Семейная экономика конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок предназначен для учащихся 7-го класса и рассчитан на 1 час.

Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

развить коммуникативные УУД;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.

Вид: Квест-игра с выполнением различных заданий.

Тип: применение знаний.

Оборудование: раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, маршрутные листы, путевые дневники); смайлики; бейджики с фамилиями виртуальных семей.

Участники: 4 команды по 6 человек.

Подготовительный этап:

Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.

НАСТРОЙ НА КВЕСТ-ИГРУ

Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют. Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.

Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.

Семья должна быть дружной.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Данные для группы № 1

Семья А (Алексеевых)

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (сын – студент, дочь – школьница, младший сын – ребенок дошкольного возраста).

Семья проживает в собственной квартире. У семьи есть свой приусадебный участок. Однако выплачивают потребительский кредит в размере 2 500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 000 в год. Дочь учится в 11 классе. Маленький сын посещает детский сад и мечтает на день рождение получить скоростной велосипед стоимостью 13 000 рублей.

Заработная плата папы 15 000 рублей

Заработная плата мамы 8 000 рублей

Пенсия бабушки 7 000 рублей

Пособие на ребенка 500 рублей

Данные для группы № 2

Семья Б (Борисовых)

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старшая дочь – студентка, средняя дочь – студентка, сын – школьник).

Заработная плата папы 17 000 рублей

Заработная плата мамы 12 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Стипендия старшей дочери 1 850 рублей

Зарплата средней дочери 3 500 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 1 500 рублей

Данные для группы № 3

Семья В (Васильевых)

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (старший сын – школьник, средний сын – школьник, дочь – ребенок дошкольного возраста).

Заработная плата папы 22 000 рублей

Заработная плата мамы 10 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5 500 рублей

Данные для группы № 4

Семья Г (Григорьевых)

Состав семьи: мама, папа, бабушка, 3 детей (дочь – школьница, сын – школьник, младший сын – ребенок дошкольного возраста).

Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 000 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8 500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе. Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250 000 рублей.

Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей

Заработная плата мамы 18 000 рублей

Пенсия бабушки 12 000 рублей

Плата за сданный в аренду дом 8 500 рублей

ХОД КВЕСТ-ИГРЫ

Свой выбор игроки должны обосновать. Во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов: хлеб, сахар, масло сливочное, мясо, рыба, молоко, яйца, картофель, овощи, фрукты.

Варианты празднования Дня рождения:

Вы самостоятельно готовите программу праздника, покупаете продукты, на оптовом рынке, сами готовите праздничные блюда. Расходы составят 5 000 руб.

Вы арендуете кафе; расходы составляют 500 руб. на человека, но конкурсную программу готовите самостоятельно.

Вы арендуете хороший ресторан, нанимаете аниматоров и ведущих, полностью освобождая себя от хлопот и шума; расходы составят 5 000 руб. на человека.

Задание: Маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).

Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 10 000 руб. (вероятность выздоровления — 70 %).

Выберете домашнее лечение недорогими лекарственными препаратами с обшей стоимостью 2 500 руб. (вероятность выздоровления — 50%).

Отправите в санаторий в России, потратив на путевку 85 000 руб. (вероятность выздоровления – 90%).

Отправите на лечение за границей и заплатите 400 000 руб. (гарантия выздоровления — 100%).

Задание: Выберите наиболее приемлемый вариант получения дальнейшего образования вашим ребенком.

В одном из ССУЗов города (образование бесплатно, целевые взносы – 2 500 руб. в год).

В колледже при МГИМО с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 139 000 руб. в год.

Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 600 000 руб. в год.

В ВУЗе в другой области (общежитие предоставляется), за 40 000 руб. в год.

В ВУЗе нашего города на бюджетной основе (при условии успешной сдачи ЕГЭ, но для этого необходимо воспользоваться услугами репетитора по математике и физике: услуги репетитора – 500 руб. за одно занятие).

Подведение итогов

Конспект урока по обществознанию

Данный план- конспект разработан к учебнику "Обществознание. 7 класс" Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016. Занятие знакомит учащихся с основами семейного бюджета, правилами его формирования и способами сокращения расходов семьи. урок проходит в форме деловой игры, что способствует качественному усвоению полученного материала.

Урок обществознания по теме "Экономика семьи". 7-й класс

Учебник: Обществознание 7 класс Автор: Л.Н. Боголюбов

Цель урока : создать условия для понимания учащимися роли бюджета в жизни семьи, познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы,

  • Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о бюджете, видах и фазах его формирования.
  • Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли. Продолжить гармоничное физическое развитие учащихся, закрепить навыки правильной осанки.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи, экономической культуре. Продолжить воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты :

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
  • Предметные – осознание учащимися роли бюджета в жизни семьи и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “бюджет”; различать виды бюджета; фазы его формирования.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения и основ здорового образа жизни.

Тип урока : урок формирования новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, маркеры, рабочие листы

На столах лежат рабочие листы, и пакеты с заготовками.

Реализация целей по здоровьесбережению

Мы с вами будем работать в группах, поэтому по ходу нашего занятия можете обращаться к памятке по работе в группах. Она у вас на столе.

Психофизическая разминка позволила установить положительный эмоциональный фон и развить чувство уверенности.

Скажите, вам знакома такая ситуация?

Почему она произошла?

(не смогли правильно распланировать свои расходы и доходы)Вы уже догадались о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Ответы учащихся

Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд. Бюджет — основа семейной экономики.

Развития семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета.

Формулирование темы, целей и задач

Изучение новой темы

1.А с чем у вас ассоциируется слово бюджет? Ответы учащихся

Слово это заимствовано из Англии , где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь , которая собственно и называлась старинным норманнским словом " Budget " ( т . е . кожаный мешок ).

2.У вас на столах лежат конверты под №,1 выберите из предложенных вариантов понятия, которые у вас ассоциируются со словом бюджет и прикрепите эти понятия на доску.

Молодцы! Давайте с вами дадим определение понятия бюджет. (Слайд 4)На слайде и у вас в рабочих листах оно есть, но пропущены несколько слов, попробуйте вставить недостающие слова, предложенные ниже. Проверьте. (Слайд 5)Если вы не допустили не одной ошибки, прикрепите себе монетку.

3.Ребята, как вы считаете, правильно составленный бюджет важен для семьи? Ответы учащихся

4.Я хочу рассказать вам одну историю. В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса.(слайд 6) В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. Который стоит 10 000руб. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Я вам предлагаю помочь девочке Вере в осуществлении ее мечты. (слайд 7)

5.Покупка велосипеда станет финансовой целью семьи девочки (в рабочих листах у вас есть определение, обратите на него внимание). Она является первой фазой составления бюджета. Как вы думаете, что еще необходимо сделать семье Веры, чтобы купить велосипед. Ответы учащихся

6.Правильно, оценить свои доходы. У вас на столах лежат конверты под №2, откройте их, и выберите из предложенных вариантов доходы семьи девочки. Прикрепите их на ватмане.

Зарплата папы: 25 000 рублей.

Зарплата мамы: 20 000 рублей.

Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

Посчитайте, сколько денег зарабатывает семья в месяц.

Запишите на ватмане.

Итого: 57 000рублей.

Скажите, пожалуйста эта сумма будет постоянной в течении года? Почему?

Ответы учащихся

7.Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке). (слайд 8)

Заполните в своих рабочих листах схему.

Исходя из доходов семьи, они могут позволить купить дочке велосипед?

Ответы учащихся

Но что еще мы не учли?

Ответы учащихся

8.Правильно ежемесячные расходы. Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг. (слайд 9)

У вас в конвертах остались расходы. Прикрепите их на ватман.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 10 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Поход в зоопарк всей семьей – 4 000 рублей

Покупка зимней обуви брату - 4000

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 61 000 рублей

Скажите, а все ли расходы необходимы? От чего мы можем отказаться?

Расходы бывают двух видов:

Обязательные (питание. одежда, лекаства) и произвольные

Заполните схемы в ваших рабочих листах. (слайд 10)

9.Вы уже засиделись для плодотворной работы нужно немного отдохнуть и размяться. Физминутка. (2 мин). (слайд 11 )

Теперь с новыми силами продолжаем работу.

А теперь может семья купить велосипед? Нет.

10.Посмотрите, у нас расходы превысили наши доходы. Кто знает, как эта ситуация называется в экономике? Дефицит бюджета или отрицательное сальдо. Са́льдо ( итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени. (слайд 12) У вас в рабочих листах есть схемы, на первой поставьте правильный знак неравенства и подпишите эту схему. А если мы с вами представим, что у нас доходы превысили расходы? Это называется профицит бюджета. (слайд 13) На второй схеме поставьте правильный знак неравенства (положительное сальдо). (слайд 14) Самым благоприятным считается если наши доходы равны нашим расходам эта ситуация называется сбалансированным бюджетом. Подпишите последнюю схему.

Какой бюджет встречается чаще всего?

К сожалению, дефицит бюджета встречается чаще.

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал в Евгении Онегине (слайд 15)

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец

11. Скажите, как при наличии дефицита мы можем накопить деньги на велосипед? (Экономить, т.е. сократить расходы)

Ответы учащихся

На каких статьях расходов можно сэкономить?

Ответы учащихся

Я вам предлагаю попробовать сэкономить на транспорте. Для этого решите задачу:

Аня купила месячный проездной на автобус. За месяц она сделала 40 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если

проездной билет стоит 760 рублей, а разовая поездка 28 рублей? (360 рублей). Если посчитали правильно, приклейте монетку.

Где еще может семья Веры взять деньги на велосипед? Взять кредит в банке, занять у знакомых, найти дополнительный источник дохода. (слайд 16)

Запишите в рабочих листах, способы устранения дефицита.

Сохранение положительного эмоционального настроя

Метод активации мышечного тонуса и моторно-координационных возможностей учащихся позволил разгрузить позвоночник и ряд групп мышц.

Физминутка позволила активизировать внимание учащихся.

Закрепление нового материала

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое экономика семьи, для чего она нужна. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест по сегодняшней теме.

Поменяйтесь своими работами и проверьте. (слайд 17)

Если вы сделали все правильно, прикрепите себе 2 монетки, 1 ошибка – 1 монетка.

Домашнее задание, подведение итогов урока

Давайте подсчитаем ваши монетки, если вы получили 5 монет, поставьте себе 5, если 4 поставьте себе 4.

Для того чтобы в вашей семье не было дефицита бюджета я хочу угостить вас золотыми монетами. (слайд 18)

Но каким бы не был ваш бюджет, во все времена непреложной ценностью остается семья. И все сокровища мира не стоят нежной улыбки ребенка и поцелуя мамы. Ведь семья – это самое святое, что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, спокойствие и гармонию, именно семья дает нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни. Дружная семья плечом к плечу противостоит любым невзгодам и всегда выходит победителем.

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.

Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций и необходимой информации, которая поможет вам в будущем.

· На уроке я узнал что-то новое – поднимите правую руку

· На уроке я попробовал сделать то, что мне пригодится в жизни – поднимите левую руку

· То, что я узнал сегодня – буду применять и дальше – похлопайте в ладоши (слайд 19)

Психодинамическая разминка позволила закончить урок на благоприятной эмоциональной ноте.

Цель занятия: Формировать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.

Задачи:
1. Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, экономические и социальные устои и традиции.
2. Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости, воспитанию чувства ответственности за общие семейные интересы.
3. Развивать навыки познавательного интереса, мыслительных процессов, анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии.
4. Выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему занятию? Можно ли про героев этой сказки сказать, что это настоящая семья? А что, по-вашему, обозначает слово семья? Как много значит в жизни каждого из нас семья?

Педагог: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. И в сегодняшнем мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Педагог: А как вы думаете, для чего создается семья? (Ответы детей). Цели создания семьи могут быть разными:

  • обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни;
  • реализовать свои творческие способности;
  • прожить тихо, скромно, в любви и согласии, внимании друг к другу;
  • вырастить и воспитать детей, дать им образование.

Исходя из целей создания семьи, можно определить следующие её функции:

  • Репродуктивная функция – рождение детей. Существуют семьи, имеющие одного, двух, трех и более детей.
  • Воспитательная функция – регулирует отношения между членами семьи, удовлетворяет членов семьи в общении и взаимопонимании, контролирует оказание взаимопомощи.
  • Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Что может в себя включать экономическая функция?
  • организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства;
  • финансовая деятельность;
  • накопление имущества и обеспечение его наследования;
  • трудовое воспитание и профессиональная ориентация;
  • формирование качеств хозяина.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

  • в удовлетворении желаний членов семьи;
  • в рациональном использовании денежных средств.

А что такое желание? Желание – это то, что нам хочется. А потребности? Это нужда, необходимость без которых человеку не прожить. А какие могут быть потребности? Материальные и духовные. Что важнее? Всегда ли желания совпадают с потребностями? Конечно, нет.

Педагог: Важной характеристикой семьи является, конечно, совместный труд и ведение хозяйства. Ведь совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. И нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. За каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Сегодня на занятии вы присутствуете не как обычные ребята, а как семьи. Предоставляем вам слово для знакомства.

Семья Папроцких. Наша семья дружная, любит слушать музыку, путешествовать по интернету, иногда увлекаемся чтением детективных романов. Некоторые члены нашей семьи увлечены молодёжными сериалами, а младшие ребята любят смотреть мультфильмы и играть в настольные игры.

Семья Шацковых. Члены нашей семьи любят отстаивать свою точку зрения, умеют дружить и поддерживать друг друга. Мы очень любим, проводить время в социальных сетях, прогулки на свежем воздухе с друзьями, посещение кружков по интересам. А так же вся наша семья увлечена различными видами спорта.

Знакомство с правилами игры.

Ход Игры

В качестве разминки предлагаю семьям расшифровать ключевое слово нашей встречи. Вы получаете карточки с заданиями, производите расчеты, с которыми регулярно сталкиваются все семьи, полученные ответы будут соответствовать буквам, из которых вы составите ключевое слово.

Мероприятие "Экономика семьи и домашнего хозяйства" проводится в форме деловой игры. В игре участвуют команды учащихся, которые выступают в роли членов семьи. Детям предлагаются задания по вычислению семейного бюджета, определению доходов и расходов, планированию экономии расходов и др. В конце игры выявляются победители. На занятии используется электронная презентация.

Отличный ресурс, полностью соответствует аннотации. Хороша игра, которая уже юного возраста поможет правильно распределять не только семейный бюджет, но и карманные деньги. Спасибо!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: