Соколов микитов на смоленщине конспект

Обновлено: 03.07.2024

3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.

4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

2. Учить осознанному восприятию текста.

3. Учить краткому пересказу.

4. Познакомить с деревьями русского леса.

1. Воспитывать уважительное отношение к девочкам и любовь к матери.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.

1. Компьютер и его составляющие.

3. Картинки с изображением деревьев.

4. Карточки с названиями деревьев.

5. Портрет И. Соколова-Микитова.

6. Иллюстрации детей на тему “Моя Родина”.

7. Плакаты детей на тему “Мы хозяева нашей природы”.

8. Ароматизатор хвои.

10. Слова, трудные для чтения и понимания.

I. Организационный момент.

- Сегодня мы предоставить право сесть красиво первым девочкам!

- А теперь тихонечко сядут мальчики.

- Почему мальчики должны уступать девочкам место, защищать и уважать девочек? (Потому что девочка будущая мама, а мама даёт нам жизнь)

- Как М. Пришвин относился к своей маме? (Очень любил её и ещё любил пить с ней по утрам вкусный чай)

II. Проверка домашнего задания.

- С чего начиналась родина для М. Пришвина? (С мамы, с восхода солнца, с ранних прогулок в природе)

1 уровень. Выразительное чтение 1 и 2 части.

- С чего Родина начинается для вас?

Просмотр иллюстраций “Моя Родина”.

2 уровень. Пересказ 3 и 4 части от III лица.

- Как понять выражение “кладовая солнца”. (Так автор образно называет природу. Солнце даёт свет, тепло, жизнь; природа хранительница жизни и земных богатств)

Просмотр плакатов на тему “Мы хозяева нашей природы”.

3 уровень. Составить рассказ на тему “Охранять природу – значит охранять Родину”.

- О Родине и природе написано много рассказов и стихов. Обратите внимание на выставку книг, представленную вашему вниманию. Одно из стихотворений З. Александровой есть на экране.

Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная, Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна.

- Прочитайте медленно, быстро, тихо, громко. Как нужно правильно читать это стихотворение?

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины, а для этого нужна помощь друга. Мальчики откройте свои ладошки, а теперь девочки положите им сверху свои. Почувствуйте тепло друг друга. Оно поможет вам во время нашего путешествия.

- Закройте глазки и попробуйте представить, куда мы пойдём. Звучит музыка. Слайд 2

- Посмотрите, куда мы попали? (В лес)

- Правильно и думаю, что хотя этот лес с картины русского художника Шишкина, но находится он рядом с нашей школой, и мы часто его посещаем.

- Вдохните воздух полной грудью. (Ароматизатор хвои)

- А какое сказочное существо живёт в лесу? (Леший) Слайд 3

- Он сегодня у нас в гостях.

Я лес люблю таинственный, густой, Где по ночам в зелёном гуде Глушь измеряю путаной верстой И по ночам деревья все бужу я:

Трещу валежником, в ладоши громко бью, И на крыло тетёрок подымаю; Росу по искорке с листвы зелёной пью, Но отчего я пьян не понимаю!

И запеваю песни невпопад, Когда во все свистульки птицы дуют Я красоте и дикой воле рад… И никогда из леса не уйду я!

-Я хочу узнать, знаете ли вы деревья наших лесов? Поэтому я принёс вам задание. Выберите из карточек только названия деревьев наших лесов. Слайд 4

Работа в группах. Индивидуальное задание. (Найти деревья наших лесов на картинках)

Проверка выполнения задания. Слайд 5

- Вот именно об этих деревьях мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом произведение И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

- Рассказ об авторе.

- Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение?

Рассказ учителя с компьютером.

- Наша страна огромна, и леса в ней разные. На севере простирается широкая полоса хвойных лесов. Там растут ель, пихта, лиственница, кедр. Потом идёт полоса смешанных лесов. В них рядом с елью и сосной растут берёза, осина, ольха. Великолепны берёзовые рощи. А ещё южнее раскинулись лиственные леса из дуба, клёна, липы и ясеня.

VI. Чтение текста учащимися.

- Давайте прочитаем рассказ “Русский лес” и найдём строки, в которых показывается, как автор относится к природе.

Мне очень понравились некоторые произведения автора, поэтому захотелось узнать больше об этом человеке: что он из себя представлял? Как он жил? О чём писал?
Цель моего реферата - проследить этапы жизни и творчества И.С.Соколова-Микитова на Смоленщине.
Задачи:
1. Познакомится с автобиографией И.С.Соколова -Микитова;
2. Рассмотреть творческое наследие И.С.Соколова -Микитова Смоленского периода;
3. Оценить вклад И.С.Соколова -Микитова в развитие Смоленщины;
4. Выявить своеобразие творческой манеры автора.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат .doc

Но нужно сказать, что чувство любви к родной природе в нас не возникает само собой, стихийно, поскольку мы родились и выросли среди природы, оно воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, всеми теми великими учителями , которые жили прежде нас, любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.

Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Произведения И.С. Соколова – Микитова, по справедливости, занимают свое видное место на полках любой библиотеки, общественной и личной. Они написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком. Они дороги всем, кому дороги сокровищница чудесной русской речи, богатства советской литературы.

Книги его - это не только лирический дневник охотничьих и путевых скитаний, написанный вдохновенным художником русского повествовательного слова. Это повесть о богатой и плодотворной жизни, озаренной любовью к природе и самому человеку родной русской земли.

Цель моего реферата - проследить этапы жизни и творчества И.С.Соколова-Микитова на Смоленщине.

1. Познакомится с автобиографией И.С.Соколова -Микитова;

2. Рассмотреть творческое наследие И.С.Соколова -Микитова Смоленского периода;

3. Оценить вклад И.С.Соколова -Микитова в развитие Смоленщины;

4. Выявить своеобразие творческой манеры автора.

В исследовательской работе мне помогли следующие издания:

1. Литература Смоленщины. Учебник - хрестоматия по литературному
краеведению. 9 класс. - Том 2.

2. Смирнов В.А. Иван Соколов - Микитов: очерк жизни и писательства.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 18 мая 1892 года в урочище Осеки под Калугой. Спустя три года семья переехала на Смоленщину, в небольшое имение Кислово (ныне территория Угранского района).
Нетронутая природа, берега полноводной, полной очарования реки Угры, старинный быт и уклад смоленских деревень, сказки, крестьянские песни впоследствии нашли свое отражение в творчестве И.С.Соколова-Микитова.
Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич. "Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками"(1). От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни"(2).
В литературу И.С.Соколов-Микитов пришел много повидавшим и пережившим, умудренным жизненным опытом человеком. Безмятжные детские годы в родительском доме; первые радости и огорчения во время учебы в сельской школе и смоленском реальном училище; переезд в Петербург в связи с поступлением а сельскохозяйственные курсы, затем в Ревель (Таллинн ), откуда на пароходах торгового флота избороздил все моря и океаны.
События I мировой войны застали И.С.Соколова - Микитова далеко от родины. По возвращении в Россию он вскоре ушел добровольцем на фронт. Служил в санитарном отряде, летал на первом русском тяжелом бомбардировщике "Илья Муромец" с известным летчиком, смолянином Глебом Алехновичем.
Вернувшись со службы, Соколов-Микитов некоторое время учительствовал в Дорогобуже, путешествовал по югу России, где невольно был втянут в события гражданской войны. Позже ходил в плавание на шхуне "Дыхтау", участвовал в экспедиции О.Ю.Шмидта на ледоколе "Георгий Седов", трижды побывал в Арктике. Основные вехи его биографии совпали с переломными периодами в истории нашей страны.
Путешественник по призванию и скиталец по обстоятельствам, И.С,Соколов-Микитов, повидавший немало далеких краев, южных северных морей и земель, всюду нес с собой неизгладимую память родной Смоленщины. Именно здесь истоки его первой сказки "Соль земли". Именно здесь были написаны его лучшие произведения "Детство", "Елень", "Чижикова лавра", "Морские рассказы", "На речке Невестнице".
"Читать и перечитывать И.С.Соколова-Микитова такое удовольствие, как дышать свежим ароматом летних полей и лесов, пить в жаркий полдень ключевую воду из родника, как в зимнее морозное утро любоваться серебристо-розовым блеском инея.
И спасибо большое ему за это "(3).


1. Соколов-Микитов И.С. Плотик// Соколов-Микитов И.С. На теплой земле.- М.,1978.-С.25.
2. Соколов-Микитов И.С Мать// Соколов -Микитов И.С. На теплой земле.- М., 1978.- С.14.
3. Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С.Соволова-Микитова.- М.,1984.-С.27-31.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Познакомится с автобиографией И.С. Соколова -Микитова;

2. Рассмотреть творческое наследие И.С. Соколова -Микитова Смоленского периода;

3. Оценить вклад И.С. Соколова -Микитова в развитие Смоленщины;

4. Выявить своеобразие творческой манеры автора.

5. Составить тест по биографии Соколова-Микитова (10-15 вопросов с вариантами ответа)

Родина, Человек, природа в произведениях И.С. Соколова-Микитова

Памяти русского советского писателя и журналиста

Его имя незаслуженно подзабыто. В школьных программах (даже для внеклассного чтения) по литературе имя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова , к сожалению, не упоминается. А между тем его многочисленные рассказы и повести, пронизанные любовью к Родине, к её природе и людям, содержат в себе такие уроки нравственно-эстетического и патриотического воспитания, что знакомство с ними не может не обогатить душу человеческую. Отправной точкой для нового знакомства с личностью и творчеством этого писателя может послужить публикуемый ниже материал.

В полутора километрах от села Андреевского, что под Калугой, было некогда урочище Осеки: просторный жилой дом, контора управления хозяйством известного калужского и смоленского лесопромышленника миллионера Н. Коншина да несколько подсобных помещений.

В 1895 году семья Соколовых (Микитовыми их называли по имени деда со стороны отца, отсюда и псевдоним писателя, ставший второй частью фамилии) переехала на жительство на родину Сергея Никитича, в село Кислово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Но свою малую родину И. С. Соколов-Микитов не забывал до конца дней. В отроческие годы он не раз вместе с родителями навещал бабынинских родственников и друзей отца в Андреевском и Калуге, а в 1930-50-е гг. неоднократно приезжал в Оптину пустынь, где работал над своими произведениями. Не раз бывал писатель в Тарусе у К. Паустовского, с которым у него сложились дружеские отношения.

Но не только с калужским и смоленским краями было связано становление и развитие Соколова-Микитова как писателя и гражданина. Его жизнь изобилует поездками, путешествиями, знакомствами, дружескими связями с десятками интересных людей, общение с которыми обогащало внутренний мир художника слова. И.С. Соколов-Микитов не принадлежал к типу кабинетных писателей. Его творческое развитие было обусловлено глубоким знанием жизни, множества людских характеров и судеб.

Жажда познания мира заставляет его поступить на службу матросом торгового флота, которая обогатила начинающего писателя знаниями о странах Европы и Ближнего Востока, а общение с насельниками Старого Афона, где в 1914 Соколов-Микитов прожил несколько недель, приблизило к Православию. С 1916 года и вплоть до февральской революции писатель находился в действующей армии, сначала в качестве санитара, а затем мотористом одного из первых русских самолетов под командованием прославленного летчика Глеба Алехновича.

Но при всем том он никогда не впадал в отчаяние, и до конца дней оставался человеком светлой души, чутким и внимательным к людям. Все, кто его знал, а он находился в дружеских взаимоотношениях с десятками людей, отвечали ему тем же. Проникновенные воспоминания о нем оставили А. Твардовский, А. Ремизов, К. Федин, С.Воронин, П.Дудочкин, Г.Горышин, М.Дудин, Ф.Абрамов, В.Солоухин, его творческий дар высоко ценили Бунин, Куприн, Шишков, Пришвин, Паустовский, В. Бианки, А. Грин и другие писатели и деятели культуры.

Прекрасный знаток народного быта и русской природы, Соколов-Микитов вдоль и поперек изъездил необъятные просторы России и с большой художественной проникновенностью запечатлел в своих произведениях облик родной земли.

И.С. Соколову-Микитову суждено было стать автором одного из последних в истории русской литературы произведений о жизни русской предреволюционной деревни.

Возникло замешательство. И Иван Сергеевич в молчании еще раз повторил сухо и твердо:

Россия - исходная точка масштабного пейзажного мышления Соколова-Микитова. Писателя не зря называют певцом русской природы. Он, действительно, был одним из выдающихся мастеров-пейзажистов. Удивительно живописны, точны и пластичны картины природы в его произведениях. «Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно ведение поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана - как в стародавние времена, - слышится рожок пастуха

Глаз художника внимателен и точен, а ухо предельно чутко. Казалось бы, какую жизнь можно увидеть и услышать ночью в зимнем лесу. Но писатель без труда, просто и убедительно, с грацией, присущей истинному таланту, показывает, что и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка - это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот «что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: это где-то прокричал филин. Завыли и замолчали волки.

Проза Соколова-Микитова очень музыкальна, тяготеет к поэзии. Многие его микроновеллы можно без преувеличения назвать стихотворениями в прозе: «Над рекой и лугом повис текущий белый туман. Зазолотились макуши, - сильный и веселый кто-то по лесу вскрикнул - и поднялось над землею ослепительное солнце.

Смеется солнце, играет лучами. Нет сил, глядя на него, сдержаться.

- Солнце! Солнце! Солнце! - поют птицы.

В этой небольшой психологически емкой зарисовке воплотилась целая философия бытия, взгляд художника на взаимосвязь времен, дольнего и горнего миров.

Незатейливые по фабуле его произведения выразительны по языку, пластичны и ясны по воплощению авторского взгляда на мир и человека. В лучших рассказах и повестях Соколова-Микитова соединилось самое трудное - простота повествования, точность и поэтичность художественного слова, глубина и неповторимость авторского взгляда - взгляда писателя-гражданина, страстно влюбленного в Россию и в свой народ.

Читайте также: