Конспект рассматривание и сравнение комнатных растений

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: продолжать знакомить детей с комнатными растениями.

Образовательные:

Формировать представления детей о комнатных растениях.

Учить детей сравнивать между собой комнатные растения, используя приём-моделирования.

Учить более точно описывать растения, отличая существенные особенности

Уточнить особенности ухода за растениями в зависимости от среды их происхождения.

Дать знания о размножении комнатных растений (детками, отростками)

Закреплять приём правильной посадки черенка.

Развивающие :

Расширять словарный запас детей.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями .

Материалы и оборудование : комнатные растения – плющ, фиалка, черенки растений для посадки, тряпочки, лейки, палочки для рыхления, горшочки с землёй. Карточки-модели.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте стихотворение

Зелёный у окошка

Среди осени цветёт.

Посмотрите - это крошки,

Вот гигант лесной растёт.

Как изящны эти листья,

Как нежны у них цветы,
Словно хмелем обвился

Стебель чудной красоты.

Воспитатель. Ребята, как называется этот цветок?

Воспитатель. А почему ему дали такое название? (У нег вьющийся, стелющийся стебель)

Воспитатель. Давайте рассмотрим листья, какого они цвета, формы, как расположены?

(Тёмно- зелёного цвета, сочные, толстые, твёрдые, овальной формы, гладкие, блестящие, расположены поочерёдно.)

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим на цветы, что можно про них сказать? (Мелкие, розовые, как бы собраны в зонтик)

Воспитатель . Почему плющ называют восковым? ( если дети затрудняются с ответом, то показываю свечку)

Воспитатель .Из чего она сделана? ( Свечка сделана из воска)

Воспитатель. Давайте посмотрим, что я сейчас делаю? Натираю бумагу воском.

Воспитатель. Что стало с бумагой после этого? (Она стала твёрдо, блестящей)

Воспитатель. Вы поняли, почему плющ так называют (потому, что листья твёрдые, блестящие, как будто бы натёрты воском)

Родина этого цветка Индия.(показываю иллюстрацию) Там где он живёт, круглый год в стране жарко, дождей мало, растениям не хватает воды ,но когда дожди выпадают, растения запасают много воды, поэтому и листья у плюща сочные, требуют малой поливки(в листьях у плюща большой запас воды) и поливать его надо редко?

Воспитатель .Когда нужно больше поливать летом или зимой? Почему?

Воспитатель. Как вы думаете, как нужно ухаживать за этим растением?

Воспитатель .Зачем рыхлить? (Чтобы хорошо проходила вода и корням легче было бы дышать и расти)

-Зачем протирать листья? ( Чтобы листья могли дышать)

Воспитатель. Как выдумаете где ему будет лучше, на окне или в тени? (на окне )

Воспитатель .Почему? Какой климат там, где его Родина? (Потому ,что там где его Родина много солнца, много света)

Воспитатель .Зачем нужно опрыскивать растения? (Чтобы растения были чистые)

Воспитатель .Правильно, но ещё потому, что в комнате воздух сухой, в нём мало влаги, поэтому растениям делают водную баню, опрыскивают цветок, чтобы воздух был влажным.

Воспитатель .Как такой цветок можно размножить? Из чего можно вырастить другое растение? (Семенами, черенком, листом)

Показываю лист фиалки.

Воспитатель .Угадайте, от какого цветка листок?

У нас в детском саду

Воспитатель. Найдите этот цветок в уголке природы.

Давайте сравним эти два цветка. Я приготовила для вас карточки-модели. Как вы думаете, о чём сначала будем говорить?

Дети рассказывают по очереди.

Физкультминутка.
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся)

Воспитатель. Вы сегодня узнали много нового и интересного.

Если мы будем нашим цветам создавать условия такие, как у них на Родине, они у нас будут расти и цвести и радовать нас своей красотой.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что у них общего? (Есть листья, стебель, корни, растут в земле, им нужен свет ,воздух, вода, за ними надо ухаживать.)

Воспитатель .Почему их называют комнатными?

Воспитатель .Как вы думаете, растения живые? (живые они питаются, растут, дышат, размножаются)

Воспитатель .Сегодня каждый посадит себе цветок, будет за ним ухаживать.

Черенки каких растений лежат перед вами?

Воспитатель .Как будем сажать растения? Давайте вместе вспомним.

1)Палочкой делаем лунку,

3)черенок сажаем до первого листа.

4)Легко прижимаем землю вокруг растения;

5)Накрываем черенок колбочкой, чтобы сохранилась влага;

6)Будем открывать ежедневно, чтобы проветривать .

В конце занятия вопросы:

-Что мы сегодня делали на занятии?

-Куда мы поставим наши растения?

-Где мы можем их использовать, когда они вырастут? (Подарить кому-нибудь, украсить помещения детского сада и т. д.)

Цель : Формирование умения: узнавать и называть комнатные растения, их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются.

Уточнить представление об особенностях строения комнатных растений;

развивать наблюдательность;

воспитывать у детей бережное отношение к растениям в процессе обследования и интерес к ним;

Закреплять умение узнавать и называть знакомые растения, по их характерным особенностям, называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели;

Развивать память, мышление, связную речь;

Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью.

Материалы и оборудование:

комнатные растения : Сансевиерия, Колеус;

карточки с изображением условий, необходимых для роста растений;

карточки с изображением материалов, необходимых для ухода за растениями;

модель строения цветка.

наблюдение за растениями экологического уголка;

рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);

Ход проведения НОД

Воспитатель: Ребята чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить вам надо отгадать загадку.

На окнах зеленеют

Воспитатель: Правильно, это комнатные растения.

Воспитатель: А почему они называются комнатные?

Дети: Эти растения растут в комнате, а не на улице, за ними ухаживает человек.

Воспитатель: Правильно. Для чего нужны комнатные растения? Дети: Очищают воздух, создают вокруг нас красоту.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вспомнить их строение, и как нужно ухаживать за комнатными растениями (обращает внимание детей на схемы строения и ухода за растениями).

Дети: Называют части растения (корень, стебель, лист, цветок). Растения нужно поливать, рыхлить землю, протирать листья от пыли.

- Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете все ли растения имеют одинаковое строение? За всеми нужен одинаковый уход?

Воспитатель: А чтобы это выяснить я предлагаю вам рассмотреть и сравнить два растения. Выставляет Щучий хвост (Сансевиерия) и Колеус.

Воспитатель: Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это – Щучий хвост (Сансевиерия) и Колеус.

Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения. Обращает внимание на Колеус.

- Какие листья у Колеуса?

- Посмотрите, какого они цвета, величины, формы?

Воспитатель обращает внимание на Щучий хвост.

- А какие же листья у Щучьего хвоста?

- Одинаковые ли листья у наших растений?

- Что у них разного?

Дети отмечают: что листья разные по форме, величине и цвету, а так же по уходу.

Воспитатель: А как выдумаете, для чего нужны листочки растениям?

(На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)

Воспитатель: Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?

Дети отмечают, что у Колеуса есть стебель, а у Щучьего хвоста нет.

- Чем похожи эти растения, что у них общего?

- Чем они отличаются друг от друга?

Воспитатель: Молодцы. А сейчас немного отдохнём.

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (Медленно подняться)

К солнцу потянулись, (Потянуться на носочках, подняв руки вверх)

Солнцу улыбнулись. (Улыбнуться)

К солнышку листочки (Повороты вправо-влево)

Повернут цветочки, (Вытянуть руки, соединить ладошки над головой)

Развернут бутоны. (Раскрыть ладошки-бутоны)

В солнышке утонут.

Воспитатель: Ребята, я чуть не забыла. Мне сегодня звонил Тихоня. Он просил помощи. На день рождения его брат Шалун подарил ему цветок, но он забыл, как он называется и как за ним ухаживать. Вот как он описал его мне:

Мягкий, бархатный листочек.

Ночью нежный аромат

Наполняет лес и сад.

Воспитатель: кто может назвать его?

Воспитатель: Молодцы. Я не сомневалась, что вы его узнаете, и поэтому попросила его не расстраиваться. Вы очень хорошо знаете это растение, оно есть у нас в группе.

Давайте поможем Тихоне. Мы запишем видео для него и расскажем, как ухаживать за Фиалкой.

Воспитатель: А кто мне подскажет, где у нас в группе находится Фиалка? (Дети вместе с воспитателем идут в экологический уголок).

Воспитатель включает камеру и записывает рассказы детей.

Воспитатель: Давайте расскажем, как ухаживать за растением. А если мы что-то забудем, в каждом растении у нас есть подсказка.

- Ребята, как называется это растение? (Фиалка).

Воспитатель: Расскажите, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение, чистить от пыли.

- Кроме видео, которое мы записали для Тихони, предлагаю сделать подсказку в Фиалку, которую он поставит в растение.

Дети садятся за стол и рисуют, как надо ухаживать за Фиалкой.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы отправим Тихоне видео и наши подсказки, и он узнает, что это за растение, и как ухаживать.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Поможем Зайчику вернуться домой. Цель: - Продолжать учить составлять число 10 из единиц. - Познакомить с обозначением числа 10..

Сансивьера (Тещин язык); Герань зональная, Фикус, аспидистра, традесканция: зебровидная, обыкновенная, фиолетовая; зигокактус (декабрист); хлорофитум: зеленый, белый; бегония.

Материалы и оборудование: комнатные растения – черенки растений (колонхоэ, традесканция, хлорофитум) для посадки, салфетки, лейки, горшочки, карточка с изображением сердцевины цветка, карточки-лепестки с последовательностью условий помогающие росту цветка, смесь грунта, щебень, сетка 2х2, этикетки с именами детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Образовательная: Познакомить детей с комнатными растениями. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по уходу за растениями.

Развивающая: Развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.

Словарная работа: стебель ( свисающий, прямой, листья (зубчатые, мохнатые, опушенные, соцветие.

Оборудование: комнатные растения 5 видов, лейки, салфетки, таз, опрыскиватель, мяч.

Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.

1. Рассматривание комнатных растений

Воспитатель: Ребята, посмотрите на растения, которые растут у нас в группе. Красивы ли они? Хорошо ли они себя чувствуют?

Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Правильно, комнатные.

2. Беседа о растениях

Воспитатель: У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Ребята, как называются, эти цветы?

Дети: фикус, ванька-мокрый, фиалка, кливия.

Воспитатель: Ребята, что же общего у всех этих растений?

Дети: Стебель, лист, цветок, корень.

Воспитатель: Можно сказать одним словом, общее строение. А что разного? (окраска, форма листьев, цвет) Молодцы!

Предлагаю детям сесть на стульчики и рассмотреть каждое растение с особым вниманием.

3. Рассказ воспитателя о каждом представленном растении

Фикус хорошо очищает воздух, Фикус поливается теплой водой,

Он любит свет, иначе у него замедляется рост и опадают листья. Его


листья аккуратно протираем салфеткой.

Фиалка – Листья бархатистые, овальной, округлой формы. Цветки у фиалки некрупные. Листья аккуратно щеточкой влажной протирать

Поливать его нужно очень осторожно и внимательно. Этот цветок не любит много влаги, но и не любит сухую почву.


Кливия — растение с длинными кожистыми листьями. Она любит свет. Поливать ее нужно чистой проточной водой, но не переливать. Листья протирать аккуратно тряпочкой



Ванька мокрый - Из названия понятно, что любит влагу, обильный полив, без которого нежные листочки быстро увядают и опадают при малейшем затрагивании, поэтому ухаживая за листочками, мы будем использовать опрыскивание.
Растение очень любит солнечный свет, а его недостаток может привести даже к гибели цветка.

4. Игра с мячом "Назови ласково"

Стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, корень – корешочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, яблоко – яблочко.

Воспитатель: Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. Вспомнили, как их зовут и что они любят. А теперь назовите мне, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?

Дети: Вода, свет, тепло, питательная почва.

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для чего нужно растения поливать?

Дети: Чтобы оно не засохло.

Воспитатель: Да, верно

Поливать надо аккуратно (по краю горшка, в корешок нельзя).

А какой водой нужно поливать? (только комнатной температуры).

А что еще нужно для жизни и роста растениям? Да, рыхлить.

А еще нужно убирать пыль с растений, чтобы они могли дышать. Давайте теперь с вами разделимся на 4 группы, чтобы помочь нашим растениям.

Дети поливают, рыхлят и протирают листочки.

Воспитатель: посмотрите, теперь как чувствуют себя наши растения, хорошо ли им?

Давайте повторим: О чем говорили, что делали, что больше всего понравилось. За Какими растениями сегодня ухаживали?

Читайте также: