Конспект урока лирика петербургского периода проблема свободы служения родине в лирике пушкина
Обновлено: 05.07.2024
II. Проблема свободы, служения Родине.
— К какому жанру можно отнести стихотворение? Есть ли в нем элементы других лирических жанров?
— Какие описательные обороты (парафразы) использует автор для обозначения понятия свобода? Как вы думаете, эстетический или иносказательный смысл скрыт в этих оборотах? Обоснуйте свой ответ.
— Какой смысл в том, что Пушкин сравнивает ожидание свободы с близким любовным свиданием?
Индивидуальное задание
III. Тема свободы и власти в лирике Пушкина.
— Как в стихотворении отразились социально-политические воззрения Пушкина?
Индивидуальное задание
— О чем это стихотворение? Докажите, что оно имеет иносказательный смысл. В чем особенности его композиции?
— Найдите в стихотворении смыслообразующие изобразительно-выразительные средства и прокомментируйте их смысл.
Данная разработка позволяет учителям 9 классов использовать на уроках материал о послелицейском периоде. Поиски поэтом своего пути в жизни.
Цель: Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта.
- отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану;
- отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.
Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга.
Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.
Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.
Расскажите о лицейских годах А.С. Пушкина.
- В чём особенность дружеской лирики Пушкина?
III. Работа по теме урока.
Промчались годы заточенья.
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых юных дум.
В Петербурге Пушкин жил с начала июня 1817 года (9 июня состоялся выпускной акт Лицея, 11-го того же месяца он уже был в Петербурге) по 6 мая 1820 года, когда он выехал о царскосельской дороге, направляясь в южную ссылку. Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своём воображении, пришлось оставить. Отец настоял на гражданской. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел и 3 июня был приведен к присяге.
Стремление к содружеству, к братскому единению составляет характерную черту поведения Пушкина этих лет. Энергии, с которой он связывает себя с различными литературными и дружескими обществами, способна вызвать удивление.
С необычной лёгкостью усваивая условия игры, принятые в том или ином кружке, включаясь в стиль дружеского общения, предлагаемый тем или иным собеседником-наставником, Пушкин не растворяется в чужих характерах и нормах. Он ищет себя.
Вот некоторые из кружков, которые посещал Пушкин.
Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев. Это был человек суровых этических принципов, любящий родину, который целью своей жизни видел борьбу с рабством. Тургенев смотрел на поэзию свысока, считая полезной только агитационную, политическую лирику.
- На заседаниях этих литературных кружков обсуждались не только вопросы литературы, но и политические, экономические и социальные проблемы. Часто звучали слова об ограничении царской власти и отмене крепостного права. В кругу этих споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина.
3. Чтение и анализ стихотворений.
- Из скольких частей состоит стихотворение?
(Стихотворение состоит из трёх частей:
- Докажите, что в описании природы в 1-й части проявляются традиции сентиментальной литературы.
- Докажите, что 2-я части стихотворения – рассказ о барстве диком – носит публицистический характер.
- Можно ли считать революционным вопрос-призыв в последней части?
(Заключительная часть – упование на то, что восторжествует справедливость, и царь сам отменит рабство).
(Ода – героическая песнь, воспевающая какое-либо историческое событие или лицо)
- Какую задачу ставит перед собой поэт в этом стихотворении?
(Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок)
- Какую картину современного ему мира рисует Пушкин?
(Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы).
- Для чего Пушкин упоминает исторических деятелей разных эпох?
( Пушкин обращается к мировой истории и даёт урок царям).
Что ставит поэт превыше всего? К чему призывает владык мира?
(Читаем заключительное четверостишие).
Вывод: Основная идея этого стихотворения – сближение властителей с народом, равенство всех перед законом.
- В этот период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.
Пётр Яковлевич Чаадаев.
- Какова композиция стихотворения?
- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.
(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).
Близость первого четверостишия к элегии можно доказать, прочтя элегию Пушкина, написанную в то же время.
Я пережил свои желанья.
Я разлюбил свои мечты,
Остались мне одни страданья-
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец,
Живу печальный, одинокий,
И жду: придёт ли мой конец?
Так, поздним хладом поражённый,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнажённой
Трепещет запоздалый лист.
- В чём сходство этого стихотворения и первого четверостишия?
(Тема разочарования (любовь, мечты, надежды, веры в мирное счастье)).
Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).
- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?
(Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста)
- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?
(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).
- С чем сравнивается стремление к свободе?
(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).
- Что собой представляет третья часть?
(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).
- Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.
- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?
(Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства).
Цели:
- познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;
- научить анализировать стихотворения, выразительному чтению;
- воспитывать любовь к лирике.
Тип урока: урок-анализ стихотворений.
Задачи с позиции УУД
Личностные.Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.
I.Организация класса Организация работы Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы
на рабочем месте, демонстрируют
готовность к уроку.
II. Опрос по домашнему заданию
Выразительно читают, отвечают на вопросы
. Работа по теме урока.
Беседа по вопросам:
1. Найдите четверостишие, из которого взят эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
2. Найдите в стихотворении признаки жанра послания. Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается?
3. Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения? Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения.
4. Как звучит в стихотворении тема Родины, ее будущего?
- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?
- Что возникает в финале стихотворения
2. 19 октября 1827
Беседа по вопросам:
1. Докажите, что это стихотворение относится к жанру послания. К чему призывает поэт своих сосланных друзей?
2. Найдите эпитеты, характеризующие отношение поэта к идеям декабристов, к их делу, их судьбе.
3. Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?
Ответы на вопросы
Просмотр презентации, запись в тетрадь основных положений
IV.итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?
V.Домашнее задание:
3. Индивидуальные задания:
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
2)вызвать интерес к его творчеству, к творчеству поэта-свободолюбца.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина; портреты молодых современников А.С.Пушкина: Н.И. Тургенева, С.И. Тургенева, Чаадаева, М.Ф. Орлова, стенгазета.
Эпиграф к уроку: Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Счастливой музою своей.
- Детские годы поэта.
Послелицейские годы – счастливое время в жизни поэта. Не обремененный служебными делами в Коллегии иностранных дел, он наслаждается свободой и всеми радостями жизни.
Все чередой идет определенной,
Всему пора, всему свой миг;
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! Немного снисхожденья –
Оставьте красный мне колпак.
С тобой пить мы будем снова
Открытым сердцем говоря
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного.
Поведение Пушкина поражало его современников смелостью и дерзостью. Он был единомышленником декабристов, но декабристы не решались вверить ему тайну, т.к. их пугал пылкий нрав Пушкина и еще они берегли его как выдающегося поэта.
Вот эпиграмма на Аракчеева:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
Свободолюбивой лирике Пушкина будет посвящен целый урок, а сегодня только хочется сказать, что эту оду заучивали наизусть, ее основная мысль – и народ, и монарх должны подчиняться закону. Деспотизм – это и есть беззаконие.
Сослать поэта в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь – таково первоначальное решение царя. Но заступничество Карамзина, Жуковского, Энгельгардта спасло А.С. Пушкина. Его отправили в ссылку.
III . Домашнее задание:
1) подготовить рассказ о Петербургском периоде жизни поэта.
Читайте также:
- Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс конспект и презентация
- Конспект организации образовательной деятельности по лепке
- Конспект конструирования из бросового материала в старшей группе
- Конспект занятия по физкультуре в старшей группе на тему пдд
- Конспект урока по технологии оригами лиса