Конспект урока лирика петербургского периода проблема свободы служения родине в лирике пушкина

Обновлено: 05.07.2024

II. Проблема свободы, служения Родине.

— К какому жанру можно отнести стихотворение? Есть ли в нем элементы других лирических жанров?

— Какие описательные обороты (парафразы) использует автор для обозначения понятия свобода? Как вы думаете, эстетический или иносказательный смысл скрыт в этих оборотах? Обоснуйте свой ответ.

— Какой смысл в том, что Пушкин сравнивает ожидание свободы с близким любовным свиданием?

Индивидуальное задание

III. Тема свободы и власти в лирике Пушкина.

— Как в стихотворении отразились социально-политические воззрения Пушкина?

Индивидуальное задание

— О чем это стихотворение? Докажите, что оно имеет иносказательный смысл. В чем особенности его композиции?

— Найдите в стихотворении смыслообразующие изобразительно-выразительные средства и прокомментируйте их смысл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет учителям 9 классов использовать на уроках материал о послелицейском периоде. Поиски поэтом своего пути в жизни.

Цель: Познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта.

- отрабатывать навык анализа поэтического текста по плану;

- отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.

Оборудование: тексты стихотворений Пушкина, слайды с портретами Пушкина, П. Чаадаева, Н. Тургенева, виды Петербурга.

Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.

Учёт знаний. Опрос по материалам предыдущего урока.

Расскажите о лицейских годах А.С. Пушкина.

- В чём особенность дружеской лирики Пушкина?

III. Работа по теме урока.

Промчались годы заточенья.

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых юных дум.

В Петербурге Пушкин жил с начала июня 1817 года (9 июня состоялся выпускной акт Лицея, 11-го того же месяца он уже был в Петербурге) по 6 мая 1820 года, когда он выехал о царскосельской дороге, направляясь в южную ссылку. Планы военной службы, которые Пушкин лелеял в своём воображении, пришлось оставить. Отец настоял на гражданской. Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел и 3 июня был приведен к присяге.

Стремление к содружеству, к братскому единению составляет характерную черту поведения Пушкина этих лет. Энергии, с которой он связывает себя с различными литературными и дружескими обществами, способна вызвать удивление.

С необычной лёгкостью усваивая условия игры, принятые в том или ином кружке, включаясь в стиль дружеского общения, предлагаемый тем или иным собеседником-наставником, Пушкин не растворяется в чужих характерах и нормах. Он ищет себя.

Вот некоторые из кружков, которые посещал Пушкин.

Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев. Это был человек суровых этических принципов, любящий родину, который целью своей жизни видел борьбу с рабством. Тургенев смотрел на поэзию свысока, считая полезной только агитационную, политическую лирику.

- На заседаниях этих литературных кружков обсуждались не только вопросы литературы, но и политические, экономические и социальные проблемы. Часто звучали слова об ограничении царской власти и отмене крепостного права. В кругу этих споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина.

3. Чтение и анализ стихотворений.

- Из скольких частей состоит стихотворение?

(Стихотворение состоит из трёх частей:

- Докажите, что в описании природы в 1-й части проявляются традиции сентиментальной литературы.

- Докажите, что 2-я части стихотворения – рассказ о барстве диком – носит публицистический характер.

- Можно ли считать революционным вопрос-призыв в последней части?

(Заключительная часть – упование на то, что восторжествует справедливость, и царь сам отменит рабство).

(Ода – героическая песнь, воспевающая какое-либо историческое событие или лицо)

- Какую задачу ставит перед собой поэт в этом стихотворении?

(Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок)

- Какую картину современного ему мира рисует Пушкин?

(Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы).

- Для чего Пушкин упоминает исторических деятелей разных эпох?

( Пушкин обращается к мировой истории и даёт урок царям).

Что ставит поэт превыше всего? К чему призывает владык мира?

(Читаем заключительное четверостишие).

Вывод: Основная идея этого стихотворения – сближение властителей с народом, равенство всех перед законом.

- В этот период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.

Пётр Яковлевич Чаадаев.

- Какова композиция стихотворения?

- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.

(Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей).

Близость первого четверостишия к элегии можно доказать, прочтя элегию Пушкина, написанную в то же время.

Я пережил свои желанья.

Я разлюбил свои мечты,

Остались мне одни страданья-

Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец,

Живу печальный, одинокий,

И жду: придёт ли мой конец?

Так, поздним хладом поражённый,

Как бури слышен зимний свист,

Один на ветке обнажённой

Трепещет запоздалый лист.

- В чём сходство этого стихотворения и первого четверостишия?

(Тема разочарования (любовь, мечты, надежды, веры в мирное счастье)).

Вывод: стихотворение начинается в элегическом ключе и создаёт образ разочарованного, утратившего иллюзии человека).

- Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?

(Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста)

- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?

(В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств).

- С чем сравнивается стремление к свободе?

(Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви).

- Что собой представляет третья часть?

(Обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе).

- Чувство чести сильно развитое в кругу передовых людей пушкинской эпохи, связано с верой в человеческое достоинство, гордостью. Человек с чувством чести предъявлял к себе требования более высокие, чем те, которые ему предъявляли законы государства, дисциплина или начальство. Честь – нравственный долг человека перед самим собой. Тот, кто солжёт, струсит, предаст, теряет честь. В кругу лучшей молодёжи пушкинской эпохи было твёрдым убеждение, что честь важнее даже жизни, и, потеряв честь, человек не имеет права даже жить. Человек бесчестный не мог был принят в Союз благоденствия.

- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?

(Индивидуализму романтической элегии противопоставлено чувство героического братства).

Цели:

- познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;

- научить анализировать стихотворения, выразительному чтению;

- воспитывать любовь к лирике.

Тип урока: урок-анализ стихотворений.

Задачи с позиции УУД

Личностные.Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

I.Организация класса Организация работы Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы

на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку.

II. Опрос по домашнему заданию

Выразительно читают, отвечают на вопросы

. Работа по теме урока.

Беседа по вопросам:

1. Найдите четверостишие, из которого взят эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

2. Найдите в стихотворении признаки жанра послания. Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается?

3. Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения? Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения.

4. Как звучит в стихотворении тема Родины, ее будущего?

- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

- Что возникает в финале стихотворения

2. 19 октября 1827

Беседа по вопросам:

1. Докажите, что это стихотворение относится к жанру послания. К чему призывает поэт своих сосланных друзей?

2. Найдите эпитеты, характеризующие отношение поэта к идеям декабристов, к их делу, их судьбе.

3. Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?

Ответы на вопросы

Просмотр презентации, запись в тетрадь основных положений

IV.итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

V.Домашнее задание:

3. Индивидуальные задания:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

2)вызвать интерес к его творчеству, к творчеству поэта-свободолюбца.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина; портреты молодых современников А.С.Пушкина: Н.И. Тургенева, С.И. Тургенева, Чаадаева, М.Ф. Орлова, стенгазета.

Эпиграф к уроку: Свободу лишь учася славить,

Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Счастливой музою своей.

- Детские годы поэта.

Послелицейские годы – счастливое время в жизни поэта. Не обремененный служебными делами в Коллегии иностранных дел, он наслаждается свободой и всеми радостями жизни.

Все чередой идет определенной,

Всему пора, всему свой миг;

Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора;

Друзья! Немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак.

С тобой пить мы будем снова

Открытым сердцем говоря

Насчет глупца, вельможи злого,

Насчет холопа записного,

Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного.

Поведение Пушкина поражало его современников смелостью и дерзостью. Он был единомышленником декабристов, но декабристы не решались вверить ему тайну, т.к. их пугал пылкий нрав Пушкина и еще они берегли его как выдающегося поэта.

Вот эпиграмма на Аракчеева:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

Свободолюбивой лирике Пушкина будет посвящен целый урок, а сегодня только хочется сказать, что эту оду заучивали наизусть, ее основная мысль – и народ, и монарх должны подчиняться закону. Деспотизм – это и есть беззаконие.

Сослать поэта в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь – таково первоначальное решение царя. Но заступничество Карамзина, Жуковского, Энгельгардта спасло А.С. Пушкина. Его отправили в ссылку.

III . Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о Петербургском периоде жизни поэта.

Читайте также: