Социальные нормы егэ конспект

Обновлено: 05.07.2024

Админа зовут Виктор. Ему 17 лет. Он готовится к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Это его конспект.

3.8 Виды социальных норм

Кодификатор :

Предисловие:

В сборнике КиЛ 2022 в В21 №24 в плане раскрыты признаки социальных норм, которые у админа вызывают большие сомнения, поскольку не были обнаружены им ни в одном учебнике из ФП перечня. Тем более, что из представленных в плане признаков социальных норм, признаками являются только "социальная обусловленность" и "обеспеченность". "Системность" не является признаком социальных норм, поскольку, 1) если мы рассматриваем это понятие как свойство социальных норм быть системой, можем возразить тем, что, к примеру, нормы морали и этические нормы не представляют из себя системы норм, поскольку очень разрозненны и нестабильны в разных ситуациях (админ говорит с обыденной точки зрения), 2) если мы рассматриваем это понятие как свойство социальных норм создавать систему в сознании индивида, социальной группы или общества, мы заметим, что это уже не признак социальных норм, а их функция.

Исходя из всего вышесказанного, админ решил не делать в авторском плане пункт "признаки социальных норм", а ограничиться видами и функциями социальных норм.

Если админу приспичит в будущем выделить для себя признаки социальных норм, он может вернуться к теме 1.15 Мораль , в которой даны общие признаки норм морали и норм права, которые, в теории, можно интегрировать в тему, рассматриваемую в настоящей статье.

Авторский план:

1. Социальные нормы

а) СН - установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей (КиЛ, В9№8)

б) СН - сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации, которая выражается в предписаниях, требованиях, дозволениях, пожеланиях и ожиданиях (Кудина)

-> Социальная норма - элемент социального контроля. Социальный контроль состоит из двух элементов - социальных норм и социальных санкций (В9№8, В14№8)

2. Виды социальных норм (КиЛ, Боголюбов, Кудина, Гринберг)

а) обычаи и традиции (В16№8, В29№8)

в) нормы морали (В16№8)

г) религиозные нормы

д) корпоративные нормы / нормы общественных организаций (В9№8, В29№8)

е) этические нормы (В29№8) и т.д.

3. Функции социальных норм

а) Регулятивная - способствуют установлению правил поведения в обществе, регламентируют и регулируют социальное взаимодействие (В21№24, Кудина)

б) Оценочная - выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (В21№24, Кудина)

в) Трансляционная - в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опты и др. (В21№24, Кудина, В16№8)

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

Используемые источники:

  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2022 года
  • КОДИФ, ДЕМО, СПЕЦ 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 11 класс
  • Учебник по обществознанию Кудиной 11 класс
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10 класс
  • Учебник по обществознанию Гринберга 10 класс
  • Видео на ютуб:

Социальные нормы — это правила поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая в концентрированном виде объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

При помощи норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п.

↑ Признаки социальных норм

  • являются регуляторами общественных отношений
  • осознанный характер (нормы осознаются людьми, становятся нам известными и понятными. Ознакомление с социальными нормами происходит разными способами — через объяснения родителей, учителей, через средства массовой информации и т. п.
  • постоянство, т. е. относительная устойчивость, неизменность заложенного в норме правила поведения, которое применяется одинаково всеми в одних и тех же (схожих) ситуациях. Правда, это не исключает возможности изменения (трансформации) социальной нормы, но это происходит либо постепенно, когда участники общественных отношений имеют возможность осознавать эти изменения, либо одномоментно, но с обязательным объявлением о таком изменении.
  • непрерывность (действуют непрерывно во времени)
  • обощенный характер (не имеют конкретного адресата)
  • возникают в процессе исторического развития
  • соответствие типу культуры и характеру социальной организации общества, в котором возникают
  • упорядоченность — наличие детально регламентированного порядка их реализации;
  • санкционированность — каждый из видов социальных норм подразумевает определенный порядок их исполнения.

↑ Виды социальных норм:

  • институциональные нормы (создаются, проводятся в жизнь, контролируются, санкционируются и т. д. специальными инстанциями (учреждениями, организациями);
  • неинституциональные нормы (формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения)

Обычаи - это правила поведения, утвердившиеся в ходе общественной практики в результате их длительного и многократного

повторения, одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Традиции - это те же обычаи, но выражающие этнические духовно-культурные и иные подобные особенности, например, традиции в одежде, в приеме гостей и др. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Моральные нормы - нравственные установки, выражающие правила поведения посредством сопоставления поведения с

идеями добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и т. п. Эти нормы не фиксируются в каких-либо документах, а существуют в сознании людей. Моральная норма служит основанием моральной оценки.

Правовые нормы - общеобязательные правила поведения, обеспечиваемые государственным принуждением. Это наиболее значимый вид социальных норм.

Религиозные нормы – это правила поведения людей, регулирующие отношение верующих к Богу и друг к другу. Они фиксируются, как правило, в религиозных источниках. Примером религиозных норм могут служить десять заповедей, сформулированных в Библии.

Эстетические нормы – правила поведения, регулирующие отношение к прекрас-

ному и безобразному.

Корпоративные нормы (деловой этикет) – правила организационного характера, регулирующие поведение людей в рамках какого-либо объединения. Они выражаются главным образом в уставах или положениях. Например, в уставе акционерного общества, в уставе общественного фонда и др.

Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и

государством, между социальными группами. Они выражены в законах, в различных манифестах, декларациях, международных договорах и др. Эти нормы возникают вместе с возникновением государства. В качестве примера можно назвать Манифест Коммунистической партии, составленный основоположниками научного социализма Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895).

Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Мода и увлечения: Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, формы обращений и приветствий, манера, одежда, поведение за столом и т. д.

↑ Моральные и правовые нормы

Моральные нормы - вид социальных норм, регулирующих нравственное поведение и взаимоотношения людей; один из элементов системы моральных требований; эталон должного поведения, показывающий наиболее оптимальный вариант (образец) поведения в различных ситуациях морального взаимодействия людей.

Моральные нормы (как и другие социальные нормы) формулируются общественным моральным сознанием в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных ситуациях. С помощью моральных норм общество и социальные группы, вырабатывающие их, предъявляют своим представителям требования, которым должно удовлетворять их поведение, направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Усвоение моральных норм и их использование в качестве образца в практической деятельности и поведении является условием формирования индивида как представителя той или иной социальной группы — социального класса, демографической группы, этнической общности, профессионального объединения и т. п.

Для моральных норм, как и для других неинституциональных видов норм (этикет, обычаи и др.), характерны признаки императивности, всеобщности и безличности. Нормы морали носят обязательный и всеобщий характер. В них содержится императив (повеление), требующий своего соблюдения всеми членами определенного общества (сословия, группы). Безличность выражается в том, что нормы морали внедряются в общество не от имени и авторитета какого-либо лица (физического или юридического), а как бы анонимно, от имени всего общества (группы), его традиций и общественного мнения.

Нормы морали не допускают разведения субъекта и объекта моральных требований. Общность, устанавливающая и санкционирующая моральные нормы, сама же и является их исполнителем.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.




Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

побуждающие;

запрещающие;

императивные (лат. imperativus – повелительный);

рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

предписание – указание на требуемое действие;

запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Образец задания


На этом занятии охарактеризуем основные причины социальных конфликтов, их структуру и пути разрешения. Назовём разновидности социальных норм. Вспомним, каким образом осуществляется социальный контроль.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль"

Когда речь идёт о социальном конфликте, то под этим термином имеется в виду прежде всего открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Любой конфликт имеет свои причины. Главная причина любого социального конфликта – это социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей как внутри социальной общности, так и общества в целом. Основные ценности, за которые ведётся борьба – это богатство, власть, престиж, достоинство. Связано это прежде всего с тем, что стороны социального взаимодействия располагаются на разных ступенях социальной лестницы, поэтому неравны и их возможности удовлетворять свои потребности.

Ещё одной причиной конфликтов является культурная разнородность – это различия в представлениях об иерархии ценностей, социальных нормах, о приемлемом и неприемлемом поведении и так далее. Такие совершенно разные представления об этом могут существовать даже в самом монолитном обществе. Но какова же структура социального конфликта? Как вы уже знаете, под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность

Основными структурными элементами конфликта являются:

· Субъекты конфликта – это оппоненты (участники конфликта). Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации.

· Объект конфликта – это та ценность, за обладание которой идёт борьба.

· Предмет конфликта – это проблема, конкретный повод, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.

Следующими структурными элементами конфликта являются:

· Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.

· Инцидент – это действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).

· Среда конфликта – это совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.

Так или иначе, любой конфликт рано или поздно заканчивается. Но для того, чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, то есть уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации – выбрать стратегию поведения в конфликте.

Традиционно различают пять основных стратегий поведения в конфликте: уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество. Давайте познакомимся с ними более подробно.

· Стратегия уклонения – означает стремление выйти из конфликта, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём.

· Стратегия приспособления – предполагает стремление уйти от конфликта путём односторонних уступок.

· Стратегия конкуренции – это открытая борьба за свои интересы с целью настоять на своём.

· Стратегия компромисса – означает урегулирование разногласий через взаимные уступки.

· Стратегия сотрудничества – нацелена на поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы всех участников конфликта в ходе открытого обсуждения.

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям:

· По количеству участников выделяют конфликты: межличностные, групповые, личности и группы и внутриличностные (ролевые).

· По направленности существуют: вертикальные, горизонтальные, смешанные конфликты.

Вертикальные конфликты происходят между людьми, занимающими неравное социальное положение. Горизонтальные конфликты происходят между людьми, не находящимися в подчинении друг у друга. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов, конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80 % всех конфликтов.

· По длительности протекания выделяют: кратковременные и затяжные конфликты.

Некоторые разрешаются достаточно быстро, иные затягиваются на длительный период.

Например, самым длинный и самым курьёзным конфликтом в истории считается война между Нидерландами и архипелагом Силли, входящим в состав Великобритании. Из-за отсутствия мирного договора она формально продолжалась 335 лет без единого выстрела. Официально мир был объявлен в 1986 году. А разногласия с другом по поводу хотя бы выбора варианта проведения свободного времени вы можете разрешить за несколько минут.

· По используемым средствам конфликты бывают: насильственные и ненасильственные.

· По характеру развития принято выделять: преднамеренные и спонтанные конфликты.

· По внутреннему содержанию конфликты бывают: рациональные и эмоциональные.

· По объёму существуют: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.

Личные – это конфликты между отдельными индивидами, например родителями и детьми. Примером группового конфликта может служить трудовой коллективный спор: наёмные работники требуют от владельцев предприятия и администрации повышения оплаты труда. К локальным конфликтам можно отнести действия сепаратистов: события в Чечне, Ольстере, борьба за независимость Каталонии от Испании. Региональные конфликты втягивают в себя целые группы стран, как в арабо-израильском противостоянии. Ну а глобальный конфликт оказывает влияние на весь мир, как мировые войны, особенно Вторая мировая.

· По сферам общественной деятельности можно выделить: политические, социально-экономические, национально-этнические, социально-бытовые конфликты.

Политические связаны с распределением власти и влияния. Социально-экономические – конфликты по поводу уровня заработной платы, цен, доступа к распределению материальных и духовных благ. Национально-этнические конфликты возникают в ходе борьбы за самоопределение народов. Ну а примеры семейно-бытовых конфликтов наверняка каждый из вас может без труда назвать, опираясь на личный жизненный опыт.

· По функциям конфликты могут быть: конструктивные и деструктивные.

Конструктивный (созидательный) конфликт направлен на решение выявившегося противоречия, основан на уважении интересов обеих сторон. Именно такой конфликт полезен для общества, так как ведёт к обновлению, отказу от старого, отжившего, выдвижению новых лидеров. Например, научные дискуссии чаще всего имеют именно такой характер. Участники деструктивного конфликта не стремятся к согласию. Они видят свою цель в разрушении того, что их не устраивает.

С социальным конфликтом неразрывно связано и понятие социальной нормы.

Социальная норма – это установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Принято выделять следующие признаки социальных норм:

· Социальные нормы универсальны (неперсонифицированы). Они вводятся для всех членов общества и не имеют конкретного адресата;

· Социальные нормы действуют постоянно в течение достаточно длительного времени;

· Главной целью социальных норм является регулирование общественных отношений;

· Социальные нормы связаны с деятельностью людей и меняются с изменением общества;

· Социальные нормы объективны, то есть существуют независимо от желания отдельных индивидов;

· Социальные нормы выступают как мера общественно значимого и приемлемого поведения.

Социальные нормы выполняют различные функции и охватывают все стороны жизни и деятельности людей:

· Регулируют поведение людей, обеспечивая стабильность общественных отношений;

· Интегрируют (включают) личность в социальное окружение;

· Определяют границы допустимого поведения людей;

· Служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

· Контролируют отклоняющееся поведение.

Социальные нормы многообразны. Принято выделять следующие виды социальных норм:

· Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

· Традиции – это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и тому подобное, унаследованные от предыдущих поколений.

· Нормы морали – это правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.

· Правовые нормы – это формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

· Религиозные нормы – это правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

· Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

· Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

· Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и тому подобное).

Принято выделять следующие способы регулирования поведения людей социальными нормами:

· Дозволение – это указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

· Предписание – указание на требуемое действие;

· Запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

Социальные нормы являются одним из элементов социального контроля – механизма регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Его задача – не допустить хаоса, который неизбежно бы возник, если бы люди поступали так, как им захочется.

Кроме социальных норм, социальный контроль включает в себя и социальные санкции.

Санкция – это любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом. Это не только наказание неправильного поведения, но и поощрение правильного.

Санкции играют очень важную роль. Если нарушение какой-то социальной нормы никак не наказывается, то и норма как элемент социального контроля постепенно исчезает.

Социальные санкции бывают позитивные и негативные, то есть санкция – это не только наказание неправильного поведения, но и поощрение правильного. Санкции также могут быть формальными и неформальными. Формальные санкции установлены законом и применяются официальными органами, должностными лицами, а неформальные санкции исходят от нашего личного окружения.

Есть и такая форма социального контроля, которая не предусматривает применение санкций. Это самоконтроль. Когда человек настолько глубоко проникся идеей необходимости соблюдать общественные нормы, что чувствует неловкость или вину, нарушая их. Самоконтроль принято относить к внутренним формам социального контроля. Проявлением внутреннего контроля является совесть – это способность к внутреннему самоконтролю и саморегуляции поведения на основе представлений о добре и зле, о моральных нормах (о должном поведении).

Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

К внешним формам социального контроля можно отнести совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:

· общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;

· специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней.

Можно выделить следующие методы социального контроля:

· Изоляция – это установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

· Обособление – это ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

· Реабилитация – это процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Читайте также: