Перемены в экономике и социальном строе при александре 3 конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.
Лев Толстой
Александр 3 ставил задачи сделать Россию крупнейшей мировой державой. Достигнуть этой цели без развития экономики невозможно. Поэтому предпринималось множество шагов, но экономическая политика Александра 3, как и в целом социально-экономическая политика России конца 19 начала 20 веков, больших успехов не имела. Сколько бы нам сегодня не рассказывали, что Российская Империя была прекраснейшей в мире страной, это далеко не так.
Основные изменения в стране
В любом учебнике по истории России мы увидим, что первое начинание Александра 3 в плане экономических преобразований в стране, это приглашение ученых-экономистов. Наиболее авторитетные их них: Витте, Бунге и Вышнеградский. Особенность реформ Витте мы уже рассматривали. Политика Бунге и Вышнеградского базировалась на массовом привлечении иностранного капитала. Современные экономисты будут рассказывать, что это прекрасно, но представьте: у вас завод, вам прислали для него оборудование, вы за это оборудование платите ренту, но в любой момент его у вас могут забрать. Поэтому засилье иностранного капитала это зло для любой страны.
Основные изменения в экономике страны характеризуются попыткой совместить капитализм, но с сохранением прежнего сословного строя. Проблема в том, что вещи это несовместимые, и в результате противоречия в обществе стали только увеличиваться. Основные же изменения в развитии экономики при Александре 3 следующие:
- Совмещение наемного и крепостнического труда. Барщину и оброк никто не отменял, но наниматься на фабрики крестьяне могли за зарплату.
- Завершение промышленного переворота. Его результатами пользовались единицы.
- Формирование единого российского рынка.
- Кризис землепользования.
- Капитализм поднимался не снизу, а навязывался государством.
В итоге получается уродливая форма капитализма, которая ни к чему хорошему привести не могла. Примечательно, что обе попытки построить капитализм в России развивались в уродливых формах. О первой попытке мы говорим сегодня, а вторую попытку мы видели в 90-е, после развала СССР.
В конце 19 века основные изменения в экономике затронули сельское хозяйство и промышленность. Их мы и рассмотрим далее.
Ситуация в деревне
Россия в период правления Александра 3 продолжает оставаться аграрной страной. Численность ее населения достигает 126 млн человек, из которых 103 млн проживает в европейской части страны. Структура населения следующая:
- Крестьяне - 70%
- Мещане (городское население) - 11%
- Инородцы (нерусские) - 7 %
- Казаки - 3%
- Дворяне - 1,5%
- Купечество - 0,5%
В стране происходят попытки создать аграрно-индустриальную систему. Во многом для этих целей происходит разделение и специализация хозяйства.
Район | Специализация |
---|---|
Закавказье | Табак |
Средняя Азия | Хлопок |
Украина | Зерно, подсолнечник, свекла |
Поволжье | Животноводство, выращивание зерна |
Прибалтика | Картофель, мясомолочная продукция, лен |
В этот период Россия выходит на 1 место в мире по продажам зерна. Это, наверное, самый известный факт об экономике России той эпохи, которым сегодня активно спекулируют все кому не лень. С одной стороны это очень хорошо, что страна зарабатывала, но с другой стороны это происходило за счет ущерба собственному населению. В частности, при этих объемах экспорта зерна, в России в 1891-1892 года случился страшный голод.
Голод 1891-1892 годов
В период правления Александра 3 в России случился первый массовый голод в истории страны. До этого голодные годы также были, но голод возникал только в остальных районах, а теперь же речь шла о голоде в рамках страны. В тех процессах, которые тогда происходили в деревне отлично отражается вся экономическая политика Александра 3. Почему стал возможен столь массовый голод? Причин всего 2:
- Окончились возможности экстенсивного развития сельского хозяйства. Все земли были освоены и расширять новые земли для сельского хозяйства было некуда. После окончания экстенсивного пути развития, должен начинаться путь интенсивный. В конце 19 века этого не произошло. Было очень мало помещиков, готовых развивать хозяйство. О причинах этого расскажу ниже.
- Развитие фабрик фактически убили деревенский промысел (артели). Раньше деревенские жители активно уходили на промысел в город. Это то, что сегодня называется подработкой. Они приходили в город, выполняли простую работу, получали деньги и возвращались в деревню. Даже если в селе был неурожай - у крестьянина были деньги прокормиться. Фабрики же это уничтожили.
В итоге новых земель не было, а экономические явления сделали невозможными для крестьян дополнительные заработки. К этому можно добавить, что у Российской Империи были действующие контракты на поставку зерна, и их нужно было выполнять. Как итог - первый массовый голод в отечественной истории.
Земля и помещики
В период царствования Александра 3 продолжается тенденция по сокращению помещичьих земель. Количество земель у помещиков сократилось на 27%. Усадьбы помещиков сокращались до среднего значения в 17 гектар. Половину земли помещики отдавали в аренду крестьянам.
Помещики сельское хозяйство практически не развивали. Только единицы перестроились на современный манер ведения хозяйства и приняли правила капитализма. Большая часть помещиков “проедала будущее”, закладывая свое имущество. До отмены крепостного права в 1861 году они закладывали крестьян, а затем начали закладывать поместья. Показательные цифры: в 1870 году - в залоге было 2,2% поместий, а в 1895 году - 40%. Красноречивыми являются и другие цифра: в 1886 году за долги продано 166 имений помещиков, а в 1893 году - 2400. Никакие другие цифры не подчеркнут насколько нездоровым было русское общество конца 19 века. Развитие экономики и экономическая политика императора Александра 3 этот вопрос не решала, а усугубляла. Ведь обратите внимание, как сегодня воспринимается этот император - успехи во внешней политике. Про внутреннюю как правило никто ничего не говорит. А зря… Все это вылилось в 1905, а затем в 1917 годы.
Развитие промышленности
Особенности экономической политики Александра 3 в области промышленности было то, что не работник шел к фабрике, а фабрика шла к работнику. Промышленность переселилась в деревню. При этом уже к концу 70-х годов процесс формирования фабричного производства фактически был завершен.
При Александре 3 происходит окончательное формирование промышленных районов в России. К уже существующим промышленным районам в Москве, Петербурге, Прибалтике и Украине добавились еще 2 района: Донбасс и Кавказ.
Район | Специализация |
---|---|
Московский | текстильная промышленность |
Петербургский и Прибалтийский | машиностроение, химическая и текстильная промышленность |
Украина | пищевая промышленность |
Донбасс | угольная и металлургическая промышленность |
Кавказ. Баку | нефтедобывающая промышленность |
Промышленность при Александре 3 развивалась широкими шагами, особенно тяжелая. Этому способствовало завершение промышленной революции, а также действительная необходимость и потребность. Дело в том, что за годы с 1820 по 1850 Россия в плане развития промышленности очень сильно отстала от ведущих мировых держав. Необходимо было догонять. И это делалось. Достаточно привести цифры по количеству выплавки чугуна, чтобы это доказать.
Все промышленные центры развивались в европейской части России. Причина кроется в том, что примерно 85% населения проживали к западу от Урала. Причем при Александре 3 строили в основном в 2-ух районах: Донбасс и Кавказ (прежде всего Бакинская нефть). Причем строили промышленность на иностранный капитал!
1) Основные цели экономической политики Александра III.
2) Деятельность Н. X. Бунге.
3) Экономическая политика И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте.
4) Сельское хозяйство.
5) Социальная структура пореформенного общества
Учебник, § 23; карта; электронное приложение
Основные понятия и термины
Акцизы, винная монополия, станица, хутор, концессии
1891 г. — начало строительства Транссибирской магистрали
Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте
Учебник, § 23. Подготовить характеристику деятельности одного из министров финансов.
*Подготовить презентацию о строительстве железной дороги в царствование Александра III.
Учебные задачи для организации образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Оценивание образовательных результатов
Выдвигать и обосновывать версии
Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?
Рассказывать о сущности крестьянской общины.
Характеризовать последствия отмены крепостного права
Сравните экономические программы Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Какие пути подъёма национальной экономики предлагал каждый из них?
Какие новые черты появились в развитии сельского хозяйства? Что тормозило его развитие? Найдите на карте: районы развития металлургии и нефтяной промышленности; железнодорожные линии, построенные в пореформенный период.
Какие новые социальные группы появились в русском обществе? С какими факторами было связано их появление?
Как изменялось положение дворянства?
Из каких слоёв населения формировалась русская буржуазия? Каковы были особенности российского пролетариата? Какие изменения происходили в среде интеллигенции?
Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различное.
Читать историческую карту с опорой на легенду.
Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей
Работа с текстом.
Работа с картой
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)
Кратко поясните, в чём заключалось основное противоречие в экономическом развитии России во второй половине XIX в. Какие новые черты появились в развитии сельского хозяйства? Что тормозило его развитие?
Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.
Дополнительный материал
Чернуха В. Г. Император Александр III: его жизнь и характер, политика и её оценка // Труды кафедры истории России с древнейших времён до XX века. — Т. 3. — СПб., 2012.
Сегодня ты рассмотришь экономическую политику Александра III, ее роль в экономическом развитии страны.
1 Вспомни, в чем же заключалась внутренняя политика Александра III.
Какие изменения происходят в сфере просвещения и печати?
Как меняется жизнь крестьян в период правления Александра III?
Какие мероприятия по решению рабочего вопроса проводятся императором?
В чем заключалась религиозная и национальная политика императора?
Итак, мы с вами уже знаем о том, какова была внутренняя политика Александра III по отношению к русскому обществу, населению государства. Также при Александре III правительство предпринимало энергичные действия, направленные на развитие отечественной промышленности. Из аграрной державы Россия постепенно превращалась в аграрно-индустриальную. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. Во времена правления Александра III свою деятельность осуществляли последовательно сменявшие друг друга крайне грамотные и видные министры финансов: Бунге Н.Х., Вышнеградский И.А. и Витте С.Ю.
2 Прочитай параграф 23 и реши письменно тест в тетради .
А. Александра III; Б. Н.Х. Бунге; В. И.А. Вышнеградского; Г. С.Ю.Витте
2) Винная монополия – это:
А. исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков
Б. политика запрещения производства и продажи алкоголя населению
В. Запрет ввоза зарубежной алкогольной продукции
Г. наценки, устанавливаемые государством на алкоголь
3) Во время правления Александра III из перечисленных раньше других возглавлял министерство финансов:
А. И.А. Вышнеградский; Б. Н.Х. Бунге; В. Е.Ф.Канкрин; Г. С.Ю.Витте
4) Найди ошибку: Экономическая программа Витте предполагала:
А. увеличение косвенных налогов;
Б. затруднение доступа к гимназическому образованию низшим слоям общества
В. денежную реформу
Г. увеличение таможенных пошлин
5) Денежная реформа была проведена в
А. 1882 г.; Б. 1887 г.; В. 1892 г.; Г. 1897 г.
6) Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:
А. монополия Б. косвенное налогообложение
В. протекционизм Г. экономическая блокада
7) Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности:
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: