Принцесса на горошине конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения

Дата проведения: 15. 05. 2019

Школа: МБОУ СШ №16 городского округа – город Камышин

Учитель: Флеер Татьяна Викторовна

Тема раздела: Литература зарубежных стран

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки; инсценировать сказки.

Формируемые УУД

личностные - дети учатся осознавать свои эмоции и эмоции других людей, воспринимать красоту художественного слова;

регулятивные - учатся самостоятельно определять цели своей деятельности, работать по плану, определять степень успешности своей работы;

познавательные - учатся вычитывать из текста всю необходимую информацию, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

коммуникативные - учатся оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и слышать других, задавать вопросы.

Тип урока : урок знакомства с новым произведением.

Оборудование : портрет Г.Х. Андерсена, выставка его книг, презентация, карточки с записью пунктов плана на доске.

Наименование

этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность

Организация класса

Тише, тише ,тишина !
Разговаривать нельзя
Тихо сядет первый ряд,
Остальные постоят.
Тихо сядет ряд второй,
Подружившись с тишиной.
Сядет третий ряд у нас,

Тишиной наполнив класс
Мы урок начнем сейчас.

Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

- Скажите, каким было ваше домашнее задание?

- Давайте послушаем, как вы справились с этим заданием.

- Чьё исполнение сказки является самым удачным?

Дети пересказывают сказку.

Слушают и оценивают ответы одноклассников.

Дети аргументируют свои оценки.

Подготовка к встрече с новым

произведением

- Посмотрите на экран.

(Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена)

- Вам знаком этот писатель?

- Кто может назвать его имя и фамилию?

- Да, имя этого писателя Ганс Христиан Андерсен.

- О чём вы сразу подумали, увидев на экране его портрет?

- Какие произведения Андерсена вы уже читали?

- Какие они все по своему характеру, по настроению?

- Послушайте рассказ о жизни и творчестве этого автора.

- 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали, как в обычных школах их бьют учителя за непослушание, он напрочь отказался туда вступать. Уговоры матери, крики отца ни к чему не привели. И тогда сына отдали в благотворительную школу. С раннего детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и Гансу пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. Работает там в театре, но вскоре его увольняют. Ганс был не привлекателен внешне и главных ролей ему не досталось. Нос помощью добрых людей, Ганс поступает в известную датскую школу. Учёба давалась парню не очень легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принёсщих автору мировую известность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине". Способствует формированию готовности к сотрудничеству в группах, дружелюбие, коллективизм.

Г.Х.Андерсен. "Принцесса на горошине."

Цели: Познакомить учащихся с некоторыми биографическими фактами датского писателя Г.-Х. Андерсена и с его сказкой "Принцесса на горошине". Формировать готовности к сотрудничеству в группах, дружелюбие, коллективизм. Развитие мышления, внимания, памяти.

I. Орг. момент.

Звучит мелодия "В гостях у сказки"

-Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (о сказках).

Да, сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и королевой и их единственным сыном.

Интересно узнать, что это за сказка? (да)

Тогда, для начала разгадайте автора этой сказки. Расставьте буквы по порядку и вы узнаете автора этой замечательной сказки.Да, это сказка Г.Х.Андерсена.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя об авторе.

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать - прачкой. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

Во всём разнообразии людей, красок, звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Он всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом дляодинокий старых людей) Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актёром; но актёра из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.в 17 лет Андерсен сел за школьную парту во втором классе. Единственной отрадой были стихи, которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его жизни - поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет и принесли ему признание и славу! Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?

"Всем известна крошечная прелестная девочка, выросшая из ячменного зёрнышка. Она такая милая и добрая, что её все любят". ("Дюймовочка")

"Волшебная история о том, как гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя" (Гадкий утёнок")

"В этой сказке мы можем найти ответ на вопрос: "Кто может бороться со страшной выдумкой троля, с зеркалом, в котором отражается только плохое?" ("Снежная королева")

В этой сказке говорится о русалочке.

"Дрожал, но держался стойко и не изменился в лице; ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд." ("Стойкий оловянный солдатик")

"В этой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии" ("Принцесса на горошине")

В сказках Г.Х. Андерсена живёт уважение к мужеству; доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным.

2. Физминутка для глаз

3.Словарная работа.( в парах)

Прежде чем мы приступим к чтению сказки, объясним значение непонятных слов. В конверте возьмите карточки с записанными словами. Прочитайте их и выберите те слова, значение которых вы не знаете. Попробуем объяснить значение этих слов.

принцесса - дочь короля и королевы

сколько угодно - много

отворять - открывать

уверяла- доказывала

тюфяки - мешки, набитые сеном и служащие матрасом.

перины - мешки, набитые пухом или перьями

почивала - отдыхала, спала

музей-собрание редкостей, диковинных предметов

III. Первичное знакомство со сказкой учителем и хорошо читающими детьми до слов ". что она настоящая принцесса."

1.Догадайся…( Ваши предположения)

- Как вы думаете, какая история приключилась с принцессой до того, как она постучалась в ворота замка? ( сломалась королевская карета, и принцесса пошла искать ночлег, так она оказалась у ворот замка.)

2.Чтение сказки до конца.

3. Понравилась ли вам сказка?

.IV/Работа с иллюстрациями.

Кто внимательный. Назовите персонажи сказки. Сколько их?

( король, королева, принц и принцесса)

-На доске высвечиваются названия персонажей и соответственно дети самостоятельно подводят названия к картинкам.

V.Физминутка

VI. Восстановление хода событий сказки.

1.Игра на внимание и память.

Расположите картинки в определённой последовательности в соответствии с содержанием сказки.

2. Характеристика героев.

- Назовите героев сказки. (принц, принцесса, король, королева)

- А сейчас попробуем составить характеристику главных героев сказки с помощью синквейна.

синквейн "Принцесса"

- Подберите имена прилагательные, характеризующие принцессу. (нежная, чувствительная, маленькая, добрая)

- Почему подобрали именно такие характеристики?

- Подберите слова - действия (глаголы), которые подойдут для характеристики принцессы. (бродила, страдала, промокла, замёрзла)

- Как относится автор к своей героине? ( девушка не обманывала)

- Подберите одно слово, которое будет повторять тему. (настоящая принцесса) А почему же для принца она настоящая?

Ребята ,у меня в руках настоящая волшебная горошина..Кто до нее дотронется, тот должен загадать желание. А чтобы вы сделали если бы у вас была такая горошина?

VI. Рефлексия

- Как вы думаете, почему автор дал такое название.

- А в каких ситуациях можно употребить выражение "принцесса на горошине"? (когда говорят о капризном, изнеженном человеке)

Принцесса — 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. (иронич.) О том, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк — мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина — мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера — музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

Список литературы

1. Горецкий В.Г., Климова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Ч. 2.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Ганс Христиан Андерсен (1805—1875) — датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника.

Всю жизнь Андерсен был одиноким человеком. Но он всегда оставался добрым, весёлым и невероятным выдумщиком. В кувшинке он видел Дюймовочку, в морском царстве - влюблённую Русалочку. А сказку о гадком утёнке, как говорили его современники, он написал про себя. Это он- гадкий утёнок, превратившийся в прекрасного лебедя. Он - Андерсен - нищий сын башмачника, ставший всемирно известным сказочником. Всего им написано 156 сказок.

Сказка “Принцесса на горошине” написана в 1835 году. Сказка ироничная. Принц, странствую по свету в поисках невесты, побывал во дворцах многих королей, повидал много принцесс и королевских дочек. Но ни одна из них ему не понравилась, чего то в них не хватало. Вернулся принц домой в отчаянии найти настоящую принцессу. Королева решила проверить на сколько она настоящая принцесса и положила её спать на двадцать пирин и двадцать тюфяков. Но подними была спрятана горошина. На утро девушка призналась, что не могла уснуть, что она лежала на чём-то твёрдом, всё тело в синяках. Все поняли, что она, действительно, настоящая принцесса.

Любая сказка нас учит мудрости. Сказка “Принцессе на горошине” учит, что нужно видеть в человеке прежде всего человек. За неприглядным внешним видом может скрываться настоящая принцесса.

Также никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены.Иногда настоящее сокровище, или удача, само просится к вам в руки и надо только не зевать и не упустить свой шанс.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Дополните текст сказки

Жил-был принц, он хотел взять себе в жены _____, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь _________, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот ___________ ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и (2)_______ он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу

Правильный вариант ответа:

Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Разгадайте ребус и узнаете, что помогло понять, что принцесса настоящая

Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот в сапогах”).

На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.

– Составьте из данных слов пословицу.

(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


– Почему сказка – это ложь?

(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может.)

– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?

– Какие, назовите их.

(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой.)

Сказка ложь, да в ней намек . Как вы понимаете слово НАМЕК?

(Ответы детей).

Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича.

НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.

УРОК – нечто поучительное, то, из •о можно сделать вывод для будущего.

НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке.

Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно поразмыслить.

– Обратимся ко второй части пословицы. . Добрым молодцам урок.

– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?

– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная Шапочка”?

(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит.)

– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.

– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет небольшое увлекательное задание.


– Найдите на картинке животных.

– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на экране. Найдите на картинке животных.


– Итак, кого вы нашли на картинке?

(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят к экрану и показывают указкой).

– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?

Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”, “Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.

– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”? (Дети должны слушаться свою маму.)

– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?

(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить холодом.)

– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой, автором которой является Ганс Христиан Андерсен.

(Выставка книг).

– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как: .

– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.

– Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?

(Снежная королева).

(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).


Г. X. Андерсен “Снежная королева"

– Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?

(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”.)


Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

– Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень неудобной. Кто я?

(Принцесса на горошине)

(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)


Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

(Открывается тема урока.)


– Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена “Принцесса на горошине”.

Выразительное чтение сказки (учителем).

– Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом. Что мы должны учесть, читая сказку?

(Существовали так называемые сказители, которые рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую.)

– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.

– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение по частям – 3 чел.)

– Давайте посмотрим, сумел ли . передать сказовую интонацию?

(Ответы учащихся.)

Самостоятельная работа:

– В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения. (Работа по карточкам).

– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.

Вставь пропущенные слова.

Перевел сказку с _______________

языка на русский язык А. ________

__________ _______ мешок набитый

сеном и служащий матрасом.

_________________ мешок, набитый

пухом или перьями.

____________________ музей, собрание

редкостей, диковинных предметов.

Гагачий пух _____ пух птицы _______ .


– Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?

Перевел сказку с датского языка на русский язык А. Ганзен.

Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.

Перина – мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов. (Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы.)

Гагачий пух – пух птицы гаги.

– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?

– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались, будем двигаться по порядку.

– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок, описывающий ее.

(. За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.)

– Автор дает нам только несколько предложений. Давайте дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков.)


– Была ли она похожа на принцессу?

(Картинка принцессы у ворот: мокрая).

(Нет, не была).

– Что помогло определить, что принцесса настоящая?

– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту горошину).

В чем заключается вымысел данной сказки?

(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы).

– Так чем принцесса отличается от простой девушки?

(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами.)


– Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны вынести из этой сказки?

(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.

2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.)

Самостоятельная творческая работа:


– Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.

(1 вариант, например:

2 вариант, например:

Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их учащимися (4 сказки прочитать).


– Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует доработки.

Читайте также: