Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Храмцова Яна Владимировна
Населенный пункт: Свердловская область Асбест
Автор: Анкудинова Светлана Михайловна
Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест
Цель:
Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.
Приоритетная образовательная область:
Интеграция образовательных областей :
Виды детской деятельности:
Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная, Двигательная.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оздоровительные задачи:
Методы:
Игровой, словесный, практический, наглядный.
Приемы:
Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал:
Оборудование:
Педагогические технологии :
Элементы социоигровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, элементы ТРИЗ.
Предварительная работа :
самостоятельная деятельность детей - изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок.
Ход НОД:
Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.
Ритуал начала НОД:
Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.
C тук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны.
Воспитатель : (читаю письмо). Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. C пасибо вам заранее." Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки. А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.
Воспитатель . Вот первое задание. - А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети . Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. Вот вам второе задание.- Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель . Почему они называются народными?
Дети : Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Воспитатель. И с этим заданием вы справились.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель . А вот и четвёртое задание. В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук
Воспитатель . Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Этих сказочных друзей!
Вот следующее задание. (Загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна лягушка
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
Воспитатель . Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Воспитатель. А вот с этим заданием мы точно справимся. (Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее).
Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
И на стулья тихо сели.
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
Воспитатель. Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам Сказа Рассказовна в подарок отправила эту сказку.
(Дети смотрят сказку
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Отворит все двери.
Итог:
- что было интересно?
- что вызывало трудности?
(Дети прощаются и уходят в группу).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду – как форма работы с детьми и родителями. М… Линка Пресс, 2008г.
3. Копцева Т. А. Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.
5. Маханёва М. Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.; Аркти, 2005г.
6. Князева О. Л. Приобщение детей к русской народной культуре. СПб;Детство-Пресс.
7. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс 2003г.
Методы и приё мы: показ, чтение художественной литературы, вопросы, поощрение.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь.
В: Ребята, вам не кажется что, кто –то к нам стучится? Интересно кто бы это мог быть? Давайте посмотрим?
В группу заходить почтальон и приносит письмо.
В: Ребята смотрите, нам пришло письмо, давайте посмотрим,что же там внутри? (открывает письмо, там лист с загадкой) Смотрите нам кто-то прислал загадку. Давайте её разгадаем?
Меня из теста месили
И вкусную начинку положили
Отправили в печь до румянца испечь.
А сейчас я на столе стою
Отгадайте же друзья кто я?
В: Молодцы ребята, а кто мне скажет, из чего делают пирог?
Д: Из теста, а тесто из муки, воды и яйца.
В:Вы всё верно сказали, а из чего ещё состоит пирог? Что кладут внутрь пирога, чтобы он был вкусней?
В: Правильно, она может быть как сладкой, так и солёной. В пирог могут положить вишню и пирог будет называться вишнёвый, яблоки - яблочный, сливу – сливовый. Так же в пирог могут класть капусту, картошку, мясо.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут.
Но что-то гости (не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек (не нашли).
В: Ребята, как называется стихотворение?
В: Из чего наш герой испёк рассыпчатый пирог?
В: А как вы думаете, почему наш герой не дождался гостей?
Д: Потому что от пирога исходил вкусный аромат и поэтому ему захотелось попробовать пирог.
В: А как вы думаете он правильно поступил что не дождался гостей?
Д: Нет, не правильно.
В: А почему вы так думаете?
Д: Потому что это не культурно принимать гостей, когда нечем угостить.
В: Совершенно верно, наш герой поступил не красиво с гостями. Давайте немного отдохнём, встаньте возле своих стульчиков.
(физ минутка.)
Испекли мы пироги,
Вот так, вот так.
В печь испечь отправили,
И в рот отправили.
В: Молодцы, присаживаемся, я прочитаю вам ещё раз стихотворение, а вы внимательно послушайте и запоминайте. (читаю ещё раз). А теперь все хором повторяйте за мной (заучивание стихотворения).
В: Скажите, кто написал это стихотворение?
В: Ребята, а вы видели как красиво бывают украшены пироги? (просмотр презентации). А давайте мы сейчас нарисуем и украсим свои пироги? (Рисуют пироги)
В: Дети, вам понравилось стихотворение? Мне тоже понравилось как вы сегодня работали, вы были очень внимательными и рассказывали с интонацией, выразительно. Посмотрите, какие у нас получились красивые пироги. Давайте мы их вывесим на наш стенд, чтобы родители смогли полюбоваться.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной группе
Тема: «Закрепление знаний детей в процессе ознакомления
воспитатель I категории
Программные задачи:
Закрепить и расширить знания детей о прочитанных ранее произведениях, обобщить знания детей о писателях, их произведениях; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания , развивать координацию речи и движения. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде, прививать любовь к чтению художественной литературы
Материалы: жетоны, картинки с персонажами, графические схемы, разрезные картинки, диски с песнями из мультфильмов, портреты писателей, магнитная доска, иллюстрации к сказкам
Предварительная работа : чтение разных по жанру книг педагогами, пересказ по опорным схемам рассказов , слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию, совместное чтение родителями и детьми, заучивание стихотворений, оформление выставки книг.
Ход викторины :
Разбиваемся на две команды.
Я буду называть конкурс, первой будет отвечать на вопросы та команда, которая первая ударит в бубен. Выкрикивать ответы нельзя, подсказывать тоже нельзя. Если дети одной команды не смогут ответить на вопрос, отвечать будут дети другой команды. За правильный ответ команда получает жетон – 1 очко
В этом конкурсе командам предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок. За правильные ответы команды получают по 1 жетону.
1.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2.Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
3.Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4.За что царевна-несмеяна получила такое имя?
5.Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
Вывешиваем 6 портретов писателей, и зачитываем названия произведений. Дети должны назвать автора и показать его портрет.
1. Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают в
В разноцветном уборе.
2. Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
4. Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
и готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Конкурс капитанов
Капитан из каждой команды должен прочитать стихотворение о времени года - зима.
4 конкурс "Расскажи рассказ по схеме."
5 конкурс Загадки о литературных героях
1 .Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
2.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
3. Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
4.У отца есть мальчик странный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
5 .Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
6.Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
7.Скачет лошадь не простая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
По прозванью . (Горбунок.)
8. Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
И мочалок командир –
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? (Дети повторяют описываемые движения)
6 конкурс "Уроки веселой математики".
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от Мальвины , она хотела бы узнать какие вы сообразительные и просит нас провести урок весёлой математики. Готовы выполнять задание? Тогда присаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте:
1.Сколько героев встретилось колобку по дороге?
2.Сколько девиц пряли под окном?
3.Сколько съел волк козлят?
4.Сколько братьев- месяцев встретила героиня сказки у новогоднего костра?
5.Сколько желаний было в рассказе К. Ушинского?
6.Какой формы было яйцо, где хранилась смерть Кощея?
Конкурс для зрителей.
1.- Какую песенку пел Колобок?
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
2. -Что пела коза своим семерым козлятам?
— Козлятушки, ребятушки!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
3.-Кто сможет позвать Сивку-Бурку?
— Сивка-бурка, вещий каурка,
стань передо мной, как лист перед травой!
Вывешиваем 3 портрета героев былин , и зачитываем описание главного героя. Дети должны узнать по описанию и назвать имя героя ,а так же показать его на картинке.
Молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале он беден , горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного веселого застолья к другому . Далее после совета Водяного – хозяина Ильмен - озера, он начинает стремительно богатеть. Богатырь попадает на дно море – океана, где выбрал себе жену Чернавушку.
По мелодии узнать название произведения.
Пауки муравей. ( Нет. Стрекоза и Муравей)
Лебедь, рак и муха. (Нет .Лебедь. рак и щука)
Слон и Моська. Да.
Лисица и ворона. Да.
Физминутка: “Пудель”
Однажды старушка (Ходьба на месте)
Отправилась в лес.
Приходит обратно , (Повороты влево -вправо с подниманием плеч)
Искала старушка ( Покачивание головой, обхватив ее руками)
А пудель по комнате (Прыжки на месте, согнуты перед грудью руки)
Воспитатель достает из мешка предметы, дети должны догадаться из какого произведения предмет.
1.Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);
2.Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);
3.Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);
4.Мишка(“Игрушки” А. Л. Барто);
5.Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);
6.Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);
Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, на все вопросы ответили. Сейчас мы подсчитаем жетоны и узнаем, какая команда победила.
Вот и подошла к концу наша викторина. Кто бы ни оказался впереди, мы можем с уверенностью сказать, что сегодня победила дружба, смекалка, и находчивость.
(Жюри подводит итоги конкурсов, и каждая команда получает небольшой памятный подарок.)
Победившей команде вручается Диплом, а участникам памятные призы
Всем большое спасибо за игру. Давайте подарим друг другу улыбки и аплодисменты!
1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? (ответы детей). Почему? Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (предположения детей). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.
3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.
Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?)
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?
- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)
- Э-э-э. - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно,что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?)
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?)
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков. (Что же случилось с бедным сусликом?!)
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце. И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки,(Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь. Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да. Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки. Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу. Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо. - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)
2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ?
Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека? Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?
Воспитатель: Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет.
Читайте также: