Образ луки конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

- актуальность вопросов, связанных с образом Луки, в наши дни.

Воспитательные цели: акцентировать внимание учащихся на вопросах, поднятых автором:

- что делает человека человеком;

- что помогает и мешает ему жить;

- каковы пути к обретению человеческого достоинства.

Развивающие цели: умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Методические приемы: работа с текстом, проверка домашнего задания, лекция с элементом беседы, сопоставление различных точек зрения на образ Луки.

- Лукавый, корыстный, неискренний, обманчивый, притворный.

Вывод учеников.

Возможные ответы учеников.

С умирающей Анной. Он считает, что для нее в ее положении лучший выход – умереть.

Вопрос учителя.

Насколько значительно то, что сказал Лука Анне перед смертью? Какова его роль при этом?

Возможные ответы.

Анне предстоит смерть, то есть высший и последний акт человеческого существования, то, перед чем робеют и страшатся все. Разве безразлично, как умрет человек : как затравленный зверь, в ненависти к жизни или он и на это на все может наложить печать своей индивидуальности, характера и в гармонии уйти в мир иной.

Вот почему то, что делает Лука для Анны, есть акт священного уважения к человеку, его существованию.

Говорит он и с Актером, обещая ему излечение от алкоголизма в специальной больнице. Заканчивается все тем, что Актер покончил с собой.

Вопрос учителя.

Можно ли обвинять в его смерти Луку?

Беседует Лука и с Васькой Пеплом, предлагая ему уйти с Наташей в Сибирь и честным трудом зарабатывать себе на жизнь. И здесь все заканчивается трагически: он идет в Сибирь, но в качестве заключенного.

Вопрос учителя.

Почему Лука не беседует с Бароном и Бубновым?

Возможные ответы.

Вопрос учителя.

Изменились ли герои пьесы после общения с Лукой?


  1. В Актере обострил боль человека и пробудил человеческое достоинство.

  2. В Пепле разжег тоску по нравственно чистой человеческой жизни.

  3. Наташа не вернулась под кров Костылевского дома.

  4. Подобрел к окружающим и Клещ.

  5. Барон задумался над жизнью, которая прошла как во сне.

  6. Бубнов приходит в ночлежку добрый и щедрый, угощая всех.

Четвертое действие – это суд над Лукой. Что говорят герои пьесы о нем?

Горький создает сложный, противоречивый образ. С одной стороны, Лука – наиболее интересная среди персонажей личность. С другой, его сильные стороны (доброта, снисходительность, желание помочь) могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом.

Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная исследовательская работа, мультимедиа-презентация.

План урока

  • Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
  • Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
14. Домашнее задание. Сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).

1. Погружение (постановка проблемного вопроса и определение цели урока-расследования) Слайд №2

– Итак, сегодня нам предстоит выяснить, как трактовался и как воспринимается сейчас этот противоречивый образ. Сегодня мы занимаемся расследованием: изучением свидетельств, поиском собственного отношения и истолкования к герою пьесы.

2. Интерпретация образа Луки на сцене. Слайд №4

– К сегодняшнему уроку вы получили индивидуальные задания: найти информацию по отдельным вопросам. Первое задание – сценическая интерпретация образа Луки. Каким представляли Луку на сцене режиссеры и актеры, исполняющие эту роль? Наши исследователи воспользовались сетью Интернет, нашли там рецензии, воспоминания очевидцев о спектаклях и сейчас расскажут нам о своих открытиях. (Индивидуальное задание: см. Приложение 2)

– Как видим, уйти от трактовки Луки как доброго, сострадательного человека трудно. Почему же сам Горький категорически настаивал, что его герой должен быть показан отрицательным, вызывающим неодобрение?

3. Определение темы-проблемы урока, задания. Слайд №9

Интерпретация образа Луки. Кто он: шарлатан или мудрый утешитель?

– Каким увидим Луку мы с вами? Какую трактовку выберем? Поскольку мы сегодня занимаемся расследованием, получим определенные результаты его, очень важно эти результаты обобщить и сделать вывод – у каждого он будет свой. Слайд №10

– Не только писатели думают над выбором имени для своего героя. Нередко люди уже во взрослые годы получают новое имя. Кто-то из-за неблагозвучия старого, кто-то в конспиративных целях. А священнослужители получают, помимо мирского, еще и церковное имя. Был в нашей российской истории такой человек, врач по образованию и священник по призванию. Это превосходный хирург, ученый Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, спасший немало жизней. Он же архиепископ Лука, после смерти причисленный к лику святых. И на том, и на другом поприще проявил он себя человеком, который не на словах, а на деле проявляет доброту, заботу о других людях.

5. Оценка Луки обитателями ночлежки. Слайд №14

– Нельзя нам обойтись без свидетельств тех людей, которые лично были знакомы с этим таинственным старцем, на себе испытали его влияние. Найдите в тексте, как отзывались о Луке до и после его ухода другие персонажи?

Пепел: Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…
Барон: …Шельма ты!
Василиса: Прохожий…тоже! Говорил бы – проходимец…все ближе к правде-то…
Анна: Гляжу я на тебя…на отца ты похож моего…на батюшку…такой же ласковый…мягкий…
Пепел: Старик! Зачем ты все врешь. Там у тебя хорошо, здесь хорошо…ведь врешь! На что?
Бубнов: …много он врет…и без всякой пользы для себя…Старик уж…Зачем бы ему?
Актер: А – где старичок…милый старикашка.
Наташа: Добрый ты, дедушка…Отчего ты – такой добрый?
Костылев: А ты…какой ты странник. Пачпорта не имеешь…Хороший человек должен иметь пачпорт…Все хорошие люди пачпорта имеют…да.
Сатин: Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать…а – зачем?
Настя: Хороший был старичок…Он все видел, все понимал…
Клещ: Он…жалостливый был…
Татарин: Старик хорош был…закон душе имел!
Сатит: …для многих был… как мякиш для беззубых..
Барон: как пластырь для нарывов…
Сатин: Это все старик…навинтил Актера…понимаешь, Барон.
Барон: Старик – глуп…
Сатин: Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…
Клещ: Поманил их куда-то…а сам – дорогу не сказал…
Барон: Старик – шарлатан…
Клещ: Правды он …не любил, старик-то… Очень против правды восставал…

*** В связи с этим мне хочется рассказать вам реальную историю, произошедшую с уже знакомым вам Архиепископом-врачом Лукой.
Сохранились свидетельства очевидцев его разговора с главой Ташкентской ЧК Петерсом, имевшим репутацию свирепого человека, руки которого были обагрены кровью. Петерс спросил профессора:
– Как это вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей?
– Я режу людей во имя их спасения, – ответил священник, – а во имя чего их режете вы?
– Но как вы можете верить в Бога? Разве Вы Его видели?
– Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет?

Интересная история к вопросу о вере, истине и их доказательствах, не правда ли?

Актер – лечебница для алкоголиков.
Пепел – возможность заново построить честную жизнь в Сибири, где можно найти работу.

– Сейчас еще одно очень интересное свидетельство – ранний рассказ Горького, не известный широкому читателю, но весьма любопытный для нас с вами сегодня.
– Всегда ли уважаемый писатель считал людей, пытающихся помочь ближнему, показав ему красивое будущее, жуликами?

7. Сатин о Луке. Слайд №15

– Есть в этом произведении герой, свидетельства которого откроют нам глаза на многое. Что это за герой?

Анализ эпизода – монологи Сатина. Выразительное чтение монологов Сатина.

8. Горький и Ницше. Идея Сверхчеловека. Слайд №16

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

9. Актер

– Итак, думаю, мы уже достаточно получили Свидетельств и уже можем вынести каждый свой Вердикт.

– А сейчас провокационный вопрос, господа присяжные заседатели.
– Кто из этих героев (Данко, Лука, Сатин) более симпатичен Горькому?
– Кто из них несет черты самого писателя?

13. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся

14. Домашнее задание. Слайд №21

– Вы расстаетесь с героями пьесы совсем не надолго. Дома вам предстоит еще раз наедине с собой поразмышлять над теми философскими проблемами, которые поставил в ней Максим Горький. Ваше домашнее задание – написать сочинение на тему: "Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может" (И.Ф. Анненский).
Это уже иная сторона обсуждаемой нами сегодня проблемы, но, думаю, вам найдется, о чем поразмышлять в своем сочинении. Успеха!

- актуальность вопросов, связанных с образом Луки, в наши дни.

Воспитательные цели: акцентировать внимание учащихся на вопросах, поднятых автором:

- что делает человека человеком;

- что помогает и мешает ему жить;

- каковы пути к обретению человеческого достоинства.

Развивающие цели: умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Методические приемы: работа с текстом, проверка домашнего задания, лекция с элементом беседы, сопоставление различных точек зрения на образ Луки.

- Лукавый, корыстный, неискренний, обманчивый, притворный.

3. Вопрос учителя:

- Кому из героев пьесы нужен Лука?

- Кто из ночлежников верит ему?

4. Составление таблицы:

Покончил с собой.

В Актере обострил боль человека и пробудил человеческое достоинство.

Идет в Сибирь, но в качестве заключенного.

В Пепле разжег тоску по нравственно чистой человеческой жизни.

5. Вопрос учителя:

- Кто из героев пьесы Луке не верит? Кому не нужна его ложь?

Возможные ответы учащихся:

6. Слово учителя:

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю Вам ознакомиться с 3-мя точками зрения на трактовку этого образа:

, даже высмеивания Луки. (В.А.Чалмаев)

7. Письменная самостоятельная работа:

- Вы должны выбрать для себя наиболее верную точку зрения и привести 5 аргументов в её защиту.

8. Подведение итогов урока:

литературы в 11-м классе на тему:

«Роль образа Луки в пьесе М. Горького

Конспект урока составила

Богданова С. П.,

учитель высшей

квалификационной категории,

«Почетный работник общего

город Сосновый Бор

Роль образа Луки в пьесе М. Горького

Цели урока: выявить гуманистическую позицию автора:

- актуальность вопросов, связанных с образом Луки, в наши дни.

Воспитательные цели: акцентировать внимание учащихся на вопросах, поднятых автором:

- что делает человека человеком;

- что помогает и мешает ему жить;

- каковы пути к обретению человеческого достоинства.

Развивающие цели: умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Методические приемы: работа с текстом, проверка домашнего задания, лекция с элементом беседы, сопоставление различных точек зрения на образ Луки.

- Лукавый, корыстный, неискренний, обманчивый, притворный.

Вывод учеников.

Возможные ответы учеников.

С умирающей Анной. Он считает, что для нее в ее положении лучший выход – умереть.

Вопрос учителя.

Насколько значительно то, что сказал Лука Анне перед смертью? Какова его роль при этом?

Возможные ответы.

Анне предстоит смерть, то есть высший и последний акт человеческого существования, то, перед чем робеют и страшатся все. Разве безразлично, как умрет человек : как затравленный зверь, в ненависти к жизни или он и на это на все может наложить печать своей индивидуальности, характера и в гармонии уйти в мир иной.

Вот почему то, что делает Лука для Анны, есть акт священного уважения к человеку, его существованию.

Говорит он и с Актером, обещая ему излечение от алкоголизма в специальной больнице. Заканчивается все тем, что Актер покончил с собой.

Вопрос учителя.

Можно ли обвинять в его смерти Луку?

Беседует Лука и с Васькой Пеплом, предлагая ему уйти с Наташей в Сибирь и честным трудом зарабатывать себе на жизнь. И здесь все заканчивается трагически: он идет в Сибирь, но в качестве заключенного.

Вопрос учителя.

Почему Лука не беседует с Бароном и Бубновым?

Возможные ответы.

Вопрос учителя.

Изменились ли герои пьесы после общения с Лукой?


  1. В Актере обострил боль человека и пробудил человеческое достоинство.

  2. В Пепле разжег тоску по нравственно чистой человеческой жизни.

  3. Наташа не вернулась под кров Костылевского дома.

  4. Подобрел к окружающим и Клещ.

  5. Барон задумался над жизнью, которая прошла как во сне.

  6. Бубнов приходит в ночлежку добрый и щедрый, угощая всех.

Четвертое действие – это суд над Лукой. Что говорят герои пьесы о нем?

Горький создает сложный, противоречивый образ. С одной стороны, Лука – наиболее интересная среди персонажей личность. С другой, его сильные стороны (доброта, снисходительность, желание помочь) могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом.

В чем актуальность пьесы в наши дни?

Домашнее задание.

Жена содрогается при мысли о том, чем занимается втайне ее муж, если он не курит, не пьет и не матерится. Из книги Э. Мёрфи «2 715 кор
ещё >>

Читайте также: