Русская народная сказка умная внучка конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 14 августа 2018 г.

"Умная внучка"

Русская народная сказка "Умная внучка"

Жанр: народная бытовая сказка в пересказе А. Платонова

Смотри также похожие сказки:
Русская сказка "Дочь-семилетка"
Киргизская сказка "Мудрая девушка"
Русская сказка "Мудрая дева"

Главные герои сказки "Умная внучка" и их характеристика

  1. Дуня. Девочка маленькая, но умная и хитрая. Из любой ситуации выход найдет. Никого не боится.
  2. Старик. Добрый и простой, бесхитростный.
  3. Богатый сосед. Жадный и льстивый, глупец.
  4. Царь. Жадный, несправедливый, насмешник.
  1. Внучка Дуня помогает по хозяйству
  2. Рождение жеребенка
  3. Спор богатого и бедного
  4. Загадки царя
  5. Отгадки Дуни
  6. Шелковая нить
  7. Цыплята
  8. Последняя загадка
  9. Дуня, сеть, заяц и перепелка
  10. Решение спора
  11. Будущий судья
  12. Золотой пес.
  1. Росла у стариков внучка Дуня, умная и работящая, но умерла старушка и осталась Дуня с дедом.
  2. Родился у дедовской кобылы жеребенок, а сосед себе его требует.
  3. Царь задал спорщикам загадки, которые Дуня решила.
  4. Царь задал Дуне еще три загадки и все девочка легко решила
  5. Дуня подсказала, как разрешить спор кобылы с мерином, и жеребенок достался деду
  6. Царь рассердился и послал за Дуней пса, но дед убил его.

Чему учит сказка "Умная внучка"
Сказка учит проявлять находчивость, ум, решительность и смелость. Учит прямо говорить то, что думаешь. Учит судить по чести, по справедливости. Учит не быть жадным. Учит не боятся сильных, если за тобой правда.

Отзыв на сказку "Умная внучка"
Мне понравилась эта сказка и конечно девочка Дуня, которая росла не по годам умная и смелая. Она и с работой лучше всех справлялась и любые загадки решала на раз. Она сумела посрамить самого царя и не побоялась вести с ним прямые разговоры. Это очень честная и принципиальная девочка.

Пословицы к сказке "Умная внучка"
Не бойся суда, а бойся неправедного судьи.
Суд крив, коли судья лжив.
Карман сух, так и судья глух.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
И сила уму уступает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Умная внучка"
Жили-были старик со старухой и была у них внучка Дуня. Не то что бы красавица, но работящая и добрая.
И вот собрались как-то старики на базар, стали думать как им быть. Кто в доме в их отсутствие хозяйничать станет. А Дня им и говорит, что сама со всем справится. И обед сделает, и за птицей последит, и в избе приберет, и даже сено поворошит, пока жара стоит.
Сомневаются старики, ведь всего семь лет девочке, а внучка их успокаивает: семь не два, это уже возраст.
Съездили старики в город, вернулись, смотрят и впрямь все чисто и прибрано.
Вскорости умерла бабушка и стал старик один с Дуней жить. Вот раз поехал он с богатым соседом на базар. Старик на кобыле, а сосед на мерине. И ночью родила кобыла жеребенка, а тот под телегу к богатому соседу и залез. Утром сосед радуется, мой мерин жеребенка родил.
Возмущается старик, виданное ли дело, чтобы мерин жеребят рожал.
Поехали соседи к царю, чтобы тот спор их рассудил. А царю до правды дела не было. Ему бы только развлечься. Вот и задает он спорщикам четыре загадки. Что на свете всех сильнее и быстрее, всех жирнее, всех мягче и всех милее. А пока отгадки нет, забрал царь и мерина, и кобылу, и жеребенка.
Богатый решил, что загадки простые и не стал волноваться. Бедный старик приходит домой, плачет, Дуне про загадки царские рассказывает. Дуня ему и советует, скажи мол царю, что сильнее всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего руки, а милее всего сон.
Богатый свои отгадки царю привез. Льстит ему, говорит, что сильнее всего царская кобыла, жирнее всего царский боров, мягче всего царские перины, а милее всего царский сын Никитушка.
Бедный же говорит отгадки, которые ему внучка подсказала. Удивился царь, решил дальше позабавиться. Дал старику шелковую нить и велел внучке отнести, чтобы та узорное полотенце из нее выткала.
Принес старик внучке нить, а та ему прутик от веника дает и велит отнести царю, да потребовать мастера, который из этого прутика кроены сделает, чтобы полотенце ткать.
А царь новую задачу подкидывает. Дает старику полтораста яиц и требует к следующему утру полтораста цыплят вывести.
Выслушала внучка новое задание, посмеялась, приготовила из яиц омлет и такой наказ старику дает. Пусть он попросит у царя однодневного пшена, которое в один день посажено, выращено и смолото.
Царь признал, что внучка умна, и решил дать ей еще более сложное задание. Потребовал, чтобы явилась к нему внучка ни пешком и ни на коне, ни голая и ни одетая, ни с пустыми руками и ни без подарка.
Дуня сходила в лес. Купила у охотников зайца, поймала перепелку, а утром к царю отправилась. Едет она на зайце, накинута на ней рыбацкая сеть, а в руках перепелку держит.
Протянула она царю перепелку, а та улетела. Видит царь, что его задание в точности выполнено и спрашивает, чем кормятся Дуня с дедом. А девочка отвечает, что дед на сухом берегу рыбу ловит, а она уху в горсти варит.
Рассердился царь, не может такого быть говорит. А Дуня отвечает, что и мерин не может жеребенка родить. Но царь не уступает, может чужой жеребенок прибежал, отвечает.
А Дуня советует проверить, пусть богатый сосед и старик поедут в разные стороны, за кем жеребенок побежит, та и мать его.
Побежал жеребенок за кобылой старика и отдал его царь старику. А сам Дуню спрашивает, если она сейчас такая умна, то кем она станет когда вырастет. Дуня и говорит, что станет судьей, чтобы царя судить.
Тут дед схватил внучку, на телегу и домой скорее. А царь велит золотого пса за стариком послать. Только не растерялся дед, кнутом пса отстегал, а потом оглоблей огрел. Свалился пес, а дед с Дуней домой воротились.
И поклялся дед никому не отдавать свою умную внучку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнили: Лахно О.Н. Шпаковская Е.Ю. Васильева В.В. Кайдалина Л.П. учителя н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнили: Лахно О.Н. Шпаковская Е.Ю. Васильева В.В. Кайдалина Л.П. учителя н.

 Платонов Андрей Платонович (Андрей Платонович Климентов) (1899 – 1951)

Платонов Андрей Платонович (Андрей Платонович Климентов) (1899 – 1951)

Он был старшим ребёнком в семье: помимо него было ещё девять детей. Дом их б.

Он сменил множество мест, начиная от подсобного рабочего и заканчивая слесар.

После войны Платонову негде жить, и он устраивается во флигеле Литературного.

После войны Платонову негде жить, и он устраивается во флигеле Литературного общества и работает дворником. У него появляется долгожданная дочь. Андрей Платонов умирает зимой 1951 года от туберкулёза.



Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была.

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказках сказывается, только умная она была и охотная к домашней работе. Вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть? Кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит? А Дуня им говорит: — Кто ж, как не я! Я и щи сварю и кашу напарю, я и корову из стада встречу и на ночь её обряжу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поворошу, пока вёдро стоит во дворе.

Да ты мала ещё, внученька, — говорит ей бабушка,— семь годов всего сроку тебе.

Да ты мала ещё, внученька, — говорит ей бабушка,— семь годов всего сроку тебе! — Семь—не два, бабушка, семь — это много. Я управлюсь! Уехали дедушка с бабушкой на базар, а к вечеру воротились. Видят они, и правда: в избе прибрано, пища сготовлена, на дворе порядок, скотина и птица сытые, сено просушено, плетень починен (дедушка-то два лета собирался его починить), вокруг колодезного сруба песком посыпано — наработано столько, словно тут четверо было. Глядят старик со старухой на свою внучку и думают: жить им теперь да радоваться! Однако недолго пришлось бабушке радоваться на внучку: заболела бабушка и померла. Остался старик один с Дуней.

Вот живут они одни, без бабушки. Дуня ублажает дедушку и всякую работу в хоз.

Вот живут они одни, без бабушки. Дуня ублажает дедушку и всякую работу в хозяйстве справляет одна; хоть мала была, да ведь прилежна. Случилось дедушке в город поехать, надобность пришла. По дороге он нагнал богатого соседа, тот тоже в город ехал. Поехали они вместе. Ехали-ехали, и ночь наступила. Богатый сосед и бедный Дунин дедушка увидели огонёк в придорожной избе и постучались в ворота. Стали они на ночлег, распрягли лошадей; у Дуниного дедушки-то была кобыла, а у богатого мужика — мерин. Ночью дедушкина лошадь родила жеребёнка, а жеребёнок несмышлёный, отвалился от матери и очутился под телегой того богатого мужика. Проснулся утром богатый. Гляди-ко, сосед, — говорит он старику,- у меня мерин жеребёнка ночью родил! Как можно!—дедушка говорит.--В. Камень просо не сеют, а мерин жеребят не рожает! Это моя кобыла принесла!

А богатый сосед: Нет,--говорит, — это мой жеребёнок! Кабы твоя кобыла принесл.

А богатый сосед: Нет,--говорит, — это мой жеребёнок! Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок-то и был бы возле неё! А то ишь где — под моей телегой! Заспорили они, а спору конца нету: у бедного правда, а у богатого выгода, один другому не уступает. Приехали они в город. В том городе в те времена царь жил. А царь тот был самый богатый человек во всём царстве, он считал себя самым умным чело- веком и любил судить-рядить своих подданных. Вот пришли богатый и бедный к царю-судье. Дунин дедушка и жалуется царю: Не отдаёт мне богатый жеребёнка, говорит-де, жеребёнка мерин родил! А царю-судье что за дело до правды: он и так и этак мог рассудить, да ему сперва потешиться захотелось. И он сказал: Вот четыре загадки вам--кто решит, тот и жеребёнка получит: ≪Что всего на свете сильней и быстрей?≫, ≪А что всего на свете жирней?≫, а ещё: ≪Что всего мягче и что всего милее?≫. Дал им царь сроку три дня, а на четвёртый день чтоб ответ был.

А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе и дедушкину лошадь с.

А пока суд да дело, царь велел оставить у себя во дворе и дедушкину лошадь с жеребёнком и телегой и мерина богатого мужика: пусть и бедный и богатый пешими живут, пока их царь не рассудит. Пошли богатый и бедный домой. Богатый думает: пустое, дескать, царь загадал, я отгадку знаю. А бедный горюет: не знает он отгадки. Дуня встретила дедушку и спрашивает: О ком ты, дедушка, скучаешь? О бабушке? Так ведь я с тобой осталась! Рассказал дедушка внучке, как дело было, и заплакал: жалко ему жеребёнка. А ещё, — дедушка говорит, — царь загадки за- гадал, а я отгадки не знаю. Где уж мне их от- гадать! — А скажи, дедушка, каковы загадки? Не умнее они ума. Дедушка сказал загадки. Дуня послушала и говорит в ответ: — Поедешь к царю и скажешь: сильнее и быстрее всего на свете ветер; жирнее всего — земля: что ни растёт на ней, что ни живёт — всех она питает; а мягче всего на свете руки, дедушка: на что чело- век ни ляжет, всё руку под голову кладёт; а милее сна ничего на свете не бывает, дедушка.

Через три дня пришли к царю-судье Дунин де- душка и его богатый сосед. Богаты.

Через три дня пришли к царю-судье Дунин де- душка и его богатый сосед. Богатый и говорит царю: Хоть и- мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал. Сильнее и быстрее всего— так это каряя кобыла из вашей конюшни: ко ли кнутом её ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего — так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка! Послушал царь-судья —и к старику бедняку: — А, ты что скажешь? Принёс отгадку или нет? Старик и отвечает, как внучка его научила. Отвечает, а сам боится: должно быть, не так он отгадывает; должно быть, богатый сосед правильно сказал. Царь-судья выслушал и спрашивает: Сам ты придумал ответ иль научил тебя кто? Старик правду говорит: Да где ж мне самому-то, царь-судья! Внучка у меня есть, таково смышлёная да умелая, она и научила меня.

Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему всё равно нечего. — Коли ум.

Царю любопытно стало, да и забавно, а делать ему всё равно нечего. — Коли умна твоя внучка, — говорит царь- судья,— и на дело умелая, отнеси ей вот эту ни- точку шёлковую. Пусть она соткёт мне полотенце узорчатое, и чтоб к утру готово было. Слыхал иль нет? Слышу, слышу! — отвечает дедушка царю.— Аль я уж бестолковый такой! Спрятал он ниточку за пазуху и пошёл домой. Идёт, а сам робеет: где уж тут из одной нитки целое полотенце соткать—того и Дунюшка не сумеет. Да к утру, ещё и с узорами! Выслушала Дуня своего деда и говорит: Не кручинься, дедушка, это не беда ещё! Взяла она веник, отломила от него прутик, подала дедушке и сказала: - Пойди к царю-судье этому и скажи ему: пусть найдёт он такого мастера, который сделает из этого прутика кроены, чтобы было мне на чём полотенце ткать. Пошёл старик опять к царю. Идёт, а сам другой беды ждёт, другой задачи, на которую и ума у Дунюшки не хватит.

Так оно и вышло. Дал царь старику полтораста яиц и велел, что- бы стариковска.

Так оно и вышло. Дал царь старику полтораста яиц и велел, что- бы стариковская внучка к завтрашнему дню полтораста цыплят вывела. Вернулся дед ко двору. - Одна беда не ушла, — говорит, — другая явилась. И рассказал он внучке новую царскую задачу. А Дуня ему в ответ: — И это ещё не беда, дедушка! Взяла она яйца, испекла их и к ужину подала. А на другой день говорит: — Ступай, дедушка, сызнова к царю. Скажи ему, чтоб прислал он цыплятам на корм однодневного пшена; пусть в один день поле вспашут, просом засеют, созреть дадут, а потом сожнут да обмолотят, провеют и обрушат. Скажи царю: цыплята другого пшена не клюют, того гляди, помрут. И пошёл дед сызнова. Выслушал его царь-судья и говорит: - Хитра твоя внучка, да и я не прост. Пусть твоя внучка явится утром ко мне — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка! Пошёл дед домой. ≪Эка прихоть!≫ — думает.

Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и го.

Как узнала Дуня новую загадку, то загорюнилась было, а потом повеселела и говорит: Ступай, дедушка, в лес к охотникам да купи мне живого зайца и перепёлку живую. Ан нет, ты не ходи, ты старый, ты уморился ходить, ты отдыхай. Я сама пойду — я маленькая, мне охотники и даром дадут зайца и перепёлку, а покупать их нам не на что. Отправилась Дунюшка в лес и принесла оттуда зайца да перепёлку. А как наступило утро, сняла с себя Дуня рубаху, надела рыбацкую сеть, взяла в руки перепёлку, села верхом на зайца и поехала к царю-судье.

Царь как увидел её, удивился и испугался: Откуда страшилище едет такое? Преж.

Царь как увидел её, удивился и испугался: Откуда страшилище едет такое? Прежде не видано было такого урода! А Дунюшка поклонилась царю и говорит: Вот тебе, батюшка, принимай, что принести велено было! И подаёт ему перепёлку. Протянул руку царь-судья, а перепёлка — порх! — и улетела. Поглядел царь на Дуню. Ни в чём,--говорит, — не отступила: как я велел, так ты и приехала. А чем вы, — спрашивает,- кормитесь с дедом? Дуня и отвечает царю: А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не становит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю! Царь-судья осердился: Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живёт? Где уху в горстях варят? А Дуня против ему говорит: А ты-то ль умён? Где это видано, чтобы мерин жеребёнка родил? А в твоём царстве и мерин рожает!

Озадачился тут царь-судья: А как узнать было, чей жеребёнок? Может, чужой заб.

Озадачился тут царь-судья: А как узнать было, чей жеребёнок? Может, чужой забежал! Осерчала Дунюшка. Как узнать?--говорит. — Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед—в другую. Куда побежит жеребёнок, там и матерь его. Царь-судья удивился: А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался? А коли бы ты по правде судил, — ответила Дуня, — тебе бы и богатым не быть. — Ах ты, язва!--сказал царь.--Что дале из тебя выйдет, когда ты большая вырастешь? А ты рассуди сперва, чей жеребёнок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду! Царь-судья назначил тут суд на неделе. Пришли на царский двор Дунин дедушка и сосед их богатый. Царь велел вывести их лошадей с телегами. Сел Дунин дедушка в свою телегу, а богатый в свою, и поехали они в разные стороны. Царь и выпустил тогда жеребёнка, а жеребёнок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Тут и суд весь. Остался жеребёнок у дедушки.

— Скажи теперь, кем же ты большая будешь? — Судьёю буду. Царь засмеялся: — За.

— Скажи теперь, кем же ты большая будешь? — Судьёю буду. Царь засмеялся: — Зачем тебе судьёю быть? Судья-то ведь я! — Тебя чтоб судить! Дедушка видит: плохо дело, как бы царь-судья не рассерчал. Схватил он внучку да в телегу её. Погнал он лошадь, а жеребёнок рядом бежит. Царь выпустил им вслед злого пса, чтоб он разорвал внучку и деда. А Дунин дедушка хоть и стар был, да сноровист и внучку в обиду никому не давал. Пёс догнал телегу, кинулся было, а дед его кнутовищем, кнутовищем, а потом взял запасную важку-оглобельку, что в телеге лежала, да оглобелькой его — пёс и свалился. А дедушка обнял внучку. — Никому, никому, — говорит, — я тебя не от- дам: ни псу, ни царю. Расти большая, умница! моя.


Урок способствует развитию читательского интереса у учеников младших классов. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Описание разработки

Цель:

познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;

развивать познавательный интерес, мышление, речь;

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;

пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.

– Проверить готовность к уроку.

– На доске запись:

– Разделите строчки на слова.

– Что вы заметили? Какие предложения получились?

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

– Есть ли на обложках книг фамилия автора?

– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?

– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?

Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.

– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).

– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар - птица, Сивка - бурка и т. д. )

Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:

наличие устаревших слов;

борьба добра и зла;

добро побеждает зло;

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые помогают развивать детскую эрудицию, стимулируют ученика.

Уровень материала достаточно высокой трудности, но он посилен каждому.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке литературного чтения, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применению логических операций, проведению сравнения героев и их поступков, классификации, нахождению причинных зависимостей, исследованию.

ВложениеРазмер
literaturnoe_chtenie.docx 28.39 КБ

Предварительный просмотр:

города Балаково, Саратовской области

Образцова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Номинация: Урок с использованием ИКТ

Открытый урок по литературному чтению

( с элементами исследования)

Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках.

Данная тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма.

В структуру урока включены разнообразные этапы, которые помогают развивать детскую эрудицию, стимулируют ученика.

Уровень материала достаточно высокой трудности, но он посилен каждому.

Деятельность, которой занимаются дети на уроке литературного чтения, способствует развитию учебно – познавательных умений: постановке и решению проблемных задач, применению логических операций, проведению сравнения героев и их поступков, классификации, нахождению причинных зависимостей, исследованию.

- закрепить понятия о русских народных сказках;

- учить различать положительных и отрицательных героев сказок;

- учить работать с сюжетом сказки;

- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;

- выделять особенности русской народной сказки;

- обучать художественному рассказыванию сказки;

- развивать фантазию, воображение, творческие способности;

- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать .

- Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся

№ 1 для учащихся 3 класса;

- карточки с пословицами;

- рисунки к сказкам;

- книги с русскими народными сказками;

- планшет со стихотворением Ф. Кривина « О чём – то скрипит

- шапки - маски для инсценирования;

- кроссворд с музыкальным сопровождением;

- плакат для орфографического чтения;

- толковый словарь С. Ожегова;

- диск с заданиями к уроку;

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация класса.

3. Орфографическая минутка.

- Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке :

в предложении , пересказана, предположим, предположить, мне кажется , содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю , я думаю , я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое .

- Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? ( С этих слов можно начинать ответы)

- Находчивая. Про кого так скажем? ( Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)

- Когда человек бывает несчастным? ( Когда у него горе, когда ему не везёт )

( Несчастный человек залился горькими слезами. Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)

( с. 40. Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное ).

- Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

( Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги ).

- Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. ( Будем сравнивать и делать выводы )

- Это главная цель нашего урока.

- А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.

6. Театрализация. Декламация .

О чём – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

( Выходит Сказочница в русском сарафане и платке )

Сказочница: Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.

- А чтобы попасть в эту удивительную страну, нужно назвать сказку, которая заканчивается словами:

«Сказка - ложь, да в ней намёк!

( Такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина )

7. Обобщение по теме.

- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание.

( Сказочница раздаёт каждой группе лепесток с заданиями, читает.)

- Пусть каждая группа представит свою сказку, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.

- Подготовьтесь читать по ролям разговор старшей дочери и Зелёного старика (с.17 – 18)

- Инсценируйте встречу двух братьев: бедного и богатого (с.21 – 22)

(Учитель выставляет книги с русскими народными сказками на доску:

- Как вы думаете, какие это сказки: народные или авторские? ( Ответы )

Вывод: Это сказки русские народные. У них нет автора. А принадлежат они целому народу.

2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

9. Работа в ТПО (тетради с печатной основой)

- У нашего цветка не хватает лепестков. Мы должны их собрать, и тогда совершится чудо. Наша цель – собрать цветок для Сказочницы.

- Которая из девушек больше понравилась Зелёному старику и за что?

- Укажите стрелками, к какой из дочерей стариков относятся слова из сказки.

Тест : - Каких людей в народе называют Радивыми?

  • Усердных, старательных, трудолюбивых.
  • Надменных, высокомерных.
  • Спесивых, неприветливых.
  • Писаных красавиц.

Сказочница: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

( Собираем волшебный цветок)

- Почему старики не захотели просить у Лесного Деда никакого богатства? Выбери правильный ответ:

- Какими людьми были старик и старуха? Укажите стрелками ( мудрые, добрые, скромные, трудолюбивые) ( с.10, №1)

- Объясни, почему в сказке употребляются именно эти слова, а не какие другие, близкие по смыслу.

Сказочница : Я считаю, что вы очень грамотно и быстро справились с заданием. Молодцы!

Индивидуальная работа ( 3 ученика получают задания на карточках, вопрос с.11, № 6)

Труд кормит, а лень портит.

Кто хорошо потрудится, тому есть чем гордиться.

Не разгрызёшь ореха – не съесть и ядра.

- А сейчас мы с вами послушаем ответы 2 группы.

- Представьте, что вы были в омуте, когда Зелёный старик вручал Ленивице шкатулку. Вмешались бы вы? ( Ответы 3- 4 человек )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению по программе "ШКОЛА 2100" направлен на развитие умения аргументировать свою точку зрения в работе над текстом. В ходе урока формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также умение работать в группах сменного состава.

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ι. Актуализация знаний.

Фонетическая разминка.

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Прочитайте с радостью, восхищением, злостью, удивлением, вопросительно.

- Что вы прочитали?

- Как вы думаете, почему для фонетической разминки я выбрала именно небылицы?

- Отгадайте, что за фразу зашифровал Афанасий, и вы узнаете тему нашего урока.

АКЗАСА ДУСОРЬМЮТ ТОГАБА.

(Сказка мудростью богата.)

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

МУДРОСТЬ - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
Умный - обладающий здравым умом, сообразительностью.

II. Развитие умений.

- Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)

. Подготовка к инсценированию 1-й части сказки.

– Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам.

Вариант сценария.

Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.

Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

Бедный (вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.

Богатый (хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.

Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.

Богатый. Пошли.

Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.

Бедный. Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле.

Царь (задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?

Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок, останавливается.

Богатый (с облегчением). Пойду-ка я к своей куме, совета у неё попрошу.

Дальше по книге, с. 20–22.

Инсценирование сказки.

Анализ выступлений учащихся:

– Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?

– Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?

– Что бы вы посоветовали другим исполнителям?

- а был ли автор? Как мы без него обошлись?

Выборочное чтение.

- Какой персонаж отсутствовал в сценке?

КУМА – крестная мать по отношению к родителям.

- Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.)

Чтение 2 части по ролям.

Работа с пословицами.

Ум - хорошо, а два – лучше.

Умный отличен от глупого.

Полна ума палата.

Смекалка и ум к победе ведут.

Плохи дела – где сила без ума.

- Что общего у пословиц?

2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.

- Были прочитаны три сказки. Какие?

- Что их объединяет? (Бытовые)

Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.

На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.

Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.

В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.

А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их.

Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на на с. 34.

Назовите правителей этих стран

Сколько в сказке загадок?

- как определить, где находится камень?

- как отличить молодого коня от старого?

-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?

- какое расстояние между востоком и западом?

- какое расстояние между небом и землёй?

- какое расстояние между правдой и ложью?

- что быстрее и сильнее?

- что всего жирней?

- что всего мягче?

- что всего милей?

Кому помогла мудрость?

Какие концовки у сказок?

“Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” - сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.

Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив.

Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.

Что ценит народ в героях сказок?

– Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?

Вывод. Мудрость всегда была в почёте. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состя­зание называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и гово­рили - бой загадок.

- Посмотрите на предложенные в кроссворде загадки, на какие две группы их можно разделить? (Авторские и народные загадки.)

РЕЗЕРВ: Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.

ΙΙΙ. Итог урока.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание (на выбор).

Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их. Определить самую мудрую.

Читайте также: