Конспект занятия развитие фонематического слуха у детей 5 6 лет

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Гладышева Инна Валерьевна,
уучитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида,
г. Лысково Нижегородской области

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Развивающие :

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Ход занятия

I. Вводная часть.

(Дети здороваются с гостями)

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Садитесь на свои места.

2. Введение в игровую ситуацию

Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой мультфильма. Кто это (слайд Винни-Пуха)

Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая

Сова пригласила его на День рождения. (Слайд совы) и он не знает, что подарить Сове. И стал думать.

-Что в мультфильме Винни-Пух любил делать? (Сочинять различные дразнилки, сопелки, пыхтелки).

Так вот. Решил он Совена День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось. (слайд)

Давайте мы проговорим их, говорить надо чётко, проговаривая каждое слово. Сначала говорю я, а затем вы.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Воспитатель: Какие знакомые звуки здесь встречаются чаще всего?

Правильно! Звуки В и Вь.

Сегодня на занятии мы повторим эти звуки, закрепим умение их различать, находить в словах, определять их место в словах, будем делить слова на слоги.

II. Основная часть занятия.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель: (Можно использовать зеркало, посмотрите в него, улыбнитесь себе.)

"Улыбка " - "Трубочка ". – Улыбнитесь друг другу.

Языком отодвиньте верхнюю губу, нижнюю.

Поднимите язык к верхним зубам, опустите к нижним.

Упритесь кончиком языка в левую щеку, в правую.

(слайд)2. Развитие мимических мышц.

Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы,

он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу.

Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся. (Улыбка) (слайд)

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался. (Радость) (слайд)

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил. (Грусть) (слайд)

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела. (Восхищение) (слайд)

3. Работа над развитием дыхания и голоса.

А сейчас поработаем над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе - опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет. Ветер воет?Ветер воет! Молодцы!

(Слайд) Воспитатель: Винни-Пух передал картинки для вас с заданием,

какой повторяется звук в этих словах?

(слайд) 4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Звук В обозначим синим квадратом, звук Вь – зелёным квадратом.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку В, Вь.

Дети:Звук В - согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь - согласный, мягкий, звонкий.

6. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: ва - во - ву - ви

Ответы детей : Лишний Ви.

Воспитатель: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей : Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Воспитатель: Правильно, слушайте дальше.

Ответы детей : Лишний Ва, т. к. во всех слогах звук Вь.

(слайд) 7. Дидактическая игра "Сигнальщики ".

У детей сигнальные квадраты зеленого и синего цвета.

Воспитатель: "Посигнальте " квадратом синего цвета, когда в словах услышите звукВ, а квадратом зелёного цвета – когда услышите звук Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8. Дидактическая игра "Замени звук ".

Воспитатель: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой; Митя – Витя; мыть – выть; лесть – весть; голос – волос; пеликан – великан.

9. Динамическая пауза. (Выполнение движений по тексту).

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Как дул ветер? (Сильно)

Подуем сильно, как ветер.

А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

(слайд) 10. Звуковой анализ слов.

1. Звуковой анализ слова СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

Сделаем звуковой анализ слова СОВА: (слайд)

1. Выделите голосом первый звук. Каким квадратиком обозначим?

СОВА– первый звук С – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком.

Давайте проверим (выскакивает на слайде синий квадрат).

2. Выделите голосом второй звук :

- второй звук О– онгласный – обозначим его красным квадратиком. (Проверка)

3. Выделите голосом третий звук:

- третий звук В – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком (Проверка)

4. Выделите голосом четвё ртый звук:

- четвёртый звук А – он гласный – обозначим его красным квадратом (проверка).

Дети сравнивают свою получившуюся схему с той, что на экране.

Воспитатель: Сколько звуков в слове СОВА?

Дети: В слове СОВА 4 звука, 2 согласных и 2 гласных звука.

Воспитатель: Какие эти звуки?

Согласные звуки: С, В.

Гласные звуки: О, А.

Назовем звуки по порядку: СОВА

Воспитатель: А теперь поделите слово СОВА на слоги, подперев рукой бороду.

Воспитатель: Сколько получилось слогов? Положите столько жёлтых прямоугольников, сколько у вас получилось слогов.

Затем дети сравнивают с изображением на экране.

Дети: Получилось 2 слога.

2. Аналогично сделать звуковой анализ слова ВИКА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

А сейчас давайте не много отдохнём. (слайд)

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

11. Дидактическая игра "Дни недели " (определение места звука в слове).

Воспитатель: А теперь мы будем определять место звука в слове. Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей : вторник, четверг, воскресенье.

Воспитатель: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей : в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь - в середине слова, в слове воскресенье звук В - в начале слова.

(слайд) Воспитатель:

1. Посмотрите на экран. Найдите место картинкам. Если в названии предметов звук В, относим к синему квадрату, со звуком Вь- к зелёному. 2. Найдите слова со звуком В и ВЬ. (слайд)

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?

Воспитатель: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей : Звук В - согласный, твердый, обозначается квадратиком синего цвета, звонкий.

Звук Вь - согласный, мягкий, обозначается квадратиком зеленого цвета, звонкий.

Воспитатель: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять? (ответы детей)

2. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Как вы сегодня занимались? (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал? (ответы детей)

У кого что получилось? (ответы детей)

А что не получилось? (ответы детей)

(слайд) 3. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Винни –Пух дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Винни-Пуха.

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста. Один.

Конспект занятия по развитию речи. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучать работе со схемами, символами. 2. Развивать.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха в средней группе для детей с ОНР Цели Развитие подвижности органов артикуляции Развитие умения прислушиваться Развитие сукцессивной.

Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Слова, многообразие слов, графические навыки.

Программное содержание:

Познакомить с многообразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу

Закреплять навыки правильного произношения

Стимулировать зрительно-поисковую активность

Формировать избирательность зрительного восприятия

Развивать графические навыки-рисования коротких отрывистых линий

Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Стихотворение Е. Серовой

Гладко, плавно лился стих, Чтобы снова в добрый путь

Вдруг споткнулся и притих, Стих потек, как речка,

Ждет он и вздыхает: Помоги ему чуть-чуть,

Слова не хватает! Подскажи словечко.

Предложить детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.

Я сегодня утром рано Уронили мишку на пол,

Умывался из под……. (крана) Оторвали мишке ……. (лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался …… (зайка)

Обратить внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.

Подсказать слово, найти названных животных на картинке и обвести их.

Часто к озеру напиться Уронила белка шишку,

Ходит рыжая …..(лисица). Шишка стукнула …..(зайчишку)

Рады мальчики и девочки,

Рады зайчики и …… (белочки).

3.Физкультминутка

Описание игры: дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребенку и просит выполнить одно из перечисленных ниже заданий; ребенок, выполнив задание, бросает мяч педагогу.

Назови, какие ты знаешь игрушки?

Назови домашних животных.

Назови диких животных.

Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4. Дорисуй картинку (лист 1, рисунок 2)

-рассмотреть рисунок, назвать тех, кто моется под душем. (лягушка, мышка, поросенок)

Этот дождик не простой,

Дождик теплый и густой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов (душ)

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

По словесной инструкции:

Спросите у детей, все ли обвели лису, зайку, белку? Во всех ли кабинках льется вода из душа?

Если все задания выполнены правильно, предложите нарисовать внизу зеленый кружок, если частично- желтый, если много ошибок- красный.

(Эти цвета символизируют светофор)

Самоконтроль по образцу:

Детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и дети соотносят свою работу с образцом.

Желательно чередовать виды самоконтроля, развивая у детей как зрительное, так и слуховое восприятие.

6. Дополнительный материал для работы вне занятий (слова, многообразие слов)

Игра Что делает кошка? Что делает собака?

Материал к игре: кошка, собака (игрушки), можно использовать иллюстрации.

Сначала спросите детей, какая кошка? (серенькая, пушистая, маленькая) Какая собака? (белая, мохнатая, большая).

Обратите внимание на звучание слов, пусть дети повторяют эти слова несколько раз. Уточните разное произношение этих слов.

-что делает кошка , когда видит мышку? (крадется, бежит, ловит, подкрадывается)

-что делает кошка, когда видит нитку с бантиком? (бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется)

-а что еще умеет делать кошка? (мяукать, лакать, царапаться)

-что делает собачка, когда видит кошку? (ловит, бежит, лает, хочет поймать, укусить).

Предложить детям еще раз повторить слова о кошке, собачке, вслушаться в звучание этих слов.

В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно узнать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машинка, матрешка, пирамидка).

Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан.

На прогулке

Предложить детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (высокие и низкие). Какие стволы у деревьев? (тонкие и толстые). Какого цвета листья на деревьях? (зеленые, красные, оранжевые, разноцветные).

Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах, во фразе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №146 г. Ярославля

совместной образовательной деятельности с детьми

занятие по формированию звукопроизношения

и развитию фонематического восприятия у детей 5-6 лет

Период проведения: II период обучения детей 5-6 лет с нарушениями речи.

Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах, во фразе.

Образовательные:

- знакомить детей с звуком и буквой С;

- дифференцировать понятия звук и буква.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение детей отличать звук С от других и слышать его в слове;

- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука С (артикуляционный уклад, направленность и длительность воздушной струи);

- упражнять детей в произнесении звука С в слогах, словах, фразах;

- продолжать развивать психические функции: память, внимание, мышление, зрительно-пространственные ориентировки

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать сообща.

Интеграция областей: речевое, познавательное, физическое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование: стаканчики с ватными шариками по числу детей, лента (тропинка); картинки: сани, сад, коса, бусы, осы, часы, мяч, банан, лимон; три обруча, мяч, шапочка лисы, изображение буквы на картоне, подносы, изображение буквы С разными способами (печатная, нарисованная птичьими следами), 3 корзинки со "снежками", снежинки-подарки.

Ход занятия

Дети входят в зал.

- Ребята, вы любите приключения? Я тоже!

- А еще приключения любит тот, кого мы не можем увидеть, но можем услышать. Хотите узнать, кто это?

мотивация на участие в занятии

- Чтобы узнать, кто это, повторяйте за мной упражнения перед зеркалом.

- Давайте улыбнемся, растянем наши губки. (артикуляционное упражнение "Улыбка")

- А теперь покажите зубки, губы улыбаются (артикуляционное упражнение "Заборчик")

- Давайте улыбнемся, откроем рот, почистим нижние зубки (артикуляционное упражнение "Почистим нижние зубки")

- Подуем на наш язычок (артикуляционное упражнение "Подуем с язычка" (язычок лежит на нижней губе). Чувствуете, какой холодный ветерок бежит по вашему язычку. Поймаем ладошкой ветерок. У кого холодный воздух?

активизация артикуляционной моторики,

выработка направленной воздушной струи,

подготовка к правильной артикуляции звука [с]

- Язычок замерз и спрятался за нижние зубки, улыбнитесь и подуйте еще раз [ссс]. (дети повторяют)

- Какой звук вы услышали? (звук [с])

- Так вот кто тоже любит приключения! Это звук [с].

уточнение правильной артикуляции звука [с]

- Когда мы можем услышать звук [с], на что он похож? (песенка водички, так дует ветер, так работает насос)

- Сейчас зима, и чаще всего мы слышим, как дует северный ветер [ссс].

- Если ветер дует сильно, то он заставляет снежинки взлетать. Посмотрите как. (учитель-логопед подставляет к подбородку стаканчик со "снежинкой" (ватный шарик), произносит [ссс], "снежинка" взлетает)

- Хотите попробовать? Возьмите стаканчики со снежинками. Чтобы снежинка взлетела, ветер [ссс] дует сильно и вниз. Поднесите стаканчики к подбородку, не забудьте улыбнуться и поднять подбородок. Ловите ветерок. У всех получилось? (контроль за выполнением). Поставим снежинки обратно.

создание образа звука

формирование сильной, направленной воздушной струи

- Северный ветер [ссс], хочет с вами поиграть, а вы хотите?

- Тогда превращайтесь в снежинки. Разойдитесь по залу, присядьте в любом месте. Ваши ушки слушают: как только услышат песенку северного ветра [ссс] - снежинки порхают и кружатся. Не перепутайте, если услышите другой звук - приседайте. (Учитель-логопед произносит звуки [ссс], [ууу], [ссс], [ввв], [ссс], [ссс], [жжж], [ррр], [иии].

развитие фонематического слуха;

развитие внимания, выделение звука [с] из ряда звуков

- Снежинки, превращайтесь скорее в мальчиков и девочек. Наш ветерок куда-то пропал, где-то от нас спрятался. Будем его искать?

- Вот тропинка, она поможет нам найти звук [с]. (Перед детьми лента с перевернутыми картинками: сани, сад, коса, бусы, осы, часы, мяч, банан, лимон). Все вокруг замело, тропинка узкая, вставайте за мной друг за другом. Здесь лежат картинки. Мы возьмем с собой только такие, в которых спрятался звук

Предлагаю поднять картинку ребенку (н-р: сани). Проговариваю слово, выделяя звук [с]: с-с-сани.

- Слышите в этом слове звук [с]? Произнеси его так, чтобы мы услышали. Забирай картинку себе, становись в конец цепочки.

Если в названии картинки нет звука [с] предлагаю взять следующую картинку.

- Мы – молодцы, отыскали звук [с]!

выделение звука [с] на фоне слова

- Пока мы искали звук [с] - вышли к горке. Сильный северный ветер приготовил для нас санки. Будем кататься на санках?

- Но в санки поместятся только 3 человека (на полу 3 обруча), а кто это - вам подскажут ваши картинки. Посмотрите и запомните вашу картинку. Северный ветер подсказал мне, какие слова должны попасть в санки друг за другом. Слушайте и запоминайте слова по порядку.

Са-са-са - сани, сад, коса.

- Запомнили, кто должен сесть в санки, подходите - занимайте свои места. Проверяем, все оказались на своих местах?

- Теперь отталкиваемся, катимся на санках и повторяем слова вместе со мной. Са-са-са - сани, сад, коса.

- Кто остался, запоминайте свое место в санках. Остальные - будем помогать.

Сы-сы-сы - бусы, осы и часы

- Проверяем, правильно заняли свои места?

- Разгоняемся на санках вместе со мной: сы-сы-сы - бусы, осы и часы.

упражнения в произнесении звука [с] в чистоговорках,

закрепление умения определять порядок услышанных слов,

развитие внимания, памяти, чувства ритма

Слова для игры: анана…с, абрико…с, автобу…с, фоку. с, какту. с, вопро. с, насо. с), дети, поймав мяч добавляют звук [с] и проговаривают слово целиком.

- Ребята, как вы думаете, мы справились?

подготовка детей к звуко-буквенному анализу и синтезу

- Вот мы и на полянке. Кто из лесных жителей хочет с вами поиграть, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? . (Лиса)!

- Как вы догадались? (ответы детей)

- Хитрая лисичка хочет с вами поиграть.

- Мы пришли в лес и остановились, заметили лису. Выглядываем: "Су-су-су – мы увидели лису". Давайте подкрадемся к лисе и скажем шепотом: "Сы-сы-сы – не боимся мы лисы" (дети подкрадываются к лисе). Говорим: "са-са-са – догоняет нас лиса".

упражнения в произношении звука [с], работа над силой голоса

- Ребята, мы наигрались и немножко устали, правда? Отдохнем? (дети садятся на стулья)

- Какой звук играл сегодня с нами? (ответы детей)

- Звук мы только слышали. Мы можем увидеть букву С.

- Она спряталась под сугробом. Чтобы ее увидеть, нужно сдуть снежинки. (Дети подходят и дуют на поднос, где буква С засыпана мелко нарезанной бумагой)

- Посмотрите, какая красивая буква С, как будто инеем покрылась.

- На что похожа буква С (месяц, бублик с откушенным кусочком)

- В какую сторону смотрит буква С? (вправо). Поднимите правую руку.

- Чем сорока написала букву С на снегу? (своими следами)

- Как вы можете изобразить букву С на снегу? (нарисовать палочкой, протоптать следами, выложить из снежков)

знакомство с буквой С

- Я предлагаю вам выложить букву С на полу снежками. Буквы в книгах живут на строчках, а мы нашу букву С посадим на веточку. Подходите парами, выложите букву С.

- У кого буква С получилась не ломайте ее, встаньте, посмотрите на нее и запомните.

закрепление образа буквы С,

закрепление навыков пространственной ориентировки

- Ребята, наши приключения заканчиваются.

- Вам понравилось играть со звуком? Что больше всего понравилось?

- Мне тоже было приятно играть с вами, хочу подарить вам на память снежинки с буквой С. Вы можете поиграть с ними.

Читайте также: