Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Вы научитесь характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения языкового воплощения темы, идеи, подтекстовой реализации художественного смысла:

  • расширите знания о языке художественной литературы;
  • узнаете, какие виды анализа художественного текста существуют;
  • научитесь анализировать текст с точки зрения языкового оформления, наличия в тексте явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Глоссарий по теме

Анализ текста — разбор текста. Различают лингвистический, стилистический и литературоведческий виды анализа текста.

Заумь — приём, основанный на частичном или полном отказе от элементов привычного, естественного языка и использовании вместо них других элементов, похожих на языковые.

Ирония — оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. (По Словарю литературоведческих терминов С. П. Белокуровой).

Подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания. (По Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя).

Обязательная литература:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ Белокурова С.П. — СПб., 2005 – 320 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста/ Шанский Н.М.. — Л., 1990 -224с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Представьте, что содержание произведения, его смысл — это подарок. Но чтобы его получить, сначала нужно развернуть многослойную упаковку. Анализ текста и есть разворачивание упаковки. Чтобы снять первый слой, языковой, нужно провести лингвистический анализ текста, то есть выявить, как автор работает с фактами языка разного уровня — словами различных частей речи в их словарных значениях, сочетаниями таких слов, синтаксическими конструкциями (словосочетаниями, предложениями). Язык — это первоэлемент, то есть главный, основной элемент литературы. Именно поэтому лингвистический анализ—база для остальных видов анализа. Следующий слой — это речевая художественная форма. На этом этапе проводится стилистический анализ текста — изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств (тропов и фигур речи). Когда вы провели стилистический анализ текста, вам открывается последний слой упаковки — литературная форма произведения. Этот слой открывается с помощью литературоведческого анализа —разбора образов, мотивов, художественных деталей, композиции и так далее. Конечно, можно проводить и комплексный анализ текста, одновременно обращаясь ко всем видам анализа. Комплексный анализ более информативен и естественен.

Стоит различать скрытый смысл текста, который выявляется при его анализе и может варьироваться в зависимости от интерпретации, интерпретатора и подтекста. Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Так, подтекст — это частный случай скрытого смысла, он закладывается, подразумевается автором, входит в художественный замысел. При этом скрытый смысл художественного текста в целом не всегда охватывается авторской задумкой. Очевидный пример подтекста — ирония, скрытая насмешка.

Сосредоточимся на лингвистическом анализе. Рассмотрите, на изучение каких аспектов языковой формы художественного текста предлагает обратить внимание при лингвистическом анализе академик Николай Максимович Шанский:

1) устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;

2) непонятных фактов поэтической символики;

3) устаревших и окказиональных перифраз;

4) незнакомых современному носителю русского литературного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5) индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;

6) ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7) устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Первый этап любого анализа текста — замедленное чтение. Во время замедленного, вдумчивого чтения постарайтесь обратить внимание на всё не знакомое, ненормативное, выделяющееся. Это те сигналы, расшифровав которые, вы сможете добраться до скрытого смысла текста. Например, при лингвистическом анализе сигналом может быть устаревшее или книжное слово на фоне общеупотребительной лексики. При стилистическом — все выразительные средства языка. При литературоведческом — отсутствие незарифмованной строчки в рифмованном стихотворении.

Все подобные сигналы можно условно разделить на качественные и количественные. К качественным сигналам относится единичная работа со значением или стилистической окраской конкретного слова, словосочетанием, предложением, тропами, фигурами речи. К количественным относятся повторы, когда что-либо в тексте становится значимым вследствие повтора. На уровне фонетики это может быть, например, аллитерация (повторение согласных звуков), на уровне лексики — лексический повтор, на уровне синтаксиса — синтаксический параллелизм (повторение одинаковой структуры предложения), анафора (одинаковое начало предложений).

Качественные сигналы (единичная работа)

Лексические особенности (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы и пр.)

Стилистическая окраска

Особое строение словосочетания

Особое строение предложения

Тропы

Количественные сигналы (повтор)

Аллитерация

Лексический повтор

Синтаксический параллелизм

Тип речи приведенного текста — повествование. И только в конце появляется прямая речь – голос героев, который озвучивает вопрос. Формально с точки зрения языка это вопросительное предложение. Но именно за ним читатель слышит решение героев, их общий ответ на вопрос о будущем. Но в чём заключается скрытый смысл, главная мысль рассказа, можно понять, только узнав его название.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

С помощью какого средства А. С. Пушкин в приведенном четверостишии выражает гуманистические идеи и неприятие рабства?

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Б. Церковнославянская лексика.

Г. Лексический повтор.

Правильный ответ: Г. Лексический повтор.

Всегда выбирай избу, где во дворе висят

пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.

Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,

чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;

то же самое — баба. Прячь деньги в воротнике

шубы; а если ты странствуешь налегке —

в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.

В Азии сапоги — первое, что крадут.

А. Пелёнки используют как скатерти. Хозяева будут хорошо кормить.

Б. В такой избе безопаснее, потому что у хозяев есть дети.

В. Пелёнки указывают на возраст хозяев.

Г. Если во дворе висят пелёнки, то изба не просматривается с улицы. Так безопаснее.

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой — ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для обработки текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие “текст” используется в самом широком его значении.

Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.

Вот почему одной из целей данного урока является освоение учениками приёмов и способов работы с различной текстовой информацией.

Тема: Использование различных стилей речи в художественном произведении.

  • Формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
  • Формировать и развивать навыки выразительного чтения, умение чувствовать эмоциональный строй текста, тональность и ритм произведения.
  • раскрыть эстетическую функцию слова;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
  • показать приёмы систематизации материала;
  • формировать умение различать стили речи и находить стилевые особенности;
  • закрепить навыки устного ответа;
  • научить составлению цветовой палитры текста, визуальному восприятию текста.

Ход урока:

I. Организация класса. Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о стилях речи, об их использовании в художественном произведении, узнаем о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении, познакомимся с новыми терминами.

Открываем тетради, записываем число. Сегодня 2.12.

Тема урока: “Использование различных стилей речи в художественном произведении”

Я назвала вам цели нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, свои, важные лично для вас цели учебной деятельности. (учиться распознавать стили речи, определять стилистическую принадлежность текста, учиться выразительному чтению, учиться анализировать, делать выводы, развивать навыки языкового анализа текста)

ІІ. Повторение и обобщение пройденного материала.

- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.

Вспомните, какие стили речи вам известны, и отобразите это графически. Перед вами опорные слова, с помощью которых необходимо составить схему по теме: “СТИЛИ РЕЧИ”.

3 уч-ся работают с карточками индивидуально. Ваша задача выразительно прочитать текст, определить стиль речи, указать языковые средства, характерные для данного стиля.

Пока учащиеся работают по карточкам, мы с вами, как всегда, проведём словарно-орфографическую работу, рассмотрим лексическое значение и повторим написание слов и сочетаний слов. Слова и сочетания слов записываем в столбик.

Стилистика – стиль(фр. Style- палочка для письма. Совокупность языковых приёмов).(изучать стилистику)

Интонация (от нем. громко произносить) – изменение тона речи, (произнести с интонацией)

Лексический анализ – анализ слова с точки зрения значения слова, однозначности или многозначности, наличия антонимов, синонимов, паронимов, истории происхождения. (выполнить лексический анализ, подробный лексический анализ, хороший лексический анализ).

-Как называется наука, изучающая происхождение слова?

Этимология – происхождение того или иного слова или выражения. (установить этимологию слова).

Иностилевая лексика – отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, используемые в художественной речи с определённой стилистической целью. (употребление иностилевой лексики)

Логическое ударение – (логос) особое повышение голоса на самом значимом слове или словосочетании во фразе в пределах простого предложения. (расставить логическое ударение)

- Составьте словосочетания с данными словами и запишите их.

- Итак, ребята заканчивают работать по карточкам, отложили их в сторону. А сейчас мы проверим как выполнены индивидуальные задания. Проверяем работу по составлению схемы. (Ответ учащегося)

- Верно ли составлена схема? (да)

Но у каждого стиля речи есть свои особенности. Послушаем первый текст. (чтение, анализ текста)

Карточка №1

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.

(Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.

- Итак, каковы особенности научного стиля? (используются специальные слова( в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции с вводными словами; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Чтение и анализ второго текста.

Карточка №2

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

1. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!

(Текст публицистического стиля. Это речь обращенная к подрастающему поколению. Высказывание злободневно по тематике, яркое, призывное. Помимо повествовательных предложений используются восклицательное предложение. Экспрессивный повтор слов (Родина, беречь), прямое обращение (ребята), обратный порядок слов (инверсия).

- Каковы же особенности публицистического стиля? (широко используются помимо нейтральных, высокие, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д.)

Выразительное чтение и анализ третьего текста.

Карточка №3

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.

Данный текст делового стиля. Это инструкция, цель которой сообщить сведения, имеющие практическое значение, даются точные рекомендации. Текст лишён эмоций, точен, официален.

- Каковы же особенности делового стиля? (используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развёрнутые предложения, специальные слова)

- Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, расписка, приказ, объявление и т.д., а это инструкция, характерной особенностью которой является употребление глаголов, с целью определения порядка действия.

-У 4-го учащегося было дано перспективное задание. К тексту, который он получил, необходимо было составить ряд вопросов для определения стиля данного текста. (чтение и анализ)

Карточка №4

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

  • Какое явление описал К.Паустовский в этом отрывке?(листопад)
  • Каким настроением наполнен текст? (восхищение красотой подмосковного леса)
  • Какими словами назвал автор осенние листья? (золото, сухая листва, листья))
  • Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий. Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото? (много лиственного шумного золота)
  • Какой приём использует автор называя один и тот же предмет по- разному? (антитеза: золото и сухая листва)
  • Найдите в данном тексте метафору, которая показывает насыщенность листопада. (так густо, что воздух казался желтоватым)
  • Какие эпитеты использованы в тексте? (шумного золота, в холодном блеске)
  • О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств? (это текст художественного стиля)

- Спасибо. Картины осени необычайно яркие. Они передают настроение легкой тихой грусти, светлую печаль об уходящем дне, наполненном неожиданными красками, когда даже один маленький осенний лист может сочетать в себе богатую цветовую палитру. К. Паустовский назвал осенний лист “шедевром, совершенным творением природы”. Мы доказали, что этот текст является примером художественного стиля? В чём же особенность художественного стиля? (воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Используются все языковые средства).

- Итак, мы определили особенности каждого стиля. Обратимся к учебнику с.179 прочитаем, что же такое художественный стиль. (чтение материала учебника).

- Что-то новое из прочитанного мы узнали? (нет, всё знакомо)

- Но следует различать “стиль художественной литературы” и “язык художественного произведения”. Чтобы доказать это, мы начинаем работу с отрывком из рассказа К.Паустовского “Жёлтый свет”.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.

- Попробуем доказать, что особенностью языка художественной литературы является соединение элементов разных стилей и широкое использование изобразительно-выразительных средств. У вас есть фломастеры, с помощью которых мы составим цветовую палитру текста и будем учиться воспринимать текст визуально.

Перед вами цветовая градация, с помощью которой мы подготовим текст к визуальному восприятию.

-слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные.

-книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия)

-конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их)

-изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

-Найдите слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные и выделите их желтым цветом.

Книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия) – красным цветом.

Конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их) – зелёным цветом.

- Итак, сделаем вывод о соединении элементов разных стилей, т.е. о многостильности, смешении стилей. (смешение стилей очевидно: наличие разговорных и книжных элементов, лексических и синтаксических конструкций – всё это указывает на многостильность.)

- Не забыли какова цель нашей работы: найти особенности языка художественной литературы. Найдём изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) и выделим их синим цветом.

Немаловажную роль играет в тексте пунктуационная и стилевая особенность. Обратите внимание на пунктуацию: тире между обобщающим словом и однородными членами предложения, обособление определений и обстоятельств, последовательная связь предложений – всё это характерно для художественного стиля.

- Посмотрите, текст совсем небольшой. Но какой красочный он получился. Много ли в нём изобразительно- выразительных средств? (много)

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями , чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья , но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был , конечно , не прав. Нужно было время, чтобы слух , отупевший от скрежета городских улиц , мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды . В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол , на койку , на пол, на книги , а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям , как по глубокому снегу . Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей , в кепках, в волосах – всюду . Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые , когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушк а сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колоде ц, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист , вздрогнул , на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам , чуть шелестя и качаясь . Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот .

- Действительно много, т.к. это отрывок из художественного произведения, а текст художественного произведения имеет цель воздействовать на читателя, писатель стремиться донести своё видение осени, необычайный шорох, который он слышит.

Сегодня мы с вами на уроке, используя фломастеры, создали цветовую палитру текста, отобразив смешение стилей, наличие изобразительно-выразительных средств, что помогает нам визуально воспринимать текст. Ведь художественное произведение воздействует, создаёт определённое настроение у читателя, часто можно в художественном произведении найти отражение своего настроения. Сочетание разных элементов и стилей помогают создать художественный образ. Это и есть особенность языка художественной литературы..

- Подведём итог, прочитав лингвистический материал на с.179.

- Какую новую информацию вы получили? (понятие язык художественной литературы – более широкое понятие. В художественном произведении кроме художественного стиля используются и другие стили. С помощью иностилевых вкраплений создаётся образ).

- Итак, язык художественной литературы, как вы убедились, отличается от художественного стиля речи.

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Художественный стиль

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Особенности художественного стиля

Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

Примеры художественного стиля

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

Читайте также: