Конспект урока по литературе 10 класс судьба поэта шеншин против фета

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы, проводимого в 10 классе

Хариной Алиной Александровной

1 . Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

урока: «Я между плачущих Шеншин,

- Ребята, сегодня мы с вами обратимся к биографии и поэтическому творчеству А.А. Фета.

2. Актуализация

- Скажите, кто-нибудь был ранее знаком с творчеством А.А.Фета?

-Какие стихотворения учили ранее?

3. Изучение нового материала (периоды жизни и творчества А.А.Фета)

- Личность А.А.Фета – одна из самых загадочных в русской литературе. В этом человеке как будто совмещались два совершенно разных человека: жесткий помещик Шеншин и поэт Фет.

“ Что ты за существо – не постигаю, ну скажи ради бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно– чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения. ” – спрашивает поэт и друг Фета Яков Полонский в одном из писем.

- Итак, ребята, обратимся к биографии А.А. Фета. Запишите годы его жизни 1820-1892 годы (слайд).

Происхождение поэта — это самое темное место в его биографии. Никто не может с определенностью сказать, какова точная дата его рождения (февраль или ноябрь 1820 года) и кто был его настоящим отцом. Известно, что в начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый орловский помещик. Там он познакомился с 22-летней Шарлоттой Беккер, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. Осенью того же года она бросила мужа и дочь и бежала с Шеншиным в Россию. Шарлотта к тому времени была уже беременна.

Некоторые источники указывают на то, что бракоразводный процесс Шарлотты с бывшим мужем был очень длительным, и с Шеншиным она обвенчалась только спустя два года после рождения сына Афанасия, которого еще при крещении, подкупив священника, записали под фамилией Шеншин.

- В 1835 году, когда Фету было 14 лет его жизнь изменилась. Внезапно Фета везут в маленький городок Верро и помещают в частный педагогический пансион Крюммера.

Причины отъезда из дома выяснились чуть позднее. В результате официального расследования губернская комиссия объявила Афанасия Фета незаконнорождённым ребёнком.

Ребята, а какого ребёнка называют незаконнорождённым?

Действительно, его признали незаконнорождённым, так как венчание родителей было только после рождения Фета.

- Тем не менее, несмотря на пережитое потрясение, три года, проведенные в пансионате (1835-1837), Фет вспоминал с благодарностью. Именно здесь он хорошо выучил латынь и начал писать свои стихотворения.

В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

-Десять лет после окончания университета Фет проводит в армии: армейской службой он рассчитывал вернуть утраченное дворянство. Он выслуживает чин за чином, а цель каждый раз ускользает: за несколько месяцев до производства Фета в офицеры Николай I отменяет указ, дающий право на дворянство, теперь надо было дослужиться до майора. Фет решает продолжить службу и почти дослуживается до майора, но злой рок тяготеет над ним. Новый царь Александр II издает указ о том, что потомственное дворянство дает только чин полковника.

Фет уходит в отставку.

-В этой безотрадной жизни вспыхнул было солнечный луч: произошло одно из самых радостных и самых трагических событий. Фет знакомится с дочерью отставного генерала, мелкого помещика - 24-летней Марией Лазич.

В марте 1849 года Фет пишет другу детства, что встретил существо, которое любит и глубоко уважает, "идеал возможного для меня счастья и примирения с гадкой действительностью. Но у ней ничего и у меня ничего. "

Любовь бесприданницы и офицера без состояния могла только усугубить положение двух бедняков. Это значило бы для него навсегда похоронить будущее. И любовь Фета отступила перед прозаическим расчётом. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич погибла от ожогов. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.

Что он потерял — Фет понял гораздо позже. Тогда он лишь отдал дань скорби, ему предстояла служба в гвардии, другие заботы, цели. Но придет время — и горестная тень властно возьмет все, в чем было отказано живой Марии Лазич. Свет ее любви он пронес через всю свою жизнь:

Томительно призывно и напрасно

Твой чистый луч передо мной горел,

Немой восторг будил он самовластно,

Но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,

Пусть говорят: то бред души больной,

Но я иду по шаткой пене моря

Отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,

Он мой — и с ним двойное бытие

Вручила ты, и я — я торжествую

Хотя на миг бессмертие твоё.

Марии Лазич посвящены самые пронзительные строки знаменитых "Вечерних огней", этой лебединой песни А. Фета.

И снится мне, что ты встала из гроба,

такой же, какой ты с земли отлетела.

И снится, снится: мы молоды оба,

и ты взглянула, как прежде глядела.

И такая вскоре нашлась. Спустя 10 лет (1857) Фет женился на дочери богатейшего московского чаеторговца В. П. Боткина — Марии Петровне.

Жена Фета была не первой молодости, некрасива и неинтересна, но добрейшая женщина и прекрасная хозяйка. Как это нередко бывает, когда в брак не вмешивается любовь, союз их оказался долгим и, если не счастливым, то удачным. Сбылась в какой-то мере мечта Фета: он стал богатым и независимым человеком.

- В 1873 году свершилось наконец то, к чему Фет стремился всю жизнь. После очередного прошения по императорскому указу ему возвращают фамилию Шеншин .

Прежнюю фамилию он сохранил в качестве литературного псевдонима , но ревностно следил за тем, чтобы в быту, в адресах писем его именовали Шеншиным:

Я между плачущих Шеншин

и Фет я только средь поющих.

- признался поэт в одном стихотворном послании.

Давайте зафиксируем эту дату у себя в тетрадях.

Сама внешность Фета была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Между Шеншиным-человеком и Фетом–поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии.

4. Позиция А.А.Фета в литературе

(Под запись) В лирике Фета звучат вечные темы - природа, любовь и музыкальное искусство в ней слиты воедино.

Мы одни; из сада в стекла окон

Светит месяц… тусклы наши свечи;

Твой душистый, твой послушный локон,

Развиваясь, падает на плечи.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Природа у Фета живая и мыслящая. Используя прием олицетворения, поэт добивается эффекта общения, единения человека с природой:

Сад весь в цвету,

Так освежительно радостно мне!

Словно таинственной речи я жду.

- Также следует сказать о том, что в данный период в русской поэзии существовало две тенденции:

( СЛАЙД) – под запись

1) Гражданская поэзия. Главные ее темы были – народ, обращение к проблемам времени, то есть к крепостному праву, а также тема обличения власти (Н.А. Некрасов)

2) Чистая поэзия - это название ряда эстетических концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, его независимость от политики и общества (поэзия А.А.Фета, Ф.И. Тютчева).

Давайте вернемся к эпиграфу урока.

Кто-то знаком с термином импрессионизм?

Под запись – СЛАЙД:

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) - направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Давайте запишем определение в тетрадь.

Как он изобразил реальную действительность? Какими изображены предметы?

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих Руанский собор при различном освещении, в разное время года и в разное время суток. Всего было создано 30 полотен.

Ребята, посмотрите на некоторые из этих картин. Что хотел показать Моне своими картинами?

Верно. Моне подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет". Игрой света он показывает движение жизни.

А. А. Фет — импрессионист в поэзии. Специфика поэтического стиля поэта, которая роднит его с импрессионистами, проявляется в изображении предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных или случайных снимках памяти. Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов.

4. Анализ стихотворений А.А.Фета.

(аудиозапись + текст стихотворения на слайде)

В данном стихотворении доминирует образ любви – воспоминания, которому время неподвластно.

В стихотворении 2 основные темы - любовь и творчество. Они слиты воедино.

• Какое настроение создаёт данное стихотворение?

Что вы можете сказать о лирической героине этого стихотворения?

Да, верно. Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука

Этап вызова: Вызвать интерес к поэзии, а значит, и к личности Фета можно прежде всего стихами этого удивительного поэта.

1) Чтение стихотворений Фета:

Чудная картина
На заре ты ее не буди
Шепот, робкое дыханье…
Это утро, радость эта…
Я тебе ничего не скажу…
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…
Одним толчком согнать ладью живую…
Поэтам

– Какое впечатление произвели на вас стихотворения Фета?

– Какие строки запомнились? Почему?

Стихи прочитаны с интересом, чтение стихов настраивает на лирическую волну, учащиеся говорят о красоте, задушевности, теплоте, лиризме. Стихи никого не оставляют равнодушными.

– Вы знакомы с творчеством многих русских поэтов и знаете, что полнее всего личность поэта, писателя проявляет себя в его творениях. Какой предстает личность Афанасия Фета в его стихах? Черты характера? Круг интересов?

Еще раз обратившись к стихотворениям, учащиеся предполагают, что поэт, написавший такие стихи, скорее всего человек мечтательный, романтичный, поэтичный, влюбленный, наивный, далекий от реальной жизни, видит жизнь в розовом свете, счастливый, хорошо понимает природу и любит её, неравнодушен к красоте.

Этап прослушивания и осмысления лекции.

– Во время лекции учащиеся работают в парах. Один ученик отмечает в предыдущей записи то, о чем есть сведения и в лекции, второй ведет краткую запись новой информации.

Рассказ учителя.

“Что ты за существо – не постигаю, ну скажи ради бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно– чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения. ” – спрашивает поэт и друг Фета Яков Полонский в одном из писем.

Жизнь лирического поэта не безразлична для понимания его творчества. Личность А. Фета – одна из самых загадочных и непостижимых в русской литературе. В этом человеке как будто совмещались два совершенно разных человека.

Рождение и смерть Фета загадочны. До 14 лет Афанасий носил фамилию своего отца родовитого орловского дворянина Афанасия Неофитовича Шеншина. Тогда и обнаружилось, что запись в церковной книге была сделана, когда родители Фета не были в законном браке. Положение незаконнорожденного было в то время очень тяжелым. Выбирая из двух зол меньшее, родители решили узаконить мальчика в качестве сына Фёта – первого мужа Шарлотты (Елизаветы – после принятия православия) Шеншиной. Но при этом Фет не только терял дворянство, но и российское подданство: он числился сыном немецкого чиновника, проживающим в России. Это было все же лучше, чем оказаться незаконнорожденным. Всю жизнь А. Фета мучило его положение. Всю жизнь он посвятил тому, чтобы вернуть себе дворянство, отцовскую фамилию, достичь респектабельного общественного положения и ценою страданий достиг своей цели. В другой ситуации, возможно, он направил бы все усилия на то, чтобы утвердиться в качестве поэта (в годы учебы в университете он всерьез занимается поэзией), но Фет решает поступить на военную службу, чтобы быстрее обрести дворянский титул. Он настроен очень решительно. Но за несколько месяцев до производства Фета в офицеры Николай I отменяет указ, дающий право на дворянство, теперь надо было дослужиться до майора. Фет решает продолжить службу и почти дослуживается до майора, но злой рок тяготеет над ним. Новый царь Александр II издает указ о том, что потомственное дворянство дает только чин полковника. Более 11 лет прослужил Фет в кавалерийских войсках.. Но в конце концов сдался. Вышел в отставку. “Если спросить, как называются все горести, все страдания моей жизни, я отвечу: имя им Фет” (из письма жене). К этому времени Афанасий Фет стал уже признанным поэтом, стал своим человеком в кругу известных писателей – Некрасова, Тургенева, Толстого, Гончарова. Так, всю жизнь страстно стремясь стать дворянином Шеншиным, прилагая для этого огромные усилия, он обрел и имя, и славу, и бессмертие как русский поэт Афанасий Фет.

Во время службы Фет пережил страстное чувство к прекрасной, одаренной девушке Марии Лазич, но уклонился от женитьбы на бедной девушке по материальным соображениям. Мария тяжело переживала такое испытание. Она трагически погибла, от свечи на ней загорелось платье, и она сгорела заживо. Ходили слухи, что она покончила с собой.

А Фет Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданое, стал помещиком, проявив завидный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека, всецело погруженного в хозяйственные заботы. Занимал крайне консервативную общественную позицию, жаловался в журнальных статьях на расстройство порядка в России после отмены крепостного права. Лишь на закате дней ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина. И. Тургенев так описал Полонскому впечатление от встречи с Фетом-помещиком: “Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл — с какими-то волосяными вихрами за и под ушами — о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом”.

“Может показаться, что имеешь дело с двумя совершенно различными людьми… Один захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намеки и ускользающие образы, другой как будто смеется над этим и знать не хочет, толкуя об урожае, о доходах, о плугах, о конном заводе и мировых судьях. Эта двойственность поражала всех, близко знавших Афанасия Афанасьевича”, – писал один из современников Фета

Современников поражали хлопоты поэта в достижении светских почестей: он как бы снова и снова стремился доказать и утвердить свою социальную полноценность, подлинность завоеванного им дворянства. Так, в 1889 г. он буквально добивается придворного звания камергера. Фет очень дорожил своей близостью ко двору. Консерватизм общественных взглядов Фета с годами становился почти воинственным, что порой шокировало и читающую публику, и многих его друзей.

“В нем было что-то жесткое и, как ни странно это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый смысл”,— так писал о нем один из современников, С. Л. Толстой.

Действительно, в своей обыденной жизни Фет демонстрировал принципиальную разность между “поэтом” и “человеком”. “Он всячески подчеркивал эту идею, стремясь выглядеть то служакой-офицером, то кряжевым помещиком,— ничем не быть жизни похожим на поэта. Чем более “безумным” считал Фет свое лирическое творчество, тем рациональнее и суше старался он быть и казаться в жизни” (Б. Я. Бухштаб). Фет принадлежит к тем немногим поэтам, которые никогда не стремились так или иначе соединить искусство с действительностью; более того, он неизменно декларировал неестественность подобного слияния. Поэзия представлялась ему совершенно особой духовной сферой, областью возвышенной красоты, которая доступна лишь избранным. Творимый художником мир красоты является абсолютно самоценным: “Красота сама по себе до того лучезарна и привлекательна, что ни в какой святости не нуждается”.

Решительно отделяя друг от друга искусство и действительность, Фет не признавал в поэзии ни рациональных, ни сугубо утилитарных элементов. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда его секретарша воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца. Между Шеншиным – человеком, помещиком, хозяином и Фетом – поэтом, тончайшим лириком, виртуозно владеющим словом, существовала грань, которую никогда не переступала его поэтическая Муза.

Рефлексия: письменно ответить на вопрос: в чем парадоксальность личности и творчества Фета?

Все учащиеся отметили, что парадокс заключается в несовпадении образа жизни, житейских устремлений и поэтического творчества. Размышляли о том, не двоедушие ли это, искренен ли поэт в своих стихах… вспомнили о том, что ещё Пушкин говорил , что поэт, когда он не занимается творчеством, “средь детей ничтожных мира… быть может всех ничтожней”.

Часть 2. Художественное своеобразие лирики Фета.

– Какие особенности поэтического мира Фета вам удалось обнаружить, читая стихи?

(работа в группах, обсуждение).

Учащиеся называют основные мотивы поэзии Фета: любовь, природа, размышления о поэзии; восторженное отношение к красоте; находят в стихах Фета метафоры, яркие эпитеты, звукопись, инверсии, анафоры, повторы. Отмечают проникновенность, лиризм поэзии Фета.

Вторая часть лекции.

1. Фет любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Он любил парадоксы.

“Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”, — утверждал он. И даже говорил, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Никто последовательнее Фета не придерживался доктрины “чистого искусства”. Мало того, что поэзия не должна иметь никаких целей вне себя – в ней не должно быть еще и никакой логики, внутренней связи. Фет писал Полонскому: “Без “безумства и чепухи” я поэзии не признаю . Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”.

2. Лирику Фета можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждами на будущее, эта лирика абсолютно своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

3. “Мне жизни мировой святыня дорога”, – утверждает Фет. Главные святыни для него – жизнь души и жизнь природы, часто слитые воедино, женская красота, высокие образы искусства. Мы не найдем у этого поэта стихов на злобу дня.

4. Многих современников поражала лирическая дерзость поэта, умевшего полно и многогранно передать жизнь души, мир чувств. Фет пытается остановить мгновение, потому что настроение, переживание мгновенно, оно изменчиво, его трудно уловить. Поэт пытается передать его диалектику, развитие, взаимопереходы и взаимопереливы сложнейших и тончайших переживаний, которые так часто невозможно выразить словами. Поиск средств выражения самой души приводит поэта к мысли, что слово – грубо и тяжело и не может выразить то, чем живет душа. “Людские так грубы слова”. А задача поэта – выразить невыразимое, иррациональное. И поэт ищет эти средства выражения.

Стихи Фета фрагментарны, бессвязны, иногда нарочито бессмысленны. Они для поэта – “божественный вздор”, “бред неясный” и пишутся “наперекор уму”.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…

5. Поэзия Фета насквозь суггестивна. Он не стремится убедить читателя. Не стремится и нечто изобразить, хотя создание образов в XIX в. считалось главной задачей и особенностью, привилегией искусства. Внушить, навеять — вот единственная по-настоящему достойная задача поэта. Слова слишком грубы для ее выполнения.

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами

Звуком на душу навей.

6. Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии. П.И.Чайковский писал:

“Фет в лучшие свои минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности.

7. Фет изобрел импрессионистический стиль. Он стремится запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои настроения на душу читателя. “Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление”. А. Фет.

8. Поэзия Фета насыщена метафорами. Необычайной напевности и выразительности способствуют инверсии с самым причудливым расположением слов в стихотворной речи, пропуски слов, причем пропущенное слово можно восстановить только предположительно, отказ от сказуемого — главного члена предложения в обычных условиях — таковы лишь некоторые приемы стиля Фета в области синтаксиса. Он необыкновенно изобретателен в области строфической композиции; стихи разной длины сочетаются у него в строфе так, что они усиливают напевную интонационную выразительность.

В ходе обсуждения выяснилось, что учащиеся выделили как новое, не замеченное ими раньше, следующее: импрессионизм, суггестивность, способность остановить мгновение, музыкальность, синтаксические особенности.

Рефлексия. Письменный ответ на вопрос: какое впечатление у вас создалось о поэзии Фета?

Практически все, кто прочитал свои работы, говорили, что поэзия Фета привлекает своей мелодичностью, красотой. Но все же некоторые выразили недоумение: как можно игнорировать гражданские проблемы?

Часть 3 . Анализ художественного своеобразия лирики Фета на примере стихотворения “Шепот, робкое дыханье…”

Вызов: Как, по – вашему, могли относились к поэзии Фета его современники? ( вспомните особенности эпохи, общественные процессы этого времени).

Отзывы современников о поэзии Фета:

“…Тонкие, эфирные оттенки чувств…”. В.П. Боткин.

“Слабое присутствие сознания”. М.Е. Салтыков – Щедрин.

“Не понимаю!” Ф. Фидлендер.

“Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания”.

“И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Л. Толстой..

“Со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы”. Д.И. Писарев.

Сам поэт спокойно отвечал на эти нападки:

“Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, – тех периодических веяний нелепости, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтоб на мгновение вдохнуть чистым и свободным воздухом поэзии”. А. Фет.

“В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда”. А. Фет.

– Стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” у одних читателей вызвало восторг, у других язвительные насмешки. Как вы думаете, почему? Что в этом стихотворении могло вызвать восторг и что – неприятие и недоумение? (Переживание, изображенное мгновение, созданные картины, образы, форма стихотворения– композиция, лексика, синтаксис, изобразительно– выразительные средства, звучание)?

Работа в парах: разделить страницу на две части и записать 1) что вызывает восхищение? 2) что могло вызывать насмешки? (Затем обсуждение).

Восторг знатоков, растерянность других читателей, многочисленные насмешки приверженцев поэзии тенденциозной и однозначной — в общем можно говорить о литературном скандале — вызвало маленькое стихотворение Фета.

Прежде всего современникам бросалось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который впервые использовал замечательный французский художник Поль Синьяк. Он бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Этот прием называется импрессионизм. Так и в стихотворении, на первый взгляд, есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, но в действительности они образуют художественно убедительную последовательность. В начале — вечер, она пришла на свидание к нему, встреча влюбленных. Затем — ночь, проведенная вдвоем наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья. Фет с его абсолютным художественным вкусом выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма—из этого явления в незапамятные времена вышла вся поэзия, оно и сегодня нас волнует. Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека с перевесом мира человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием. Однако именно этот поэтический шедевр вызвал наибольшее количество насмешек и пародий. Познакомьтесь с примерами таких пародий. См. Приложение 1.

(Знакомимся с отзывами современников, поэтическими пародиями. Обсуждаем).

Поэзия Фета закрывала глаза на проблемы социальные и политические, уводила в мир грез, любви, красоты. Но, вызывая недоумение, иронию, даже раздражение, она все же нашла признание у читателей. Сам Некрасов, утверждавший, что поэт должен быть прежде всего гражданином, писал о Фете:

“Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области”.

Позже Лев Толстой написал: “Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить”.

Фету удалось сказать в поэзии свое слово, и это слово было очень весомым. Поэзия Фета оказала сильнейшее влияние на русскую поэзию, особенно на поэзию серебряного века.

Домашнее задание: написать эссе –размышление над одним из этих вопросов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н .

русский поэт - лирик , переводчик, мемуарист.

Жена — Боткина Мария Петровна (1828—1894)

Обручившись с Иоганном Фётом 20-летняя Шарлотта не смогла прожить с ним и двух лет. Уже 18—19 сентября 1820 года 45-летний Афанасий Шеншин и беременная на 7 месяце вторым ребенком Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. В ноябре-декабре 1820 года в селе Новоселки у неё родился сын Афанасий от первого брака.

7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганн-Петер-Карл-Вильгельма Фёта, пугавшего ее и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги.

1856 — третий сборник Фета. Редактор — И. С. Тургенев .

1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной , сестре критика В. П. Боткина .

1858 — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.

1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета.

1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет.

1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Смерть Афанасия Фета

Творчество Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Самый яркий пример — стихотворение

На стихи Фета написан романс "На заре ты её не буди".

Ещё одно знаменитое стихотворение Фета:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

 Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет

поэт природа лирика человек особенности поэзии

Домашняя работа:

а) троп – слово, употреблённое в переносном значении;

б) рифма – созвучие окончаний стихов;

в) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением

на втором слоге;

г) оксюморон – соединение противоречащих понятий

а) эпитет –образное определение, характеризующее

предмет, лицо, явление;

б) метафора – скрытое сравнение;

в) строфа – группа стихов, объединённых по смыслу и

г) поэтика – поэтическая манера писателя;

Урок №2 Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Урок литературы. 10 класс.

Урок №2 Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Урок литературы. 10 класс.

Загадки Афанасия Фета

Предполагаемый отец –

орловский помещик Афанасий ШЕНШИН

Мать – привезенная из Германии немка Карлотта ФЁТ (Фёт-фамилия её первого мужа)

Родился через месяц после приезда из Германии и за год до свадьбы.

Шеншин – 0-14 лет; 53-72 года.

? дата рождения ?

А фанасий Фет – таинственная фигура среди российских поэтов. Его появление на свет, как и уход из жизни, окутаны покровом неизвестности. Дата рождения, имя отца не установлены, и споры по этому поводу ведутся и поныне. Но не только семейные тайны гениального лирического поэта вызывают живой интерес, не только его преждевременная и загадочная кончина стали предметом разнотолков при жизни и после. Любовь Фета также полна тайн и домыслов.

? причина смерти ?

Противоречия Афанасия Фета

Противоречия Афанасия Фета

Среди звезд

Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность — мы, ты — миг.

Чувтва скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек

Любовь Афанасия Фета 1845 год - армейская служба на Украине; Знакомство с высокообразованной талантливой пианисткой Марией Лазич; Мария – большая поклонница лирики Фета – влюбляется в него; Фет не готов жениться, о чем прямо ей говорит; Мария умоляет не прекращать встреч;

Любовь Афанасия Фета

  • 1845 год - армейская служба на Украине;
  • Знакомство с высокообразованной талантливой пианисткой Марией Лазич;
  • Мария – большая поклонница лирики Фета – влюбляется в него;
  • Фет не готов жениться, о чем прямо ей говорит;
  • Мария умоляет не прекращать встреч;

Любовь Афанасия Фета

  • Фет окончательно разрывает отношения;
  • Через несколько месяцев …
  • непотушенная спичка…
  • загоревшееся платье…
  • она факелом проносится по всем комнатам дома – никто ее не видит…
  • выбегает на балкон…
  • порывы ветра ещё больше раздувают горящее платье.
  • Мария умирает в страшных мучениях через несколько дней.

Самоубийство?

Вся любовная лирика Фета – страстный монолог, обращенный к Марии, полный раскаяния.

Смерть молодой женщины трудно вообразить. Она заживо сгорела в пламени огня. Трагедия произошла в доме отца. Он запрещал своим дочерям курить, и они делали это украдкой. Так и в последний раз Мария прилегла с книгой в белом кисейном платье, закурив, бросила на пол спичку, полностью сосредоточившись на чтении. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём.

Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы…

Особенности лирики

Особенности лирики

Салтыков-Щедрин

П.И.Чайковский о А.А.Фете: “ Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”

П.И.Чайковский о А.А.Фете:

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

  • Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток?
  • Почему в поэзии А. Фета мы не найдём прозы жизни, её грязных сторон?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

  • Период (от греч. periodos — обход, окружность)

стилистическая фигура; большое, сложное, законченное предложение,

представляющее собой структурно-смысловое единство.

один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения

Особенности лирики А.А.Фета Реальный мир в конкретных деталях. Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах) Передача особого состояния человека. Музыкальность.

Особенности лирики А.А.Фета

  • Реальный мир в конкретных деталях.
  • Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах)
  • Передача особого состояния человека.
  • Музыкальность.

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу.

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет всё боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черемуха спит:

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

  • Что вызывает чувства и переживания поэта?
  • Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении?
  • В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?
  • К данным тезисам найдите примеры из текста:
  • Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.
  • Радость восприятия бытия.
  • Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
  • Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Закончите поэтические строки; назовите их автора.

а)Мысль изречённая ….………….. ;

б) Опять серебряные змеи … ;

в) Что душа всё так же счастью

г) Туманная и тихая лазурь

Над ……………… землёю ;

д) В дымных тучках пурпур розы …;

е) Не то, что мните вы, природа …

ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Интеллектуальная разминка (2)

а)Мысль изречённая есть ложь. (Ф.И.Тютчев “Silentium”);

б) Опять серебряные змеи

в) Что душа всё так же счастью

г) Туманная и тихая лазурь

д) В дымных тучках пурпур розы,

е) Не то, что мните вы, природа:

ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви. П.Кудрявцев (искусствовед) Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет?

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви. П.Кудрявцев (искусствовед) Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет?

Урок №3 Природа в лирике Фета. Любовная лирика Фета. Эпитет в лирике Фета Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают… А.А. Фет

Урок №3 Природа в лирике Фета. Любовная лирика Фета. Эпитет в лирике Фета

Мир во всех своих частях равно прекрасен.

Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары

природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают…

А.А. Фет

Это утро, радость эта…

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Сядем здесь, у этой ивы,

Этот синий свод,

Что за чудные извивы

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Ветви сочные дугою

Эти горы, эти долы,

Перегнулись над водою,

Эти мошки, эти пчелы,

Как зеленый водопад;

Этот зык и свист,

Как живые, как иглою,

Эти зори без затменья,

Будто споря меж собою,

Этот вздох ночной селенья,

Листья воду бороздят.

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

В этом зеркале под ивой

Эта дробь и эти трели,

Уловил мой глаз ревнивый

Это всё - весна.

Сердцу милые черты.

Мягче взор твой горделивый.

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

  • Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета попутно заполняя карту урока:
  • а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);
  • б) назовите изобразительные средства (см. словарь на экране), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;
  • в) определите авторский замысел всего стихотворения.
  • 3) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.
  • 4) Создайте картину - впечатление по стихотворению Фета в программе Sketch book.
  • 5) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.
  • Для художника впечатление, вызвавшее произведение,
  • дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .
  • А.А. Фет, русский поэт
  • Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную
  • область музыки, в которую я уходил,
  • насколько хватало сил моих.
  • А.А. Фет, русский поэт
  • «Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,
  • трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”
  • Михаил Наумович Эпштейн,
  • российский лингвист, литературовед, философ.
  • Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета, попутно заполняя карту урока:
  • а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);
  • б) назовите изобразительные средства (см. словарь на доске), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;
  • в) определите авторский замысел всего стихотворения.
  • 3) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.
  • 4) Создайте фильм по стихотворению Фета в программе iMovie, используя изображения импрессионистов.
  • 5) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.
  • Для художника впечатление, вызвавшее произведение,
  • дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .
  • А.А. Фет, русский поэт
  • Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную
  • область музыки, в которую я уходил,
  • насколько хватало сил моих.
  • А.А. Фет, русский поэт
  • «Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,
  • трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”
  • Михаил Наумович Эпштейн,
  • российский лингвист, литературовед, философ

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Сентябрьская роза

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

В день быстролетней сентября!

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Перед порхающей синицей

Свет унося, покидая неверные тени.

В давно безлиственных кустах

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Расцвесть в надежде неуклонной -

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

заключение Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.



Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна, нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1. Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.



АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 56
А. А. ФЕТ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЖЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ НАЧАЛО
В ЛИРИКЕ ПРИРОДЫ

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Расскажите, что вам известно об Афанасии Афанасьевиче Фете.

• Вспомните и прочитайте наизусть одно-два стихотворения А. А. Фета.

Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности.

Литературная и личная судьба Афанасия Афанасьевича Фета — одного из самых светлых русских поэтов, певца природы, любви, многие стихотворения которого с необыкновенной силой передают непосредственную радость бытия, сложилась непросто и подчас принимала трагический характер.

IV. Работа над темой урока

Детство и юность.
Родился 5 декабря 1820 г. в Орловской губернии. Мать поэта — Каролина Шарлотта Фет,— будучи замужем, беременная сбежала из Германии в Россию вместе с богатым помещиком Шеншиным. Отцом Фета был записан Шеншин, что с юридической точки зрения было незаконно (Шарлота Фет и Шеншин не состояли в браке). Когда обман открылся, Фет превратился из богатого дворянина, русского подданного в иностранца сомнительного происхождения.

Служба.
После окончания университета Фет выбрал дорогу, далёкую от литературы — он поступил на военную службу. Мотивы понятны: не давало покоя клеймо иностранца. В 1845 году был зачислен в кирасирский полк. Отдалённость от Москвы негативно сказалась на литературной деятельности — о поэте почти забыли, перестали печатать.

Успехи на военном поприще были гораздо скромнее: поэту так и не удалось дослужиться до звания, дающего дворянский титул. В 1856 г. он вышел в отставку.

Любовь.
Во время военной службы Фет страстно влюбился в бесприданницу Марию Лазич. Однако не обладал средствами, чтобы содержать семью, поэтому жениться категорически отказывался. Они встречались около двух лет. Затем поэта перевели на другое место службы. Вскоре он узнал, что возлюбленная погибла при странных обстоятельствах. Фет тяжело переживал потерю. Марии Лазич посвящены шедевры любовной лирики поэта.

В 1857 г. он по расчёту женился на М. П. Боткиной. См. об истории знакомства с М. П. Боткиной ниже:

В 1873 произошло событие, к которому поэт стремился всю жизнь,— он получил дворянский титул и фамилию Шеншин.

Последние годы и смерть.
В 80-е годы Фет вернулся в Москву, а вместе с тем — в литературу.

Последние годы жизни были весьма тяжёлыми — его мучили приступы удушья, он почти ослеп. Поэт настолько устал от болезней, что даже предпринял попытку самоубийства, которая спровоцировала смерть. 21 ноября 1892 г. Афанасий Фет скончался.

— Стихотворения Фета — это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста, за что поэта немало критиковали — как можно писать о красотах природы, о любви в период серьёзных перемен?

Любовь и природа — главное в поэтическом мире Фета. Его невозможно упрекнуть в банальности — лирика Фета оригинальна и уникальна тем, что — это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.

Его рифмы — лёгкие, почти воздушные. Достичь такой утончённости может только человек с незаурядным поэтическим талантом, превосходно владеющий техникой стихосложения.

• Поэзия намёков, догадок, умолчаний.

• Искусство не должно быть связано с жизнью.

• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.

• Это поэзия для избранных.

Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам

Природа в стихотворениях поэта

Сверкающим жгучим воздухом, синим, подёрнутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

Пёстрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанном жнивье

Бегом далёких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесённой снегом берёзе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описаны детальнее, конкретнее, чем у его предшественников.
В стихах А. А. Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орёл, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др., и каждая птица показана в её своеобразии

3. Аналитическая работа с текстами стихотворения (в группах)
(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворения наизусть, анализируют их и презентуют.)

• Какие предметные реалии рисуют картину весны?

• Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

• Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?

• Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

• Проследите развитие лирического сюжета. В какой строфе выражена главная мысль стихотворения?

• С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать ощущение возрождения природы?

• Расскажите, какую осень увидел мастер. А какую осень нарисовало ваше воображение? Похожа ли она на осень, описанную поэтом?

• Определите лейтмотив стихотворения.

• Какие этапы человеческой жизни образно нарисовал поэт в этой лирической картине?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Русская культура сродни мозаике: в ней есть и очень крупные дорогие камни, почти бриллианты,— гении, чьи музыкальные, литературные или живописные произведения известны во всём мире, есть камушки поменьше — те, чьи творения известны немногим, но от этого они не менее блистательны. Какое место в ней занимает творчество А. А. Фета, как оценить огранку его таланта?

Такую оценку каждый читатель должен дать сам, но мозаика русской культуры без имени Фета была бы неполной.

Он был поэтом с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы. Этот поэт создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью.

VI. Домашнее задание

Мария Петровна Боткина[2]

Одиннадцать лет жизни отдал Фет военной службе (сначала в кирасирах в глухой херсонской провинции, а затем в лейб-гвардии уланском полку под Петербургом), беспощадно обуздав себя и упорно стремясь к своей цеди. Но все оказалось напрасным: в 1856 году вышел указ нового императора Александра II, по которому потомственное дворянство давал только чип полковника.

Чтобы его достигнуть, 36-летнему гвардейскому штабс-ротмистру Фету надо было служить, может быть, до конца жизни.

Это был роковой удар - и Фет отступил: 3 июня 1857 года он уволился в бессрочный отпуск, так и не достигнув своей цели: не получив права на потомственное дворянство, не вернув себе фамилию Шеншина. И если это не стало для него окончательной жизненной катастрофой, то только благодаря Москве, которая, как бы подав руку помощи, помогла ему найти новое жизненное русло.

В начале 1857 года, приехав в Москву, Фет стал появляться у своего старого знакомого, критика Василия Боткина в знаменитой ботнинской усадьбе на Маросейке.

Ещё студентом Фет не раз бывал в памятном многим литераторам боткинском флигеле. Близкими знакомыми и друзьями В. Боткина были Белинский, Грановский, Станкевич, Бакунин, Тургенев, Некрасов, Григорович. Старший сын крупного московского купца-чаеторговца П. К. Боткина Василий Петрович получил прекрасное образование, знал несколько европейских языков. Его обширные знания, разносторонние интересы и тонкий эстетический вкус привлекали к нему замечательных деятелей русской культуры и литературы.

В семье Боткиных выросли знаменитый врач-терапевт С. П. Боткин, академик живописи М. П. Боткин, крупнейший коллекционер произведений живописи и председатель Общества любителей художеств Д. П. Боткин.

Теперь Фета приводило в дом Боткиных желание общаться не только с Василием Петровичем, но и с его сестрой Марией Петровной.

8 апреля в пасхальную ночь, разговляясь у Боткиных, Фет написал в альбом Марии Петровны стихи:

«Победа! Безоружна злоба.
Весна! Христос встает из гроба,­
Чело огнем озарено.
Все, что манило, обмануло
И в сердце стихнувшем уснуло,
Лобзаньем вновь пробуждено.
Забыв зимы душевный холод,

Вскоре состоялась помолвка Фета и Марии Петровны. В. Боткин писал сестре 29 июля 1857 года из Диеппа: «. я со своей стороны нахожу Фета во всех отношениях прекраснейшим и рассудительным человеком и смею надеяться, что ты несчастлива с ним не будешь. Свадьбу сыграли 16 августа в Париже. В сентябре супруги были уже в Москве и поселились в новой квартире, которую Фет отыскал сам - в доме Е. Н. Сердобинской на Малой Полянке.

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
1881
(вернуться к уроку)
Ещё весны душистой нега…
А. А. Фет[4]

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Источник: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1959. (вернуться к уроку)
ОСЕНЬ
А. А. Фет

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
8 октября 1883
Источник: Фет А. А. Стихотвоpения. — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. (вернуться к уроку)
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Ф. И. Тютчев[5]

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
10 Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1987. (вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Боткина Мария Петровна (1828—1894) — жена поэта А. А. Фета. Сестра русского врача-терапевта, физиолога и общественного деятеля С. П. Боткина.
Вышла замуж за Фета в зрелом возрасте (28 лет). Брак был заключен по расчету, но оказался достаточно прочным. Мария Боткина пережила супруга на 2 года. (вернуться)



Читайте также: