Соотнесение звука с его источником конспект

Обновлено: 02.07.2024

Источник:

Автор:

Правообладатель:

У большинства детей навыки слушания развиваются естественно, в повседневной деятельности. Однако известно, что более 50 процентов (а по некоторым оценкам – 80 процентов) детей с синдромом Дауна имеют значительные нарушения слуха. Это негативно влияет не только на их способность слышать, но и на развитие в будущем речевых навыков. Цель данной статьи – рассказать читателям о том, как в повседневной жизни развивать у малыша навыки слушания и слышания, используя игры и другие простые виды активности.

Когда ребенок учится ходить, он проходит серию последовательных этапов: лежит, переворачивается, ползает, пытается встать и, наконец, начинает ходить. То же самое происходит, когда он учится говорить: сначала гулит, затем лепечет, произносит отдельные слова, затем - словосочетания, осваивает грамматические конструкции и, в итоге, говорит предложениями. Обучаясь слушанию, малыш также проходит ряд этапов: обнаружение, различение, узнавание и, наконец, понимание звука.

Звуки, которые нас окружают

Но вокруг нас постоянно присутствуют не только речевые, но и другие звуки. Вы слышите, как за окном шумят машины, гудят самолеты, щебечут птицы. В доме бежит вода, раздается стук в дверь, звонит телефон. Все эти звуки очень важны, и вы можете указывать на них малышу, помогая ему замечать их. Еще один интересный способ познания звуков – слушание музыки. Вместе наслаждайтесь звуками трещоток, колокольчиков, барабанов и шейкеров. Позвольте малышу не только услышать, но и увидеть, и ощутить звук, используя все органы чувств.

Обнаружение звуков

Это первый шаг в обучении слушанию; он означает, что ваш малыш слышит и замечает звук, хотя может и не знать, что он означает. Обнаружение звуков формирует базу для развития всех остальных навыков слушания. Самый легкий способ практиковать это умение – музыка. Включите музыку и двигайтесь в соответствующем ритме. Если это бодрая детская песенка, отбивайте ритм, маршируйте; если медленная, спокойная – плавно кружитесь и качайтесь. Остановите музыку и одновременно прекратите движение. Обратите внимание малыша на то, что музыка остановилась, и некоторое время послушайте тишину. Затем снова включите музыку и двигайтесь - повторяйте эту игру, пока ребенку не надоест. Это упражнение научит малыша самому раннему этапу слушания – пониманию, что звук либо есть, либо его нет.


Привлекайте внимание малыша:

Используйте все виды восприятий

Внимательно наблюдайте

Как малыш реагирует на звук:

  • расширяет глаза;
  • становится более активным;
  • замирает;
  • улыбается;
  • вздрагивает, пугается.

Помните, что фоновый шум может значительно усложнить для ребенка процесс слушания, особенно на раннем этапе освоения звуков, так что сведите его к минимуму. Выключите радио или телевизор, проводите игры на слушание в тихом уголке дома.

Упражнения на обнаружение звука

Я это слышу!

Подберите несколько музыкальных инструментов с разными способами извлечения звука, ритмом и тоном: колокольчики, шейкеры, барабаны, кастаньеты, тамбурины. Вместе с ребенком изучайте их, производя звук, касайтесь инструментом руки, ноги, ладошки или животика малыша. Делайте паузу и снова играйте. Вы можете использовать жесты, например, указывать на свое ухо, каждый раз, когда слышите инструмент. Это станет сигналом малышу: что-то звучит.


Слушай и двигайся

  • Это упражнение проводят два человека (привлекайте братьев и сестер!). Один будет производить звук, другой держать малыша.
  • Ударьте в барабан (или потрясите шейкером), и как только появится звук, пусть тот, кто держит малыша, легонько подпрыгнет.
  • Меняйте темп ударов, чередуйте быстрый и медленный темп.

Звуковая прогулка

Прогуляйтесь в доме или вокруг него, обращая внимание на то, что вы слышите. Показывайте на свое ухо, чтобы привлечь внимание малыша к звуку. Обращайте особое внимание на новые и незнакомые звуки, которые вам встречаются.

Различение звуков

На этой ступени развития взрослым нужно начать обращать внимание на сходства и различия между разными звуками. Музыка – очень эффективный инструмент для того, чтобы практиковать различение звуков.

Музыка и движения

Коробка звуков

Пусть упражнения на слушание станут естественной частью вашего дня. Сами придумывайте занятия на слушание и практикуйте их, ведь это не тест, а интересное развлечение! В этом деле важна мотивация – выбирайте те игры и занятия, которые интересуют вашего ребенка.

Узнавание звуков и соотнесение их с источником


Игра на распознавание звука:

Обратите внимание:

  • Фокусируется ли ребенок на звуках, которые вы издаете, слушает ли их? Переводит ли он взгляд с игрушки на вас – и обратно?
  • Способен ли ребенок верно показать игрушку, используя связь между звуком, который издает игрушка, и самой игрушкой? Может ли он выбрать нужную из двух, трех игрушек?
  • Может ли малыш найти нужную игрушку из нескольких в соответствии с определенным звуком?
  • Пытается ли ребенок сам имитировать звуки?

Книги – отличный способ учиться!

Обратите внимание:

  • Нравится ли малышу смотреть книжки вместе с вами?
  • Указывает ли он на изображения, а потом смотрит на вас, ожидая, когда вы издадите звук?
  • Указывает ли он на картинку, когда вы издаете звук?
  • Издает ли ребенок звук, а затем ожидает, что вы укажете на картинку?
  • Если малыш думает, что вы ошиблись, пытается ли он как-то сообщить вам об этом?

Коробка звуков

Понимание звуков речи

Понимание звука относится к способности осознавать, что слова/звуки имеют значение, в соответствии с которым можно действовать. На этом этапе ребенок начинает следовать простым инструкциям и отвечать на простые вопросы, может запоминать и повторять информацию, в том числе разные истории. Его понимание языка заметно увеличивается и включает наиболее важные темы: части тела, еда, одежда, игрушки. Он уже может запоминать и произносить ключевые слова, подпевая детским песенкам.


Идеи для развития слухового понимания:

Цели: учить дете й определять источник зву ка на слу х и умение слу шать.

1) Развитие слу хового вн имания, и памя ти; моторной к оордина ции.

2) Развитие фраз овой речи, об огащение словарного запаса новыми п онятиями.

3) Воспитание чувства темпа, р итма; чувств а такта при совм естных

проигрыватель ( DVD и mp 3), тонкий шарф или ше йный пл аток, различны е

звучащие пре дметы: колокольч ик, бубен, погремушка, метал лофон, дудка,

- Обучающиеся си дят на сту льях полукру гом. Звучит фонограмма

обучающихся в нимательно послушать, по окончании прослу шивания

спрашивает: как ие зву ки услышал каждый? (щеб ет птиц, жу жжание пчелы,

журчание ру чейка, мычание ко ровы и др.); г де можно у слышать эти зву ки?

Сегодня на занят ии мы позн акомимся с разными зву ками о кружающего ми ра,

будем у читься их внимательно сл ушать и у знавать.

- С помощью чег о мы с вами сл ышим разные зву ки? (Мы слышим у шами.)

послушать э тот звук сначала с открытыми, а потом с закры тыми ушами

(прижать плотно ла дони к у шам), сравнить, в каком случае был о слышно

- Самомассаж (производится с целью улучшения кр овообр ащения пальцев

рук и у шных раковин, что, п о мнению специали стов, актив изирует работу

Чтобы уши лу чше слышали зву ки, педагог п редлагает о бучающимся

сделать самома ссаж ушных раковин, но сначала ну жно помассажировать

пальцы ру к, чтобы они лу чше работали ( пальцы поочеред но массажи руются,

Самомассаж у шных раковин производится по показу и инструкци и

педагога: уши слегк а потянуть вверх, вниз, в сторо ны (все по 4 раза),

произвести разм инание и ра стирание у шных раковин д о тех пор, пока они не

- Обучающий этап. Проходит при испол ьзовании обучающего ви деофильма

окружающей де йствительн ости, музыкал ьных звуках и зву ках речи

- Предваритель ный настро й на просмотр фрагме нта фильма . Педагог сообщает

обу чающимс я, что сейча с они вместе Хрюшей и Степашк ой узнают, какие

- В процессе просм отра фрагм ента педаг огом производят ся необход имые

- Беседа после п росмотра ви деофрагмента п о его содерж анию. Приме рные

- О чем вам рассказ ывали Хрюш а, Степашка и Ф иля? (о зву ках)

- Какие вы знаете з вуки? (зву ки природы, зв уки музыкаль ные, звуки речи,

В процессе бесе ды возможно еще раз возвращаться к просм отренным

фрагментам, что бы более точн о ответить на воп рос. Необхо димо добиватьс я

движения в с оответствии с текст ом (на мотив р. н. песни «Во п оле береза

Далее педагог сту чит в бу бен с разной г ромкостью, а обу чающиеся

должны подп рыгивать на месте : на тихи й звук - в медленном т емпе, на

в центре с зак рытыми глазам и; педагог указывает ру кой на кого - нибудь из

играющих, тот произносит имя во дящего, а водящий должен у гадать, кто ег о

позвал. Игра п овторяется неск олько раз, пока все у частники не побываю т

- Закрепление и зученного матери ала. Педагог предлагает каждому

обучающему ся самому попробовать произв ести различн ые зву ки с помощью

различных пр едметов о бихода и му зыкальных инстру ментов: шелест бу маги

(при ее сминан ии и разр ывании), сту к мяча при у даре об пол, звон

колокольчика, хлопки ладо ней, звук дудк и, металлофона, погрему шки,

Далее все эти предм еты прячу тся за ширму и обу чающимся

предлагается определить, что такое зву чит. Педагогу необходимо д обиваться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вам конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: "Звуки: их виды, сила, источники, направления в пространстве". На занятии учащиеся обучаются различению звуков по длительности, громкости и тональности; выделяют речевые, неречевые, музыкальные и шумовые звуки. В игровой форме дети научаются различению музыкальных инструментов и направлению звуков в пространстве.

КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска

План - конспект коррекционно – развивающего занятия

для учащихся 3 класса коррекционной школы.

Цель занятия: Обучение различению звуков по длительности, громкости и тональности (речевых, неречевых, музыкальных и шумовых).

Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

Научить слуховой дифференциации звуков по высоте и продолжительности.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Развивать вербальную коммуникацию.

Материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, неречевых звуков, шумовых звуков, звуков природы; картинка для звуковой гимнастики (гласные звуки); карандаши простые и цветные, три картинки, вклеенные в рабочую тетрадь с заданиями; детские музыкальные инструменты: барабан, саксофон, бубен, металлофон, ложки, губная гармошка, гитара, гармонь.

Подготовительный этап:

Упражнения на регуляцию ритма дыхания.

Упражнения на регуляцию лицевых мышц.

Упражнения на регуляцию мимических мышц.

Упражнения на регуляцию мышц глаз.

Основной этап:

Ведущий читает стихотворение.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках, какие они бывают, кто или что их издает, чем их производят и откуда они звучат.

Ведущий производит фронтальный опрос учащихся о том, что они знают о звуках, при необходимости уточняет и дополняет ответы.

Детям предлагается пропеть гласные звуки по изображенному образцу на картинке и зафиксировать работу речевого аппарата, мимики (а, о, у, и, э, ы).

Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены предметы и нужно определить и соединить пары, которые начинаются с одного звука.

Работа у доски. На доске прикреплены карточки с изображением музыкальных инструментов и с изображением шумовых инструментов. Задание - найти их и назвать.

Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены разные предметы. Задание - выбрать и обвести карандашом только музыкальные инструменты.

Работа у доски. На доске прикреплены карточки с изображением объектов, которые издают шумовые и неречевые звуки. Задание – найти отличия и назвать их.

Ведущий загадывает загадки и предлагает детям отгадать их:

На треугольник деревянный

Натянули три струны,

В руки взяли, заиграли –

Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка)

Пастись корову на лужок

Повесив маленький звонок.

Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик)

В одно донце стучатся.

Но не просто бьют –

Вместе песню поют. (Барабан)

Но удивительный такой.

Если друг мой далеко,

Говорить мне с ним легко. (Телефон)

Ведущий называет виды музыкальных инструментов: клавишные, струнные, ударные, духовые, щипковые. Детям предлагается назвать их и показать, при необходимости, ведущий уточняет и дополняет ответы.

Работа в тетрадях. На картинке в тетради нарисованы музыкальные инструменты. Задание – обвести и раскрасить карандашами: одному - струнные инструменты, другому – клавишные, третьему – духовые, четвертому – ударные инструменты.

Заключительный этап:

Рефлексия: на доске на листе бумаги нарисована радуга и каждому участнику предлагается раскрасить ее в такой цвет, какого цвета его настроение в конце занятия. Если эти цвета совпали с цветами радуги, то и настроение у нас хорошее и радужное.

Цель: Развивать зрительное, слуховое внимание, память. Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки. Развивать фонематический слух

Оборудование: аудиозапись, картинки, маски животных

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Поднять вверх правую, затем левую руку. Правой рукой положить красный квадратик слева от себя, синий треугольник – справа от себя

II. Введение в тему

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки

III. Развитие слухового внимания

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки

- Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Вы уже знаете, что предметы могут звучать по-разному. Давайте послушаем эти звуки

Деревянные предметы стучат

Стеклянные предметы стучат

Металлические предметы стучат

IV. Различение звуков по силе и громкости звучания

- Ребята, вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Звуки отличаются друг от друга не только по звучанию, но и по силе звучания

- Есть звуки громкие, есть тихие, а есть предметы, которые вообще звуков не издают

- А вы можете отличать громкие звуки от тихих?

(звучит удар грома)

- Ох, как страшно. Закройте голову руками, сожмитесь. Как грохочет гром?

- Какие чувства вы испытали при грохоте грома?

-Будьте внимательны, слушаем следующий звук. Какой он? Громкий или тихий?

Звучит жужжание шмеля

- Узнали, кто умеет так жужжать? (мель)

- Громко или тихо?

V. Развитие слуховых и зрительных представлений

- Это барабанщик, какие он издает звуки? – Бум – бум

- Бежит из крана вода С – С – С

Ребята, мы слушали разные звуки. Чем мы слушали звуки? – Ушами

Уши- это важный орган нашего тела

Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вред?

(нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии, класть в уши мелкие предметы, нужно держать в тепле уши в холодную погоду

Где-то собаки рычали:

В стойле коровы мычали

В комнате мухи жужжали

Мимо машины бежали

Гудели от ветра провода

Перекликались в ночи поезда

У – у – у – у - у Листья на ветру шумели

Змеи в лесу шипели

А комары все пели:

Днем и ночью успокоиться не хочет:

Куклы кашляют в постели,

Днем мороженое ели

Как перекликались поезда?

Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить

Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки в речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова

Мы будем учиться и произносить речевые звуки

VII. Знакомство с органами речевого аппарата

- Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы, голосовые связки)

Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков

Рядом с дверями Белые звери

Конфеты и плюшки

У нас есть губы, зубы, язык

Произнесите звук П, этот звук мы произносим губами

Произнесите звук Б, этот звук мы произносим губами, но еще работают голосовые связки

Произнесите звук Л

В домике есть потолок. Это небо, пощелкайте язычком. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите Д – Д – Д. Язычок стучит по бугоркам – это альвеолы

Положите ладошку на горло. Произнесите Д – Д – Д, Б – Б – Б. Здесь живет голос, иногда он спит и его не слышно. Произнесите Г – Г – Г Голос проснулся.

-Так что же нам помогает произносить звуки?

Губы, зубы, язык, небо, альвеолы

Нам нужно заботиться о нашем ротике: чистить зубы, чтобы они не болели и помогали произносить звуки, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы

- Что мы слушали? (звуки)

- Чем мы слушали? (ушами)

- Чем мы произносили звуки? (ртом)

Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте

Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте План: 1. Красота – это гармония. 2. Осмысление представления о красоте характеризующие духовную и нравственную суть человека. 3. Особенности.

Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины,.

Формирование представлений о ЗОЖ в условиях семьи и детского сада С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе Программное содержание: • Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и планетах. • Способствовать развитию речевого общения.

Формирование у детей представлений о явлениях природы Актуальность. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любознательности. Почему идет снег? Что такое закат?.

Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф. Цели: 1. Коррекционно – образовательные: • учить правильно произносить звуки ф, фь; • совершенствовать навык различения звуков ф, фь –.

Читайте также: