Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Храмцова Яна Владимировна

Населенный пункт: Свердловская область Асбест

Автор: Анкудинова Светлана Михайловна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

Цель:

Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Приоритетная образовательная область:

Интеграция образовательных областей :

Виды детской деятельности:

Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная, Двигательная.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оздоровительные задачи:

Методы:

Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы:

Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

Оборудование:

Педагогические технологии :

Элементы социоигровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, элементы ТРИЗ.

Предварительная работа :

самостоятельная деятельность детей - изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок.

Ход НОД:

Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.

Ритуал начала НОД:

Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.

C тук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны.

Воспитатель : (читаю письмо). Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. C пасибо вам заранее." Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки. А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)

Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.

Воспитатель . Вот первое задание. - А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети . Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Вот вам второе задание.- Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель . Почему они называются народными?

Дети : Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Воспитатель. И с этим заданием вы справились.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель . А вот и четвёртое задание. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук

Воспитатель . Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание. (Загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

Воспитатель . Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Воспитатель. А вот с этим заданием мы точно справимся. (Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее).

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

И на стулья тихо сели.

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Воспитатель. Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам Сказа Рассказовна в подарок отправила эту сказку.

(Дети смотрят сказку

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Отворит все двери.

Итог:

- что было интересно?

- что вызывало трудности?

(Дети прощаются и уходят в группу).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду – как форма работы с детьми и родителями. М… Линка Пресс, 2008г.

3. Копцева Т. А. Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.

5. Маханёва М. Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.; Аркти, 2005г.

6. Князева О. Л. Приобщение детей к русской народной культуре. СПб;Детство-Пресс.

7. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс 2003г.

Методы и приё мы: показ, чтение художественной литературы, вопросы, поощрение.

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь.

В: Ребята, вам не кажется что, кто –то к нам стучится? Интересно кто бы это мог быть? Давайте посмотрим?

В группу заходить почтальон и приносит письмо.

В: Ребята смотрите, нам пришло письмо, давайте посмотрим,что же там внутри? (открывает письмо, там лист с загадкой) Смотрите нам кто-то прислал загадку. Давайте её разгадаем?

Меня из теста месили

И вкусную начинку положили

Отправили в печь до румянца испечь.

А сейчас я на столе стою

Отгадайте же друзья кто я?

В: Молодцы ребята, а кто мне скажет, из чего делают пирог?

Д: Из теста, а тесто из муки, воды и яйца.

В:Вы всё верно сказали, а из чего ещё состоит пирог? Что кладут внутрь пирога, чтобы он был вкусней?

В: Правильно, она может быть как сладкой, так и солёной. В пирог могут положить вишню и пирог будет называться вишнёвый, яблоки - яблочный, сливу – сливовый. Так же в пирог могут класть капусту, картошку, мясо.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут.

Но что-то гости (не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек (не нашли).

В: Ребята, как называется стихотворение?

В: Из чего наш герой испёк рассыпчатый пирог?

В: А как вы думаете, почему наш герой не дождался гостей?

Д: Потому что от пирога исходил вкусный аромат и поэтому ему захотелось попробовать пирог.

В: А как вы думаете он правильно поступил что не дождался гостей?

Д: Нет, не правильно.

В: А почему вы так думаете?

Д: Потому что это не культурно принимать гостей, когда нечем угостить.

В: Совершенно верно, наш герой поступил не красиво с гостями. Давайте немного отдохнём, встаньте возле своих стульчиков.

(физ минутка.)

Испекли мы пироги,

Вот так, вот так.

В печь испечь отправили,

И в рот отправили.

В: Молодцы, присаживаемся, я прочитаю вам ещё раз стихотворение, а вы внимательно послушайте и запоминайте. (читаю ещё раз). А теперь все хором повторяйте за мной (заучивание стихотворения).

В: Скажите, кто написал это стихотворение?

В: Ребята, а вы видели как красиво бывают украшены пироги? (просмотр презентации). А давайте мы сейчас нарисуем и украсим свои пироги? (Рисуют пироги)

В: Дети, вам понравилось стихотворение? Мне тоже понравилось как вы сегодня работали, вы были очень внимательными и рассказывали с интонацией, выразительно. Посмотрите, какие у нас получились красивые пироги. Давайте мы их вывесим на наш стенд, чтобы родители смогли полюбоваться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе

Тема: «Закрепление знаний детей в процессе ознакомления

воспитатель I категории

Программные задачи:

Закрепить и расширить знания детей о прочитанных ранее произведениях, обобщить знания детей о писателях, их произведениях; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания , развивать координацию речи и движения. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде, прививать любовь к чтению художественной литературы

Материалы: жетоны, картинки с персонажами, графические схемы, разрезные картинки, диски с песнями из мультфильмов, портреты писателей, магнитная доска, иллюстрации к сказкам

Предварительная работа : чтение разных по жанру книг педагогами, пересказ по опорным схемам рассказов , слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию, совместное чтение родителями и детьми, заучивание стихотворений, оформление выставки книг.

Ход викторины :

Разбиваемся на две команды.

Я буду называть конкурс, первой будет отвечать на вопросы та команда, которая первая ударит в бубен. Выкрикивать ответы нельзя, подсказывать тоже нельзя. Если дети одной команды не смогут ответить на вопрос, отвечать будут дети другой команды. За правильный ответ команда получает жетон – 1 очко

В этом конкурсе командам предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок. За правильные ответы команды получают по 1 жетону.

1.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2.Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

3.Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4.За что царевна-несмеяна получила такое имя?

5.Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Вывешиваем 6 портретов писателей, и зачитываем названия произведений. Дети должны назвать автора и показать его портрет.

1. Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают в

В разноцветном уборе.

2. Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

3. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

4. Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

и готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Конкурс капитанов

Капитан из каждой команды должен прочитать стихотворение о времени года - зима.

4 конкурс "Расскажи рассказ по схеме."

5 конкурс Загадки о литературных героях

1 .Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

2.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

3. Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

4.У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

5 .Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

6.Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

7.Скачет лошадь не простая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

По прозванью . (Горбунок.)

8. Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

И мочалок командир –

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? (Дети повторяют описываемые движения)

6 конкурс "Уроки веселой математики".

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от Мальвины , она хотела бы узнать какие вы сообразительные и просит нас провести урок весёлой математики. Готовы выполнять задание? Тогда присаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте:

1.Сколько героев встретилось колобку по дороге?

2.Сколько девиц пряли под окном?

3.Сколько съел волк козлят?

4.Сколько братьев- месяцев встретила героиня сказки у новогоднего костра?

5.Сколько желаний было в рассказе К. Ушинского?

6.Какой формы было яйцо, где хранилась смерть Кощея?

Конкурс для зрителей.


1.- Какую песенку пел Колобок?
Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,
2. -Что пела коза своим семерым козлятам?
— Козлятушки, ребятушки!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

3.-Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

— Сивка-бурка, вещий каурка,

стань передо мной, как лист перед травой!

Вывешиваем 3 портрета героев былин , и зачитываем описание главного героя. Дети должны узнать по описанию и назвать имя героя ,а так же показать его на картинке.

Молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале он беден , горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного веселого застолья к другому . Далее после совета Водяного – хозяина Ильмен - озера, он начинает стремительно богатеть. Богатырь попадает на дно море – океана, где выбрал себе жену Чернавушку.

По мелодии узнать название произведения.

Пауки муравей. ( Нет. Стрекоза и Муравей)

Лебедь, рак и муха. (Нет .Лебедь. рак и щука)

Слон и Моська. Да.

Лисица и ворона. Да.

Физминутка: “Пудель”

Однажды старушка (Ходьба на месте)

Отправилась в лес.

Приходит обратно , (Повороты влево -вправо с подниманием плеч)

Искала старушка ( Покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате (Прыжки на месте, согнуты перед грудью руки)

Воспитатель достает из мешка предметы, дети должны догадаться из какого произведения предмет.

1.Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

2.Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

3.Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);

4.Мишка(“Игрушки” А. Л. Барто);

5.Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

6.Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);


Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, на все вопросы ответили. Сейчас мы подсчитаем жетоны и узнаем, какая команда победила.

Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка, и находчивость.

(Жюри подводит итоги конкурсов, и каждая команда получает небольшой памятный подарок.)

Победившей команде вручается Диплом, а участникам памятные призы

Всем большое спасибо за игру. Давайте подарим друг другу улыбки и аплодисменты!

1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?


2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? (ответы детей). Почему? Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (предположения детей). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?)
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?

- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)
- Э-э-э. - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно,что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?)
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?)
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков. (Что же случилось с бедным сусликом?!)
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце. И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки,(Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь. Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да. Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки. Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу. Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо. - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ?
Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека? Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?
Воспитатель: Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?




4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет.


Читайте также: