Солженицын архипелаг гулаг конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Оборудовани е и технически е средств а: медиапроектор, п резентация.

Раздаточный ма териал: карточ ки для само рефлексии у частников

Участники мер оприятия делятс я на творчес кие гру ппы по 6 – 7 челов ек, в

таком составе о ни бу дут работать в тече ние всего м ероприятия.

Вводное слово учителя . Тема нашего сего дняшнего занят ия звучит так:

заполните леву ю колонку , запишите все , что вам извест но о ГУЛА Ге. Какие

( Участники вып олняют зада ния и зачит ывают свои ответ ы).

Рассказ учи теля о ГУЛАГ е. ( рассказ сопров ождается

• изоляция и ликви дация не благонаде жных членов о бщества;

• использование и х в качестве дешевой раб очей силы, что особен но ярко

• В 30 - 40 - е годы ХХ века закл юченные в алят лес, добывают полез ные

ископаемые, стр оят дороги и заводы, л овят рыбу , занимают ся сельским

Использование тру да больш их масс закл юченных, ск онцент рированных в

лагерях, позволял о операт ивно решать задачи обес печения рабочей сило й

Очень часто у зниками ГУЛА Га станови лись Советс кие писатели и поэты.

В 1934 году в Союзе писателей 2500 человек, из ни х репресси ровано

Вопрос к творческ им группам д ля размышлени я: по какой причине

Одним из самы х известных русских пи сателей, п рошедших испытани е

Александр Исаевич Солжениц ын родил ся 11 декабря 1 918 года в

В 1936 году поступил в Рост овский гос ударственны й униве рситет. Не желая

делать литерату ру основной с пециально стью, выбрал физико -

В сентябре 19 41 года вместе с женой по лучил распре деление школьн ым

Был награждё н орденам и Отечественн ой войны и К расной Звезды, 15

сентября 1943 г ода Солже ницыну было присвоено зван ие старшег о

На фронте, несм отря на строжай ший запрет, вёл днев ник. Много пис ал,

отправлял св ои произведен ия московск им литератор ам для реценз ии;

В Восточной П руссии был а рестован за критику Л енина и Сталин а, в

1958 по 1968 г од (зако нчен 22 фев раля 1967 г ода), первы й том опу бликован в

Информацию для э того тру да Солжен ицыну предоставил и, как у казывалось в

"А рхипелаг ГУЛ АГ" - самая извест ная книга А.И .Солженицына. Вп ервые

это фундаменталь ное иссле дование о ре прессиях э похи Стал ина было из дано

в начале 70 - х гг. н а Западе, пот ом в "самиздате" и л ишь в годы " перестро йки"

– в России, но и по сей д ень тема не п отеряла свою актуальность, а авт орский

текст – неприми римость и ст растность . В доку ментально - художественно й

Методические приёмы: аналитическая беседа, исследовательская работа учащихся; чтение эпизодов; групповая работа учащихся.

Сегодня на уроке литературы я предлагаю вам, ребята, совершить небольшую экскурсию, которая позволит соприкоснуться с жизнью и творчеством Александра Исаевича Солженицына. Этот писатель, несомненно, является фигурой культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?

Ни одна из этих ролей ему не подходит.

А.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель, ставший символом открытости, воли и русской прямоты. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, затем исчезло на многие годы.

Он, А.Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора безумно популярным.

Тип урока: урок-семинар (2 урока по 40 минут).

Форма работы: групповая.

  1. Роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
  2. Портрет писателя.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Физическая карта.
  5. Свеча.

I. Организационный момент

На доске портрет А.И.Солженицына, эпиграф к уроку.

II. Введение в тему

- На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной") в исполнении учащегося звучит стихотворение А.Андреевского "От Москвы и до самых окраин". (Мелькают слайды № 2,3,4).

- Какая проблема поднята в данном стихотворении?

- Какие поэты и писатели XX века затрагивали эту проблему в своих произведениях?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

III. Слово учителя

Да, сегодня на уроке речь пойдёт о тоталитаризме, о преступлениях правящего режима против своего народа, о массовых репрессиях, о карательных учреждениях, а, главное, о выживании человека, не убившего в себе человеческого начала в "диких" условиях ссылки. А поможет нам в этом разобраться роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".

- Каковы, на ваш взгляд, цели урока?

IV. Анализ глав романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

1. Звучат слова А.И.Солженицына (Эпиграф к уроку).

Посвящаю
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомни,
не обо всём догадался.

- Как вы думаете, к кому обращается А.И.Солженицын?

- Что же хотел до нас донести писатель?

- О чём же свидетельствует автор в своём произведении? Обратимся к главам романа.

(Слайд №6), (Слайд №7.План урока).

2. Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с заданиями).

- Ч.1 гл.2 "История нашей канализации".

  • Что такое тоталитарный режим?
  • Когда начались репрессии?
  • Как создавалась "История нашей канализации"?
  • С какой целью проводились репрессии в нашей стране?

По мнению А.И.Солженицына, репрессии в нашей стране развернулись не в1937 году, а значительно раньше .В романе "Архипелаг ГУЛАГ" он предложил свою периодизацию террора, развернувшегося в нашей стране после революции.

На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах. [4]

ч.6 гл.2 "Мужичья чума", ч.2 гл.4 "С острова на остров", ч.3 гл.2 "Архипелаг возникает из моря", ч.3 гл.7 "Туземный быт".

ГУЛАГ - ВИКИПЕДИЯ "Статистика ГУЛАГа",

  • Какова статистика ГУЛАГа?
  • Каков национальный состав заключённых?
  • Какое впечатление оказала на вас глава "Мужская чума"?

До конца 1980-х годов официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключенных или членов их семей.

Анализируя главы, Солженицын также не даёт общего количества осуждённых, но приводимые цифры ужасают. [5]

ч.2. гл.1 "Корабли Архипелага".

ч.2 гл.2 "Порты Архипелага"

ч.2 гл.3 "Караваны невольников".

  • Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
  • Как и в каких условиях осуществлялись перевозки людей?
  • Где располагались порты Архипелага? (Показать на физической карте).

(Слайд №11 "Карта Архипелага")

"Закройте глаза, читатель. Вы слышите грохот колес? Это идут столыпины. Во всякую минуту суток. Во всякий день года. А вот хлюпает вода - это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Всё время кого-то ссаживают, втискивают, пересаживают. А этот гул? - переполненные камеры пересылок. А этот вой? - жалобы обокраденных, изнасилованных, избытых.

В лагере будет - хуже.

Разверните на большом столе просторную карту нашей Родины. Поставьте жирные точки на всех областных городах, на всех железнодорожных пунктах, где кончаются рельсы и начинается река, или поворачивает река и начинается пешая тропа. Что это?

Вся карта усижена заразными мухами. Вот это и получилась у вас величественная карта портов Архипелага. Его порты - пересыльные тюрьмы, его корабли - вагон - заки"

(Ч. 2 гл.2 А.И Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ").

Человек - это звучит гордо!
Человек - вот, правда!
Надо уважать человека!
(М.Горький)

Так ли это было в годы сталинских репрессий?

  • Какие пытки применялись к заключенным?
  • ч.1, гл.3 "Следствие".
  • ч.1.гл.11 "К высшей мере".
  • Опишите быт заключенных.
  • ч.3, гл.7 "Туземный быт"
  • Как люди старались выжить?

ч.4, гл.1 "Восхождение"

ч.11, гл.4 "Менять судьбу"

ч.4, гл.6-7 "Убежденный беглец"

ч.4, гл.10 "Когда в зоне пылает земля"

Страшно читать обо всех ужасах, которые происходили в те годы в ГУЛАГе.

Конечно, подчеркивает писать, в лагере важно было выжить "любой ценой", но всё, же не ценой утраты души или духовного омертвления.

Вот это и был "русский характер": лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке.

"Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не заблудишься. Но, может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток" (ч.2, гл.14 "Архипелаг ГУЛАГ").

Ч.2 гл.17 "Малолетки".

  • Кто такие малолетки?
  • За что судили детей?
  • Лагерное воспитание.
  • Детский туземный труд.

"Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществовали 20 лет

(до Указа от 24.4.54):.

Двадцать жатв они собрали. Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат",- пишет А.И.Солженицын.

Только в 1930-е годы беспризорных детей было около семи миллионов.

Тогда причина беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями странного Архипелага оказались дети . . .

Знать о том, что происходило с детьми, оказавшимися на улице или лишившимися родителей, (чаще всего по вине государства), конечно же, необходимо. Нужно говорить о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом.

В наше время изменилось отношение государства к детям, но проблемы остались, хотя предпринимаются попытки как-то их решать.

Президент России признал, что почти пять миллионов бездомных или беспризорных детей - угроза национальной безопасности страны. [3]

Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях - это особая трагедия, особая тема. Не только потому, что лагерь колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола.

Но и потому, что женщина - мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо - рожающая в лагере. [1][2]

6 группа. Ч.2. гл.8 "Женщины ГУЛАГА".

  • Как женщины попадали в лагерь?
  • Лагерный быт женщин.
  • Каторжный труд.
  • " Мамки".

Я видел женщину на площади суровой:
Пред Соловецким камнем плакала она:
"Не попусти, господь, что это было снова,
Благословенна будь, несчастная страна!"
(Анатолий Александров)

V. Обобщение материала

Уроки ГУЛАГа, как одной из самых трагических страниц в истории человечества, все ещё требуют своего беспристрастного осмысления и изучения.

Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но ещё страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, всё может произойти снова в ещё более жёсткой форме.

"Если бы, ГУЛАГ" был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве, - я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги : "жизнь" не может продолжаться так же", - так утверждал А.И.Солженицын. [4]

На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной) в исполнении учащегося звучит стихотворение В.Докунина "Помянем всех невинно убиенных".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 14

Дата проведения

Урок открытия новых знаний.

показать значение фигуры А. Солженицына, ставшего символом

открытости; углубить знания о тоталитарном режиме, уродующем

внутренний мир человека; попытаться понять, что каждый человек ответственен за историю;

воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

развивать речь, творческое воображение учащихся.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

2. Вступительное слово учителя.

3. Краткая летопись жизни и творчества А.И.Солженицына.

4. Эпоха тоталитаризма /на доске плакат со словарной статьёй из философского словаря, 1986 года – объяснение учителя.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

5. Беседа по вопросам.

Учащиеся зачитывают из текста эпизоды:

Какое слово из этой песни не ассоциируется с эпохой тоталитаризма? (Вольно). Учащиеся рассказывают о физических методах, с помощью которых вольных людей следствие пыталось согнуть, сломать, чтобы загнать в лагерь. Например: голод, битьё, карцер, гашение папиросы и т.д. Надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли , совесть, честь.

- Но прежде чем перейти к разговору о лагерной жизни, поговорим о том, как же образовался Архипелаг? Где?

(Архипелаг родился и созрел на Соловках и начал своё злокачественное движение по стране. То есть из Соловецкого монастыря образовалась соловецкая тюрьма. До этого там был процветающий монастырь /показать фото/. И вот решено было сделать на Соловках образцово-строгий лагерь. Монахи на коленях просили оставить их умирать на святой земле. Им отвели особый от лагеря уголок Кремля со своим выходом – Сельдяные ворота.

Из этой соловецкой опухоли открывались всё новые и новые лагеря. И столицей всего Архипелага стала Караганда – прилагерный мир

-Сталин отдавал приказы: строить быстро, а самое главное, без особых затрат. Поэтому труд заключённых был экономически выгоден. У Сталина было шесть главных надсмотрщиков Беломора, шесть наёмных убийц, за каждым из которых тысяч по сорок жизней: Семён Фирин, Матвей Берман, Нафталий Френкель, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Сергей Жук/ - это были жестокие, безжалостные люди.

Это издеватели, которые заставляли выкладывать стены канала камнями для

красоты, а длина канала – 128 км. И это всего лишь Беломор. А сколько работ выполняли зэки! Даже МГУ построили.

На Соловецких островах образовались северные лагеря Особого назначения – СЛОН.

Хочу обратить ваше внимание на следующую аббревиатуру:

Из ГУИТЛа , сына ГУМЗака , получился ГУЛАГ.

ГУИТЛ – Главное Управление Исправительно-трудовых лагерей.

ГУМЗак – Главное Управление Мест Заключения.

ГУЛАГ – Главное Управление Лагерей.

-Зачем же нужны лагеря?

Вообще надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.

Итак, как и где образовался лагерь мы знаем. А теперь предлагаю перейти уже к жизни лагерной.

-Жителей Архипелага ГУЛАГ называли туземцами. Почему?

-Как кормили туземцев? (работа с текстом)

(Наливалась в котёл вода, ссыпалась в него нечищенная мелкая картошка, а то и капуста чёрная, свекольная ботва. Мясо падших животных – это пир.

-Как были одеты туземцы? (работа с текстом)

Сами бушлаты одного цвета, рукава к ним – другого. Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени). А на ногах – русские лапти… Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой.

( Обратить внимание учащихся на номерной знак, который крепили на шапку, на грудь или сзади на спину. Друг друга знали только по номерам /позаимствовали у фашистов/. Щ-262 – это номер А.Солженицына).

-Самое страшное в лагере – попасть на общие работы.

Что же это такое?

(Это ломать из карьера голыми руками камень и уголь. Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Работали в лесу до полуночи, замёрзших списывали, ползучих – конвой пристреливал /ответ зачитывается из текста/.

- Многих и очень многих лагерь перемолол в пыль.

В 1926 году вышла статья 12, разрешающая судить детей с 12-летнего возраста. В 1927 году заключённых от 16 до 26 лет было 48% от всех заключённых.

-Откуда же брались юные преступники?

-Что же нужно было сделать, чтобы попасть в лагерь в возрасте 12 лет?

За десяток огурцов с колхозного поля – 5 лет.

За карман картошки – 8 лет.

За стрижку колосьев – 8 лет.

Голодная девочка пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузовика – 3 года.

(примеры берутся из текста).

Жертвы, жертвы, груды жертв. После всего услышанного и увиденного возникает вопрос: почему же терпели? Почему не возмущались?

Потому-то и терпели. Ведь каждый хотел выжить, отбыть срок и выйти из этого ада.

Оценить 1843 0

Оборудование урока: портреты и книги А.И. Солженицына

Методические приемы: лекция с элементами беседы

«Но и когда уже будет написано,

прочтено и понято всё главное об Архипелаге ГУЛАГе,

- еще поймут ли: а что была наша воля?

II . Анализ и обсуждение

Я не знаю, можно ли назвать Архипелаг ГУЛАГ Александра Исаевича Солженицына книгой… Это плач! Вопль! Миллионов людей, которые не успели, не смогли или попросту не захотели покинуть Родину ради спасения.

Кем они были? Простыми рабочими с заводов? Студентами, которым было не суждено закончить университет? Ворами? Бездомными, которые случайно привлекли внимание? Почетными профессорами, якобы запятнавшими свою репутацию? А может быть твоим соседом с лестничной площадки? Все они были рождены и воспитаны Советским союзом, который для некоторых из них отвёл свой собственный срок.

Эти миллионы безымянных без вещей, без мыслей в голове со всех концов страны хлынули в ГУЛАГ. И мы никогда не узнаем ни их имен, ни фамилий, были ли у них семьи, были ли они счастливы. Время стерло их следы, однако книга А.И. Солженицына жива, всё в ней подчинено единому сердцебиению сотни тысяч людей. На её страницах пепел тех, кто сгорел в землях Архипелага, но у кого остались силы вспомнить…

Книга приоткрывает завесу той страшной тайны, о которой раньше полагалось молчать, для которой будто бы не было места. Долгое время имена этих 227 отважных людей были скрыты. Нам же повезло, время щедро подарило шанс узнать о невымышленных событиях и их невымышленных героях, дабы никогда больше не повторить случившегося. Это боль, разлом, надрыв, сплошь и рядом заполняющий всё пространство книги Александра Исаевича.

Сколько их было? Как одно такое малое пространство смогло вместить, захлопнуть двери и уничтожить столько человеческих судеб. Нет! Тяжело описать прочитанное, этого не перескажешь, на это способен лишь тот, кто шкурой своей, памятью, ухом и глазом вынес всё с Архипелага. Все чувства остаются у тебя в душе, долгое время не получается эмоционально успокоиться от пережитого в книге. Как хорошо, что ты не был участником всех тех событий и как больно, за тех, кто так и остался в недрах ГУЛАГа. Это беспощадная череда жутких, страшных событий, которые бессовестно мешают человека с грязью, ломают его (не физически, хотя и физически тоже). Этот поток человеческих судеб мелькает утебя перед глазами, словно вагоны сверхскоростного поезда и ты теряешь им счет…

В лице следователей, судей и прочих подлых безжалостных винтиков этой огромной машины, которую описывает автор, с точность до всех мелочей и механизмов ее движения, ты понимаешь, что если бы хоть кто-нибудь из этих винтиковвдруг усомнился в справедливости этой системы, то тут же бы оказался на месте допрашиваемого им виновного, и вместе с женой и детьми отправился вслед за ним в паутину островов Архипелага.

Но аресты, допросы, были всего лишь одной стороной того мира, о котором предстояло узнать читателю. Как в таких нечеловеческих условиях удавалось выжить, не замерзнуть ночью, не умереть от голода, не погибнуть от истощения или болезни? Каждая деталь, сказанная автором, наполняет мир заключенных оттенками боли, надежды, отчаянья, свободы, веры… Дикая антисанитария в бараках на 500 человек; вынужденные волочить, таким образом, своё существования, их обитатели забывали про стыд; мельчайшие подробности человеческой физиологии; быт лагерников - описываются Солженицыным в какой-то неповторимой, пронизывающей до кончиков пальцев манере.

Размышляя над прочитанным, мнехочется позволить себе некоторую вольность. ГУЛАГ – это не чума, губящая всё на своем пути, это нечто иное. Мне, как современному читателю, Архипелаг ГУЛАГ напомнил одну давнюю историю…

В мае 1962 года, Городской Совет Централии (Пенсильвания, США) нанял пятерых пожарных-добровольцев для очистки городской мусорной свалки. Пожарные, как они делали это в прошлом, подожгли мусорные кучи, позволив им прогореть некоторое время, потушили. Но из-за не до конца потушенного огня начали тлеть более глубокие залежи мусора, и, в конечном счёте, пожар распространился через отверстие в шахте на другие заброшенные угольные шахты под Централией. Попытки погасить огонь были неудачными.

В 1979 году местные жители узнали истинный масштаб проблемы, когда владелец бензозаправки вставил щуп в один из подземных резервуаров, чтобы проверить уровень топлива. Когда он вынул щуп, он оказался очень горячим — температура бензина в резервуаре была около 77,8 °C.

В масштабе штата внимание к пожару начало возрастать и достигло высшей точки в 1981 году, когда 12-летний Тодд Домбоскиупал в земляной колодец 1.2 метра шириной и 45 метров глубиной, который внезапно разверзся под его ногами. Мальчик к счастью был спасен.

В 1984 году Конгресс выделил более 42 миллионов долларов для подготовки и организации переселения горожан. Некоторые из семей остались. В 1992 году штат Пенсильвания потребовал разрешения на принудительное отчуждение всей частной собственности города, мотивируя это непригодностью зданий для использования. В Централии практически не осталось заселённых домов. Большинство зданий было снесено, и эта область теперь выглядит как луг с несколькими проложенными через него улицами. Большая часть города покрыта зарослями. Единственная оставшаяся в городе Церковь Святой Девы Марии Украинской греко-католической епархии еженедельно в субботу ночью проводит службу.

Единственными признаками пожара, который занимает площадь приблизительно в 1,6 км и распространяется по четырём фронтам, являются низкие округлые металлические паровые вентили на юге городка и несколько знаков, предупреждающих о подземном пожаре, неустойчивом грунте и угарном газе. Также можно увидеть дым и пар, исходящие из заброшенной части пенсильванской Трассы 61 (она была закрыта в 1990-х после того, как на дороге появились несколько больших трещин), в местах неподалёку от кладбища, расположенного на холме, и из других трещин в грунте, расположенных по всей территории города. Маршрут Трассы 61 был изменен, и была построена объездная дорога, которая идёт в стороне от покинутого города. Однако подземный огонь все ещё горит, и это будет продолжаться до неопределённого момента в будущем. Никаких попыток погасить огонь не предпринимается. Угля там достаточно, чтобы этот пожар длился ещё в течение 250 лет…

III . Заключение

Прошу прощения, за такое объемное лирическое отступление, но мне кажется, что ГУЛАГ - это тот самый пожар, который еще очень долго будет воспламенять споры, гореть в сердцах тех, кто будет его читать и тлеть в воспоминаниях тех, кто его уже прочел…

Домашнее задание

Читайте также: