Тематическая картина в русском искусстве xix века 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Обобщить знания учащихся в жанре портрет.Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах; Воспитывать творческую активность, интерес к искусству.Ход урока:

(1 слайд) Вступление

Кто шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной?

Это был Орест Кипренский. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства и открыл своими холстами путь в европейское искусство.

- Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего тема?

(2 слайд) Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

-Скажите, какие задачи мы должны выполнить сегодня на уроке?

Знакомство с биографией О.А. КипренскогоЗнакомство с его творчеством, работами.

Кипренский был первым русским, которому заказали создать автопортрет для галереи во Флоренции, где были собраны изображения лучших художников мира.

Перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй. В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже.

Опять художнику не спиться,

Ему на холст душой излиться,

Рождая новую картину,

в рассветный час необходимо.

В сиянье солнечного света

Он вновь колдует у мольберта,

Забыв о времени, творит

Шедевры новые, не спит.

Наш вдохновенный живописец,

Миров неведомых провидец,

В мечтаньях весь, и потому

Не будем мы мешать ему!

фото изображения д. Нежново

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика, родился 13 марта 1782 года д. Нежново, Ленинградской области. Мать — Анна Гаврилова—крепостная небогатого помещика, была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у нее сына.

Следует отдать должное помещику, которого можно считать отцом художника,— он позаботился о будущем Ореста. Он отдал шестилетнего Ореста, в Воспитательное училище при Академии художеств.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

А.К.Швалбе(1742-1807) был крепостным небогатого помещика. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В семье Швалбе было ещё пятеро детей (сын и четыре дочери).

Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима — Адама Швальбе. На картине изображен умудренный жизнью, суровый, властный старик. Разметавшиеся волосы, резкая игра света и тени, широкие, густые мазки создают впечатление необычности натуры. А исполнение? Такого еще не было в русском искусстве. Не случайно неаполитанская академия в 1830 году была восхищена работой художника.

Здание Академии Художеств

Обучение в Санкт-Петербурге, в Воспитательном училище, затем и в Академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло 15 лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Дмитрий Донской на Куликовом поле 1805

Князь Димитрий Иванович правил Москвой после 1359г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.

Восьмого сентября 1380 года татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.

100 000 воинов, во главе с князем Димитрием, вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен.

На картине показан эпизод, когда, после битвы, люди нашли раненого князя среди мёртвых.

У ног князя изображен шлем. Картина построенна на контрастных цветах (красного и зеленого). Фигуры прописанные красным цветом и являются центром картины.

Карандашные рисунки военнослужащих

Об интересе к родине и народу у Кипренского говорят зарисовки военнослужащих.

Кипренский умел, как ни странно, терпеливо изучать модель, работать только с натуры, что требовало многочисленных и продолжительных сеансов. Поэтому во время войны с Наполеоном 1812 года, художник работает только в графике, используя быстрый карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.

Карандашный портрет, как самостоятельный вид искусства, а не подготовительный рисунок к работе маслом, зародился в начале XIX века. Кипренский, как никто другой, используя карандаш, сумел создать галерею удивительно жизненных образов участников войны, офицеров, генералов. Главное в них — естественность поз, высокая интеллектуальность лиц.

За несколько портретов, в том числе гусара Давыдова, Кипренский, по возвращении в Петербург в 1812 году, получил звание академика.

Портрет Давыдова лейб-гусарского полковника . 1809

Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова. На большом холсте, почти в рост, так называемом парадном портрете, на фоне героического предгрозового пейзажа изображен молодой полковник с умным отважным лицом. Необыкновенно эффектные красочные сочетания усиливают романтическую приподнятость этой картины. Портрет написан в пору войны с Наполеоном. В нем отразилась героическая личность, храброго и сильного воина. Фигура лейб-гусарского офицера, стоящего в небрежной картинной позе, полна мужественной грации.

Цветовой ряд портрета, построенный на сочетании звучных пятен красного, белого, темно-коричневого цветов, активен и мажорен.

Русского мастера увлекает раскрытие личности. Главное внимание он уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость.

Портрет С.С.Щербатовой 1819

В 1798 году у Голицыных родилась дочь Софья. Конечно, для ее обучения и воспитания не жалелось ничего.

В 19 лет ее отдали за Алексея Григорьевича Щербатова, генерала , участника войны 1812 года, отмеченного многими наградами. Генерал был старше невесты на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой, сделан Орестом Кипренским в 1819 году, во время свадебного путешествия супругов: задумчивое, нежное, одухотворенное девичье лицо. Многолетнее заграничное путешествие послужит сближению супругов, проживших счастливо, несмотря на разницу в возрасте. Софья станет матерью шестерых детей.

Вокруг нее очарованье;

Вся роскошь Юга дышит в ней,

От роз ей прелесть и названье;

От звезд полудня блеск очей.

(11 слайд) Портрет Е.Г.Гагарина в детстве.

Детский портрет, пожалуй, самый трудный вид живописного портрета. Задача эта трудна прежде всего потому, что ребенок почти никогда не сидит спокойно, он все время в движении. К тому же детское личико не обладает резко выраженными чертами, поэтому передача сходства — задача сложная. Наконец, портретисту необходимо обладать тонким вкусом, так как при изображении малышей легко впасть в слащавость.

Тем не менее Кипренский, как никто другой из русских живописцев, охотно писал детей. И не только потому, что очень их любил. Быть может, его кисть и карандаш запечатлели целую галерею детских портретов еще и потому, что, будучи натурой романтической, всегда увлеченный женщинами, сам Кипренский детей не имел. И свою любовь к ним он как бы воплощал в создаваемых им портретах.

Евгений Гагарин - сын князя Г.И.Гагарина (1782 — 1837) , одного из самых просвещенных и интересных людей в наиболее культурных кругах Петербурга.

Люблю я вас, курчавые головки!

Ваш звонкий смех, и ваша беготня,

И хитрости ребяческой уловки -

Всё веселит, всё радует меня!

(12 слайд) Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809

Сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густо-си.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: узнать понятие тематическая картина.

Задачи: что представляет собой тематическая картина;

Рассмотреть исторический жанр, батальный, бытовой;

Формирование у учащихся нравственного воспитания.

-Образовательная.

Систематизировать знания русской живописи 19 века. Узнать больше о некоторых известных русских художников 19 века.

-Развивающая.

Способность различать виды разных жанров, расширяет кругозор;

-Воспитывающая.

Воспитание у учащихся нравственно-эстетического мышления.

Тетрадь, ручка, карандаш.

1.Организационная часть(1 мин.)

2.Актуализация (связка прошлого материала с новым) (2 мин.)

3.Объяснение нового материала(30 мин.)

4. Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Ход урока:

1. Организационная часть(1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшний ваш урок буду вести я, меня зовут Александр Анатольевич. Попрошу подготовить свои рабочие места, на партах ни должно быть ничего лишнего, только тетрадь, ручка и карандаши. Сумки со стола убрали. Итак, приступим.

Цель для учащихся: - подготовка себя и рабочего места к уроку.

2. Актуализация(2 мин.)

Цель для учителя: - заинтересовать, ввести детей в тему урока, постановка конкретной цели на урок, связать тему урока с прошлым уроком.

Цель для учащихся: - постановка цели работы на этот урок, обобщение знаний о видах живописи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке? Давайте откроем тетради и вспомним, что именно рассматривали на прошлом уроке? Как называются эти три картины? Кто их написал?

3. Объяснение нового материала(30 мин.)

Цель для учителя: - Организовать работу учеников, дать конкретные знания о русской живописи 19века. Рассмотреть и разобрать работы Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова, Айвазовского, Репина, Сурикова. Рассмотреть что такое тематическая картина.

Цель для учащихся: - Узнать о понятии тематическая картина, что она в себя включает. Познакомиться с некоторыми известными русским художниками 19 века.

Тематические картины в русской живописи зарождаются в начале 19 века. В зависимости от содержания тематические картины делят на исторические, посвященные событиям прошлого, батальные, отображающие сцены войн, битв, походов, и бытовые, в которых художник показывает повседневные явления современной ему жизни.

-Ребята скажите, вы знакомы с понятием жанр?

Жанрэто совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике как Карл Брюллов?

Вот как выглядит сейчас этот город…

Кто мне скажет, к какому жанру можно отнести эту картину? Правильно исторический. Давайте запишем определение историческому жанру..

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.

Кто нибудь знаком с его творчеством?

Давайте посмотрим на экран. Мы видим картину под названием Боярыня Морозова.

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

Ребята назовите мне, пожалуйста, самого известного мариниста!

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

4.Анализ усвоенных знаний с помощью теста (10 мин)

5. Итог урока(2 мин.)

Цель для учителя: - С помощью постановки наводящих вопросов провести общий итог урока.

Цель для учащихся: - Вспомнить и обобщить все знания, полученные во время урока.

Итак, ребята, что мы нового сегодня узнали? Что такое истинная красота? Какие молодежные субкультуры мы обсуждали сегодня и что им характерно? Какие знания нам помогут избежать пластических хирургов и анарексии?

Ребята всегда нужно помнить, что красота проявляется не только по внешним признакам. Каждый индивидуален, какие мы бы ни были блондинки брюнетки, высокие, полненькие, наша красота будет зависеть от нашего внутреннего мира, поведения, поступков, ведь со временем внешняя красота проходит а внутренняя обоготится. Как говориться в известной пословице, встречают по одежке, а провожают по уму!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по ИЗО "Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Творчество В.И.Сурикова" 7 класс

Тема: Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова.

Сформировать представление о тематической картине и историческом жанре в русском искусстве XIX века.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекция. Использование презентации позволит учащимся ознакомиться с картинами художника, этапами создания работы, проследить какие изменения претерпевала картина в период ее создания.

Возраст учащихся: 7 класс.

Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Наглядные пособия на слайдах:

Автопортрет В. И. Сурикова. 1879 г.

“ Утро стрелецкой казни”. 1881 г. и фрагменты картины.

“ Меншиков в Березове. 1883 г. и фрагменты картины.

“ Боярыня Морозова”. 1887 г. и фрагменты картины.

“ Боярыня Морозова”. Эскизы к картине.

Межпредметные связи: история

Изучение новой темы

Выставление оценок в дневник и журнал.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Опрос. (Слайд 1)

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет, как он называется? (Третьяковская галерея в Москве)

- В каком году была основана Третьяковская галерея? (1856 г.)

- Кто был основателем этого музея? (П.М. Третьяков)

- Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? (Жанр тематической и исторической картины)

История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

На уроке мы с вами сегодня познакомимся с тематической картиной в русском искусстве XIX века . Более подробно рассмотрим творчество Василия Ивановича Сурикова, как яркого представителя исторического жанра.

Ребята, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (Учащиеся предлагают свои варианты).

III. Объяснение новой темы.

Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Исторический жанр - один из самых трудных в живописи. “Исторический живописец должен быть сродни ученому, - справедливо отмечает искусствовед Э. Кузнецова. - Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд”.

Таки и был Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований.

В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии - потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Талант и упорство привели Сурикова, как некогда великого М. В. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

Каждая картина Сурикова: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”, “Степан Разин” и т. д.- это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановились на трех, наиболее значительных его картинах: “Боярыня Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”.

Художник создает выразительные исторические полотна, делая народ основным героем своих произведений. Лучшие из них - “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”.

Итак, начинаем наше знакомство.

. Конец XVII в. в России - сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы - старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне “Утро стрелецкой казни” нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.

В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. “Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип”. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага - царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов - непримиримость столкнувшихся сил.

Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом.

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - “начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни” (А.С. Пушкин).

А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами ее персонажей?

На картине “Меншиков в Березове” изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревенским столом сидят четыре человека - Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. В сущности, перед нами семейный портрет, но дети, словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишен всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Березов.

Кажется, что тяжелые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а еще более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность.

Участь этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Выразителен и энергичен резко очерченный профиль лица Меншикова с орлиным носом, плотно сжатыми губами, массивным подбородком, сурово нахмуренными бровями. Это излюбленный Суриковым образ русского человека из числа “ярых сердцем, могучих духом”. Фигура огромна и величественна. Кажется, он встанет - рухнет потолок, сломается “клетка”, в которой он заперт. “Пленный орел” - так назвал эту картину поэт и художник М.А. Волошин.

Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то “раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков,- рассказывал Суриков.— Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков”. После этой работы с натуры появился “Мужской портрет”. Это изображение старика учителя Невенгловского.

Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работы Б. К. Растрелли.

Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене каждый погружен в свои мысли, живет своей “отдельной” жизнью, почти не замечая других.

К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие темные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.

Младшие дети Меншикова переживут страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I.

В картине “Боярыня Морозова ” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675) - раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

Движение раскольников в XVII веке - явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Никона 1653-1656 гг., в отстаивании старого обряда (например, защите двуперстного крещения, двукратного пения “Аллилуйя” и др.). Во второй половине XVII-XVIII в. раскол был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной формой протеста против усиливающегося гнета и закрепощения крестьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряженным состоянием персонажей.

Дочерна синее пятно, фигура раскольницы, ее бледное, вдохновенное лицо - центр огромного полотна. Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере.

Этот выразительный жест подчеркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги на снег. Художник усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением двух профилей: вдохновенного боярыни и грубого с глумливой усмешкой возничего.

В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый имеет свою “биографию”. Слева от саней, увозящих Морозову,- недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, богатым купцом, и потрясенные бояре, и мальчик-подросток.

Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, старуха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, идущая за санями. В пластическом решении образов сочувствующих, а особенно в образе Урусовой, Суриков, кажется, обращается к теме “оплакивания”, характерной для древнерусской живописи.

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков - мастер “говорящих” деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. “Я его на снегу писал. на снегу все пропитано светом. если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел”,- говорил художник. “Ничего от себя, все с натуры” - таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

В исторической картине всегда, так или иначе, просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.

Сохранившиеся эскизы к картине свидетельствуют о композиционных исканиях художника. В каждом карандашном эскизе можно вычленить определенную узкую задачу, которая на этом этапе стояла перед художником.

Интересны эскизные карандашные наброски, расположенные на одном листе. Здесь художник ведет поиск общей композиции, положения линии горизонта, соотношения центральной фигуры Морозовой и окружающей ее толпы. Один эскиз был, вероятно, выполнен первым. “Он наиболее четкий и уверенный по штриху, пейзаж здесь разработан довольно подробно. На двух других начинается проверка композиционного варианта. На последующих эскизах художник ищет соотношение движения саней и толпы. Однако убедительно изобразить движение не удается, так как нет размаха, расширяющегося задника саней. По всей вероятности, видя, что впечатление от движения саней не создается, не наметив даже левую часть толпы, Суриков переходит к другому наброску”.

Наиболее ранний из сохранившихся цветовых эскизов к “Боярыне Морозовой” - эскиз 1881 г. (Государственная Третьяковская Галерея).

“ Морозова сидит, прикованная к высокой скамье. Таким образом, Суриков воспроизводит ее позу во время первой поездки на допрос. Вертикальное положение тела, сравнительно спокойная поза - все это еще не дает той динамической напряженности, которая появится в картине. Народный характер события и конфликт между сторонниками и противниками намечены пока очень слабо. В эскизе нет того стремительного диагонального деления полотна направлением едущих саней, которое появится в окончательном варианте. Еще нет ощущения единства боярыни Морозовой с той частью толпы, которая ей сочувствует”.

Этот небольшой экскурс в историю создания “Боярыни Морозовой” лишний раз свидетельствует о том, что историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине - явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни.

V. Домашнее задание. (слайд 27)

- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории. Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом.

Как вы понимаете слова Сурикова: “Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее”?

Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?

Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?

Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?

Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?

Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?

Как вы назвали бы свою картину?

Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?

IV. Закрепление материала. (Слайд 28)

Дайте определение понятию “Исторический жанр”.

C творчеством какого художника мы познакомились на уроке.

Как называются картины?

VII. Рефлексия. У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.


Тематическая (сюжетная) картина. Презентация знакомит с особенностями, композицией тематической картины, ее жанрами. В конце - устное и творческое задание. Презентация открывается кнопкой "Только для чтения" (защищена паролем от плагиата).

Содержимое разработки

7 класс

Тематическая (сюжетная) картина

В основе ее лежит определенный идейный замысел и конкретное содержание или тема, выраженные средствами рисунка и живописи. Такие картины называются тематическими.

Темы картин Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания.

Темы картин весьма разнообразны, как разнообразна действительность. Соответственно тематические картины подразделяют на ряд так называемых жанров в зависимости от их содержания.

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру. „ Утро стрелецкой казни

Так, обычно картины, изображающие какие-либо исторические события, относят к историческому или историко-революционному жанру.

„ Утро стрелецкой казни" В. И. Суриков

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора

Если в картине изображена бытовая сцена, как это мы видим в „Сватовстве майора" Федотова, то ее относят к бытовому жанру.

Сватовстве майора"

Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.

Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному жанру. Верещагин В.В.. У крепостной стены.

Изображение боевых эпизодов относится к военному, или батальному жанру.

Верещагин В.В.. У крепостной стены.

Особенности Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.

Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников.

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим: Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда; Д.И.Хамин Утро БАМ 1975.

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:

  • Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;

Д.И.Хамин Утро БАМ 1975.

Натюрморт с книгами

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Композиция Слово „композиция

Слово „композиция" в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае — сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое.

Правильное построение композиции поможет доступно передать зрителю замысел, проникнуться эмоциями и чувствами живописца. Создание сюжетного полотна невозможно без людей, как главных действующих лиц.

Если композиция построена правильно, то все детали изображения представляют единое художественное целое. Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции.

Если композиция построена правильно, то все детали изображения представляют единое художественное целое.

Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

"Черное золото Татарстана"

Для правильного построения сюжетной картины необходимо: Грамотно выбрать стиль; Гармонично сочетать цвета и оттенки; Правильно выбрать объекты для передачи идейного замысла; Адекватно использовать средства художественной выразительности.

Для правильного построения сюжетной картины необходимо:

определите тематический портрет.

Определите тематическую (сюжетную) картину. Задание: 2. 1 . 3 . 4. 5.

Определите тематическую (сюжетную) картину.

Задание: Изображение труда и повседневных занятий человека. (Гуашь, фломастеры)

Автор презентации – Сидорова Елена Владимировна, учитель ИЗО


-75%

Читайте также: