Конспект организации образовательной деятельности по лепке

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель: - ребята к нам сегодня пришла гостья, а вот кто вы скажите мне сами, послушав загадку:

песенки поет, никогда не унывает,

и совсем не устает.

Ты её положишь спать,

А она захочет встать.

- кто это? (неваляшка) (слайд 1,2

Воспитатель: дети, неваляшка что – то загрустила. Что случилось с тобой? Тебе здесь не нравиться?

Неваляшка: (слайд 3 да, нет у вас здесь хорошо. Только мне грустно без своих друзей миек неваляшек, я хочу, чтобы вы мне их слепили. Слепите?

В-ль: тогда мы с начало с вами внимательно рассмотрим неваляшку. Вот у неё туловище, вот голова. Что это дети?

Ответ детей: туловище

в-ль: а это что?

Ответ детей: голова

В-ль: какой формы туловище?

Ответ детей: круглое

В-ль: а голова какой формы?

Ответ детей: круглая

В-ль: правильно ребята. А какой величины туловище?

Ответ детей: большое

В-ль: А голова?

Ответ детей: маленькая

В-ль: вот мы с вами рассмотрели неваляшку. А теперь давайте вспомним, как же мы будем лепить туловище и голову, мы ведь с вами уже лепили мячики, снеговика. Вспомнили? Покажите мне руками (показ движениями рук в воздухе). Вот молодцы! Перед тем как приступить к работе, мы с вами сделаем зарядку.

Динамическая пауза:

Ручки вверх в кулачок,

Руки вниз на бочок, тик- так,

Сделаем вот так.

-ну что, скорее поспешим и нашей Неваляшке подружек слепим. (самостоятельная работа детей)

Воспитатель предлагает детям слепить веселых неваляшек. Обращает внимание на игрушку и уточняет представление детей о том, как выглядит (туловище- большой шар, голова- средний, руч

Не забыли, как будем лепить? Ну-ка покажите ещё раз! (дети показывают движениями рук в воздухе) Молодцы! (наблюдение за работой детей, при необходимости воспитатель помогает).

В-ль: сейчас мы тихонько встанем, возьмем своих неваляшек и покажем своей неваляшке. Неваляшка, посмотри каких, маленьких неваляшек слепили наши дети!

Неваляшка: (слайд 4 ой, какие красивые, хорошие. Спасибо вам ребята. Я очень рада. Давайте поставим их в кружок .

- посмотрите, какие у нас замечательные подружки получились.

Неваляшка: (слайд 5 вы, наверное, устали, а теперь пришла пора нам прощаться детвора.

Дети прощаются с куклой- неваляшкой, воспитатель предлагает поставить работы детей на полку.

А сейчас давайте приберем свое рабочее место.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности

По художественному творчеству

Конспект разработан самостоятельно с использованием методической литературы:

Вид: закрепляющий

Место проведения: групповая комната

Количество детей: … человек

Цель художественного творчества: Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней.

В занятии использовала интеграцию образовательных областей:

Художественное творчество: формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней и лепить предмет из нескольких частей и планировать свою работу

Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность.

Физическая культура: развивать произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения.

Коммуникация: развитие диалогической речи.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом.

Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

В соответствии с федеральными государственными требованиями в занятии прослеживается интеграция образовательных областей, объединенных одним сюжетом.

Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей.

На занятии использовались следующие методы:

Игровой метод: сюрпризный момент. Создание игровой ситуации (появление матрешки)

Словесный метод: при создании игровой мотивации, объяснения. Анализ выполняемых работ.

Наглядный метод: показ игрушки неваляшки. Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ. Образец лепки.

Практический метод: продуктивная деятельность

Метод стимулирования: итог подводится после каждой части занятия, в виде одобрения и похвалы.

Метод контроля: контроль за деятельностью детей осуществлялся через наблюдение, оказание индивидуальную помощь некоторым воспитанникам , учила правильно лепить шар.

На протяжении занятия дети были работоспособны, проявили интерес.

Предметно- развивающая среда соответствовала возрастным и психологическим особенностям детей, санитарно- гигиеническим и эстетическим требованиям было использовано естественное освещение с целью профилактики зрения.

В результате ранее проведенной работы по развитию художественных способностей не у всех детей достаточно сформированы навыки и умения.

В перспективе обратить внимание на развитие мелкой моторики не только в детском саду, но и в домашних условиях. На занятии использовалась мотивация, которая была доведена до логического завершения.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста- 15 минут (с учетом разного возраста детей) воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. В заключение, надеюсь, что ваше внимание о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство. Занятием я удовлетворена.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Формировать умение создавать предметное изображение в технике объемной лепки.

Учить лепить морковь, огурец и помидор, передавая форму и характерные особенности овощей в технике объемной лепки.

Развивать мелкую моторику при работе в технике объемной лепки.

Развивать внимание детей в процессе словесной инструкции воспитателя.

Воспитывать интерес к предстоящей работе.

Воспитывать в ребенке бережное отношение к работе с раздаточным материалом.

Дети умеют создавать предметное изображение в технике объемной лепки.

Дети умеют лепить морковь, огурец и помидор, передавая форму и характерные особенности овощей в технике объемной лепки.

Дети имеют развитую мелкую моторику при работе в технике объемной лепки.

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Организационно – мотивационный этап

Воспитывать интерес к предстоящей работе.

-Здравствуйте, дети! Сейчас я вам прочитаю загадку, а вам нужно будет ее отгадать, готовы?

Солнце жарче припечет,
Дождик грядки польет,
И тогда зазеленеет
Наш…

-Правильно! А что у нас растет на огороде?

-Можете назвать, какие овощи растут на огороде?

-Сегодня мы с вами сделаем из пластилина свой огород, а какие мы с вами посадим овощи на нашем огороде, мы сейчас и узнаем.

Этап постановки проблемы

-Скажите, из чего вырастают овощи?

-Что нужно всем овощам для хорошего роста?

-Почему нужно кушать овощи?

-Что можно приготовить из овощей?

-Земля, вода, тепло, свет, солнце

Этап ознакомления с материалом

-Смотрите, что у меня есть (показываю детям свою азбуку). Это азбука, и в ней находятся буквы и фигурки, название которых начинается на эти буквы. Сейчас мы с вами найдем здесь фигурки овощей, которые нам будут нужны.

(С помощью уточняющих вопросов дети нашли необходимые овощи)

-Какие мы нашли с вами овощи?

-Это еще не все, что я хочу вам показать. Это цветовой круг (показываю детям). Давайте с вами определим, с какими же цветами совпадают цвета наших овощей.

-Морковь у нас какого цвета?

-А какого цвета у нее хвостик?

-Эти цвета есть на цветовом круге?

-Вы верно сказали, цвета совпадают.

-На какую букву начинается слово морковь?

-Огурец у нас какого цвета?

-Мы уже называли зеленый, значит цвет огурца тоже совпадает с цветом на цветовом круге?

-А на какую букву начинается слово огурец?

-И у нас остался помидор. Он какого цвета?

-А хвостик у него какого цвета?

-Красный цвет есть на цветовом круге?

-Значит, тоже совпадает, верно?

-А слово помидор на какую букву начинается?

-И как мы уже говорили, хвостик зеленого цвета, а значит, он тоже совпадает с цветом на цветовом круге.

-Давайте эти овощи прикрепим к маленьким планшетам, чтобы они были у нас на виду

-Прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы) Капусту, Картошку, Морковку Свеклу, Петрушку и горох. Ох. (хлопок в ладоши)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

-Морковь, огурец, помидор.

Этап практического решения проблемы

Формировать умение создавать предметное изображение в технике объемной лепки.

Учить лепить морковь, огурец и помидор, передавая форму и характерные особенности овощей в технике объемной лепки.

Развивать мелкую моторику при работе в технике объемной лепки.

Развивать внимание детей в процессе словесной инструкции воспитателя.

Воспитывать в ребенке бережное отношение к работе с раздаточным материалом.

-У вас на столах лежит пластилин коричневого, красного, зеленого и оранжевого цветов, а также картон, на котором мы будем составлять нашу композицию.

-Коричневый пластилин-это маленькая грядочка, куда вы поместите свои овощи, расположите ее на картоне.

-Берите кусочек оранжевого пластилина и немного помните его в руках, чтобы разогреть его.

-Теперь скатайте из этого пластилина колбаску. Затем сожмите ладошки с одной стороны колбаски, чтобы получился узкий тонкий кончик.

-Что еще нужно сделать для моркови?

-Правильно, слепить хвостик.

-Берите кусочек зеленого пластилина и немного помните его.

-Отщипывайте небольшие кусочки пластилина и катайте два не очень длинные жгутиках. Теперь соедините их с одной стороны, несильно прижав пальчиками, и прикрепите к моркови, как это делаю я.

-Ребята, как морковь будет расти, ведь она сидит в земле, а снаружи виден только хвостик?

-Мы прижмем морковь узким концом к коричневому пластилину, чтобы она слегка сплющилась и крепко держалась. Сделаем ямку карандашом и поместим туда морковь.

-Теперь мы сделаем огурец. Возьмите зеленый пластилин (кусочек побольше) и также помните его в руках.

-Скатайте из пластилина не очень длинную колбаску. Придайте ей немного изогнутую форму, чтобы наша колбаска стала похожа на огурец (показываю детям, как это нужно сделать).

-Возьмите маленький кусочек зеленого пластилина и скатайте из него маленький жгутик, из него мы сделаем хвостик для огурца.

-Теперь присоедините жгутик к кончику нашего огурца и несильно придавите, чтобы хвостик держался.

-Скажите, огурец растет над или под землей?

-Правильно, расположите огурец на грядке.

-Нам осталось сделать помидор. Возьмите кусочек красного пластилина, помните его в руках и скатайте из него шар.

-Затем возьмите оставшийся кусочек зеленого пластилина и также скатайте из него небольшой жгутик, чтобы и у помидора был хвостик.

-С помощью карандаша сделайте маленькую ямку в помидоре и поместите туда жгутик. Пальчиками сплющьте стороны ямки, чтобы хвостик крепко держался в помидоре.

-А помидор где растет, под или над землей?

-Правильно, расположите помидор на грядке, как вы это сделали с огурцом.

-У вас получились замечательные овощи! Мы долго работали, давайте встанем и отдохнем.

-Теперь давайте сравним ваши овощи и овощи из книги, они похожи?

Оценить 1411 0

Составил воспитатель:

Матонина Наталья Александровна

Абакан, 2018

Цель: создание условий для формирования умения работать с пластилином . Познакомить со способом деления куска пластилина на части с помощью стеки.

Образовательные: создать условия для закрепления приемов лепки: отделять части от целого куска и соблюдать их размер при лепке, формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней; лепить предмет из нескольких частей, закреплять умение соединять элементы способом прижимания.

Развивающие: создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, развивать чувство формы и пропорций.

Воспитательные: создать условия для формирования дружеских взаимоотношений, доброжелательность, аккуратность в работе с пластилином; воспитывать умение работать в коллективе, вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Материалы и оборудование: игрушка - уточка, цельные бруски пластилина, стеки, дощечки, салфетки.

1.В: - Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг, и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

2. Стук в дверь.

В: - Ребята, пойду посмотрю кто к нам стучится.

- Посмотрите что нам передали. Это корзина, а в ней уточка.

Ути – ути - уточка –

Утки плавают в пруду,

Я с гостинцем к ним иду –

Хлебцем мягким белым.

В: - Ребята давайте поздороваемся с ней. (Дети здороваются с Уточкой)

Уточка здоровается с детьми: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что попала к вам в гости, у вас всегда очень весело.

В: - Да у нас очень весело, дети у нас любят играть, песни петь, танцевать, стихи рассказывать.

Уточка: А у меня нет друзей. Мне так грустно одной.

В: - Ребята, как же нам помочь Уточке? (Дети высказываются).

3. В: - Ребята из каких частей состоит утка?

- Какой формы туловище утки?

- А голова какой формы?

- Сколько основных частей у утки?

- Какие еще части есть у утки?

В: - Молодцы ребята, правильно ответили на мои вопросы.

- Сейчас мы немного поиграем и приступим к лепке.

4. Физминутка:

Две сестрицы – две руки.

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Воду, моря и реки

5. В: - А теперь садимся за столы и приступаем к работе. Посмотрите как нужно делить пластилин на части. (Беру брусок пластилина показываю и объясняю, как его разделить).

- Берём стеку и делим брусок на две половинки. Эта половинка нам нужна для туловища.

- А из этой половинки у нас получится голова.

- Посмотрите, мы подготовили для Уточки кусочки пластилина разного размера.

- Что мы будем лепить из этого, самого большого, кусочка? (Туловище)

- А из среднего, кусочка? (Голову)

- А теперь давайте вспомним, как же мы будем лепить туловище и голову, мы ведь с вами уже лепили мячики, снеговика. Вспомнили? Покажите мне руками (показ движениями рук в воздухе). Вот молодцы!

- Посмотрите, какую Уточку слепила я. Какого она цвета?

- Теперь вы можете взять стеки и разделить брусок пластилина на части.

(Наблюдение за работой детей, при необходимости помогаю).

- Молодцы! Пластилин разделили и теперь поспешим слепить друзей для нашей Уточке.

5. Самостоятельная деятельность детей.Лепка Уточки.

(При необходимости помогаю)

6. В: - Вот и готовы друзья для нашей Уточки.

Сейчас мы тихонько встанем, возьмем своих уточек и покажем нашей гостье.

- Уточка, посмотри каких маленьких уточек слепили наши дети!

7. В:- Уточка очень рада, что вы ей сделали друзей. Теперь ей не будет скучно без вас, ведь у нее есть такие красивые друзья

Читайте также: