Десятичная система счисления конспект урока 4 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 04.07.2024

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. После повторения особенностей десятичной системы счисления, объяснения данного понятия учащиеся рассматривают основные римские цифры, узнают, какое число обозначает каждая из них, затем анализируют записи чисел от 2 до 9 и от 11 до 20. На основе таких наблюдений и сравнения с десятичной системой учащиеся пробуют самостоятельно сформулировать правила записи чисел римскими цифрами, при затруднении предлагается карточка-помощница. Закрепление проводится на компьютере МАС, это привлекает внимание и интерес учащихся к предмету.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Губенко Лариса Васильевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 32.68 Kb

Урок по математике для 4 класса

Автор : Губенко Л.В., учитель начальных классов СОШ 1195, гор. Москва, ЗАО

ЗАДАЧИ урока: 1.Метапредметные :

Повторить особенности построения десятичной системы счисления.

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Иметь представление о римской системе записи чисел, знать области ее применения.

Воспитывать интерес, желание к познанию нового в предмете.

Развивать логическое мышление, память.

Учить позитивному отношению к сверстникам в процессе познания нового.

-Как называется и почему система счисления, изученная на прошлом уроке?

-Назовите разрядные слагаемые чисел 234, 506,450.

-А какие еще записи чисел знаете?

-Сегодня мы сравним эти 2 системы записи чисел после традиционного устного счета в начале урока.

Геометрические задачи : (фронтально)

А) Длина стороны квадрата равна 30 см. Вычисли площадь

Б) Периметр квадрата 80 см. Вычисли площадь

Текстовые задачи : А) В школе было 1000 учащихся. За лето выбыло 5 и прибыло 10 учащихся. Сколько учащихся стало в школе к 1 сентября ?

Б) За 3 года в класс прибыло 5 учащихся. Теперь в классе 29 учащихся. Сколько учащихся было в 1 классе? (Сегодня еще встретится подобная задача, запомните)

В) В понедельник в саду собрали 85 кг яблок, когда во вторник собрали еще, стало 196 кг. Сколько кг яблок собрали во вторник?

-Вычислите значения выражений:

Сумму чисел 40 и 6 увеличить в 3 раза,

Разность чисел 100 и 12 уменьшить в 4 раза

Увеличь 1000 на 35

-Запишите это число на доске. Почему в записи остается цифра 0 ?

-Проследите по стрелкам, какое число обозначает каждая из 7 римских цифр

-В задании 9 объясните запись чисел от 2 до 20

-Какое правило можно составить ? (При затруднениях формулирования правила записи римскими цифрами обращаемся к карточке-помощнице на стр.7)

Закрепление нового материала

-Запишем на МАС буке римскими цифрами :

-В каком веке мы живем?

-Расставьте на часах пропущенные цифры.

-Запишите в тетради , в каком году построен замок (1514) и какое время показывают часы (15 ч 23 мин) .

Взаимопроверка, объяснение записи.

Физминутка. -Представьте ваши руки римскими цифрами .

-Покажите друг другу в парах числа : 2, 5, 10, 50.

СЛАЙД 3 КП : Римские цифры написаны вразброс. Гимнастика для глаз. Пройдите глазами от 1 до 10

Актуализация опорных знанийВспоминаем письменные вычисления у доски. Все учащиеся выполняют задание в тетради.965-779 534+169 68:17

154*6 27*15 327:109

Решение задач. Стр. 8, Задача 16.-Прочитайте задачу и вспомните, какая задача сегодня во время устного счета была похожа на эту ( Об учащихся в классе)

-Простая или составная?

-Каким действием решать и почему?

-Эту задачу решите дома.

3. Задача 17. Решение устно, фронтально.

4. Задача 18. Чтение, заполнение таблицы на СЛАЙД 4, рассуждение (По разнице в количества тетрадей и разнице стоимости можем узнать цену 1 тетради) самостоятельно записать решение в тетрадь.

-Чем эта задача отличается от предыдущей ?

Решение фронтально, запись по действиям.

Запись домашнего задания . Стр.8 № 14,16

-Что понравилось , что было сложным на уроке?

-Отметьте на карточках ваши впечатления об уроке.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "Десятичная система счисления" разработан по программе "Начальная школа 21 века ( научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;

- развивать логическое мышление, внимание

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость

Тема: Десятичная система счисления

Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;

- развивать логическое мышление, внимание

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость

Устные упражнения


45:5+39:13+85:17+48:16=

б) Запишите и продолжите следующие два ряда:

90 дес., 91 дес., …., 99 дес., 100 дес.

900, 910, …. 990, 1000

3. Подготовка к работе на основном этапе урока

- Давайте вспомним название разрядов числа.

- Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшиеся число. Оно будет обозначать число десятков).

- Как можно прочитать число 1000? (1000 – это 100 десятков, 1000 – это 10 сотен)

- Запишите любые числа, в которых 2 сотни. (200, 201, 234 и т.п).

- Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни. (201+400=601)

- Сколько сотен в этом числе? (6 сотен)

- Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934+100=1034; 10 сотен и еще 34).

- Прочитайте данные числа, выделяя десятки: 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес., 1000 – 100 дес.

- Прочитайте данные числа, выделяя сотни: 234- 2 сот., 932 – 9 сот., и т.д.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Прочитайте числа, которые держат ученики лесной школы. (594, 451, 275). Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел? (594 – 5 сот., 9 дес., 4 ед. и т.д.)

Гугол
Это число, выраженное единицей со ста нулями. Свое происхождение это число взяло из астрономии: количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа, выражаемого единицей со ста нулями.
8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Натуральные числа
Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., называют натуральными (число 0 не является натуральным). Способ записи натуральных чисел называется арабским.
11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Арабская нумерация 1 5 10 50 100 1000
Римская нумерация I V X L C M

Слайд 15

VI = 6, т.е. 5 + 1, LX = 60, т.е. 50 + 10, IV = 4, т.е. 5 – 1, XL = 40, т е. 50 – 10. Договорились, в тех случаях, когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).
15

Слайд 16

Арабская нумерация 1 5 10 50 100 1000
Римская нумерация I V X L C M
II III VI VIII XI XV

2 3 6 8 11 15
16

Слайд 17

Арабская нумерация 1 5 10 50 100 500 1000
Римская нумерация I V X L C D M
IV IX XL XC CM DCLII

4 9 40 90 900 652
17

Слайд 18

111 222 333 444 555 666
CXI CCXXII CCCXXXIII CDXLIV DLV DCLXVI
Арабская нумерация 1 5 10 50 100 500 1000
Римская нумерация I V X L C D M
18

Слайд 19

Какие числа записаны римскими цифрами? (письменно).
II III VI VIII IX XI XIV XV XVI XIX DCLII
2 3 6 8 9 11 14 15 16 19 652
19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Упр. № 3 стр. 8 Записать число.
а) DXLV = 500 + (50 – 10) + 5 = 545 б) MDCCLXXXVI = 1000 + 500 + 100 +100 + 50 + 10 + + 10 + 10 + 5 + 1 = 1786 в) MMMIV = 1000 + 1000 + 1000 + (5 – 1) = 3004 г) DCLXXXIX = 500 + 100 + 50 + 10 + 10 +10 + + (10 – 1) = 689
22

Слайд 23

Индивидуальная работа (письменно).
Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами: Сколько желаний исполняет золотая рыбка? Сколько разбойников было с Али-бабой? Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать?
23

Слайд 24

Проверь себя: Запиши число, пользуясь римской нумерацией: 22 + 9 = 31 = 19 – 5 = 14 = 50 – 9 = 41 =
24

Слайд 25

Слайд 26

Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими?
111
222
333
444
555
CXI
CCXXII
CCCXXXIII
CDXLIV
DLV
I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000
?
555 = 500 + 50 + 5 = 5 • 100 + 5 • 10 + 5
Сумма разрядных слагаемых
Упр. № 1 стр. 6 Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа (устно)
26

Слайд 27

Слайд 28

Упр. № 13 стр. 9 (письменно)
а) 102 230 071 б) 580 000 240 500 в) 48 044 876 000 000 г) 34 515 500
Упр. № 14 стр. 9 (устно)
28

Слайд 29

Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими?
111
222
333
444
555
CXI
CCXXII
CCCXXXIII
CDXLIV
DLV
I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000
?
555 = 500 + 50 + 5 = 5 • 100 + 5 • 10 + 5
Сумма разрядных слагаемых
Упр. № 1 Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа
29

Слайд 30

Упр. № 2. Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их, оставляя промежутки между классами (письменно).
200 004 085
954 003 057 000 000
831 000 820 000
63 900 000 000 000
Таблицу чертить не надо, записать только ответы. Например: 200 004 085; …; …; … .
30

Слайд 31

805 660 254;
508 052 780;
530 771 021;
32 504 700;
1 110 267 000 831.
340 065 370 000;
99 900 333 000;
Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа
31

Слайд 32

Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых (устно)
800 000 000 + 5 000 000 + 600 000 + 60 000 + 200 + 50 + 4
500 000 000 + 8 000 000 + 50 000 + 2 000 + 700 + 80
500 000 000 + 30 000 000 + 700 000 + 70 000 + 1 000 + 20 + 1
30 000 000 + 2 000 000 + 500 000 + 4 000 + 700
32

Слайд 33

Упр. № 9 стр. 8
27 64 24 35 40 56 36 24 25 27
М
Т
К
Р
Е
А
А
Ф
И
И
- раздел математики, посвященный изучению свойств чисел и действий над ними.
33

Слайд 34

Разложить на разряды двумя способами данные числа (письменно).
475 = 400 + 70 + 5; 475 = 4 ∙ 100 + 7 ∙ 10 + 5. 2 305 = 2000 + 300 + 5; 2 305 = 2 ∙ 1000 + 3 ∙ 100 + 5. 407 888 = 400000 + 7000 + 800 + 80 + 8; 407 888 = 4 ∙ 100000 + 7 ∙ 1000 + 8 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 8
34

Слайд 35

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: