Конспект мягкий знак после шипящих на конце глаголов

Обновлено: 07.07.2024

3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей.

4) развивать умение прислушиваться к другому мнению

Тип урока: урок закрепления первичных знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека)

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера.

проверка готовности к уроку;

II . Запись домашнего задания

III . Словарная работа.

Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей)

Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? ( Толковый словарь)

Шифр – система знаков, цифр для секретного письма.

Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода.

Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет?

Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию.

Замени данные словосочетания глаголами начальной формы.

Очищать пол от сора –

Ничего не говорить-

IV. Повторение изученного материала материала.

Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе?

Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова.

(Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску)

Ь пишется Ь не пишется

1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1-

2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п.

. 2. У существительных муж. рода 2-

3. У имён прилагательных в краткой

V . Определение темы урока

Как вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу)

Сейчас я буду читать вам слова . В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь.

(2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях)

- дочь, луч, тишь, вещь;

- сторож, колюч, могуч, похож;

- много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь

- шутишь, ешь, чушь, несёшь

Проверка выполнения работы с пояснениями.

VI. Физминутка

VII. Работа в группах.

Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы.

( 5 групп 1. Существ 3-го склонения

2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п.

4. Существ муж. рода 2 - го склонения.

5. Прилагат. в краткой форме

Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)

Одна группа выполняет другое задание

Вставьте пропущенные слова.

Ведро дало …, и вода стала …

Надо растопить …, чтобы пирог …

Шила в мешке не …

Семь раз отмерь, один …

Проверка выполнения работы

VIII . Подведение итогов урока

- Чем мы занимались на уроке?

Что вам понравилось?

Что было трудно?

Спасибо за работу.

Список используемых материалов


Полный текст материала Конспект урока по теме "Правописание Ь после шипящих у глаголов", 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

содействует воспитанию культуры общения через работу в группах.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_k_otkryt_uroku.pptx 241.99 КБ
_znak_u_gl_posle_ship_4_kl.docx 29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Всё в наших руках

Подумай! Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ?

Тема урока Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

Какой частью речи являются выделенные слова ? Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Поспешишь - людей насмешишь.

Вывод: У глаголов 2 – го лица ед. числа после шипящих пишется мягкий знак!

Подумай! Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ? ь ь ь ь

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.

1 – ая группа: ненавидишь - ? сядешь - ? хвалишь - ? найдёшь - ? строишь - ?

2 – ая группа: лопатой - ? косой - ? карандашом - ? солью - ? краской - ?

3 – я группа: зелень - ? крик - ? ошибка - ? обед - ? шум - ?

Проверьте: ненавидишь – люб ишь сядешь – встан ешь хвалишь – руга ешь найдёшь – потеря ешь строишь – лома ешь

Проверьте: лопатой – копа ешь косой – кос ишь карандашом – рису ешь солью – сол ишь краской – крас ишь

Проверьте: зелень – зелене ешь крик – крич ишь ошибка – ошиба ешь ся обед – обеда ешь шум – шум ишь

Проверь себя: 1 + 2 + 3 – 4 + 5 –

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Сергиев Посад

Урок русского языка по теме:

Составитель: Степанова Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

-организовать пространство поиска, диалога, творчества;

-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

-карточки с заданиями, маркеры;

Долгожданный дан звонок,

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №2)

  1. Актуализация знаний учащихся
  1. -Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

-В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.

Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

1-ая и 3-я группы: -Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером.

2 – я группа: - Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.

Оборудование: - лепестки со словами (для 3-х групп);

На доске: - магниты;

-сердцевинки цветов (3 шт);

- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.

Лепестки для 1 –ой и 2-ой групп : Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Лепестки для 3-ей группы: Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…, горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…

( Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта )

  1. Защита мини-проектов.
  1. 1-ая группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (ж.р)

- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

  1. 2-ая группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (м.р)

-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

  1. 3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.

-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) ( У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)

  1. –Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился. Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. ( У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы ).
  1. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
  1. – Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? ( Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке )

Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? ( глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? ( Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? ( необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? ( Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? ( Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа .)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? ( ответы учащихся )

  1. Поиск решения проблемы.
  1. –Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)

( 1-ая группа – первая пословица , 2-ая группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)

-Какой частью речи являются выделенные слова? ( глаголы)

-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)

-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа ( пишется Ь )

  1. -Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) ( слайд №6)

-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? ( слайд №7)

-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

-Что вы можете рассказать об этих глаголах? ( Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

На доске : пять иллюстраций с изображением различных действий.

-Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед.числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч-. у доски)

- Выделите личные окончания глаголов.

- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).

- В чем сомневаетесь? ( разбор задания)

- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

- Обратите внимание на экран.

( Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? ( В форме 1 –го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение. ( 1 уч.-у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Подчеркните грамматическую основу.

-Выделите личные окончания глаголов.

-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

  1. Работа с учебником.
  1. -Откройте учебник на стр. 63

-Прочитайте здание к упражнению №132

-О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (о дне рождении)

-Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.

-Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.

(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)

Ученица : День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.

В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.

Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.

Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. ( слайд №9)

Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.

Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет. ( слайд №10)

День рождения для многих является самым долгожданным праздником.

В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.

Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.

-Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)

-Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч.- у доски)

Ждешь, мечтаешь, позовешь, встречаешь, проведешь, накроешь, уберешь, помоешь.

-Все ли глаголы выписаны?

-Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (у глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)

-Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.

-Молодцы! Оцените свою работу.

На столах: карточки с заданиями.

  1. 1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа .(слайд №12)

3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)

1-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность ( слайд №14)

2-ая группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность (слайд №15)

3-я группа – зачитывает пары слов

-Проверьте грамотность ( слайд №16)

-Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?

-Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. –Давайте подведем итог урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? ( пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? ( Да, знаем)

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

-Какие вы молодцы!

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы! Оцените свою работу.

-Слово старшим групп : чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

  1. –Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

На доске: смайлики

-Спасибо всем за урок. ( слайд №18)

- Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания ( в столбик ).

На доске: желаеш(?) удачи

-Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.

-Какой частью речи являются записанные вами слова? ( глаголами)

-Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов?

(В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица, ед.числа.

Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

-организовать пространство поиска, диалога, творчества;

-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

-карточки с заданиями, маркеры;

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №1)

Актуализация знаний учащихся

Орфографическая пятиминутка. (Проверка, слайд №2)

-Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Повторение изученного о правописании мягкого знака после шипящих.

Работа в группах.

1-я, 2-я группы

-Должны отобрать слова, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером и не пишется.

Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Должны отобрать слова, в которых не пишется Ь после шипящих.

Туч…, стрич…, береч…, задач…., рощ…, дач…, испеч…, прилеч…, увлеч…

(Дети доказывают свой выбор)

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

Внимание на экран: (слайд №3)

Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)

- Вспомните все, что вы знаете о глаголе.

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)

Поиск решения проблемы.

–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)

-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)

-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)

-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)

-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)

-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на

конце данных глаголов? (слайд №7)

Физкультминутка

-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

Включение в систему знаний.

Работа над предложением. (слайд №8)

- Обратите внимание на экран.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)(слайд 9)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Подчеркните грамматическую основу.

-Выделите личные окончания глаголов.

-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)

Физкультминутка.

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 92

-Прочитайте здание к упражнению №149

-Какую орфограмму надо знать, чтобы верно вставить буквы в этих глаголах?

-Спишите данные слова, вставляя нужные буквы.

(Работа в парах, взаимопроверка)

Работа в группах.

1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

Итог урока. Рефлексия.

–Давайте подведем итог урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

-Какие вы молодцы!

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

–Проверьте себя: (слайд №17)

-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы! Оцените свою работу.

–Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МО учителей начальных классов МКОУ СОШ № 2 г Дигоры

hello_html_m7d8100c0.jpg

Учитель: Гецаева Л П

Тема . Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

Цель: Познакомить с новой орфограммой и формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов, оканчивающиеся на шипящую;

способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Задачи :

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

Познакомить с новой орфограммой правописания глаголов во 2 лице единственного числа

Упражнять в узнавании орфограммы в словах

Написание глаголов во 2 лице единственного числа

Планируемые результаты :

Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи

Применять при письме орфографические правила: употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

Метапредметные:

Способствовать формированию умения работать в паре, в группе, воспитывать чувство взаимопомощи;

Акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле

Регулятивные:

Определять цель задания, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания

Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические ошибки, оказывать взаимопомощь

Оценивать результаты собственной деятельности

Познавательные:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы

Дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты)

Коммуникативные:

Владеть диалоговой формой речи

Формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока : О.Н.З.

Форма проведения: диалоговая, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе !

Улыбнитесь и поприветствуйте наших гостей!

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок!

-Прочитайте высказывание на доске.

-Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (1938 г.).

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж (Чкалов, Байдуков, Беляков) был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).

-Давайте врнемся к нашему высказыванию.

- Как вы понимаете это высказывание?

-В чем человек может быть лучшим?

-В чем же вы, мои ученики, можете быть лучшими?

-Постарайтесь сегодня на уроке показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.

Дети записывают в тетрадь дату, место работы.

Чистописание с орфографической нагрузкой.

Чистописание.

Что общего в написании этих букв?

Запишите под диктовку словарные слова с заданием.

Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики записывают слова и в каждом слове подчеркивают определенную букву.

-В слове готов подчеркнуть букву, обозначающую звонкий согласный звук.

- В слове аллея подчеркнуть букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий.

- В слове бассейн подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук в 1 слоге.

- В слове горизонт подчеркнуть букву, обозначающую звук согласный, звонкий, твердый в 1 слоге.

- В слове директор подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук в 3 слоге.

- В слове альбом подчеркнуть букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий. Какое получилось слово из подчеркнутых букв?

-Оцените свою работу. ( На полях в тетради: круг зеленого цвета – нет ошибок, круг желтого цвета – 1-2 ошибки, круг красного цвета – 3 и более ошибок).

-А вы помните, что м глагол?

-Проверим. ( Работа в группах )

-Как вы считаете, все ли вы уже узнали о глаголе?

-Продолжим наше знакомство.

1.Глагол – это _______________________, которая называет __________________________ и ли ______________________________ и

отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Обязательный, постоянный признак глагола – это ___________________

2. На вопрос что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы _________________________________ вида.

На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы ____________________________ вида.

3. Глагол имеет следующие формы: _________________________

4.Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы _________________

И образуются с помощью ________________________

5. Какая часть слова не включается в основу глаголов? _______________

Актуализация знаний.

-Продолжим наше знакомство. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Упустишь минуту- потеряешь час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Поспешишь – людей насмешишь.

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

-Есть ли в пословицах глаголы?

-Выпишите их. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят? Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)

-Что заметили в написании глаголов?

Постановка учебной задачи.

-Какой возникает вопрос? (В каких случаях у глаголов после шипящих пишется мягкий знак)

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак после шипящих в глаголах)

- Какие цели поставите перед собой?

Открытие учащимися нового знания. (работа в группах)

-Предлагаю вам побыть в роли исследователей. У вас всё получится, если будете работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

-Обсудите в группах в каких случаях пишется мягкий знак на конце глаголов ?

После обсуждения в группах учащиеся представляют результат своей работы.

– Какой вывод можно сделать?

- Как можно проверить, верно ли, ваше предположение?

-Проговорим алгоритм написания Ь после шипящих у глаголов. (Определим часть речи, если это: глагол, то ь знак пишется во всех формах)

- Сравните свои предположения с правилом в учебнике на стр. 108.

(учащиеся читают правило и делают выводы)

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А) В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.

Б) Работа по учебнику: стр.108 упр.2 ( Задание выполняется по цепочке с комментированием).

- Оцените свою работу (на полях)

- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?

- У кого задания не вызвали затруднений?

- Какой вывод вы можете сделать для себя?

Работа в парах.

В тетради на печатной основе таблица, в которой даны истинные и ложные высказывания. Истинное отметить +, ложное -.

В словах стрич_, береч_, стереч_, жеч _ нужно писать ь, так как это глаголы

В словах печ_, вещ_, молодёж_, роскош _ нужно писать ь , так как это имена существительные 3 склонения

В словах хорош_, свеж_, горяч_, пригож _ не нужно писать ь, так как это имена существительные 1 склонения

В словах заплач_, обознач_, спряч_, съеш _ нужно писать ь , так как это глаголы

- Какие высказывания ложные?

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Самостоятельная работа с самопроверкой .

Работа по учебнику стр.109 упр.3 (по окончании работы проводится самопроверка на доске)

- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?

- У кого задания не вызвали затруднений?

- Какой вывод вы можете сделать для себя?

Включение нового знания в систему знаний. Задания по выбору.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

-Вспомните о написании мягкого знака после шипящих в словах других частей речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

  • : общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.

Подготовила и провела

учитель 4 класса

2014-2015 уч. год

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Читайте также: