Социальное партнерство в сфере труда конспект

Обновлено: 02.07.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие социального партнерства

Под социальным партнёрством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), ОГВ, ОМС, направленное на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

В первом КЗоТ 1918 г. была закреплена практика заключения коллективных договоров. Целый ряд конвенций МОТ, в частности конвенция МОТ №98 1949 г. предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров.

  • 1. Бипартизм (автор - Иванов) – предполагает наличие двух сторон: работников и работодателей.
  • 2. Трипартизм – когда помимо представителей работника и работодателя участвует государство и ОМС (они не субъекты, а участники этих отношений).
  • - равноправие сторон;
  • - уважение и учет интересов сторон;
  • - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных НПА;
  • - полномочность представителей сторон;
  • - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • - добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
  • 1. Локальный – уровень отдельной организации (на этом уровне принимается коллективный договор).
  • 2. Территориальный – уровень отдельно взятого муниципального образования. Помимо территориального отделения работников, территориального отделения работодателей, здесь участвует ОМС.
  • 3. Отраслевой уровень – реализуется принцип экстерриториальности (сфера области экономики). Здесь заключается договор отраслевым отделением работодателей, отраслевым отделением профсоюзов и отраслевым ОГВ.
  • 4. Региональный уровень – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.
  • 5. Межрегиональный уровень – несколько субъектов.
  • 6. Федеральный уровень – разрабатывается и принимается генеральное соглашение, в подготовке которого принимает участие Правительство РФ, общероссийское объединение работодателей, общероссийская федерация профсоюзов.

Формы социального партнёрства

1. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров.

2. Взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений.

  • - учёт мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;
  • - учёт мнения представительного органа работников при увольнении работника по ряду оснований;
  • - обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • - обсуждение с работодателем вопроса о работе организации;
  • - внесение предложений по совершению работы организации; и т.д.

4. Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

5. Участие работников в распределении прибыли или доходов организации (эта форма отсутствует в ТК). Это средство против отчуждения работников от средств производства, от результатов труда. Это средство оптимального согласования противоречивых интересов труда и капитала.

  • - дополнительные денежные выплаты работникам сверх заработной платы (премии, доплаты);
  • - социальные выплаты и услуги социального характера – работодатель оплачивает работникам медицинские страховки, несет дополнительное страхование от несчастных случаев, выплата негосударственных пенсий;
  • - участие в прибыли организации через владение акциями, получение прав на предоставление прибыли и доходов – работник приобретает статус акционера или совладельца собственности компании.

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах.

  • Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.
  • Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).

Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзных органов и т.д.

Социальное партнёрство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и их представителями, направленная на согласование их интересов, урегулирование трудовых споров.

  • коллективные переговоры;
  • заключение коллективного договора;
  • участие работников в управлении организацией (вносить предложения по совершенствованию работы организации, участвовать в разработке локальных актов);
  • участие работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В нём могут быть оговорены дополнительные гарантии для работников, изменён распорядок или внутренние правила организации.

порядок переобучения работников, улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность и охрана здоровья, оздоровление и отдых работников и их семей, оплата питания работников.







Mozilla/5.0 (Windows NT 4.0; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/37.0.2049.0 Safari/537.36

Читайте также: