Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

а) проверка и закрепление знаний по теме “Агрегатные состояния вещества”;
б) формирование умений применять знания к решению задач на нахождение количества теплоты при парообразовании и конденсации;
в) формирование умений определять по графикам изменения температуры тела со временем, характер тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.

2. Развитие функциональных механизмов психики:

а) развитие зрительного и слухового восприятия;
б) развитие памяти;
в) развитие воображения;
г) развитие наблюдательности, умения объяснять наблюдаемые явления с физической точки зрения.

3. Формирование обобщённых типологических свойств личности:

а) развитие общих способностей;
б) воспитание эстетического восприятия мира.

4. Развитие индивидуальных свойств личности:

а) развитие способностей к физике;
б) развитие интересов к физике;
в) формирование мотивов учения.

Постановка целей урока для учащихся:

1. Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.

2. Постановка и решение проблемной задачи. (Приложение 1, слайд №2)

Почему со временем нарушается равновесие весов?

(На одной чаше весов влажная салфетка, весы уравновешены. Через время равновесие весов нарушается)

Какое явление мы наблюдаем? На прошлом уроке мы изучали с вами парообразование, а сегодня будем решать задачи по этой теме.

1) Какие ещё тепловые явления мы с вами изучали на прошлых уроках ?

Откройте учебники и повторите определения, формулы, постоянные величины, графики. (класс работает с учебником)

2) Даётся индивидуальное задание двум учащимся, его они выполняют на компьютерах.

Индивидуальное задание №1 по теме “Парообразование”

Выделите верный ответ

В ведре с водой плавает кусок льда. Общая температура воды и льда 0 С. При этом…

А) лёд будет таять;
Б) вода будет замерзать;
В) никаких изменений не произойдёт.

2. Испарением называют явление …

А) перехода молекул в пар из любой части жидкости;
Б) перехода молекул в пар с поверхности жидкости;
В) перехода молекул пара в жидкость.

3. Какое из утверждений верно:

А) в процессе кипения температура не меняется;
Б) в процессе кипения температура увеличивается;
В) в процессе кипения температура уменьшается.

(ученик на компьютере выделяет правильный ответ)

Индивидуальное задание №2 по теме: “Изменение агрегатных состояний вещества”

  1. от 0 до 30 мин –
  2. от 30 до 70 мин –
  3. от70 до 90 мин –
  4. от 90 до 140 мин –

Изменение температуры, какого вещества вы изучали?

(ученик на компьютере печатает ответ)

Работа с таблицами (Ученики устно проговаривают, на экране постепенно заполняются таблицы) (Приложение 1, слайд №3,4,5)

Элементы знаний Нагревание, охлаждение
1. Температура
2. Постоянные величины процессов, их единицы
3. Расчёт количества теплоты
4. График процессов
Элементы знаний Плавление, Отвердевание.
1. Температура
2. Постоянные величины процессов, их единицы
3. Расчёт количества теплоты
4. График процессов
Элементы знаний Кипение, конденсация
1. Температура
2. Постоянные величины процессов, их единицы
3. Расчёт количества теплоты
4. График процессов

4) проверка выполнения индивидуальных заданий.

4. Решение задач.

1) у доски ученик самостоятельно решает задачу по карточке.

Водяной пар при температуре 150 0 С охлаждают.

Какое количество теплоты выделиться при этом? Если в результате мы получили 2 кг воды.

2) дети решают задачу, параллельно с этим решение высвечивается на экране. (При записи условия задачи возникает проблемная ситуация: в условии числовых значений нет, а нужно производить вычисления.)

  1. Какое при этом было израсходовано количество теплоты?
  2. Постройте график изменения температуры воды?
  3. Решение задачи (Приложение 1, слайд №7)
Дано: Решение:
?= 1000кг/м 3 Q – нагревание; Q – кипение;
V= 70 cм 3 =0,00007м 3 Q =Q +Q; Q =cm (t –t)
t =58 0 C m= ?V; Q =Lm
t =100 0 C Вычисления:
c = 4200 Дж/кг 0 С m=1000 кг/м 3 * 0,00007 м 3 =0,07 кг
L = 2,3 *10 6 Дж/кг Q1 =4200 Дж/кг С *0,07кг (100 0 С-58 0 С) =12348 Дж
Q =? Q2= 2,3 *10 6 Дж/кг* 0,07кг=161 *10 6 Дж
Q=12348 Дж+161000Дж =173348Дж
Ответ: Q =173348 Дж

Дети поэтапно строят график в тетрадях, на каждом этапе сверяясь с экраном.

4) Проверка задачи, решённой на доске.

Ученик читает условия и объясняет, откуда взял недостающие данные, как решал задачу и строил график.

Дети слушают, делают записи в тетрадях и участвуют в обсуждении.

Игра на внимание “паровозик”

1 ряд – 1 вагон делает один хлопок, один притоп;

2 ряд – 2 вагон делает два хлопка, два притопа;

3 ряд – 3 вагон делает три хлопка, три притопа;

Делают по команде: первый вагон, второй, третий, третий, первый, второй, одновременно.

6. Решение качественных задач. (лирическое отступление)

Ребята, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе. Это очень красивые явления. И поэты описывают их в своих произведениях. Я предлагаю вам проанализировать стихи с физической точки зрения.

Туман сырой, туман холодный,
Туман, как белый войлок плотный.
Окутал низкие челны.

Вопрос: Давайте проанализируем каждую строчку стихотворения с физической точки зрения.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

Вопрос: Снег - это какое вещество? И в каком состоянии оно находится?

Там щедрым отблеском зари освещены,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными янтарными клубами.

Вопрос: Как образуются облака?

В тетрадях самостоятельно выполняем тест.

Затем проверяем с помощью экрана (правильные ответы выделяются другим цветом)

1. Испарение происходит.

А. при любо температуре.
Б. при температуре кипения.
В. При определённой температуре для каждой жидкости.

2. При увеличении температуры жидкости скорость испарения…

А. уменьшается.
Б. увеличивается.
В. не изменяется.

3. При наличии ветра испарение происходит…

А. быстрее.
Б. медленнее.
В. с такой же скоростью, как при его отсутствии.

4. Образование пара при кипении происходит …, а при испарении…

А.на поверхности жидкости; внутри и на поверхности жидкости.
Б.внутри жидкости; на поверхности жидкости.
В. внутри и на поверхности жидкости; на поверхности жидкости.

5. Сравните внутренние энергии 1 кг стоградусного водяного пара и 1 кг воды при той же температуре.

А. Внутренние энергии равны.
Б. Внутренняя энергия водяного пара больше.
В. Внутренняя энергия воды больше.

Задание высвечивается на экране, даётся пояснение, дети его записывают в тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ кластер.docx

нагревание Q = cm ∆ t сгорание топлива Q = q m

Выбранный для просмотра документ раб карт.doc

Рабочая карта урока. Ф. И._____________________________________№ варианта_____

Тема урока: "Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества "

1.Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.

Этапы урока

Критерии оценки

Отметь своё настроение в начале урока.

hello_html_m41aaeb81.jpg

1. Проверка домашнего задания.

Оцените работу соседа:

2. Проверка домашней задачи.

Оцени свою работу:

3. Решение задачи . по вариантам

Оцени свою работу:

5. Работа у доски.

6.Итог урока.

Оцени свою работу за урок.

7. Запиши домашнее задание:

8. Рефлексия.

Отметь своё настроение в конце урока.

hello_html_m41aaeb81.jpg

Сдай рабочую карту на проверку

Рабочая карта урока. Ф. И._____________________________________№ варианта_____

Тема урока: "Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества "

1.Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.

Этапы урока

Критерии оценки

Отметь своё настроение в начале урока.

hello_html_m41aaeb81.jpg

1. Проверка домашнего задания.

Оцените работу соседа:

2. Проверка домашней задачи.

Оцени свою работу:

3. Решение задачи . по вариантам

Оцени свою работу:

5. Работа у доски.

6.Итог урока.

Оцени свою работу за урок.

7. Запиши домашнее задание:

8. Рефлексия.

Отметь своё настроение в конце урока.

hello_html_m41aaeb81.jpg

Сдай рабочую карту на проверку

Выбранный для просмотра документ тест.docx

1 Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий с поверхности жидкости , называется….

А. кипением Б. конденсацией В. испарением Г. парообразованием

2. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют.

Д. плавлением. Е. отвердеванием. Г. нагреванием. Ж. диффузией

3. Чугун плавится при температуре 1200 °С. Что можно сказать о температуре отвердевания чугуна?

П. Может быть любой.

С. Выше температуры плавления.

Т. Ниже температуры плавления.

4. На рисунке изображен график изменения температуры тела с течением времени. Какой отрезок графика характеризует процесс парообразования?

C:\Users\Ордян\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ттттттт0002.bmp

5. Какие точки этого графика соответствуют газообразному состоянию вещества?

А. 1, 2, 3. Б. 1. В. 2. О. 3. Д. 1,2. Е. 1, 3. Ж. 2, 3.

1 Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий во всем объеме жидкости при определенной температуре, называется….

А. Парообразованием Б. Конденсацией В. Кипением Г. Испарением

2. В процессе плавления тело.

Д. Отдает энергию.

Е. Получает энергию.

Ж. Не получает и не отдает энергию.

3. Олово отвердевает при температуре 232 °С. Что можно сказать о температуре его плавления?

П. Выше температуры отвердевания.
Р. Равна 232 °С.

С. Ниже температуры отвердевания.
Т. Может быть любой.

4. На рисунке изображен график изменения температуры тела с течением времени. Какой отрезок графика характеризует процесс охлаждения пара?

C:\Users\Ордян\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ттттттт0003.bmp

5. Какие точки этого графика соответствуют жидкому состоянию вещества?

М. 1. Н. 2. О. 3. П. 1,2, 3. Р. 1,2. Е. 1, 3. Ж. 2, 3.

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Урок по физике на тему "Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества "

Цель: Развитие у учащихся вычислительных навыков, тренировка способности к их практическому использованию в ходе решения задач.

Повторить формулы тепловых процессов.

Закрепить умение работать с графиками.

Формировать навыки к практическому использованию данных задач.

Воспитательная:

Стимулировать ребят к поиску различных способов решения задач.

Воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Развивать критическое мышление, навыки групповой самоорганизации, умение вести диалог.

Развивать интерес учащихся к предмету физика.

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Итак, тема урока "Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества "

Давайте поставим цели урока:

1.Отработать навыки расчёт количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

2. Научиться читать и строить графики изменения температуры при переходе вещества из одного состояния в другое.

Сосредоточьтесь, будьте терпеливы, настойчивы в достижении успеха.

- На ваших столах лежат рабочие карты урока, подпишите их, пожалуйста, и отметьте уровень своего настроения в начале урока.

- Теперь давайте проверим знание теоретического материала, ответьте в рабочих картах на вопросы теста.

- Поменяйтесь рабочими картами и поставьте оценку своему соседу. Вы должны были получить слово ВЕРНО.

_ Давайте проверим домашнюю задачу. (Решена на доске) . Проверьте и поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

- Приготовьте, пожалуйста, карточки. Проверим, как вы знаете формулы.

(работа с карточками)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

? – В каких состояниях может находиться тело? (Т,Ж,Г)

? Что такое плавление?

? Что такое кристаллизация?

? Что такое парообразование?

? Что такое конденсация?

? Подпишите формулы над каждой стрелочкой.

Мы получили с вами кластер по всей теме.

_-Кто выходил к доске , отметьте это в рабочей карте урока.

Рассмотрев график нагревания и плавления олова, ответьте на вопросы:

http://festival.1september.ru/articles/594674/img6.jpg

1. Сколько времени нагревалось вещество от - 32°С до температуры плавления? ____________________________

2. Сколько времени длился процесс плавления? ______________

3. О чем говорит участок графика ДЕ? _____________________

Работаем по вариантам:

1 вариант: Рассчитайте количество теплоты, затраченное на нагревание и плавление олова. (с=230 Дж/кг 0 С, λ=59 кДж/кг, масса олова 2 кг, L =2450 кДж/кг) _______________

2 вариант: Рассчитайте количество теплоты, затраченное на нагревание и кипение олова. (с=230 Дж/кг 0 С, λ=59 кДж/кг, масса олова 2 кг, L =2450 кДж/кг) _______________

Решение задач из рабочей тетради.№163,162

Давайте вернемся к нашему кластеру. Как вы думаете , возможны ли другие переходы вещества?

(Сублимация –Т-П). Дома найдите информацию по этому вопросу.

Итак, запишем домашнее задание.

Тест №4 из раб тетр,№153, сублимация

- итак, скажите ребята ,как вы сегодня использовали знания, полученные на предыдущих уроках для решения задач?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Образовательные:

развивать умения анализировать и решать текстовые и графические задачи по теме тепловые явления, объяснять тепловые явления, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

развивать навыки самостоятельной организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

результаты своей деятельности, выявлять проблемы и находить пути их решения;

1.Организационный момент

Проверка своей готовности к уроку, настрой работу и положительные результаты

Наш нетрадиционный урок мне хочется начать словами

Д. Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся


2.Актуализация знаний и умений учащихся

Предлагаю составить цепочку формул на расчет количества теплоты, передаваемое телу (отданное телом):

-при нагревании (охлаждении),

-при плавлении (кристаллизации),

-при испарении (конденсации)?

3. Назовите постоянные величины. Каков их физический смысл?

3Постановка проблемы

Предлагаю ученикам проанализировать график изменения агрегатного состояния вещества (дать характеристику вещества, с которым происходят тепловые изменения) и сформулировать тему и цели урока.

4.Диагностика процесса усвоения учебного материала

Формулирую задания для работы в группах.(Класс разбивается на группы по 3-4 человек.

Группы разноуровневые).(3 группы

5.Представление полученных результатов.

Анализ выполнения. Комментарий допущенных ошибок, оценка выполненной работы.

6.Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях:

Предлагаю учащимся по графику определить агрегатное состояние вещества, объяснить тепловые процессы, представленные на графике и записать формулу для расчета количества теплоты.

7.Подведение итогов урока

Удалось ли связать воедино разрозненные факты, происходящие вокруг нас, связанные с изменением внутренней энергии вещества? Совместная оценка результатов познавательной деятельности. Комментирование и выставление оценок учащимся.

8.Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Сформировать навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

Хохлова Татьяна Николаевна

УМК: Пёрышкин А.В.

Тип урока: урок-практикум.

-сформировать навыки расчёта количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества;

-создать педагогические условия для развития навыков самостоятельной и групповой деятельности;

-развивать логическое мышление, внимание, речь;

-воспитывать коммуникабельность при коллективной работе и в парах;

-воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

-формирование умения расчёта количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества;

-формирование учебно-познавательного интереса к физике;

-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

-формирование умения работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

-развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

-формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им, вносить необходимые коррективы в собственную деятельность;

- формирование умения адекватно оценивать свои достижения.

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, технология оценки учебных достижений учащихся.

Приветствует детей. Сообщает о предстоящей работе в группах и делит класс на 3 группы. Сообщает критерии оценивания работы учащихся.

Этап 2. Постановка

Цели и задач урока

Ведёт диалог с учащимися, подводит их к теме урока. Даёт

Возможность обучающимся сформулировать тему урока и его цели.

Этап 3. Актуализация знаний

Предлагает вопросы на повторение ранее пройденного материала.

Этап 4.Решение задач.

Даёт учащимся выполнить в парах задания (А.В.Пёрышкин Сборник задач по физике). Проверяет правильность выполнения.

Этап 5.Домашнее задание

Формирует домашнее задание, даёт инструктаж по его выполнению

Этап 6.Итог урока.

Выставляет отметки учащимся. Формулирует вопросы.

Деятельность учащихся (Познавательная)

Осуществление учебных действий

Формируемые способы действий

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Этап 2. Постановка

цели и задач урока

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения о теме урока, формулируют её. Записывают тему урока в тетрадь, ставят цель и формулируют задачи урока.

Выделение существенной информации из слов и действий учителя и учащихся.

Этап 3. Актуализация знаний

Отвечают на вопросы учителя, работая в группах.

Компетенция обучающихся в области физики. Формулируют познавательную цель.

Этап 4.Решение задач.

Выполняют задания в парах.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Этап 5.Домашнее задание

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Этап 6.Итог урока.

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Умение настраиваться на занятие.

Учителем и учащимися.

Слушают учителя и

учащихся и учащихся, формулируют понятные для собеседника высказывания.

Умение слушать в соответствии с целевой

И сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Планируют способы взаимодействия в группе, сотрудничают в поиске и сборе информации.

Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнение задания в группах. Самоконтроль.

Регуляция учебной деятельности.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимают на слух ответы обучающихся, умеют формулировать собственное мнение и позицию, умеют использовать речь для регулирования своего действия.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимают на слух ответы обучающихся, умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Вопросы учащимся на этапе актуализации знаний:

2.Каково внутреннее строение твёрдых тел, жидкостей и газов?

3.На что расходуется энергия нагревателя во время плавления кристаллического тела7

4.Какие виды парообразования существуют?

5.Кружка с водой плавает в кастрюле, стоящей на огне. Закипит ли вода в кружке?

6.Как вызвать кипение воды, не нагревая её?

Усвоение и закрепление знаний об уравнении теплового баланса с учётом изменения агрегатного состояния вещества помогает подбор качественных и расчётных задач.

Расчётные задачи.

Начальный уровень.

Удельная теплота парообразования глицерина 80кДж/кг. Что это означает?

В холодное время года после длительного пробега вспотевшую лошадь покрывают попоной. Объясните, для чего это необходимо делать.

Средний уровень.

1. Сколько потребуется теплоты для испарения 300г спирта, взятого при температуре кипения?

2. Сколько теплоты выделится при конденсации 400г эфира, взятого при температуре кипения?

Достаточный уровень.

Рассчитайте количество теплоты, потребное для превращения 20кг льда при -4 0 С в воду при 100 0 С.

В калориметр налили 0,2кг воды при температуре 25 0 С. Какова будет температура этой воды, если в ней растает 5кг льда?

Высокий уровень.

1.В калориметр, содержащий 1кг воды, впустили 40г водяного пара, имеющего температуру 100 0 С. Какой была начальная температура, если конечная температура в калориметре 60 0 С?

2.На газовой горелке нагревается алюминиевый чайник массой 1,2кг. Содержащий 2л воды при температуре 15 0 С. Вода в чайнике нагрелась до 100 0 С и 200г её испарилось. Каков КПД горелки, если при этом сгорело 0,1м 3 природного газа?

Контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс / Сост. Н.И.Зорин.- 3-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2015. -80с.

Читайте также: