавателя, заполняют таблицу.

Рассмотрение корпоративных ценностей- сопричастность, созидание.

Развитие следующих компетенций: аналитическое мышление, коммуникативные навыки.

4.Первичное закрепление изученного.

Написание терминологического диктанта.

5.Подведение итогов занятия.

Преподаватель благодарит обучающихся за работу. Задание домашнего задания.

Благодарят преподавателя. Записывают д.з.

Словарь исторических терминов


-80%

1. Советское общество на рубеже 20-30-х г.г.

Мы живем под собою не чуя страны…
О. Мандельштам
Каждый поступок противодействия
власти требовал мужества,
несоразмерного с величиной поступка.
А. И. Солженицын

3. План урока

5. Советское общество

6. Герб

7. Флаг СССР

8. ГИМН СССР

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы, народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы, к победе ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
1944

9. Интернационал

10. Культ Ленина (Мавзолей)

• Новыми явлением социального общества стало поклонению культу
вождя, так вождь Октябрьской революции был захоронен в
Мавзолее на Красной площади.

11. социальная структура советского общества

1913 год
1937 год
Рабочие
14%
31,2%
Служащие
2,4
13,6
Единоличные
крестьяне
66,7
4,5
Эксплуататорские
классы
16,3%
-
колхозники
-
46,6
иждивенцы
-
2
Нетрудящиеся
элементы
-
0,004%

14. Конституция 1936 года (принята YIII Всесоюзным съездом Советов)

• ВКП(б) – руководящее ядро общества
• Марксизм – ленинизм – государственная идеология
• Наличие двух дружественных классов – рабочего класса и
колхозного крестьянства и социалистической
интеллигенции

15. Конституция провозглашала:

• ст. 125 – свобода слова, печати, собраний, митингов,
уличных шествий, демонстраций;
ст. 126 – право объединяться в общественные
организации;
Ст. 127 – неприкосновенность личности;
ст. 141 – выставлять кандидатов на выборах в
Советы всех уровней;
ст. 134 – всеобщее, равное, прямое, тайное
голосование
Конституция
провозглашала:

Осуждено по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940г.г.
год
Всего осуждено
Приговорено к
смертной казни
1921
35 829
9 701
1924
12 425
2 550
1927
26 036
2 363
1930
208 069
20 201
1931
180 696
10 651
1933
239 664
2 154
1935
267 076
1 229
1936
274 670
1 118
1937
790 665
353 074
1938
554 258
328 618
1939
63 889
2 552
1940
71 806
1 649

• Гла́вное управле́ние лагере́й и мест
заключе́ния (ГУЛа́г) —
подразделение НКВД СССР, МВД
СССР, Министерства юстиции СССР,
осуществлявшее руководство местами
массового принудительного заключения и
содержания в 1934—1960 годах.

25. ГУЛАГ

Сколько жертв “БТ” официально
опубликовало НКВД?
1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.
Известный историк Конквест называет
числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году
назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.

30. Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?

• В марте 1938 г.на 3
процессе были осуждены
Н.Бухарин, А.Рыков,
К.Радек и др.Страна
погрузилась в атмосферу
страха. Секретный отдел
НКВД настигал своих
жертв даже за границей -в
1940 г.в Мексике был убит
Л.Троцкий.

33. Репрессии против руководства армии. Расстреляны

Репрессированы в 1937г
из 5 маршалов - 3
из 9 командармов I ранга – 5
из 10 командармов II ранга – 10
из 57 комкоров - 50
из 186 комдивов – 154
из 16 армейских комиссаров I и II рангов – 16
из 26 корпусных комиссаров – 25
из 64 дивизионных комиссаров – 58
из 456 командиров полков - 401

34. Репрессированы в 1937г

36. Разрушение храма Христа Спасителя в Москве

37. Раскулачивание

38. Спецпоселение

39. Труд спецпереселенцев

• В 1991 году вышел указ
Президента России об
установлении Дня памяти
жертв политических
репрессий – это дата 30
октября.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические задания к теме- НЭП, образование СССР. Анализ противоречий новой экономической политики, методы единства партии большевиков в данный период, предпосылки создания СССР,анализ нонвого государственного устройства. Цели внешней политики в 1920е годы, " курс Рапалло". Определить, в чём состояли причины военнной тревоги в 1927 году.

МБОУ Кушнурская СОШ Шарангского района учитель Титова Л.Ю.

История России 11 класс уч Загладина

Лабораторная работа с текстом учебника и документами

Советское государство и общество в 1920-1930е гг – пар.14-18

Объяснить термины, личности: ГОЭЛРО, Г.М.Кржижановский, НЭП, политика военного коммунизма, концессии, кооперация, Г.Я.Сокольников, нэпманы, продналог.

Новая экономическая политика

Меры в сельском хоз-ве

Распределения и труда

3.Положение в сельском хозяйстве в годы НЭПа

4.Перечислить не менее зх противоречий НЭПа.

-появление сельской и городской бюуржуазии-

-неравенство в доходах населения-

5.Кризисы в партии большевиков

Руссская Православная Церковь

6. Что Сталин назвал правым уклоном в партии?

7. Предпосылки образования СССР

8.План федеративного государства, план автономизации- авторы, содержание.

9.Объяснить- ЦК РКП (б), 30 декабря 1922г,СССР,ЦИК,Всесоюзный съезд Советов, СНК СССР,ОГПУ,31 декабря 1924 г, ЦК ВКП (б), ЗСФСР, белая эмиграция, Коминтерн, НКИД, Г.В.Чичерин, М.М.Литвинов.

10. 1922 год, Генуэзская конференция- Раппальский договор- участники, условия.

Читайте также: