Конспект урока по географии 6 класс озера и их происхождение

Обновлено: 07.07.2024

Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.

-Какую тему мы изучаем?

-На какие группы подразделяются воды суши?

-Что включают в себя подземные воды?

-Какие поверхностные воды мы изучили?

-Что будем изучать сегодня?

Показ картин. Дети сами дают определение. Слайд №1,2,3

Работа в тетради. Запишите число и тему урока и определение.

Озер на Земле великое множество.

Раскройте в атласе карту полушарий. Мы начинаем путешествие по озерам. Все они разные. Есть крупные озера - это Каспийское море-озеро. Слайд №4. Вот самое глубокое в мире озеро-Байкал. Слайд №5. Его глубина 1620 метров. В него впадает более 300 рек и вытекает одна река.

А что такое озерная котловина? Определение дают дети или прочитать можно в учебнике.

Слайд №6

Озера образуются путем накопления воды в низменных районах.

Какие источники пополнения озер вы знаете? (дождевое, ручьи, родники и т.д.)

Если озеро это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Если так, то, каким может быть их происхождение? Озерные котловины имеют разные происхождения.

-Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры. Слайд №7

Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры.

-Остаточные - остатки от древних морей. Каспийское, Аральское. За свою величину озера называются морями. Слайд №8

- Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов.

Кроноцкое на Камчатке, много на острове Ява, Курильских островах. Слайд №11

-Запрудные – возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которое преграждает русло реки, создавая естественную плотину. Примером может служить Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, преградил путь реке Мургаб, создал плотину, которую река не может размыть. Глубина этого озера 500 метров, длина-70 км. Слайд №10

-Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское. Слайд №9

-Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Много на Урале, Гумбейке и т.д. Слайд №13

- Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются подземные пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале. Слайды № 12, 14.

- Перечислите, какие типы озерных котловин вы узнали и запомнили.

- Все озера делятся на сточные и бессточные. Слайд №15

Посмотрите на контуры озер и определите, какое озеро будет сточным, а какое – бессточным.

Зарисуйте в тетрадь схему и подпишите. Слайд №16

-Чем отличается сточное озеро от бессточного.

1. Из них вытекают реки 1. Из них не вытекают реки.
2. Воды теряются при стоке и испарении 2. Воды теряются при испарении.
3. Соли выносятся. Воды пресные. 3. Соли накапливаются, из-за этого вода становится соленой.
4. Байкал, Ладожское, Онежское. 4. Иссык-Куль, Каспийское.

- Озера отличаются не только по стоку, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на три группы: пресные, соленые, минеральные.

-Если озеро сточное, то вода в нем пресная содержит более 1% солей это Байкал, Онежское.

-Если озеро бессточное, то вода в нем соленая, оно содержит до 47% солей. Каспийское -13%. Слайд №13

-Есть минеральные, которые содержат более 47%. Эльтон, Баскунчак, Чаны.

Зарисовать схему в тетрадь.

-С какими видами озер по стоку и солености познакомились.

-Объяснение учителя.

Количество воды в озерах может изменяться по сезонам года в зависимости от источников питания. При изменении стока воды в озеро изменяется его уровень, состав вод. Реки приносят в озеро много песка и ила. Когда озеро молодое, дно его неровное. Этот материал осаждается на дне. Озеро начинает мелеть. Дно выравнивается, берега зарастают. Возле берегов оседает глина, а ил будет оседать в более глубоких местах. Озеро стареет, оно стало мелким. Мох окружает озеро со всех сторон и постепенно озеро превращается в болото.

-Вода во все века является источником вдохновения для поэтов и художников.

Много стихов поэты посвятили озерам, на берегу которых им довелось побывать.

Так Сергей Есенин в 1914 году проникновенно писал об озере

Или в 1910 году

-Многие художники рисовали и рисуют озера. Выдающийся русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан не раз изображал на своих полотнах водную гладь.

-Давайте рассмотрим внимательно картину.

-Какое настроение, чувства вызывает картина?

-Можно, что ты видишь выразить в стихах.

Вывод: дети высказывают мнения, читают свои стихи. Картина вызывает светлые чувства, ощущение простора, чистоты, необъятные дали.

ОЗЕРА ОБЛАСТИ И РАЙОНА.

Ребята, Южный Урал – край озер. На территории Челябинской области свыше 3000 озер. Расположены они в основном в ее восточной части. Самые крупные озера Увильды, Тургояк и другие. Они имеют скалистые берега, большую глубину. Многие озера равниной части соленные. Озера богаты разнообразными бальнеологическими ресурсами. По разнообразию лечебных грязей область занимает одно из первых мест в нашей стране. На многих озерах ,такие как Зюраткуль, Увильды, Тургояк созданы здравницы, дома и базы отдыха. Бальнеологическое значение имеют не только грязи, но и щелочные воды озер Подборное, Сладкое, Горькое и т.д. Уральскими Ессентуками называют озеро Подборное в Увельском районе. Вода имеет повышенную щелочность, поэтому она способствует очищению и залечиванию ран, приятна для купания, целебными свойствами обладает и ил, т.е. грязи. На берегу озера построен санаторий "Урал".

Озеро Зюраткуль является одним из самых примечательных памятников природы Урала не только российского, но и мирового уровня. Это самое высокогорное и самое пресное озеро нашего края. Оно находится в 25 километрах от города Сатки на высоте 724 метра над уровнем моря. Глубина его 4-5 метров. Озеро Зюраткуль – уникальный памятник природы и археологии. На берегу озера археологами открыто более 10 стоянок человека каменного века. Неповторима красота этого крупного горного водоема, зеркальную водную гладь окружают горные хребты, покрытые темно - хвойными лесами. В 1993 году здесь был создан Зюраткульский национальный парк. В парке находится под охраной 15 памятников природы.

Это второе по величине озеро нашей области. Его площадь 26,4 километра. Озеро Тургояк называют младшим братом Байкала. Как и в Байкал, в него впадает немало ручейков и речек – вытекает лишь одна. Это одно из самых глубоких и емких озер края. И глубин не отнимать – до 32метров. И вода в нем совсем как байкальская по чистоте, на два десятка метров проглядывается дно. А по мягкости почти дождевая, минеральных солей в ней почти нет. Тургояк внесен в списки самых ценных озер мира, самых красивых ландшафтов страны, а в Челябинской области – памятников природы.

Озеро Увильды – это самое крупное озеро на Южном Урале. Его глубина - 38 метров, а площадь 68,1 кв.километра. Оно имеет форму груши и расположено между городами Карабаш и Кыштым. Озеро это изумительно по красоте. На нем находится множество островов. Самый крупный остров – Березовый. Большая часть извилистой береговой линии покрыта сосновым и смешанным лесом.

Озеро Увильды – памятник природы. Оно взято под охрану.

Наш район имеет несколько десятков озер. В районе есть крупные озера Кара - Чура, Ача - Куль, Башкирское, Маховое и мелкие Долгое, Круглое, Гусево и т. д. Все озера пресноводные, берега пологие, по форме круглые.

ЗНАЧЕНИЕ ОЗЕР. Слайд №23

Озера всегда играли большую роль в жизни людей.

-Давайте, подумаем какое значение, имеют озера?

  1. имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение)
  2. берега являются прекрасным местом отдыха и туризма.
  3. по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение.
  4. из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.
  5. небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.

- Ребята, человек и природа единое целое. Используя воду, человек загрязняет ее, что отражается на его здоровье.

- Как вы думаете, что является источником загрязнения вод. Слайд № 24

Если мир вокруг нас будет чист, а не загрязнен, то и человек будет здоров и счастлив.

Памятка – обращение к учащимся.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Не загрязняйте водоемы и места отдыха!
Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет
Консервные банки – более 90 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Стекло - более 1000 лет.

- Не смывайте в водоемы нефтепродукты (бензин, машинное масло), они затягивают поверхность воды масляной пленкой, что вызывает кислородное голодание у водных организмов.

-Мыть машины вблизи озера или реки категорически запрещается.

Чистая вода- это здоровье!

Не будьте равнодушными к себе, к своему здоровью.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  • Назовите самое глубокое озеро мира
  • Назовите самое большое по площади озеро
  • Назовите, какое озеро называется сточным? бессточным?
  • Какие типы озерных котловин вы знаете?
  • Задачи:

а) что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?

  1. выбросите его в озеро
  2. оставите на берегу
  3. поступите как-то иначе.

б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:

  1. вырубите мешающие строительству взрослые деревья
  2. выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.

в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

параграф 31.

5. ИТОГ:

Вот и закончился наш урок. После этого урока вы поняли, надеюсь, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь эту красоту.

Так давайте будем беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце!

1. Формирование представлений об озерах, типах озёрных котловин, сточных и бессточных озёрах.

2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности

Развивающая и воспитательная:

1. Развивать критическое мышление при изучении озер

2. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер

3. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения

4. Развивать умение работать с информационным текстом

5. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер

6. Уметь определять тип озерных котловин

7. Уметь показать по карте озера

1.Коррекция пространственных представлений,

2. Коррекция операций анализа и синтеза,

3. Коррекция коммуникативных умений, навыков совместной работы в парах,

4.Коррекция связной речи

1. Организационный момент

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки, но важно их замечать и исправлять.

2. Проверка домашнего задания :

- Что такое гидросфера? (водная оболочка земли)

- В каких физических состояниях встречается вода на земле?

-А может ли вода на земле закончиться? Почему?

-Определите, какие объекты гидросферы изображены на слайде(какие условия необходимы для образования болот, что такое родник, что называют рекой, какие виды ледников вы знаете?)

Сегодня у нас необычный урок, а урок экспедиция.

На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно.

Прежде, чем мы отправимся в экспедицию надо ответить на вопросы теста

4. Введение в тему (настрой на работу )

1. Река со всеми притоками называется

а) речной долиной;
о) речной системой;
у) водоразделом.

2. Место впадения реки в море называетс я:

д) устье;
з) исток;
ж) приток.

3.Самая длинная и полноводная река:

е) Амазонка;
о) Нил;
у) Обь.

4. Ледниками являются:

п) сосульки ;
р) льды на вершинах гор
с) лёд на реке;

5.Какие территории суши постоянно покрыты ледником :

о)Гренландия и Антарктида;
у)Исландия и Антарктида;
ы)Австралия и Арктика.

5. Изучение нового материала

- Цель нашей экспедиции выяснить,что такое озеро и как различаются озера на земле

- Кто видел озеро?

Вот описание озера Александра Лебедева

“Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Передо мной небольшое углубление, заполненное водой.

Но какая гладь, какая бездна света, оттенки цветов и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, и едва замечаю противоположный берег. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды”.

- Что такое озеро?

- Дайте свое определение озера(ответы детей)

- Сравните свое определение с определением, данном на стр. 95 учебника

6. Работа с понятиями . Нахождение отличий между морем, рекой и озером

- Давайте рассмотрим, в чем различия между уже известными нам понятиями

Озеро - расположено на суше в замкнутом природном углублении

Море -часть океана. Мировой океан един, все его части связаны друг с другом.

Река -находиться на суше, постоянный поток воды в русле

7. Проблемный вопрос

Откройте физическую карту мира найдите на материке Евразия Каспийское море, Правильно ли его называют морем? (Подсказка в определениях)

(Каспийское море - озеро, потому, что не имеет связи с Мировым океаном)

8.Исследование 1 (см.приложение)

Начинаем исследование . Возьмите маршрутный лист. Исследование 1.

Прослушайте текст, посмотрите слайды и в маршрутном листе заполните схему по каким признакам различаются озера (учитель читает текст, обучающиеся заполняют таблицу)

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов. Озера встречаются в горах, равнинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров.Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Глубины озер тоже различны. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 20% запасов пресной воды Земли.

Озерные котловины образуются по разному: одни в трещинах земной коры, другие в кратерах потухших вулканов, третьи образовал ледник.

Озера бывают пресные и соленые. Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

- По каким признакам различаются озера? (дети озвучивают свои варианты и сравнивают со схемой на слайде)

- Все ли озера одинаковые?

Проведем исследование2 , как различаются озера по происхождению озерных котловин

Задание : Внимательно изучите текст учебника с.95 - 96. и дополнительный материал(информационный лист). Определите типы озерных котловин, объясните их происхождение и особенности. Приведите примеры озер одинакового происхождения на других материках. Ответы занесите в таблицу. Покажите озера на карте.

Работа с таблицей, отчеты у карты

- О ткуда берется вода в озерах? Что является источником воды в озерах? (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

Внимательно послушайте текст и ответе на вопрос?

- Как различаются озера по приходу и расходу воды

Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли всегда выносят реки.

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на какие группы

-Работа со схемой слайда

На рисунке-схеме вы видите озера и реки. О чем говорит первая схема, вторая?

Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать

-Итак, озера бывают сточные и бессточные. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.

Проведите исследование №3 .

По координатам определите озеро и определите сточное или бессточное, заполните таблицу в маршрутном листе.(см. приложение)

4. Работа с фотографиями на слайде:

Посмотрите на слайд

- Озера - ценнейшее богатство Земли .Как использует озера человек?

(Работа со слайдом)

6. Подведение итогов

1. Река со всеми притоками называется:

а) речной долиной;
о) речной системой;
у) водоразделом.

2. Место впадения реки в море называется:

д) исток;
з) устье;
ж) приток.

3. Самая длинная и полноводная река :

е) Амазонка;
о) Нил;
у) Обь.

4. Ледниками являются:

п) сосульки ;
р) льды на вершинах гор;
с) лёд на реке .

5.Какие территории суши постоянно покрыты ледником :

о)Гренландия и Антарктида;
у)Исландия и Антарктида;
ы)Австралия и Арктика.

1. Исследование №1

Заполните схему, по каким признакам различаются озера:

Внимательно изучите текст учебника с.95 - 96. и дополнительный материал. Определите типы озерных котловин, объясните их происхождение и особенности. С оотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами. Приведите примеры озер одинакового происхождения на других материках. Заполните таблицу. Покажите озера на карте

Происхождение озерных котловин

В кратере потухших вулканов

По координатам определите озеро. Заполните таблицу. Определите сточное или бессточное озеро. Поставьте знак + в нужной графе

28 0 ю.ш. 138 0 в.д.

14 0 с.ш. 14 0 в.д.

52 0 с.ш. 108 0 в.д

48 0 с.ш. 87 0 з.д.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами . Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.

Самые большие и самые глубокие озера - тектонические - образовались в результате движения земной коры. В прогибе земной коры возникла котловина Каспийского моря. Котловина Байкала –образовалась в гигантской трещине в земной коре. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика, Ньяса. Тектонические озера самые глубокие на Земле.

Есть вулканические озера . Их озерные котловины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. Самые крупные из них расположены в России: Кроноцкое на Камчатке, Курильское на Курильских островах. Такие озера имеют круглую форму их глубина может быть несколько сот метров.

Котловины некоторых озер образовал ледник- это ледниковые озера . Например, Ладожское и Онежское озеро на северо-западе России, Великие озера Северной Америки (Верхнее, Гурон, Мичиган). Ледниковые котловины крупные по площади, глубина нарастает к центру озера.

В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами .

В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Так образуются карстовые озера . Они не большие по площади, но могут быть глубокими.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Водная оболочка Земли

Определите, какие объекты гидросферы изображены Воды суши 2 . 1. 3. 4. 5.

Озеро Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Природное углубление – называется котловина

Чем отличается озеро от реки и моря? 1. Расположено на суше в замкнутом природном углублении 2. Часть океана. Мировой океан един, все его части связаны друг с другом. 3. Протекает на суше, постоянный поток воды в русле.

Озер на земном шаре огромное количество…

Озеро Баскунчак Мертвое море-озеро Байкал Каспийское море- озеро

Озера по размерам по глубине по солености по происхождению котловин

Тектонические озера Ньяса Танганьика Байкал Каспийское

Ледниковые озера Ладожское Онежское Великие озера Северной Америки

Озера в кратере вулкана Кроноцкое Курильское

Карстовые озера Озера старицы

река река озеро река река озеро Сточное озеро Бессточное озеро

Как использует озера человек

Определите озеро по контуру: 1. 2 . 3 . 4 . 5.

Домашнее задание: П.№24, рабочая тетрадь №1,3 стр.79

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок для 6-го класса по литературе.


Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа.


план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике.


План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова".


Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые».

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ озера.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока : Озера

Цель и задачи урока Цель: изучить выявить причины образования озерных котловин. Научиться определять типы озер находить и показывать их на физической карте. Задачиурока : научиться показывать озера на карте, определять какие по свойству воды бывают озера, узнать о самых крупных озерах на Земле и выяснить как они сформировались.

Озеро- природное углубление заполненное водой.

Как используются озера человеком?

Краткое описание документа:

Открытый урок по географии на тему "Озёра"

раздел: Гидросфера 6 класс

Тема урока "Озёра" конспект открытого урока по ФГОС

Презентация к уроку "Озёра"

Учитель географии Аливапова Ленара Мустафаевна

Конспект урока подготовлен с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:познакомиться с многообразием озер нашей планеты их происхождением, сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах;

развитие индивидуальныхпознавательныхинтересов учащихся;

воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край, продолжать учитьучеников работать с текстом и в группах, уметь составлять схемы, делать выводы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 395 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2019 470
  • RAR 12.2 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аливапова Ленара Мустафаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Озера и их происхождения 6 класс

Цели урока: сформировать представление у обучающихся о многообразии озёр.

- сформировать представление о разнообразии озёр, их видах, особенностях, происхождении;

- рассмотреть значение озёр в жизни планеты;

- развивать умение работать с географической картой;

- продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, текстом учебника, диаграммами, литературными произведениями;

- продолжить воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

1. Организационный момент

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки, но важно их замечать и исправлять.

2. Проверка домашнего задания:

- Что такое гидросфера? (водная оболочка земли)

- В каких физических состояниях встречается вода на земле?

- А может ли вода на земле закончиться? Почему?

3. Изучение нового материала

- Цель нашей экспедиции выяснить, что такое озеро и как различаются озера на земле

- Кто видел озеро?

“Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Передо мной небольшое углубление, заполненное водой.

Но какая гладь, какая бездна света, оттенки цветов и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, и едва замечаю противоположный берег. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды”.

Озеро - это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном.

В отличие от рек озера - водоемы замедленного водообмена.

Общая площадь озер Земли около 2,7 млн. км2, или около 1,8% поверхности суши.

Озера распространены повсеместно, но неравномерно.

На географическое размещение озер большое влияние оказывает климат, обусловливающий их питание и испаряемость, а также факторы, содействующие образованию озерных котловин.

В районах с влажным климатом озер много, они полноводны, пресны и в основном проточные.

В районах с сухим климатом при прочих равных условиях озер меньше, зачастую они маловодны, чаще бессточные, а в связи с этим нередко соленые.

Озера принято классифицировать по четырем признакам:

- происхождение озерных котловин;

- происхождение водной массы;

- соленость (количество растворенных веществ).

По происхождению озерных котловин озера подразделяются на пять групп.

1. Тектонические озерные котловины образуются в результате образования трещин, разломов и опусканий земной коры. Они отличаются большой глубиной и крутизной склонов (Байкал, Великие Североамериканские и Африканские озера, Виннипег, Большое Невольничье, Мертвое море, Чад, Эйр, Титикака, Поопо и др.).

2. Вулканические, которые образуются в кратерах вулканов или в понижениях лавовых полей (Курильское и Кроноцкое на Камчатке, многие озера о.Явы и Новой Зеландии).

4. Карстовые озера, котловины которых возникали в результате провалов, просадок почвы и размыва горных пород (известняки, гипсы, доломиты). Растворение этих пород водой приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади озерных котловин.

5. Запрудные (завальные, или плотинные) озера возникают в результате преграждения русла (долины) реки глыбами пород при обвалах в горах (о.Севан, Тана, многие озера Альп, Гималаев и других горных стран). От большого горного обвала на Памире в 1911 г. образовалось Сарезское озеро глубиной 505 м.

Ряд озер образован иными причинами:

- лиманные озера распространены на берегах морей - это прибрежные участки моря, обособившиеся от него посредством прибрежных кос;

- озера-старицы - озера, возникшие в старых руслах рек.

По происхождению водной массы озера бывают двух типов.

1. Атмосферные. Это озера, которые никогда не были частью Мирового океана. Такие озера на Земле преобладают.

2. Реликтовые, или остаточные, озера, которые появились на месте отступивших морей (Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Ильмень и др.). В недалеком прошлом Каспийское море соединялось с Азовским проливом, существовавшим на месте нынешней долины реки Маныч.

По водному режиму также выделяют два типа озер :

1. Сточные озера - это озера, в которые впадают и из которых вытекают реки (озера имеют сток). Эти озера находятся чаще всего в зоне избыточного увлажнения.

2. Бессточные - в которые реки впадают, но ни одна не вытекает (озера не имеют стока). Такие озера находятся преимущественно в зоне недостаточного увлажнения.

По количеству растворенных веществ выделяется четыре типа озер:

1. Пресные озера - соленость которых не превышает 1‰ (одной промилле).

2. Солоноватые - соленость таких озер до 24‰.

3. Соленые - с содержанием растворенных веществ в пределах 24,7-47‰.

4. Минеральные (47‰). Эти озера бывают содовыми, сульфатными, хлоридными. В минеральных озерах соли могут выпадать в осадок. Например, самосадочные озера Эльтон и Баскунчак, где добывается соль.

Обычно сточные озера пресные, так как вода в них непрерывно обновляется. Из таких озер вытекают реки. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара.

Бессточные озера чаще бывают солеными, потому что в расходе воды у них преобладает испарение, а все минеральные вещества остаются в водоеме. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли всегда выносят реки.

Озера, как и реки, - важнейшие природные ресурсы; используются человеком для судоходства, водоснабжения, рыболовства, орошения, получения минеральных солей и химических элементов. В отдельных местах небольшие озера нередко искусственно создаются человеком. Тогда их также называют водохранилища.

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов. Озера встречаются в горах, равнинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров.Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Глубины озер тоже различны. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 20% запасов пресной воды Земли.

Озерные котловины образуются по разному: одни в трещинах земной коры, другие в кратерах потухших вулканов, третьи образовал ледник.

Озера бывают пресные и соленые. Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.


Урок по теме Озёра.Подробное описание и дополнительный материал по озёрам.

Содержимое разработки

Открытый урок по теме

подготовила учитель географии:Саденова А.Б.

Развивающая: развитие индивидуальных познавательных интересов у учащихся;

Воспитательная: воспитание ответственного отношения человека к природе; повышение интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта Казахстана, физическая карта полушарий, атласы, интеллект-карты по теме.

Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды компьютерной презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: урок с использованием ИКТ и индивидуального стиля учебной деятельности.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Организационный момент

Здравствуйте ребята! От всего сердца хочу подарить вам свою улыбку в надежде, что вы мне ответите тем же.

Проверка домашнего задания

1.Воды,содержащиеся в земной коре называются грунтовыми(подземными)

2.Подземные воды,находящиеся на первом от поверхности водоупорном слое,называют межпластовыми(грунтовыми)

3.Слой из песка,щебня,гальки,хорошо пропускающий воду,называют водоупорным слоем(водопроницаемый)

4.К горным породам не пропускающим воду,относятся глина,гранит,песчаник,которые образуют оползни(водонепроницаемый слой)

5.Подземные воды,в составе которых содержатся растворенные соли и газы,называют артезианскими водами(минеральные воды)

6.Их температура колеблется от20до100 С в состав которых входят соли,кислоты,минералы называются пещерами(термальные воды)

7.Если пробурить землю до водоносного слоя,то вода под давлением поднимется вверх фонтаном. Колодец,вырытый таким способом называют артезианскими

8.Подземные минеральные источники в Казахстане известны под название арасан.

Изучение нового материала

Предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков на экране.


Цель: узнаем, что называется озером, познакомимся с разнообразием озер и их происхождением.

Работать будем не в тетрадях, а на интеллект-картах (Приложение 1), которые лежат у вас на парте. По ходу урока вы будете делать в них записи, а в конце урока посмотрим, как мы поработали. Сейчас вы уже можете записать на картах тему урока и свою фамилию.

Кто видел озеро, поднимите руку? Хорошо! А сейчас играем в слово.

Кто желает прочитать, что у вас получилось? (по желанию, несколько человек)

Какие слова чаще повторялись? Ожидаемые ответы учеников – вода

А откуда поступает вода в озеро? Ожидаемые ответы – дождь, ручьи, родник, реки и т.д.

Чтобы вода скапливалась, какой должна быть поверхность? Ожидаемые ответы учеников – углубление, ямы, понижение.

А теперь найдите в учебнике на с.128 и прочитайте определение данное автором учебника. (Учащиеся делают запись в своих картах).

(Озеро – замкнутый водоем, образующийся на поверхности в природном углублении)

Итак, мы определили, что озеро- это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности.

Если так то, каким может быть их образование? Вопрос, конечно, непростой. Давайте попробуем на него найти ответ.

Взгляните на экран. По происхождению озерные котловины бывают: тектонические.

Тектонические озера возникают в результате движений земной коры. Они в свою очередь подразделяются на:

Тектонические в разломах.

Как правило, такие озера очень глубокие. Танганьика, Ньяса в Африке, Байкал в России – глубочайшее из них. (Учащиеся работают с картами атласа). Чему равна его глубина? Обратите внимание на конфигурацию этих озер? Что вы заметили? Правильно – узкие, длинные, вытянутые. Их происхождение легко можно определить по карте.

Тектонические в прогибах. Они образовались за счет медленного опускания участков земной коры, которые заполнялись водой. Остатки древних морей. В настоящее время не имеющие связи с океаном. Из-за больших размеров и соленой воды названные морями. Например, Каспийское и Аральское в Центральной Азии, Мертвое море на Ближнем Востоке. Каспийское озеро – самое большое в мире озеро.

Примерно 10 тыс.лет назад, когда с территории северо-западной части материка Евразии ушел ледник и его талая вода заполнила выпаханные им котловины образовались ледниковые озёра. Наиболее крупные из них находятся на территории нашей страны – Ладожское и Онежское. (Находят в атласах).

Слайд 9. Запрудные озера возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которые преграждают русла рек, создавая естественную плотину. Так образовалось Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землертясением, преградил путь реке Мургаб. Глубина этого озера 500 метров, длина 70 км.

Слайд 10. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратерах потухших вулканов. Кроноцкое на Камчатке, много на Курильских островах, на острове Ява.

Слайд 11. После паводка извилистая река часто спрямляет свое русло, пробивая новое русло. А участок старого русла в виде серповидной излучины превращается в озера-старицы. Озера небольшие, поэтому на карте не обозначаются. Много их на Урале.

Слайд 12. Карстовые озера. Расположены в местах, сложенных легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, образуется котловина. Обычно они не велики по размерам. Их много на Кавказе и Урале.

Читайте также: