Социальные службы в социальном воспитании конспект

Обновлено: 03.07.2024

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

ВложениеРазмер
sotsialnaya_rabota.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Митрофановская СОШ

Кантемировского муниципального района

социальной работы в школе

Колодка Татьяна Ивановна,

социальный педагог школы

2012-2013 учебный год

В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

Выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

Охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;

Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

Оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

Налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;

Изучает общественное мнение в школьном коллективе;

Организует социально-психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

Разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;

Организует работу школьного телефона доверия;

Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.3

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;

Объективность - учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;

Коммуникативность - организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

Интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

Оперативность - быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

Автономность - социальная служба должна быть независимой от административных школ, органов управления образования и других властных структур;

Репрезентативность - представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

Адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

Его задачами являются:

Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;

Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;

Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;

Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:

Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;

Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;

Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;

Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе. 4

Школьная психологическая служба. Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний.

Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам.

Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами: школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по "вторичной" социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т.д. различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.

В свете новой педагогической парадигмы миссия социального педагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения.

Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формирование социальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах и приютах.

Формы и методы школьной социальной работы:

групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);

предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);

соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

работа с родителями, представление интересов родителей;

профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:

1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

4. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников.

Действительные числа и числовые функции в курсе математики средней школы.

Рациональные и иррациональные числа и действия с ними на разных этапах обучения алгебре. Графическое изображение числовых функций в школьном курсе алгебры.

Действительные числа и числовые функции в курсе математики средней школы.

Рациональные и иррациональные числа на разных этапах изучения алгебры. Графическое изображение числовых функций в курсе средней школы.

Функции, методы и формы социальной работы в школе

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о.


Развитие сенсорно - моторных функций в специальных классах коррекционной школы VIII вида

Задачи: 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное вос.

Изучение темы "Функция" в IX классах общеобразовательных школ с использованием квазиисследовательского метода деятельности учащихся.

Поурочное планирование при изучении темы "Функция" в IX классах. Контрольная работа по теме "Функция".

Статья "Функция в курсе математики основной школы".

В статье подробно анализируются различные методы преподавания темы "Функции" в основной школе. Описываются различные подходы, приводятся методические материалы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня как никогда раньше интересы и пожелания детей и их семей стали приоритетными в работе школ и других учебных центров.Очень важно знавть стремления воспитаников именно этого заведения .И помочь это сделать может специальная детская социологическая служба созданная в каждом конкретном учебном заведении.

приказом МКОУ "Татильская СОШ"

о социально - психолого-педагогической службе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Социально-психолого-педагогическая служба (далее Служба) является структурным подразделением, предназначенным для обеспечения социализации личности, социальной реабилитации учащихся с отклонением в поведении, развития их интересов, профилактики правонарушений.

Деятельность социально-психолого-педагогической службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Социально-педагогическая служба руководствуется законодательством РФ в области образования, нормативными документами и актами, настоящим Положением и Уставом МОУСОШ№3.

Социально – психолого - педагогическая служба школы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

II. Основные задачи и содержание работы Службы

1. Задачи Службы:

Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе;

Обеспечение социально-психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в общении, обучении;

Изучение условий семейного воспитания учащихся;

Оказание патронажной помощи неблагополучным малообеспеченным семьям;

Профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии ребенка.

2. Служба функционирует как целостная система, осуществляющая деятельность в трех основных направлениях:

Научное, которое предполагает разработку и обоснование психолого - диагностических, психолого - коррекционных методов работы с детьми и семьей;

Определение конкретных видов и форм социально-педагогической помощи и иных социальных услуг семьям и детям, анализ и прогнозирование социальной ситуации в социуме;

Профилактическая работа – задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей знания психологии, законодательства, создавать условия для полноценного психического развития ребенка, устранять негативное отношение к обучению, воспитанию, пропагандировать нормальное отношение к здоровому образу жизни, своевременно выявлять и предупреждать нарушения в развитии личности ребенка

Принципами деятельности службы являются следующие.
1. Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, сострадать, помогать

2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа "сделай себя личностью сам".
3. Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
4. Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей, врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
5. Неразглашение информации о ребенке и его семье.

III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ

Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют учащиеся данной школы, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков.
Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.
Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих их влияние на личность, коллектив, учебно воспитательный процесс в школе.

Защитная функция: обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков. Представление интересов детей в различных инстанциях (суд, прокуратура и т. д.)

Опекунская функция: организация питания, медицинского обслуживания, выравнивающей компенсационной работы с определенной группой учащихся, продление времени пребывания детей в школе (продленная группа), в окружении детей заботой в каникулы, опекой нуждающихся в различных формах материальной, медико-педагогической помощи.

Организаторская функция: организация социально — значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде. Включение семьи и общественности в воспитательный процесс. Построение демократической системы отношений детей и взрослых.

4. Структура социально-психолого-педагогической службы

4.1. Руководство социальной службой школы осуществляет зам. директора по учебно-воспитательной работе, который подчиняется директору. Структура: социальный педагог, классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы общественный инспектор по охране детства психолог и логопед; медицинская служба (врач и медсестра).

4.2. Вся работа социально-психолого-педагогической службы осуществляется по следующим направлениям:

- развивающая и коррекционная работа;

4.3. Основными формами работы специалистов службы являются: лекции, беседы, организация тематических выставок, оформление информационных стендов, обзоры литературы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирования, тестирования, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия, деятельность совета профилактики школы, рейды для изучения жилищно-бытовых условий семей, занятости учащихся во внеурочное время, выполнения режима труда и отдыха, работа с документацией.

4.4. Функциональные обязанности социального педагога:

Осуществлять комплекс мероприятий по просвещению, воспитанию и социальной защите личности в школе и по месту жительства;

Изучать психолого–медико-педагогические особенности воспитанников, микросреду, условия жизни;

Выявлять интересы и потребности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывать социальную помощь;

Выступать посредником между воспитанниками и учреждением, семьей, средой проживания;

Способствовать установлению гуманных, нравственно0здоровых отношений в социальной среде;

Обеспечивать охрану жизни, безопасность воспитанников;

Взаимодействовать с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб в оказании помощи воспитанникам, нуждающимся в опеке и попечительстве;

Осуществлять работу по патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями учащихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

Осуществлять контроль за режимом учебно-воспитательного процесса и отдыхом учащихся;

Выявлять детей групп медико-социального риска;

Проводить санитарно-просветительскую работу.

4.5. Классные руководители, воспитатели ГПД берут на себя значительную часть опекунской функции школы: организацию детского питания, помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (консультации, организация помощи), индивидуальную работу с "трудными" детьми класса.

Классные руководители и социальные педагоги (каждый в своей среде деятельности) помогают друг другу лучше понять ребенка, сочетать индивидуальные и коллективные методы воспитания.

4.6. Психолог проводит диагностику интересов и способностей, прогноз и конструирование индивидуального развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь, психологическое просвещение и консультирование. Психолог участвует в планировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов, ведут учет и диагностику трудновоспитуемых, выходят на проблемы создания благоприятного психологического климата в коллективе.

4.7. Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Проводятся углубленные осмотры учащихся, формирование физкультурных групп, заполнение листов здоровья в классных журналах, создание групп корректирующей гимнастики, контроль за санэпиднадзором учащихся, проверка уроков физкультуры, уроков труда, ГПД, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами, санпросвет работа с детьми, родителями, учителями.

5. Отслеживание результатов деятельности социальной службы

5. 1. Социальный педагог ведет следующие виды документации: социальный паспорт школы; диагностику "трудных" подростков; диагностику "трудных" семей; план индивидуальной помощи подросткам и их семьям; учет интересов детей и их реализацию через воспитательные центры и кружки; дневник наблюдений социальной ситуации в семье, поведения подростков.

5. 2. Психологи имеют материалы: годовой план работы (диагностика, прогнозирование педагогического процесса, консультативная работа с учащимися, педагогами, родителями, коррекционная работа с учащимися); психодиагностическая документация (инструментарий, результаты).

5.3. Классный руководитель ведет: регулярное отслеживание воспитанности школьников (карта воспитанности, заполненная ребенком, родителями, классным руководителем); учет активности школьников; анализ родительских собраний, воспитания на уроке и во внеклассной работе.

4. Итоги работы социальной службы подводятся на педсовете, психолого-социально-педагогическом консилиуме

6. Ответственность сотрудников социально-психолого-педагогической службы.

6.1. Сотрудники социально-психолого-педагогической службы несут

- точность психологического диагноза;

- адекватность диагностических и коррекционных методов;

- ход и результаты психолого-педагогической работы с учащимися;

- обоснованность предложенных рекомендаций;

- оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации.

7. Обязанности и права сотрудников социально-психолого-педагогической службы.

6.1. Сотрудники социально-психолого-педагогической службы обязаны:

7.1.2.Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.

7.1.3. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.

7.1.4.Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

7.1.5.Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, со­держании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение сохранности протоколов обследований и другой документации.

7.2. Сотрудники социально-психолого-педагогической службы имеют право:

7.2.1.Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях МО и т.д.

7.2.2.Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.

7.2.3.Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.

7.2.4.Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования по заданию вышестоящих органов.

7.2.5.Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.

7.2.6.Обращаться в случае необходимости с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи учащимся и научно-методического обеспечения службы.

7.2.7.Консультироваться со специалистами других учреждений города.

7.2.8.Ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

7.2.9.Участвовать в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

7.2.10.Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

Гост

ГОСТ

Социальное воспитание – это воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с окружающими.

Цели и задачи социального воспитания

Современное понимание социального воспитания в педагогике определяет его как создание оптимальных условий, необходимых для успешного социального становления личности человека, стимулирование его развития.

Основной целью социального воспитания является оказание содействия развитию человека как полноценной личности, реализация его возможностей и способностей в рамках того общества, в котором он существует, посредством накопления собственного социального опыта и формирования социальной компетентности.

Достижение цели социального воспитания осуществляется через решение следующих задач:

  1. Формирование личной социальной компетентности.
  2. Достижение социального самоопределения.
  3. Обеспечение условий по достижению индивидуального жизненного успеха.
  4. Формирование навыков по выживанию в современном социуме.

Объектом социального воспитания выступает человек на всех этапах своего жизненного развития.

Например: объект социального воспитания – ребенок. В данном случае социальное воспитание направлено на целенаправленное и планомерное развитие ребенка в рамках воспитательно-образовательного учреждения.

Субъектами социального воспитания выступают конкретные люди (социальные педагоги, воспитатели, учителя и т.д.), разнообразные социальные общности, организации и группы, воспитательно-образовательные учреждения.

Таким образом, становление личности индивида осуществляется в процессе её социализации.

Социализация личности – это процесс формирования личности индивида в определенных социальных условиях, способствующих усвоению человеком личного социального опыта, преобразование данного опыта в собственные ориентации и ценности.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

Стадия адаптации (первичная социализация) – охватывает период в возрасте от рождения до подросткового. Ребенок усваивает социальный опыт, учится адаптироваться и приспосабливаться в различных жизненных ситуациях, эффективно взаимодействовать с другими членами общества.

Стадия индивидуализации – приходится на подростковый возраст. В это период у ребенка возникает желание выделиться среди других, формируется критическое отношение к общепринятым нормам и моделям поведения.

Трудовая стадия – данная стадия приходится на весь период зрелости человека, его трудовую деятельность. На этом этапе человек уже не просто усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его посредством активного воздействия на общество и среду собственной деятельностью.

Послетрудовая стадия – на данной стадии человеком осуществляется личностный вклад в воспроизводство социального опыта, путем передачи его подрастающему поколению (детям, внукам и т.д.).

Методы социального воспитания

Методами социального воспитания в педагогике являются:

  • социально-экономические;
  • психолого-педагогические;
  • организационные;
  • самовоспитание и перевоспитание;
  • арт-терапия.

Методами работы социального педагога являются способы взаимодействия между специалистом и воспитанником, направленные на решение определенной социальной проблемы.

Процесс выбора методов, средств, форм и приемов социально-педагогической работы, находится в зависимости от поставленных задач, содержания социально-педагогической деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, специфики его окружения, уровня образованности, адаптивных возможностей, а также профессионального мастерства педагога.

Общепризнанная классификация методов социального воспитания в педагогике:

По отношению к направленности методов:

  • формирование взглядов, понятий, суждений и т.д.
  • формирование стремлений и эмоциональных чувств;
  • формирование навыков самовоспитания;
  • формирование общепризнанной модели поведения, привычек, деятельности, взаимоотношений с окружающими.

По характеру взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

  • методы общения и взаимодействия;
  • методы организации различных видов деятельности;
  • методы поддержки и опеки;
  • методы формирования навыков самореализации и индивидуальной коррекции деятельности.

По характеру влияния окружающей среды на личность воспитанника: методы общения, взаимодействия, тренировки, диалога и т.д.

При рассмотрении методов социального воспитания с точки зрения профессиональной деятельности социального педагога, выделяют:

  • диагностические методы, направленные на выявление социальных ценностей конкретной личности;
  • методы профессионального взаимодействия с воспитанниками;
  • организация эффективного социально-педагогического процесса;
  • формирование сознания и самосознания личности;
  • оказание стимулирования на деятельность и поведение воспитанника;
  • организация разнообразных видов деятельности;
  • социально-экономические методы;
  • организационно-управленческие методы.

Эффективность использования каждого из указанных методов зависит от профессионализма и мастерства социального педагога. Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в виде специально разработанной системы.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.

Социальный педагог, обладающий знаниями с области педагогики и психологии девиантного поведения, востребован не только в системе образования, но и в системе социальной защиты :

в территориальном центре социальной помощи семье и детям;

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и социального патронажа, в отделении перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и в группе длительного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

в отделениях социальной диагностики, социальной реабилитации и социально-правовой помощи социального приюта для детей;

в консультативном отделении и отделении психолого-педагогической помощи центра психолого-педагогической помощи населению;

в отделении психолого-педагогической помощи реабилитационного центра для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Изучение функциональных обязанностей социального педагога в приведенных выше местах трудовой занятости позволило уточнить особенности и общие черты профессиональной деятельности данного специалиста.

К задачам, которые носят универсальный характер для всех видов профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях социальной защиты, причислим:

1. выявление семейного неблагополучия и факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

2. разработка программ реабилитации, реинтеграции несовершеннолетнего в социум;

3. осуществление социального патронажа ребенка /семьи;

4. оказание помощи родителям в преодолении педагогической запущенности, семейных конфликтов.

Особенности решаемых социальным педагогом профессиональных задач отражают специфику функционирования самого учреждения (является оно социально-реабилитационным центром, социальным приютом или реабилитационным центром для лиц, страдающих психическими расстройствами и т. п.).

Так, например, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних социальный педагог в отделении социальной диагностики выявляет факторы, влияющие на уровень дезадаптации ребенка, а также уровень дезадаптации и преобладающий вид и степень педагогической запущенности и т. п.

В территориальном центре социальной помощи семье и детям данный специалист больше внимания уделяет не только постановке социального диагноза ребенка и выявления семейного неблагополучия, но, в первую очередь, он ставит перед собой задачу изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

В социальном приюте для детей социальный педагог предпринимает шаги по оказанию помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по возвращению несовершеннолетних в семьи и работе с родителями или законными представителями для формирования у них навыков в преодолении педагогической запущенности их детей и семейных конфликтов.

В центре психолого-педагогической помощи населению данный специалист преимущественно оказывает консультативную помощь (в консультативном отделении) детям и родителям / законным представителям по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

В отделении психолого-педагогической помощи подобного центра социальный педагог наряду с консультацией выполняет просветительские и обучающие функции: обучает детей и родителей здоровому образу жизни, поддержанию психического и физического здоровья; организует группы поддержки и т. п.

В реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами, в задачи социального педагога входит формирование у несовершеннолетних навыков и умений, компенсирующих их нарушенные функции, и восстановления социальных связей.

Приведенный спектр профессиональных функций указывает на то, что социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, выполняя непосредственные свои должностные обязанности, реализует весь комплекс психолого-педагогических знаний и умений. К этому комплексу следует отнести:

1. организацию реабилитационной работы с учетом знаний основ возрастной психологии и психологии развития, психологии личности и психологии девиантного поведения, общей педагогики, теории и методики воспитания, социальной педагогики, организации психологического консультирования;

2. разработку программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом возможностей применения методов и приемов, свойственных для общей педагогики, методики воспитания, методов социальной педагогики и педагогики девиантного поведения;

3. планирование и реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом имеющихся педагогических технологий и технологий социально-педагогического характера.

Таким образом, социальный педагог избирает магистральные направления работы с конкретной личностью (избирая приоритетные методы воспитания/исправления) и в их рамках определяет способы наиболее эффективного воздействия на своего подопечного с целью:

выявления, корректировки его отношения к окружающей действительности;

инициации отношения человека к действительности посредством ее осмысления, выполнения действий и эмоционального проживания (оценивания) получаемого опыта.

Таким образом, методика социально-педагогической деятельности направлена на актуализацию ценностной мотивации человека, на осмысление ценностных отношений и определение взаимосвязи проживаемого отрезка жизни личностью с последующими ее жизненными перспективами.

Конечным итогом методики является осмысление подопечным социального результата своей деятельности для других и для себя, формирование готовности изменить себя с целью удовлетворения потребности в самореализации и/или выхода из сложившейся трудной ситуации.

Технология социально-педагогической деятельности упорядочивает применяемые методы во времени и пространстве в процессе работы с несовершеннолетними. Можно утверждать, что методическая база деятельности социального педагога довольно разнообразна. Она включает группы методов, применяемые в иных областях научного знания, однако в работе социального педагога используемые методы приобретают педагогическую окраску, которую можно отразить в табличной форме.

Здесь методика социально-педагогической деятельности раскрывается в виде трех аспектов:

1. Методика определяет цель взаимодействия (реализации социально-педагогической деятельности);

2. Позволяет определить способы решения проблемы подопечного;

3. Регламентирует характер взаимоотношений социального педагога с подопечным.

Следует также добавить, что сочетание методов работы зависит от индивидуальных особенностей клиентов, силы влияния средовых факторов, психологического состояния подопечных и их готовности идти на контакт.

В связи с этим эффективность применяемой методики зависит от того:

насколько компетентен сам социальный педагог (наличие у него опыта работы и успешной реализации социально-педагогической деятельности, от его личностных и деловых качеств, психических особенностей;

насколько открыт ребенок к работе с социальным педагогом, насколько он ему доверяет и понимает суть сложившейся у него сложной жизненной ситуации.

Перечисленные особенности взаимодействия указанных субъектов социально-педагогической деятельности приводят к тому, что методика не может рассматриваться в качестве жестко регламентированных этапов деятельности, она характеризуется вариабельностью, сменой приоритетных и сопутствующих методов работы, включением или исключением иных технологий в процесс решения проблем подопечного.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Читайте также: