Сортируем мусор бережем природу конспект

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ваулева Анастасия Викторовна

Организация: Центр развития ребёнка – Детский сад №21

Населенный пункт: Пермский край, г. Лысьва

Возрастная группа: старшая группа, подготовительная к школе группа.

· Формировать умение сортировать мусор, определяя по свойствам и визуально материал, из которого сделан предмет;

· Продолжать развивать умение отгадывать загадки, выделяя в них перечисленные характерные признаки объекта;

· Уточнить знания детей о среде (экосистеме) обитания живых организмов.

· Способствовать развитию ассоциативного мышления;

· Способствовать развитию внимания, произвольной памяти;

· Способствовать развитию самоконтроля;

· Продолжать развивать стремление высказывать собственные суждения;

· Продолжать развивать ловкость;

· Продолжать развивать умение звукоподражания животным, имитации движений животных.

· Воспитывать желание бережно относиться к природе;

· Мотивировать помогать окружающим, попавшим в затруднительную ситуацию.

Оборудование и материалы:

· Запись пения птиц или звуков леса, фоновая музыка для преодоления полосы препятствий, сортировки мусора;

· Оборудование для воспроизведения записи пения птиц;

· Отрез синей ткани или две скакалки для имитации ручья;

· Трапеции или параллелепипеды – мягкие модули;

· Шесть - восемь обручей;

· Предметы из бумаги, стекла, пластика, ткани, металла;

· пять контейнеров с условными обозначениями для сортировки мусора;

· Предметные картинки с изображением белки, рыбы, дятла, пчелы, муравья, медведя, рака, бабочки, улитки размером примерно 6х10 см;

· Изображение лесной поляны с цветами, водоёмом, деревом формата А2;

· две магнитные доски, набор магнитов;

· Раскраски с изображением лесных обитателей по количеству детей.

Место проведения: музыкальный или физкультурный зал.

1. Ребята, посмотрите, к нам прилетела птица, а в лапках у неё письмо. Что же здесь написано?

Ну что, ребята, вы дружные? (Ответы детей) Вы смелые? (Ответы детей) И весёлые? (ответы детей) Тогда отправляемся выручать лес из беды. Но путь у нас непростой. Нужно будет преодолеть много препятствий.

2. Полоса препятствий. (Звучит фоновая музыка)

· Нужно будет перебраться через ручеёк и не замочить ноги (перепрыгнуть полосу на земле);

· Перейти по бревну глубокий овраг и не упасть в него (пройти по валикам);

· А затем пройти болото, перепрыгивая с кочки на кочку. Кто выйдет из кочки, того болото засосёт! (перепрыгнуть из обруча в обруч, как по кочкам).

Вам нужно быть дружными, идти друг за другом, не толкаться и помогать тому, кому нужна будет помощь. Готовы? (Ответы детей) Тогда отправляемся на помощь лесу! (Дети друг за другом, не толкаясь, не обгоняя друг друга, преодолевают полосу препятствий).

Сейчас мы проверим, правильно ли вы рассортировали мусор. (Каждый ребёнок рассказывает, что он положил в корзину, и объясняет свой выбор. При необходимости выбрать ещё пятерых детей и повторить).

Тише-тише! Вы слышали, как птицы сказала вам спасибо? Не слышали? Закройте глаза. (Звучит запись пения птиц или звуков леса) А теперь? И я слышала.

Спасибо вам ребята, за то, что прибрались в лесу. Какое правило, связанное с мусором, мы с вами можем придумать и принять? Правильно! Если у вас появился мусор, его нужно выбросить в урну! А какой значок можно придумать для обозначения этого правила? (Ответы детей) У меня получился вот такой. На нём человек бросает мусор в урну, мусорную корзину.

4. Ну что, мы с вами помогли животным, и теперь они могут вернуться в свой родной лес. Вы поможете? Для этого нужно отгадать загадки. (После того, как загадка отгадана, воспитатель показывает соответствующую картинку. Дети называют, в какой экосистеме живёт данный лесной обитатель. Воспитатель, с помощью магнитов закрепляет картинку с животным на изображении лесной поляны).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

Вильну хвостом туда – сюда,

И нет меня, и нет следа. (Рыба.)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком.

Он поделится медком. (Пчела) (Как жужжат пчёлы?)

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Он живёт в лесах,

На всех наводит страх.

Он большой и неуклюжий

Спит зимой, не любит стужи,

Но уж мимо не пройдёт,

Если где увидит мёд. (Медведь)

Хватает клешней. (Рак)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Две антеннки на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет
И по листику ползет. (Улитка)

Что-то мы засиделись. Давайте покажем, как другие звери к себе домой возвращаются.

Вот бежит лисичка-сестричка (Дети бегут на цыпочках, игриво, руки сложены, как лапки у лисы),

Вот скачет зайчишка-трусишка (Дети совершают прыжки на двух ногах с продвижением вперёд),

5. А посмотрите, мусор так и остался стоять. Только мы его разложили в коробки, корзины по разным признакам и свойствам. Давайте вспомним, предметы из какого материала лежат в картонной коробке? В коробке, на которой нарисована посуда? В пластиковой корзине? В мешочке? В жёлтой корзине? (Перечисление детьми содержимого контейнеров).

В некоторых городах люди выбрасывают мусор не в одно ведро, а вот так, в разные. Знаете зачем? Обычно мусор везут за город на свалку, кучи мусора становятся всё больше и больше. Мы с вами видели, что животные в таком лесу жить не могут. Природе такие свалки не нравятся.

Но мусор можно рассортировать и отвезти в пункты переработки, там из старых пакетов, бутылок, газет сделают новые, не засоряя природу. В нашем городе, например установлены контейнеры для пластикового мусора. Что можно в них выкинуть? (Ответы детей) Пластиковые бутылки, баночки от йогурта, пакеты. А бумагу: газеты, журналы, старые раскраски, коробки – можно принести в детский сад, чтобы сдать макулатуру. Какое правило мы с вами можем придумать и принять? (Ответы детей) Правильно! Мусор нужно сортировать по материалу, из которого вещь сделана. А какой значок можно придумать для обозначения этого правила? (Ответы детей) У меня получился вот такой. Несколько корзин с разными обозначениями.

А ещё можно придумать, как использовать некоторые вещи ещё раз. Например, как можно использовать тряпочки? (Ответы детей) Из них можно сделать тряпичных кукол, как мы уже делали на занятии, можно сшить одежду куклам или прихватки для кухни.

Попробуйте придумать, что можно сделать с остальными вещами. (Ответы детей) Например, стеклянные банки можно вымыть и использовать при хранении варенья, с пакетом можно ещё раз пойти в магазин.

Какое правило мы с вами можем придумать и принять? (Ответы детей) Правильно! Не все вещи, которыми мы однажды воспользовались, нужно выбрасывать. Некоторыми можно воспользоваться ещё раз или изготовить из них новые предметы. А какой значок можно придумать для обозначения этого правила? (Ответы) У меня получился вот такой. Поделка из бросового материала.

6. Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей.

Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите,

Чтобы их не забывать!

Какие правила обращения с мусором мы сегодня узнали? (Повтор правил по знакам).

Молодцы! Но эти правила нужно не только знать и помнить, но и выполнять. Расскажите про них своим родным и друзьям.

А нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте. Нам нужно разойтись по залу, чтобы не мешать друг другу. Закроем глаза ладонями. Покружились, покружились, в детский сад возвратились!

Где мы с вами были? (Ответы детей) И что делали? (Ответы детей)

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе.

И хотя мы в школьный класс (детский сад) не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

7. Вы очень хорошо помогли сегодня лесным жителям. Вы были находчивыми, дружными, внимательными. У меня для вас есть подарок. Это раскраски с лесными жителями. Подойдите к столу и возьмите раскраску с тем животным, которое вам нравится больше всего. (Раздача раскрасок).

На этом наше приключение закончилось. Идём в группу за цветными карандашами и фломастерами?

Список используемой литературы:

1. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2006.

2. Дошкольники на прогулке. Учебное пособие под ред. А.С. Галанова – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Экологическое воспитание дошкольников. Пермь. Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество охраны природы. Пермский областной совет / Под. ред. к. п. н., доц. А.М. Федотовой. 1992.

1. Уточнить п редставления дете й об ист очниках возник новения мусора .

2. Развивать пот ребность с облюдения ч истоты на у лицах города, д ома, в

3. Формировать умение сорти ровать мусор при его сб оре .

4. Развивать у мение логическ и мыслить, делать выводы, развивать

5. Активизировать с ловарный зап ас за счёт новых слов (заг рязнение,

ядовитые веществ а, отходы, мет аллолом, маку латура, бытовые от ходы,

6. Воспи тывать аккуратно сть , бережное отнош ение к окру жающему

Вос - ль : Ребята, ска жите, пожалу йста, как называетс я наша планета ?

Вос - ль : Верно, форму шара. Только шар этот так ой большо й и чтобы

объехать его ну жно много меся цев. Вот посмот рите здесь у меня на ка ртинке

наша земля. Ребят а, вы не замечаете ничего ст ранного?

Дети: земля стала м рачной, измен ился цвет мо рей и океано в.

Вос – ль : Да, ребята, прямо скажем ситу ация плачевна я. Замусорили

нашу Землю . Ре бята, а как вы ду маете, отку да берётся мусор ?

Дети: Люди выб расывают пак еты, бу тылки, очистки, банк и, бу магу,

Вос - ль : Затем мусор п опадает в мусор ный контейнер , а ку да вывозят

Вос - ль : На планете живёт несколько ми ллиардов жителе й и каждый

человек за год вы брасывает тонну мусора – это целый г рузовик.

Ребята, а как вы думаете, что произойдё т если мусор не убирать ?

Дети: Кругом будет валяться мусор , зас орять землю , воздух и воду.

Вос - ль : Да скоро че ловечеству придётся спасать себя от мусора .

Ежедневно, в го роде образуется ог ромное колич ество мусора , который

вывозят специаль ными машина ми и отправл яют на свалку . Свалка – это

скопление мусор а . Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это

опасно для з доровья человека и для приро ды. Вспомните, в озле наши х домов

стоят мусорные баки . Если машины е жедневно вывозят мусор – запах а

почти нет , а если ж е мусор не вывозят довольно д олго, то пр оходить мим о

Вос - ль : Такой же за пах выделяется на больши х свалках за пре делами

нашего горо да, отравляя воздух, п очву и воду вокруг. Сжигать мусор нельзя ,

так как он выдел яет вредн ый дым, опасн ый для здоровья. З акапывать в

землю мусор тож е нельзя , не всё с гнивает в земл е. Ребята, посмот рите здесь

и пластиковые бутылки, и пласт массовые стаканчики, и бумага, и газет ы, и

коробки, и сте клянные банки и бутылки, и железные банки.

Сколько мусора . А ведь, если всё эт о закапывать, то этот мусор может

пролежать в земле много лет. Пл астиковый мусор мо жет пролежать в земл е

от 200 до 100 0 лет, прежде чем исчезнет, газеты и бумага не менее 2 – 4

недель, стекло до 1000000 лет, а огрызок и очистки буду т разлагаться в земле

Тогда вставайте, будем мусор собира ть ! (физ. минутк а)

Вос - ль : Как вы думаете, для ч истоты ок ружающей прир оды как лу чше

поступить с мус ором : вывозить его на свалку , закапывать, сжигать ил и

Вос - ль: Правильн о, ведь отправл яя мусор на пере рабатывающий завод, ег о

там сортиру ют: пластиковые и пласт массовые бу тылки в одну сторону,

бумагу в другую, стекло и железные ба нки отдельно. А потом всё

перерабатывают и полу чают новый мат ериал, с которог о уже изготавливают

новые полезные изделия. Например: из старых газет и жу рналов полу чится

новая чистая бумага, из железн ых банок сделают новую вещь, стеклянные

банки и бу тылки можно отм ыть и испол ьзовать ещё раз.

Старые газеты, жу рналы, карт он можно сдавать в макул атуру, стеклотару

Вос - ль : Ребята, во м ногих странах, ж ители, пре жде чем выбросить мус ор ,

его сортиру ют в зависимост и от материала, из которого он изготовлен. Ка к

Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
Формировать умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
Развивающие:
Развивать умение анализировать экологическую проблему.
Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Мусорные пакеты, мусор

Оценить 272 0

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Образовательные:

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

Формировать умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

Развивающие:

Развивать умение анализировать экологическую проблему.

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Мусорные пакеты, мусор

Вводная часть. Мотивация

Воспитатель: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

В: О чём говорится в стихотворении?

Ответы детей. В нем говорится о мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.

Воспитатель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?

Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Ответы детей. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки.

Воспитатель. Правильно, сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида (показ иллюстраций).

- пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни;

-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Ответы детей. В мусорное ведро.

Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.

Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?

Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.

Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим. Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.

Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: Лес, вода, земля

Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в городах нашей страны. Давайте и мы этим займемся.

В: Посмотрите, как грязно стало на площадке, Давайте наведём чистоту и отсортируем весь мусор в мусорные пакеты.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, так что мы сейчас с вами делали и о чем говорили? Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?

Дети: Не мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.

Воспитатель: Да, ребята. Вы молодцы. Я верю, что мы начнем больше беречь и любить нашу планету.

Авторы: Хатмуллина Юлия Сергеевна, Гарифуллина Айгуль Мунировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект занятия “Мусор нам не нужен -мы с природой дружим.Сортируем мусор – спасаем планету с ИКТ” старшая группа
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия “Мусор нам не нужен -мы с природой

дружим.Сортируем мусор – спасаем планету”старшая группа

Познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное

Способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста,

формированию экологической культуры.

Закреплять элементарные представления об источнике загрязнения

Расширять и систематизировать знания детей о природе;

Формировать умение анализировать поступки людей, свои поступки, делать

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру – улице, городу,

Материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, smart ,

пустые упаковки от соков, воды, бумага, и т.д

Рассматривание иллюстрации экологического содержания, беседы с детьми, чтение

стихов о природе.

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать

и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая

обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование

на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о

среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

-Я назову цепочку слов, а вы подумайте и скажите, как все это можно назвать

- Бумага, очистки, старая рваная обувь, ……. (это мусор)

- Да, все это мусор.

- А как вы думаете, чем Земля отличается от других планет?

- Да, на земле есть жизнь. Есть воздух, вода, солнечный свет.

Все это – условия, необходимые для жизни. Если не будет этих условий,

тогда Земля может стать безжизненной.

Воспитатель демонстрирует разные принадлежности для жизни человека стул , стол,

дерево, телефон, одежда, ……. Как можно назвать одним словом

Земля ребята – наш общий дом.

Синвоконь, сценарии А.Костинского.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он называется «Сказка о

Какой была льдинка вначале?

-Какая вам больше нравилась? Почему?

- Как вы считаете, кто виноват в том, что льдинка стала такой грязной?

- В чем их вина? (Ответы детей).

- Вот такая и наша Земле в разных населенных пунктах люди оставляют за

собой огромное количество мусор, бросают его прямо на Землю ( упаковки от сока,

конфет и прочие таким образом, чтобы под ними скрылась вся поверхность). Если

бросать и не убирать мусор, что может произойти?

- Что мы видим? Вся поверхность суши покрыта мусором, вода загрязнена,

людям нечем дышать. Сквозь толстый слой мусора солнечные лучи не могут

пробиться к Земле и согреть ее. Земля может стать безжизненной.

- Что делать? (дети предлагают варианты решения.)

- если мы очистим Землю, мы спасем ее от гибели. Вы хотите спасти свою

Будем мы беречь планету,

Дом, в котором мы живем.

Если будет грязно где – то

Мы планету приберем!

Дети собирают мусор.

Исследовательская деятельность Сортировка мусора при помощи игры в программе smart

- Могут ли они нам голосом подсказать, что с ними делать? (нет)

- Конечно, нет. Но мы можем свами определить что это за муссор и положить его в

Воспитатель демонстрирует специальные баки для сортировки мусора.

Давайте определим, что это и к какому баку мы этот предмет отнесём?

- Рассмотрите хорошо этот знак.

- Как думаете, что они обозначают? (предположения детей).

- Правильно на каждом баке определённая картинка где будет хранится определенный

- Давайте так и сделаем!

Воспитатель приносит мусорную корзинку, дети выбрасывают в нее весь

Мы вдоль речки идем,

И бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро и два в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться мигом все преобразится.

- Ребята, что здесь произошло?

- Дети, мы можем пройти мимо? Как поступим? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем убирают. Воспитатель предлагает определить в какой

бак мы можем выбросить пластиковую тарелку.

- Всё верно это пластик и значит в бак для пластика

И так со всеми предметами (дети учатся определять в какой бак можно выбросить

Итог : Ребята что же сегодня мы с вами узнали о мусори.

- Сегодня мы с вами ознакомились со специальными баками под мусор, и научились

сортировать мусор. Теперь мы можем с вами научить и наших родителей, сестер, братьев

Читайте также: