Соотнесение звука с его источником конспект
Обновлено: 02.07.2024
Источник:
Автор:
Правообладатель:
У большинства детей навыки слушания развиваются естественно, в повседневной деятельности. Однако известно, что более 50 процентов (а по некоторым оценкам – 80 процентов) детей с синдромом Дауна имеют значительные нарушения слуха. Это негативно влияет не только на их способность слышать, но и на развитие в будущем речевых навыков. Цель данной статьи – рассказать читателям о том, как в повседневной жизни развивать у малыша навыки слушания и слышания, используя игры и другие простые виды активности.
Когда ребенок учится ходить, он проходит серию последовательных этапов: лежит, переворачивается, ползает, пытается встать и, наконец, начинает ходить. То же самое происходит, когда он учится говорить: сначала гулит, затем лепечет, произносит отдельные слова, затем - словосочетания, осваивает грамматические конструкции и, в итоге, говорит предложениями. Обучаясь слушанию, малыш также проходит ряд этапов: обнаружение, различение, узнавание и, наконец, понимание звука.
Звуки, которые нас окружают
Но вокруг нас постоянно присутствуют не только речевые, но и другие звуки. Вы слышите, как за окном шумят машины, гудят самолеты, щебечут птицы. В доме бежит вода, раздается стук в дверь, звонит телефон. Все эти звуки очень важны, и вы можете указывать на них малышу, помогая ему замечать их. Еще один интересный способ познания звуков – слушание музыки. Вместе наслаждайтесь звуками трещоток, колокольчиков, барабанов и шейкеров. Позвольте малышу не только услышать, но и увидеть, и ощутить звук, используя все органы чувств.
Обнаружение звуков
Это первый шаг в обучении слушанию; он означает, что ваш малыш слышит и замечает звук, хотя может и не знать, что он означает. Обнаружение звуков формирует базу для развития всех остальных навыков слушания. Самый легкий способ практиковать это умение – музыка. Включите музыку и двигайтесь в соответствующем ритме. Если это бодрая детская песенка, отбивайте ритм, маршируйте; если медленная, спокойная – плавно кружитесь и качайтесь. Остановите музыку и одновременно прекратите движение. Обратите внимание малыша на то, что музыка остановилась, и некоторое время послушайте тишину. Затем снова включите музыку и двигайтесь - повторяйте эту игру, пока ребенку не надоест. Это упражнение научит малыша самому раннему этапу слушания – пониманию, что звук либо есть, либо его нет.
Привлекайте внимание малыша:
Используйте все виды восприятий
Внимательно наблюдайте
Как малыш реагирует на звук:
- расширяет глаза;
- становится более активным;
- замирает;
- улыбается;
- вздрагивает, пугается.
Помните, что фоновый шум может значительно усложнить для ребенка процесс слушания, особенно на раннем этапе освоения звуков, так что сведите его к минимуму. Выключите радио или телевизор, проводите игры на слушание в тихом уголке дома.
Упражнения на обнаружение звука
Я это слышу!
Подберите несколько музыкальных инструментов с разными способами извлечения звука, ритмом и тоном: колокольчики, шейкеры, барабаны, кастаньеты, тамбурины. Вместе с ребенком изучайте их, производя звук, касайтесь инструментом руки, ноги, ладошки или животика малыша. Делайте паузу и снова играйте. Вы можете использовать жесты, например, указывать на свое ухо, каждый раз, когда слышите инструмент. Это станет сигналом малышу: что-то звучит.
Слушай и двигайся
- Это упражнение проводят два человека (привлекайте братьев и сестер!). Один будет производить звук, другой держать малыша.
- Ударьте в барабан (или потрясите шейкером), и как только появится звук, пусть тот, кто держит малыша, легонько подпрыгнет.
- Меняйте темп ударов, чередуйте быстрый и медленный темп.
Звуковая прогулка
Прогуляйтесь в доме или вокруг него, обращая внимание на то, что вы слышите. Показывайте на свое ухо, чтобы привлечь внимание малыша к звуку. Обращайте особое внимание на новые и незнакомые звуки, которые вам встречаются.
Различение звуков
На этой ступени развития взрослым нужно начать обращать внимание на сходства и различия между разными звуками. Музыка – очень эффективный инструмент для того, чтобы практиковать различение звуков.
Музыка и движения
Коробка звуков
Пусть упражнения на слушание станут естественной частью вашего дня. Сами придумывайте занятия на слушание и практикуйте их, ведь это не тест, а интересное развлечение! В этом деле важна мотивация – выбирайте те игры и занятия, которые интересуют вашего ребенка.
Узнавание звуков и соотнесение их с источником
Игра на распознавание звука:
Обратите внимание:
- Фокусируется ли ребенок на звуках, которые вы издаете, слушает ли их? Переводит ли он взгляд с игрушки на вас – и обратно?
- Способен ли ребенок верно показать игрушку, используя связь между звуком, который издает игрушка, и самой игрушкой? Может ли он выбрать нужную из двух, трех игрушек?
- Может ли малыш найти нужную игрушку из нескольких в соответствии с определенным звуком?
- Пытается ли ребенок сам имитировать звуки?
Книги – отличный способ учиться!
Обратите внимание:
- Нравится ли малышу смотреть книжки вместе с вами?
- Указывает ли он на изображения, а потом смотрит на вас, ожидая, когда вы издадите звук?
- Указывает ли он на картинку, когда вы издаете звук?
- Издает ли ребенок звук, а затем ожидает, что вы укажете на картинку?
- Если малыш думает, что вы ошиблись, пытается ли он как-то сообщить вам об этом?
Коробка звуков
Понимание звуков речи
Понимание звука относится к способности осознавать, что слова/звуки имеют значение, в соответствии с которым можно действовать. На этом этапе ребенок начинает следовать простым инструкциям и отвечать на простые вопросы, может запоминать и повторять информацию, в том числе разные истории. Его понимание языка заметно увеличивается и включает наиболее важные темы: части тела, еда, одежда, игрушки. Он уже может запоминать и произносить ключевые слова, подпевая детским песенкам.
Идеи для развития слухового понимания:
Цели: учить дете й определять источник зву ка на слу х и умение слу шать.
1) Развитие слу хового вн имания, и памя ти; моторной к оордина ции.
2) Развитие фраз овой речи, об огащение словарного запаса новыми п онятиями.
3) Воспитание чувства темпа, р итма; чувств а такта при совм естных
проигрыватель ( DVD и mp 3), тонкий шарф или ше йный пл аток, различны е
звучащие пре дметы: колокольч ик, бубен, погремушка, метал лофон, дудка,
- Обучающиеся си дят на сту льях полукру гом. Звучит фонограмма
обучающихся в нимательно послушать, по окончании прослу шивания
спрашивает: как ие зву ки услышал каждый? (щеб ет птиц, жу жжание пчелы,
журчание ру чейка, мычание ко ровы и др.); г де можно у слышать эти зву ки?
Сегодня на занят ии мы позн акомимся с разными зву ками о кружающего ми ра,
будем у читься их внимательно сл ушать и у знавать.
- С помощью чег о мы с вами сл ышим разные зву ки? (Мы слышим у шами.)
послушать э тот звук сначала с открытыми, а потом с закры тыми ушами
(прижать плотно ла дони к у шам), сравнить, в каком случае был о слышно
- Самомассаж (производится с целью улучшения кр овообр ащения пальцев
рук и у шных раковин, что, п о мнению специали стов, актив изирует работу
Чтобы уши лу чше слышали зву ки, педагог п редлагает о бучающимся
сделать самома ссаж ушных раковин, но сначала ну жно помассажировать
пальцы ру к, чтобы они лу чше работали ( пальцы поочеред но массажи руются,
Самомассаж у шных раковин производится по показу и инструкци и
педагога: уши слегк а потянуть вверх, вниз, в сторо ны (все по 4 раза),
произвести разм инание и ра стирание у шных раковин д о тех пор, пока они не
- Обучающий этап. Проходит при испол ьзовании обучающего ви деофильма
окружающей де йствительн ости, музыкал ьных звуках и зву ках речи
- Предваритель ный настро й на просмотр фрагме нта фильма . Педагог сообщает
обу чающимс я, что сейча с они вместе Хрюшей и Степашк ой узнают, какие
- В процессе просм отра фрагм ента педаг огом производят ся необход имые
- Беседа после п росмотра ви деофрагмента п о его содерж анию. Приме рные
- О чем вам рассказ ывали Хрюш а, Степашка и Ф иля? (о зву ках)
- Какие вы знаете з вуки? (зву ки природы, зв уки музыкаль ные, звуки речи,
В процессе бесе ды возможно еще раз возвращаться к просм отренным
фрагментам, что бы более точн о ответить на воп рос. Необхо димо добиватьс я
движения в с оответствии с текст ом (на мотив р. н. песни «Во п оле береза
Далее педагог сту чит в бу бен с разной г ромкостью, а обу чающиеся
должны подп рыгивать на месте : на тихи й звук - в медленном т емпе, на
в центре с зак рытыми глазам и; педагог указывает ру кой на кого - нибудь из
играющих, тот произносит имя во дящего, а водящий должен у гадать, кто ег о
позвал. Игра п овторяется неск олько раз, пока все у частники не побываю т
- Закрепление и зученного матери ала. Педагог предлагает каждому
обучающему ся самому попробовать произв ести различн ые зву ки с помощью
различных пр едметов о бихода и му зыкальных инстру ментов: шелест бу маги
(при ее сминан ии и разр ывании), сту к мяча при у даре об пол, звон
колокольчика, хлопки ладо ней, звук дудк и, металлофона, погрему шки,
Далее все эти предм еты прячу тся за ширму и обу чающимся
предлагается определить, что такое зву чит. Педагогу необходимо д обиваться
Представляю вам конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: "Звуки: их виды, сила, источники, направления в пространстве". На занятии учащиеся обучаются различению звуков по длительности, громкости и тональности; выделяют речевые, неречевые, музыкальные и шумовые звуки. В игровой форме дети научаются различению музыкальных инструментов и направлению звуков в пространстве.
КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска
План - конспект коррекционно – развивающего занятия
для учащихся 3 класса коррекционной школы.
Цель занятия: Обучение различению звуков по длительности, громкости и тональности (речевых, неречевых, музыкальных и шумовых).
Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
Научить слуховой дифференциации звуков по высоте и продолжительности.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Развивать вербальную коммуникацию.
Материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, неречевых звуков, шумовых звуков, звуков природы; картинка для звуковой гимнастики (гласные звуки); карандаши простые и цветные, три картинки, вклеенные в рабочую тетрадь с заданиями; детские музыкальные инструменты: барабан, саксофон, бубен, металлофон, ложки, губная гармошка, гитара, гармонь.
Подготовительный этап:
Упражнения на регуляцию ритма дыхания.
Упражнения на регуляцию лицевых мышц.
Упражнения на регуляцию мимических мышц.
Упражнения на регуляцию мышц глаз.
Основной этап:
Ведущий читает стихотворение.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Сегодня мы с вами поговорим о звуках, какие они бывают, кто или что их издает, чем их производят и откуда они звучат.
Ведущий производит фронтальный опрос учащихся о том, что они знают о звуках, при необходимости уточняет и дополняет ответы.
Детям предлагается пропеть гласные звуки по изображенному образцу на картинке и зафиксировать работу речевого аппарата, мимики (а, о, у, и, э, ы).
Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены предметы и нужно определить и соединить пары, которые начинаются с одного звука.
Работа у доски. На доске прикреплены карточки с изображением музыкальных инструментов и с изображением шумовых инструментов. Задание - найти их и назвать.
Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены разные предметы. Задание - выбрать и обвести карандашом только музыкальные инструменты.
Работа у доски. На доске прикреплены карточки с изображением объектов, которые издают шумовые и неречевые звуки. Задание – найти отличия и назвать их.
Ведущий загадывает загадки и предлагает детям отгадать их:
На треугольник деревянный
Натянули три струны,
В руки взяли, заиграли –
Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка)
Пастись корову на лужок
Повесив маленький звонок.
Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик)
В одно донце стучатся.
Но не просто бьют –
Вместе песню поют. (Барабан)
Но удивительный такой.
Если друг мой далеко,
Говорить мне с ним легко. (Телефон)
Ведущий называет виды музыкальных инструментов: клавишные, струнные, ударные, духовые, щипковые. Детям предлагается назвать их и показать, при необходимости, ведущий уточняет и дополняет ответы.
Работа в тетрадях. На картинке в тетради нарисованы музыкальные инструменты. Задание – обвести и раскрасить карандашами: одному - струнные инструменты, другому – клавишные, третьему – духовые, четвертому – ударные инструменты.
Заключительный этап:
Рефлексия: на доске на листе бумаги нарисована радуга и каждому участнику предлагается раскрасить ее в такой цвет, какого цвета его настроение в конце занятия. Если эти цвета совпали с цветами радуги, то и настроение у нас хорошее и радужное.
Цель: Развивать зрительное, слуховое внимание, память. Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки. Развивать фонематический слух
Оборудование: аудиозапись, картинки, маски животных
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Поднять вверх правую, затем левую руку. Правой рукой положить красный квадратик слева от себя, синий треугольник – справа от себя
II. Введение в тему
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки
III. Развитие слухового внимания
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки
- Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Вы уже знаете, что предметы могут звучать по-разному. Давайте послушаем эти звуки
Деревянные предметы стучат
Стеклянные предметы стучат
Металлические предметы стучат
IV. Различение звуков по силе и громкости звучания
- Ребята, вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Звуки отличаются друг от друга не только по звучанию, но и по силе звучания
- Есть звуки громкие, есть тихие, а есть предметы, которые вообще звуков не издают
- А вы можете отличать громкие звуки от тихих?
(звучит удар грома)
- Ох, как страшно. Закройте голову руками, сожмитесь. Как грохочет гром?
- Какие чувства вы испытали при грохоте грома?
-Будьте внимательны, слушаем следующий звук. Какой он? Громкий или тихий?
Звучит жужжание шмеля
- Узнали, кто умеет так жужжать? (мель)
- Громко или тихо?
V. Развитие слуховых и зрительных представлений
- Это барабанщик, какие он издает звуки? – Бум – бум
- Бежит из крана вода С – С – С
Ребята, мы слушали разные звуки. Чем мы слушали звуки? – Ушами
Уши- это важный орган нашего тела
Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вред?
(нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии, класть в уши мелкие предметы, нужно держать в тепле уши в холодную погоду
Где-то собаки рычали:
В стойле коровы мычали
В комнате мухи жужжали
Мимо машины бежали
Гудели от ветра провода
Перекликались в ночи поезда
У – у – у – у - у Листья на ветру шумели
Змеи в лесу шипели
А комары все пели:
Днем и ночью успокоиться не хочет:
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое ели
Как перекликались поезда?
Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить
Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки в речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова
Мы будем учиться и произносить речевые звуки
VII. Знакомство с органами речевого аппарата
- Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы, голосовые связки)
Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков
Рядом с дверями Белые звери
Конфеты и плюшки
У нас есть губы, зубы, язык
Произнесите звук П, этот звук мы произносим губами
Произнесите звук Б, этот звук мы произносим губами, но еще работают голосовые связки
Произнесите звук Л
В домике есть потолок. Это небо, пощелкайте язычком. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите Д – Д – Д. Язычок стучит по бугоркам – это альвеолы
Положите ладошку на горло. Произнесите Д – Д – Д, Б – Б – Б. Здесь живет голос, иногда он спит и его не слышно. Произнесите Г – Г – Г Голос проснулся.
-Так что же нам помогает произносить звуки?
Губы, зубы, язык, небо, альвеолы
Нам нужно заботиться о нашем ротике: чистить зубы, чтобы они не болели и помогали произносить звуки, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы
- Что мы слушали? (звуки)
- Чем мы слушали? (ушами)
- Чем мы произносили звуки? (ртом)
Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте План: 1. Красота – это гармония. 2. Осмысление представления о красоте характеризующие духовную и нравственную суть человека. 3. Особенности.
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины,.
Формирование представлений о ЗОЖ в условиях семьи и детского сада С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.
Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе Программное содержание: • Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и планетах. • Способствовать развитию речевого общения.
Формирование у детей представлений о явлениях природы Актуальность. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любознательности. Почему идет снег? Что такое закат?.
Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф. Цели: 1. Коррекционно – образовательные: • учить правильно произносить звуки ф, фь; • совершенствовать навык различения звуков ф, фь –.
Читайте также:
- Лекарственные растения средства оздоровления организма человека конспект
- Конспект урока упрямый котенок по в бирюкову
- Десятичная система счисления конспект урока 4 класс начальная школа 21 века
- Перемены в экономике и социальном строе при александре 3 конспект урока
- Хрюша попал в беду конспект 2 младшая группа