Конспект урока по русскому языку 9 класс понятие о сложноподчиненном предложении ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Ø формировать умения определять структуру СПП, видеть средства связи между частями предложения; конструировать СПП, развивать орфографические и пунктуационные навыки, совершенствовать навыки работы со словарями;

Ø воспитывать стремление к высокой культуре речи, патриотизм.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Обратите внимание: сегодня мы будем выполнять задания в тетрадях и на рабочих листах.

Также мне сегодня будут помогать консультанты….

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Фронтальная беседа:

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие предложения называются сложносочиненными?

3. Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте рассмотрим ситуацию:

Мама спрашивает у сына:

- Почему ты не приедешь на каникулы домой?

Предлагается два варианта ответа:

А - Наша команда будет готовиться к соревнованиям, и я не приеду на

Б - Я не приеду на каникулы домой, потому что наша команда будет готовиться к соревнованиям.

Давайте проанализируем предложения-ответы и определим, какое из них даёт более точный ответ на вопрос.

( Вариант А – сложносочиненное предложение с причинно-следственными смысловыми отношениями.

Вывод: более точный ответ дает сложноподчиненное предложение.

Зачем нужны сложноподчинённые предложения?

(СПП нужны для того, чтобы в определенных ситуациях более точно выражать мысль.)

Какие цели на этот урок мы поставим?

ЗНАТЬ: рассмотреть понятие о СПП.

УМЕТЬ: определять структуру СПП , конструировать СПП.

ПРИМЕНЯТЬ: научиться правильно применять СПП в речи.

IV. Изучение нового материала.

Давайте попробуем сформулировать определение СПП.

(СПП – это предложение, которое состоит из двух или более предложений, одно предложение подчиняется другому, они связаны подчинительными союзами.)

Работа с учебником с. 52.

Сравнить определение, данное учащимися с определением в учебнике.

Распределительный диктант: распределить по группам (сочинительные и подчинительные) союзы.

А, и, чтобы, или, где, когда, однако, чтобы, зато, да, потому что, тоже, если, словно.

Работа с учебником с. 53-54.

V. Формирование умений, навыков.

Выполнение заданий у доски (рабочий лист/ задание № 1).

Ø Запишите предложения.

Ø Подчеркните грамматические основы.

Ø Поставьте вопрос от главной части к придаточной.

1. Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. (Н. Лесков).

2. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский).

Знать до «косточки" - косточка, как правило, не видна и достать ее трудно, "до косточек" – знать все до самой середины (где косточка).

Выполнение задания № 2 (на рабочем листе).

Ø Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Ø Определите, к чему относится придаточная часть.

Ø Объясните значение выделенных красным цветом слов и словосочетаний.

1. Блюстители ч..стоты речи принимают г..роические меры, чтобы хоть немного сдержать небывалый напор новых об..ротов и слов, хлынувших с неистовой силой в нашу разг..ворную и литературную речь. (К. Чуковский).

2. Некоторые пр..держиваются мнения, что люди имеют право тр..пать языком наобум, не подч..няясь установле..ым нормам. (К. Чуковский).

3. Умес..но будет напомнить, что язык создается народом. (К. Паустовский).

4. Если бы язык не был поэтичен, не было бы иску..тва – поэзии. (С. Маршак).

5. Чтобы писать, язык надо знать. (М. Горький).

6. Иску..тво быть скучным состоит в том, чтобы г..ворить все. (Вольтер).

7. Если вам удалось заставить публику засм..яться, она нач..нает слушать. (Герберт Гарднер).

Блюститель - 1. Тот, кто охраняет, оберегает что-л.

2. перен. Тот, кто следит за соблюдением чего-л.

1. Находящийся в состоянии неистовства, исступления; безудержный, необузданный.

2. Выражающий необузданность.

3. Необычайно сильный.

Наобум - 1. Наудачу, наугад, как выйдет, как получится.

Трепать языком . Много разговаривать; говорить вздор.

v Обзор словарей, с которыми работали консультанты.

VI. Закрепление изученного материала.

Лингвистический конструктор: из предложенных частей соберите и запишите поговорки (предложения грамматически и пунктуационно не оформлены). От главного предложения поставьте вопрос к придаточному, заключите в овал средства связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Толокнева Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении.

- повторить сведения о сложном предложении и его видах, рассмотреть понятие о сложноподчиненном предложении;

- формировать умения определять структуру СПП, видеть средства связи между частями предложения; конструировать СПП, развивать орфографические и пунктуационные навыки, совершенствовать навыки работы со словарями;

- воспитывать стремление к высокой культуре речи, патриотизм.

Оборудование: учебник, презентация Power Point, словари (орфографический, толковый, словарь фразеологизмов), книжная выставка, раздаточный материал.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Обратите внимание: сегодня мы будем выполнять задания в тетрадях и на рабочих листах.

Также мне сегодня будут помогать консультанты….

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Фронтальная беседа:

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие предложения называются сложносочиненными?

3. Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте рассмотрим ситуацию:

Мама спрашивает у сына:

- Почему ты не приедешь на каникулы домой?

Предлагается два варианта ответа:

А - Наша команда будет готовиться к соревнованиям, и я не приеду на

Б - Я не приеду на каникулы домой, потому что наша команда будет готовиться к соревнованиям.

Давайте проанализируем предложения-ответы и определим, какое из них даёт более точный ответ на вопрос.

( Вариант А – сложносочиненное предложение с причинно-следственными смысловыми отношениями.

Вывод: более точный ответ дает сложноподчиненное предложение.

Зачем нужны сложноподчинённые предложения?

(СПП нужны для того, чтобы в определенных ситуациях более точно выражать мысль.)

Какие цели на этот урок мы поставим?

ЗНАТЬ: рассмотреть понятие о СПП.

УМЕТЬ: определять структуру СПП , конструировать СПП.

ПРИМЕНЯТЬ: научиться правильно применять СПП в речи.

IV. Изучение нового материала.

Давайте попробуем сформулировать определение СПП.

(СПП – это предложение, которое состоит из двух или более предложений, одно предложение подчиняется другому, они связаны подчинительными союзами.)

Работа с учебником с. 52.

Сравнить определение, данное учащимися с определением в учебнике.

Распределительный диктант: распределить по группам (сочинительные и подчинительные) союзы.

А, и, чтобы, или, где, когда, однако, чтобы, зато, да, потому что, тоже, если, словно.

Работа с учебником с. 53-54.

V. Формирование умений, навыков.

Выполнение заданий у доски (рабочий лист/ задание № 1).

- Запишите предложения.

- Подчеркните грамматические основы.

- Поставьте вопрос от главной части к придаточной.

1. Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. (Н. Лесков).

2. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ. (К. Паустовский).

Знать до «косточки" - косточка, как правило, не видна и достать ее трудно, "до косточек" – знать все до самой середины (где косточка).

Выполнение задания № 2 (на рабочем листе).

- Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

- Определите, к чему относится придаточная часть.

- Объясните значение выделенных красным цветом слов и словосочетаний.

1. Блюстители ч..стоты речи принимают г..роические меры, чтобы хоть немного сдержать небывалый напор новых об..ротов и слов, хлынувших с неистовой силой в нашу разг..ворную и литературную речь. (К. Чуковский).

2. Некоторые пр..держиваются мнения, что люди имеют право тр..пать языком наобум, не подч..няясь установле..ым нормам. (К. Чуковский).

3. Умес..но будет напомнить, что язык создается народом. (К. Паустовский).

4. Если бы язык не был поэтичен, не было бы иску..тва – поэзии. (С. Маршак).

5. Чтобы писать, язык надо знать. (М. Горький).

6. Иску..тво быть скучным состоит в том, чтобы г..ворить все. (Вольтер).

7. Если вам удалось заставить публику засм..яться, она нач..нает слушать. (Герберт Гарднер).

Блюститель - 1. Тот, кто охраняет, оберегает что-л.

2. перен. Тот, кто следит за соблюдением чего-л.

1. Находящийся в состоянии неистовства, исступления; безудержный, необузданный.

2. Выражающий необузданность.

3. Необычайно сильный.

Наобум - 1. Наудачу, наугад, как выйдет, как получится.

Трепать языком . Много разговаривать; говорить вздор.

V . Обзор словарей, с которыми работали консультанты.

VI. Закрепление изученного материала.

Лингвистический конструктор: из предложенных частей соберите и запишите поговорки (предложения грамматически и пунктуационно не оформлены). От главного предложения поставьте вопрос к придаточному, заключите в овал средства связи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока: сформировать понятие о сложноподчиненном предложении

1.Познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи.

2.Совершенствовать пунктуационные навыки.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа, коммуникативные умения детей.

4.Формировать навыки сотрудничества в учебной работе.

5. Воспитывать интерес к родному языку

Тип урока: изучение нового материала (с элементами исследования).

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, карточки, тексты.

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Результат – конечный итог.

Эффект – производимое впечатление.

Оптимист – человек, верящий в успех.

Пессимист – человек, не верящий в будущее.

Презентация – публичное представление чего-либо.

III. Актуализация знаний.

А) Работа с презентацией Готовимся к ОГЭ.

Б) Работа по карточкам.

Карточка №1.
Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить схему.

В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев. (И.А.Бунин).

Карточка №2.
Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай морфемный разбор выделенных слов.

В саду горит, крепко тянет, тянет дымом, душистым дымом, дымом сучьев, вишнёвых сучьев.

В) Фронтальный опрос.

Чем отличается постое предложение от сложного?

На какие группы делятся сложные предложения?

Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

Какими бывают союзные предложения?

Назовите основные признаки ССП.

Г) Цифровой поэтический диктант.

Различение предложений на слух. (Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.)

Не расти траве после осени; не цвести цветам на снегу! (А.В.Кольцов)

Белели стужей облака сквозь сад, где падали капели. (И.А.Бунин)

Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (И.С.Никитин)

Милый взор зовёт меня украдкой, ласковой улыбкою маня. ( И.А.Бунин)

Ты и скрыть не умеешь, что ему ты чужда. (И.А.Бунин)

IV. Целеполагание.

Чем отличается СПП от других сложных предложений?

Как называются части СПП?

Как установить смысловую связь между частями СПП?

Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

- Сколько может быть частей в СПП?

- Какие знаки препинания ставятся в СПП?

- Какие средства связи в СПП?

Чему мы должны научиться?

Возможные ответы учащихся:

- Отличать СПП от других предложений.

- Выделять части СПП, расставлять знаки препинания.

- Конструировать СПП, составлять схемы.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.

Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

– Определите тип сложного предложения.

Работа по таблице Признаки СПП.

- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с такими союзами?

- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз? Составьте схему

Вывод (делают учащиеся): Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

- Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.

Когда мы дошли до места, солнце еще согревало верхушки сосен.

- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.

Солнце, когда мы дошли до места, еще согревало верхушки сосен.

- Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте

Рядом стояло дерево, на котором серебрился иней .

- Каково место придаточного по отношению к главному?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

. Для чего служит запятая в СПП?

Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные.

- Проанализируйте ещё одно предложение:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.

(И. Соколов-Микитов.)

- Какое это предложение? Как определили?

- Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.

- Выделим средства связи.

hello_html_7137ea2b.jpg

Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово.

VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

Знаки препинания в СПП – выделительные.

VII.Закрепление изученного.

Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши.
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран. (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

Прочтите про себя текст. Проверьте, все ли знаки препинания на месте? Расставьте, если нужно.

Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)

Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений? (Личное местоимение – они.)

Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)

В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.

Укажите предложение, соответствующее схеме: [ . , ( где . ), . ]. (№2.)

Изобразите схему предложения №4. ([ . ] , ( от которой . ).)

В каком предложении два придаточных? (№6.)

VIII. Самостоятельное освоение изученного

1.Продолжить предложения, чтобы получились СПП. ( работа в парах).

Книгу надо беречь (почему?).

Будешь много знать (при каком условии?).

Перечитывают те книги (какие?).

Читать лучше там (где?).

2. Работа с учебником

Упражнение №

3. Подготовка к ОГЭ.

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты,(6) не испугается и более страшных вещей.

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

ВложениеРазмер
urok_v_9_kl.docx 20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Сложноподчинённые предложения

Учитель Тимиряева Алевтина Анатольевна

Учебник Русский язык 9 класс .Авторы : Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.

Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении.

а) формирование умений находить главное и придаточное предложения;

б) определять место придаточного, его связи с главным;

в) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых предложений сложноподчинёнными;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1.Словарная работа : записать словосочетания, выделить орфограммы : написание гласных в суффиксах причастий ; определить вид подчинительной связи :

Стелющийся клевер, белеющие березы, мучимый ненавистью, выкаченная бочка, пенящееся молоко, независимая комиссия, колющиеся предметы, расскажите друзьям, расклешенные брюки, идущие навстречу, задумаешься о многом, смотрящий вдаль.

2. Повторение : определение сложного предложения :

1) Какие предложения называются сложными?

2) Какие предложения называются сложносочиненными?

3) На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся?

4) Назовите средства связи , используемые для соединения простых предложений в сложное.(Союзы, интонация и союзные слова).

5) Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении

- Итак, мы вспомнили сложносочиненное предложение , сегодня нам предстоит познакомиться со второй группой сложных союзных предложений- со сложноподчиненным предложением. Запишите тему урока.

- Что мы с вами уже знаем о СПП ?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (после слова ребят учитель сообщает цели урока).

3.Объяснение нового материала.

- На доске записано предложение : Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.

Задание: дать характеристику , выделить средства связи , выделите главное и придаточное предложения , построить схему.

- Дайте определение сложноподчиненного предложения.

4.Чтение материала учебника ( стр.49-50)

1) Конструирование :( уметь производить синонимическую замену простого осложненного предложения , сложносочиненного предложения - сложноподчиненным.)

- Заменить простое предложение сложноподчиненным: Сад спускался к реке , поросшей густым камышом.

- Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное : Воздух был полон звуками и голосами .Эти звуки и голоса можно было слышать только весной.

- Заменить сложносочиненное предложение сложноподчиненным : Цветут липы ,и пахнет липовым медом.

2).Выполнить упражнение 83 (устно)

- Назовите подчинительные союзы , которые связывают части СПП.

3) ). Выполнить упр 84 (письменно)

-Назовите средства связи придаточного с главным.

1.Укажите неверное утверждение

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

В) Союзные слова не являются членами предложения.

Г) В СПП от главного к придаточному можно задать вопрос.

2. Укажите СПП предложение: ( знаки не расставлены)

А) Солнце светило ярко и от этого по снегу пробегали огоньки.

Б) Старичок сидел на скамейке и задумчиво чертил тросточкой по дорожке.

В) Я всегда удивлялся как этот человек может делать несколько дел сразу.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: 1. Читать параграф, уметь рассказать о СПП ;

2.Выписать из художественной литературы 6 предложений СПП, выделив главную и придаточную части, или выполнить упр. 85 по заданию

Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).

ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист, кОмпьютер, пАрламентский.

(Гигантский и колоссальный - слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)

- Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.

(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным), персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).

2. Слово учителя.

- Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?

(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся должны расставить в нём знаки препинания.

4. Чтение материала, данного в учебнике.

5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.

Задание : начертите схему предложения.

Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)

Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.

(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)

Схема : [ ], (потому что…).

- Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.

Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)

Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность?

(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)

А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, обладают равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью. Придаточное предложение зависит от главного.)

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?

(С помощью союзов и союзных слов.)

Являются ли союзы членами придаточного предложения?

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

Какие три группы выделяются среди союзных слов?

(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 - слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк.


Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока: 1) закрепить и углубить знания учащихся о главных членах.

КлеймноваЛ.Ю. Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе
КлеймёноваЛ.Ю.Непределённо-личные предложения Урок русского языка в 8 классе


Презентация на тему: "Бессоюзное сложное предложение". Урок русского языка в 9 классе.

Представлены слайды по теме: "Бессоюзное сложное предложение".


Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.

Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе

Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в разделе "Сложноподчинённое предложение".

Название предмета: русский язык

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 19 ч.

Место урока в системе уроков по теме: первый урок

Цель урока: дать понятие о сложноподчинённом предложении

Задачи урока: формировать умение отличать СПП от других

видов сложных предложений;

развивать речь, логическое мышление;

воспитывать интерес к изучению предмета

Планируемые результаты: уметь отличать СПП от других видов сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе – М. : Просвещение, 1999.

Содержание урока.

(Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях)

(запись на доске)

Тушё …ые овощи.

Потуше…ые овощи.

Тушё…ые в масле овощи.

-Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

-Запишите слова под диктовку (2 учащихся у доски, остальные самостоятельно)

Штопаное бельё, заштопанное бельё, штопанное белыми нитками бельё, мощёная улица, вымощенная улица, вымощенная кирпичом улица, белёные стены, побеленные стены, белённые извёсткой стены, солёные огурцы, посоленные огурцы, солённые в бочке огурцы, варёный картофель, сваренный картофель, варённый в кастрюле картофель.

3.Актуализация ранее изученного.

Работа со схемой на слайде (слайд №1)

-На предыдущих уроках мы говорили о водах сложного предложения. Вспомните их и дополните схему.


-С какими предложениями вы уже знакомы?

-Повторим всё, что вы знаете о сложносочинённых предложениях.

1.Сложносочинённое предложение состоит из …

2.Простые предложения в составе сложносочинённого предложения связаны …

3.Виды сложносочинённых предложений …

4.Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, отделяются друг от друга …

5.Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними …

-А о каких предложениях мы будем говорить сегодня на уроке?

-Запишите тему в тетрадь (слайд №3).

Наблюдение, анализ примеров

-Внимательно рассмотрите данные предложения, составьте их схемы.

1.Начался урок. Ученики приступили к самостоятельной работе.

2.Начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

3.Начался урок, и ученики приступили к самостоятельной работе.

4.Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

(2 ученика составляют схемы у доски)

-Укажите сходство и различие смысловых отношений между частями данных сложных предложений.

Знакомство с правилом (работа с учебником)

Параграф 18 с.52, с.53

Читайте также: