Конспект барышня крестьянка 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Дворяне – высшее сословие феодального общества, обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесённость всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Конфликт - это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций.

Крестьяне – подневольные люди, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам.

Кульминация – это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых участвуют большое количество героев.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Усадьба – господский дом на селе со всеми постройками, садом, огородом.

Цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.

Экспозиция – начало произведения, представление героев.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  3. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва: Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Соединение фантазии, вдохновения и тишины, необходимой для раздумий, а также тревожного волнения, рождаемого чувством приближения семейной жизни, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъёмом.

Болдинская осень – уникальное культурное явление, метафора небывалого творческого плодородия.

Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

В начале повести – экспозиции – автор знакомит нас с родителями главных героев.

Пушкин использует антитезу, чтоб читатель ярче увидел различия между помещиками.

Герои живут по соседству, но дружбы между ними нет. В их ссоре виновны были соседи, которые своим пересудами настроили их друг против друга.

Чётко построенная экспозиция предупреждает внимательного читателя о предстоящем серьёзном противостоянии.

Заинтересованная рассказами служанки Насти об Алексее, Лиза, дочь Муромского, захотела взглянуть на молодого человека, но вражда их отцов делала их знакомство невозможным.

Лиза представилась Алексею Акулиной, дочерью кузнеца.

Кульминации предшествует один немаловажный случай, приведший к примирению враждующих семей: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым-старшим.

Кульминация повести – приезд Берестовых в имение Муромских – чревато разоблачением Лизы-Акулины, и она, заручившись обещанием отца ничему не удивляться, преображается во француженку при помощи белил и румян мадам Жаксон. Алексей не узнаёт в Лизе свою смуглянку-Акулину.

Но новая беда подстерегает влюблённого юношу: Алексей узнаёт о замысле отца женить его на этой жеманной девице Муромской.

Берестов-младший, не привыкший перечить отцу, хочет сообщить Лизе, что любит Акулину и упросить её отказаться от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием.

Повесть заканчивается, развязку каждый из вас представит по-своему. Читатель искренне радуется за героев повести и предполагает их дальнейшую счастливую судьбу.

Теоретический материал для углублённого изучения

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Жанровые особенности повести:

1. В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объём не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания

После прочтения списка, вспоминаем, книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

Правильный ответ: 5

Лента времени.

На ленте времени расположите события согласно датам, когда они происходили.

1830 г. – осень, проведённая Пушкиным в имении Болдино (Болдинская осень);

1837г. – Пушкин погибает на дуэли.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

ВложениеРазмер
baryshnya-krestyanka.docx 20.72 КБ

Предварительный просмотр:

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? ( Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

1 .Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? ( Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

- А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 6 классе

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

И тихонечко садитесь.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? ( Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Усвоение новых знаний.

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

1.Ведет хозяйство на русский манер:

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

1 .Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

4. Викторина

1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)

2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)

3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)

4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)

7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

5. Продолжение введения нового материала.

1. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:

Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?

6. Беседа на восприятие произведения.

 Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.

 Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).

 Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

 Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

 Какое чувство вызывает у вас финал повести?

Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.

— Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

— Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

— Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?

— Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

— Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?

(Работа с текстом.)

— Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?

— Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

— Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)

— Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?

(Любят человека, а не его положение в обществе.)

— Изменяются ли характеры героев?

— Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

— Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?

— А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках — оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

7. Работа с текстом.

 Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке…)

 Какие художественные средства использовал автор в описании.

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

 Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)

 Что такое пейзаж?

Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

-с литературоведческими терминами в словаре.

-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:

По образцу ль какой Царицы ты одета,

Пастушкою ли где сидишь у шалаша,

Во всех ты чудо света;

Во всех являешься прекрасным божеством.

И только ты одна прекраснее портрета.

I. Организационный этап.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности:

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

III. Актуализация знаний:

- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?

- Какие произведения он написал здесь?

- Что беспокоило Пушкина?

- Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка).

- Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц)

- Зачем это понадобилось автору ? (В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков. Белкин жил с ними по соседству. События происходили на его глазах. Ему больше бы поверили.)

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

IV. Усвоение новых знаний.

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

II. Работа с литературными терминами.

- Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)

- Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой последующие события.)

III. Анализ по вопросам

- Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)

- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)

- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать с.90)

-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91)

- Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность, естественность, простота, Загадочность, чистота души).

- Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91)

- А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться)

- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)

- Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)

- Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)

- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс)

- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).

- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)

- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)

V. Вывод. Рефлексия

- Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили? Достигли ли цели?


Содержимое разработки

Конспект урока по литературе в 6 классе

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина;

Формировать исследовательскую позицию учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Технология: технология продуктивного чтения, элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технология, групповая работа.

Оборудование: портрет писателя, тексты художественных произведений, литературоведческий словарь, компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации видеороликов и мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

Вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина;

формировать исследовательскую позицию учащихся.

Планируемые результаты обучения:

А) Личностные.

Определять нравственные проблемы, поднятые писателем в цикле повестей А.С.Пушкина.

Б) Познавательные.

Научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую позицию.

В) Регулятивные.

Научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его.

Г) Коммуникативные.

Научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог.

1.Орг. момент.

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха!

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

И тихонечко садитесь.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

Да. Это было любимое время года поэта.

. Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдине Нижегородской губернии. Отрезанный карантином из-за вспыхнувшей холеры, Пушкин вынужден был задержаться здесь.

Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц.

Сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…А как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?(произведениям А.С.Пушкина, написанным Болдинской осенью)

Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, назовем которую – пушкинская. Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения.

--Что вы знаете о первой половине 19 века?

( крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России.

Что интересного вы заметили в названии?

Работа с толковым словарем.(работа в группах)

Барышня -
девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды
(толковый словарь С.И. Ожегова

Крестьянка - сельский обыватель, принадлежащий к низшему податному сословию
(толковый словарь В.И. Даля)

Как называются такие слова в русском языке?

Какой литературный прием использует автор в названии повести?(Антитеза)

События происходят в 19в.

--Что вы знаете о первой половине 19 века?

( крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России.

-Какое впечатление произвела на вас повесть?

Произведение удивительно легкое, радостное .со счастливым концом..

Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть?

Работа с учебником. Запись в тетрадь понятия повесть.

Какую задачу будем решать на уроке?

Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок

3 Проверка домашнего задания (знание содержания повести). Чтобы начать исследование вам надо получить допуск.. Для этого проведем викторину по прочитанной повести.

1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)

3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)

4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)

7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

А теперь найдем доказательства в тесте. Смайлики за правильные ответы.

-Какие два поколения представлены в повести?

Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение

-Кто является главным героем повести?.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита первой части исследования.

Представьте информацию о помещиках (зачитать)

- о Берестове Иване Петровиче

- о Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика … (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика … ( Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец.

-Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.

(Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским.

-Какие чувства у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Перед нами типичные помещики того времени.

Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Мы видим в повести признаки исторической эпохи

Защита второй части исследования

-А в чем же человеческая ценность повести?

Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

-Что происходит с героями?

Какие отношения у Насти с Лизой?

Сцена беседы Насти и Лизы (по ролям)

Какпознакомились Алексей и Лиза? (краткий пересказ)

Сцена второй встречи( выборочное чтение)

Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания (правильное 1 из 2 вариантов):

1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она была красивой барышней из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Как заканчивается повесть?

Повесть заканчивается счастливо:

Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. (зачитать)

Что вы чувствуете?

Радость за счастье героев, они по-настоящему и искренне любят и заслуживают счастья.

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

-Смогли мы раскрыть человеческие ценности на примере данного произведения?

Для чего мы пытались их раскрыть?

6. Выводы. Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

Оцените свою работу

Дополнительный материал.

Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

Читайте также: