Конспект урока простейшие 7 класс простейшие

Обновлено: 04.07.2024

1. Способствовать изучению особенностей строения одноклеточных животных (простейших)
2. Подвести учащихся к пониманию единства органического мира.
3. Закрепить умение работать с микроскопом.
4. Использовать активные формы и приемы работы с целью проявления личного уровня зунов.

Понятия: Одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник,

1. На каждую парту микроскоп.
2. Таблицы “Простейшие” “Хламидомонада”.
3. Микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”, “Туфелька”.

1. Вступительное слово учителя:

Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?

1) строение,
2) среда обитания,
3) как дышат; как размножаются; как передвигаются? На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.

2. Изучение нового материала.

2) Изучение строения простейших.

– Приготовьте таблицу (1) как на доске. Надписи сделайте точно также.

– Какие особенности строения можем отметить у каждого организма, рассматривая микропрепарат, читая текст, стр. 11, 14, 16 и рассматривая рисунки (1, 4, 7). Обсуждаем в парах, (на каждой парте какой-то препарат) и зарисовываем на доске и в тетрадях.

4. Внимательно рассмотрите рисунок в тетради. Чем отличаются эвглена от амебы и туфельки.

5. Сравним ее с хламидомонадой (Таблица на доске).

– Наблюдается большое сходство, что указывает на родство между растительным и животным миром.

6. Как вы думаете, в какой среде могут жить эти животные и почему?

– В воде, потому что имеют очень тонкую оболочку, которая не может защитить их от потери воды.

7. Уточним сведенья о среде по учебнику, обсудим в парах, выскажемся, занесем таблицу.

8. Питание простейших.

Вспоминаем, на какие группы делятся по способу питания. Работаем в группах. Озвучиваем.

Читаем статьи в учебнике стр. 11–1 ряд; стр. 14–2 ряд; стр. 16–3 ряд. Рассказываем у настенной таблицы. Заносим в таблицу пункт “Питание”.

9. Дыхание простейших. Подумайте и скажите, как могут дышать эти животные? Объяснить.

– Через всю поверхность тела О2 поступает внутрь тела.

3. Закрепление. Обратим внимание на наши цели, что мы хотели узнать:

1) Какая среда обитания?

а) Из каких частей состоит клетка?

б) Что находится под оболочкой?

в) Что кроме цитоплазмы и ядра находится в клетке простейших?

3) Чем является клетка простейших?

4) Почему мы говорим о связи растительного и животного мира?

5) Каковы заслуги Левенгука перед наукой.

4. Домашнее задание: статьи на страницах 11,14,16.

5. Заключение. Спасибо всем за урок. Оценки! На следующий урок продолжим изучение.

Урок 2. Тема: Процессы жизнедеятельности простейших.

1. Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.

2. Закрепить понятие о систематике животных.

3. Развивать умение делать выводы и обобщения.

Понятия: Вид, класс, царство, обмен веществ.

2. Культура инфузорий.

3. Лабораторное оборудование.

4. Таблицы “ Простейшие”, “Хламидомонада”.

5. Лабораторное оборудование.

7. Аппликации “ Размножение”.

I. Актуализация знаний (вопросы учителя)

1. Вспомним, какие цели вы выдвинули на прошлом уроке?

2. Какие из этих целей мы достигли?

4. Почему именно вода?

5. Как дышат? Какой газ используют?

6. Что общего в строении у всех простейших – (их тело состоит из одной клетки).

II. Изучение нового материала.

1. Передвижение туфельки. Рассматриваем под микроскопом, читаем в учебнике стр. 11,14,16, обсуждаем в парах. Рассказываем о движении туфельки, амёбы, эвглены. Заносим данные в таблицу.

2. Деление простейших на классы.

Как связано наличие того или иного органа передвижения с принадлежностью к классу?

(Работаем в парах, используем настенную таблицу и таблицу в тетради). Делаем вывод, данные заносим в таблицу. Обращаем внимание на название вида.

Процессы обмена веществ.

Подумайте, обсудите в парах и скажите, какие вещества поступают в тело, а какие выделяются и как.

Деление клетки. Коньюгация. Заносим пунктом 4 в таблицу.

4. Размножение – вспомните, как размножается хламидомонада. Учитель рассказывает о размножении простейших, используя аппликации. Заносим в таблицу пункт .

5. Раздражимость – посмотрите, что произойдёт, если вы в свой микроскоп положите хрусталик соли. (Вносим хрусталик к краю кожи).

6. Что наблюдаете?

Вывод: Животное обладает способностью реагировать на раздражители – это свойство раздражимости. Им обладают все. Амёбы плывут к бактериям. Эвглена плывёт на свет. Заносим в таблицу пунктом .

III. Заключение к уроку.

Мы с вами закончили изучение группы животных под названием простейшие.

1. Почему их так называют?

2. На какие классы делят и почему?

3. Какие свойства организма присущи простейшим?

IV. Домашнее задание.

Урок 3. Урок – путешествие “ По морям, по волнам”

Тема: Общая характеристика простейших”

1. Обобщить знания о простейших как одноклеточных животных.

2. Совершенствовать умения выделять главное.

1. “ Чемоданчик с карточками”

2. Магнитная доска

3. Иллюстрация “ 9 вал ”

4. Карточки счетчики (на каждого)

5. Аппликация “ Деление простейших “

6. Доска с карманчиком

7. Пакет с карточками “ Таксономические единицы”

8. Силуэты животных (у каждого)

Содержание урока. Звучит музыка “ По морям, по волнам “

“Что возьмем в дорогу”. В “ чемоданчике “ матроса находятся карточки с терминами, которым учащиеся должны уметь дать четкую формулировку : ложноножка, жгутик, реснички, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, циста, ротовое отверстие, глотка, раздражительность, обмен веществ. Эти карточки помещаем на магнитную доску.

Вопросы и задание для эрудитов (4б)

Какое животное здесь изображено? Какое значение имеет для него способность к передвижению?

2. Нарисована эвглена зеленая . Какое животное здесь нарисовано? Как оно питается?

3. Нарисована амеба . Как происходит у нее процесс размножения (по аппликации)?

III. Тренажер:

1. Восстанови порядок (4б) ,работа в паре, от каждой команды 2 человека

– На пару выдается конверт с карточками и доска с карточками. Разложить правильно.

Карточки класс (1шт) ,царство (1шт), животные (1), корненожки (1), эвглена(1), амеба (1), туфелька(1), зеленая (1) , обыкновенная (2).

Результат демонстрируется классу и обсуждается.

2. “Смотри, не забывай “– за каждый правильный ответ 0,5 балла, сигналят силуэтом животного

а) какое животное передвигается с помощью ложноножек?

б) у какого животного есть светочувствительный глазок?

в) у какого 2 ядра?

г) у какого животного есть жгутик?

д) у какого животного тело покрыто очень тонкой оболочкой?

ё) у какого животного есть реснички?

ж) какое может питаться как растение?

з) какое животное имеет две сократительные вакуоли?

к) какое животное захватывает пищу ложноножками?

л) у какого животного есть рот?

м) у какого животного есть 1 ядро?

н) какое животное является хищником?

о) образуются запасные питательные вещества?

п) имеет порошицу?

3. “Угадай, кто спрятался (5б) на каждого карточка со схемами. Узнать, какое животное под какой буквой (из таблицы пункт 4). Оцениваем по образцу (высший балл 5). Устно озвучиваем ответ .

4. “Отгадай задуманное животное (2б). На доске силуэты простейших . Учитель берет рисунок любого ( дети не видят, и отвечают только “да “ или “нет”). Вопросов каждая команда может задать не более 4. Например:

– У него есть хлоропласты?

– По способу питания это хищник?

– Имеет не определённую форму тела? – ответ “Амеба”

5. Кто лишний (3 балла). Работает группа из трех человек. Выдаются пакеты с изображениями: амебы, туфельки, эвглены, гидры, обозначенные буквами ( А,Б,С,Д)

– Назвать лишнее и объяснить почему.

6. Конкурс художников(2б). На классной доске изображены фрагменты тел простейших.

– Узнать, объяснить по какому признаку узнали .

IV. Подведение итогов – Мы преодолели уже много преград. Подсчитали свои достижения ( по командам) одной команде так держать, другой молодцы, третьей не сдаваться без боя, главные преграды впереди. Встречаемся на следующем уроке. Звучит музыка.

Урок 4. Урок – путешествие “По морям, по волнам”.

Тема: Многообразие простейших, их роль в природе и жизни человека.

1. Расширить знания учащихся о простейших животных.

2. Выяснить роль простейших в природе и жизни человека.

3. Совершенствовать умения учащихся оценивать свой труд.

1. Таблицы настенные

2. Карточки – задания

I. Учитель – наше путешествие продолжается. Нам осталось преодолеть несколько опасных мест – и мы у цели. Не забывайте отмечать свои достижения.

Звучит музыка “По морям, по волнам”.

II. На каждую парту 2 конверта. До черты – это обязательный уровень; После черты – повышенной трудности. Высший – более 10.

1. Эвглена, амёба, туфелька живут…

2. Их тело – это одна…

3. Клетка имеет 3 основные части…,…,…

4. При дыхании они поглощают…

5. Все они размножаются способом…

6. Кислород в тело простейших

7. Амёба и туфелька по способу питания…

8. Движение эвглены на свет и туфельки в сторону бактерий – это…

9. У эвглены есть…, поэтому она питается как…

10. При наступлении неблагоприятных условий у простейших образуется…

III. Препятствие “Шторм”. 14 баллов.

На каждую группу. Шуточный рассказ с ошибками.

“Дорогие мама и папа! Служба у меня идёт хорошо. При увольнении на берег я в парке увидел амёбу. Она росла на клумбе и была красивого изумрудного цвета. Возвращаясь на корабль, я решил отдохнуть на чистых трудах; Вода в них хрустально чистая. Вижу, плавают в ней маленькие прозрачные эвглены, все покрытые курчавыми ресничками. А вслед за ними, туфельки. И машут им своими жгутиками. Удивился я на такие чудеса, да и пошёл к себе на корабль.

Любящий вас сын Ваня.

IV. Цунами. 16 баллов.

Учащиеся берут любую карточку, на карточке выставлено высшее количество баллов.

Нарисована туфелька – подписать рисунок.

Ответить па вопросы.

1. Основная роль простейших в природе заключается в том, что они являются:

а) Основным кормом для рыб.

в) Образуют и выделяют кислород.

2. Туфелька передвигается, потому что у неё есть:

3. Пища у туфельки переваривается в:

а) сократительной вакуоли,

б) пищеварительной вакуоли,

в) ротовом отверстии.

4. Для удаления непереваренных остатков у туфельки есть:

5. При неблагоприятных условиях у туфельки образуется:

V. Рисунок эвглены – подписать.

VI. Заполнить таблицу.

7. Пищеварительная вакуоль

8. Сократительная вакуоль

9. Ротовое отверстие

VII. Рисунок амёбы – подписать.

VIII. Дайте определения следующим понятиям.

1. Сократительная вакуоль.

2. Пищеварительная вакуоль.

3. Светочувствительный глазок.

Учитель: Дорогие путешественники, вы храбро преодолевали все препятствия. Если вы набрали более 50 баллов, то вы благополучно прибыли домой с оценкой “5”; Если набрали более 40 баллов – хорошо; если более 30 баллов – удовлетворительно. Но если меньше, то, увы, вы остались в море. Но не огорчайтесь, пройдя подготовку, вы сможете доплыть до берега.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 7 класс Простейшие.doc

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Образовательные:

· сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

· выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие :

· развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

· развивать логическое мышление.

Воспитательные :

· воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

· профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4 )

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5 )


Видеоурок познакомит с систематическими группами простейших, их характерными признаками и строением. Основные понятия урока: простейшие; корненожки; радиолярии; солнечники; споровики; циста; раковина.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Простейшие"

Простейшие — это царство одноклеточных или колониальных эукариот, которые имеют гетеротрофный тип питания.

Вспомним, что эукариоты — это ядерные организмы, клетки которых содержат ядро. Значит, прокариоты безъядерные. И это важно знать, так как ядерные организмы более совершенны. Также в определении говорится о том, что прокариоты имеют гетеротрофный тип питания.

Вспомним, что гетеротрофы — это организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. А это значит, что они получают уже готовые органические вещества. То есть для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами.

Вспомним, что к органическим веществам относят: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и некоторые биологически активные вещества. А к неорганическим относят воду и минеральные вещества.


В сравнении с гетеротрофами, автотрофы, например, которые способны сами синтезировать органические вещества. Вспомним, кто относится к автотрофам. Это, в первую очередь, зелёные растения. Они способны создавать органические вещества из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом.

Вернёмся к простейшим. Среди них есть хищники, которые питаются одноклеточными или нитчатыми водорослями, микроскопическими грибами, а также другими видами простейших. Также микрофаги, способные питаться мельчайшими частицами, бактериями и детритом — мёртвым органическим веществом или разлагающимися остатками. Также среди простейших есть паразитические формы, которые существуют за счёт своих хозяев.

Некоторые простейшие способны и к фотосинтезу. Так, эвглена зелёная на свету способна к автотрофному способу питания, а в темноте — к гетеротрофному.

Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза.

Фагоцитоз — это захват твёрдых частиц пищи, а пиноцитоз — захват капелек жидкости с помощью ложноножек.

Итак, узнав немного о простейших, мы можем сказать, что простейшие — это ядерные организмы, которые потребляют уже готовые органические вещества.

Большинство простейших — это одноклеточные организмы. Рассмотреть их можно только с помощью увеличительных приборов. Но эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование. Простейшим свойственны все жизненные функции: дыхание, питание, выделение, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение.

Простейшие обитают в воде, влажной почве или в теле различных животных и человека.

Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных — это ядро и цитоплазма.

В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки, ― это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть.

Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения, например, выполняет пищеварительная вакуоль, а функцию выделения — сократительные вакуоли. Дыхание одноклеточных простейших осуществляется всей поверхностью тела.

Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения — порошицу —отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки пищи.

Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки, жгутики, реснички.

Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма.

А при половом размножении происходит слияние (копуляция) половых клеток гамет, мужской и женской особи, с образованием зиготы.

Простейшие с наступлением неблагоприятных условий способны образовывать цисту. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, но они могут оставаться жизнеспособными в течение десятков лет до наступления благоприятных условий.

При благоприятных условиях простейшее освобождается от оболочки и начинает вести подвижный образ жизни.

Систематические группы простейших

В 1676 году Антони ван Левенгук в микроскоп обнаружил группы одноклеточных организмов, не имеющих зелёной окраски. Их отнесли к типу простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки.

В XXI веке систематики относят простейших к животноподобным протистам, не придавая этой группе таксономического значения и ранга. Протисты классифицируются как эукариотические организмы.

Простейших обычно классифицировали по способам передвижения, хотя данная характеристика не отражает реального родства.

Простейшие животные, которые относятся к типу Саркожгутиконосцы, устроены наиболее просто по сравнению с остальными типами, так как это наиболее древние простейшие. Данный тип представлен двумя классами: Саркодовые, или Корненожки и Жгутиковые. Сегодня на уроке мы познакомимся с классом Саркодовые, или как их ещё называют — Корненожки.

Корненожки — это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек — выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, и в других организмах.

К корненожкам относятся: хорошо известные амёбы, раковинные амёбы и фораминиферы.


Существуют корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. Раковинка выполняет защитную функцию, её стенки пронизаны мельчайшими порами, через которые наружу выходят псевдоподии. Внутри раковинок находятся цитоплазматические органеллы и одно ядро.

Из паразитических корненожек наиболее опасна амёба дизентерийная — паразит человека, вызывающий кишечное заболевание.

Познакомимся со строением корненожек на примере амёбы обыкновенной, которая является представителем данного класса. Амёба — одна из крупных свободноживущих простейших. Амёбу можно увидеть невооружённым глазом, она имеет размеры примерно 0,5 мм. Живёт она в пресных водоёмах. Тело амёбы имеет все характерные для ядерной клетки особенности строения.

Попробуем рассмотреть под микроскопом представителя животного мира — амёбу обыкновенную. Это проба, взятая в озере. Возьмём каплю воды с её дна и нанесём на предметное стекло.

Амёба обыкновенная — это маленький (0,2—0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.

Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу.

Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.

Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.


Сюда относится всего несколько десятков видов простейших, часть которых обитает в пресной, часть в морской воде. Большинство солнечников — свободноплавающие в толще воды организмы, лишённые минерального скелета. Некоторые виды ведут прикреплённый к субстрату образ жизни.

Пищевые объекты солнечников разнообразны. Это могут быть различные простейшие (инфузории, жгутиконосцы), но также и мелкие многоклеточные животные (например, коловратки, мелкие ресничные черви). Если какое-либо мелкое животное или растение прикоснётся к псевдоподии — выросту цитоплазмы, то оно тотчас же прилипает к ней и очень скоро теряет способность двигаться.

К простейшим относятся и одноклеточные организмы, ведущие полностью паразитический образ жизни, — это споровики. Во время своего цикла развития они образуют особые стадии размножения, состоящие из зародыша, в большинстве случаев окружённого плотной оболочкой. Эти образования называются спорами. Отсюда и название класса. В споре может быть и один, и несколько зародышей.

Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения, а также в крови животных и человека, например, как малярийный плазмодий. Споровики приносят большой вред, снижая продуктивность сельскохозяйственных животных и вызывая их гибель.

С 1861 по 1881 г. с помощью микроскопа удалось установить все фазы развития малярии в крови человека. В начале XX в. обнаружили и переносчика малярии — комара из рода Анофелес. С этого же времени начали активно бороться с переносчиками болезни, поэтому теперь от малярии умирает значительно меньше людей, чем раньше. Однако и в настоящее время встречаются очаги малярии.

Простейшие жгутиконосцы

Простейшие жгутиконосцы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть и такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Некоторые учёные относят их к растительным жгутиконосцам. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток. Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает одноклеточную зелёную водоросль хламидомонаду.

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать, то есть сами синтезировать органические вещества и питаться как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент — хлорофилл.

Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные — готовыми органическими веществами.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмах). Например, известны трихомонада кишечная и лямблия, которые паразитируют в кишечнике человека и животных.

Обычно у простейшего трихомонады имеется пять передних жгутиков, один из которых направлен назад. У некоторых особей обнаруживается лишь четыре или три передних жгутика. Кроме того, один жгутик идёт вдоль мембраны и выходит за её пределы, как свободный рулевой жгутик.

Род простейших класса жгутиковых — трипаносомы — паразитические одноклеточные организмы, которые обитают в крови человека и животных. Переносчиком трипонасом являются насекомые. В частности муха цеце является переносчиком трипонасомы — возбудителя сонной болезни. Вспышки этой болезни регулярно происходят в некоторых регионах Тропической Африки.


Паразитические простейшие лейшмании поражают преимущественно кожу, слизистые оболочки и внутренние органы. Переносчиками лейшманий являются москиты.

К наиболее сложноорганизованным простейшим относятся инфузории. Среди них есть подвижные и прикреплённые формы, одиночные и колониальные.

Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий имеет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоёмах организмы довольно быстро передвигаются и обеспечивают себя питанием.

Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материалы для проведения урока (или цикла уроков) биологии в 7 классе по теме "Простейшие (Одноклеточные)". В материалах представлен конспект урока, вопросы для закрепления и контроля, дидактический материал по теме урока.

Сидоренкова Ю.В., учитель биологии

Материалы для проведения урока биологии в 7 классе

Одноклеточные, или Простейшие

Общая характеристика

К Одноклеточным или Простейшим относят группу мельчайших организмов, тело которых состоит из одной клетки. Эти клетки представляют собой самостоятельный организм со всеми характерными для него функциями (обмен веществ, раздражимость, движение, размножение).

Тело одноклеточных может иметь постоянную (инфузория-туфелька, жгутиковые) или непостоянную форму (амебы).

Основные компоненты тела простейших — ядро и цитоплазма. В цитоплазме простейших наряду с постоянными органоидами (митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и др.) имеются специальные органоиды (пищеварительная и сократительная вакуоли), выполняющие функции пищеварения, осморегуляции, выделения.

Почти все простейшие способны активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи ложноножек (у амебы и других корненожек), жгутиков (эвглена зеленая) или ресничек (инфузории).

Простейшие способны захватывать твердые частицы (амеба), что называют фагоцитозом. Большинство простейших питаются бактериями и гниющими органическими веществами. Пища после заглатывания переваривается в пищеварительных вакуолях. Функцию выделения у простейших выполняют сократительные вакуоли, или специальные отверстия — порошица (у инфузории).

Среди простейших встречаются виды с автотрофным, гетеротрофным или смешанным типом питания. У автотрофов имеются хроматофоры — органеллы, содержащие фотосинтезирующие пигменты, например, у вольвокса, смешанный тип питания — у эвглены зеленой. Гетеротрофные простейшие поглощают готовые органические вещества из окружающей среды. Среди них встречаются сапрофиты и паразиты.

Простейшие обитают в пресных водоемах, морях и почве.

Подавляющее большинство простейших обладает способностью к инцистированию, то есть образованию при наступлении неблагоприятных условий (понижение температуры, высыхание водоема) стадии покоя — цисты, покрытой плотной защитной оболочкой. Образование цисты — не только приспособление к выживанию при неблагоприятных условиях, но и к распространению простейших. Попав в благоприятные условия, животное покидает оболочку цисты, начинает питаться и размножаться.

Размножение простейших происходит путем деления клетки на две (бесполое); у многих наблюдается половой процесс. В жизненном цикле у большинства простейших чередуются бесполое и половое размножение.

Простейшие и их характерные признаки

Амеба, лучевики, фораминиферы, радиолярии

Нет или жгутики

Одноклеточных насчитывают свыше 90 000 видов. Все они эукариоты (имеют обособленное ядро), но находятся на клеточном уровне организации.

Разнообразие Простейших

Обыкновенная амеба. Типичный представитель саркодовых, обитатель пресных водоемов с илистым дном. Ее тело достигает в диаметре 0,1 мм и снаружи покрыто тончайшей плазмалеммой (плотная оболочка отсутс­твует). Форма тела непостоянная из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы — ложноножек. При помощи ложноножек животное движется, медленно перетекая с одного места на другое.

В процессе движения амеба наталкивается на мелкие пищевые части­цы (бактерии, водоросли, другие простейшие и т.д.), обтекает их своими ложноножками и втягивает внутрь цитоплазмы. Вокруг этого пищевого комочка образуется пищеварительная вакуоль. Пища переваривается с по­мощью пищеварительных ферментов, выделяемых цитоплазмой. Жидкие продукты переваривания поступают в цитоплазму, а непереваренные остат­ки выбрасываются из пищеварительной вакуоли наружу при ее приближе­нии к любому участку поверхности тела амебы.

Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Избыток воды и со­держащиеся в нем продукты обмена веществ удаляются при помощи сокра­тительной вакуоли, имеющей вид пузырька, который при достижении оп­ределенного объема изливает содержимое наружу. У обыкновенной амебы одно ядро. Размножение происходит путем деления клетки пополам. При высыхании водоема, охлаждении воды и других неблагоприятных измене­ниях среды амеба образует цисту.

Другие представители саркодовых — фораминиферы — обитатели мо­рей. Тело фораминиферы находится в защитной раковине, обычно извес­тковой. Через устье и многочисленные поры, пронизывающие стенки ра­ковины, высовываются ложноножки, которые, переплетаясь между собой, образуют ловчую сеть для добывания мелких организмов, служащих пищей фораминифер. Из раковин некогда живших фораминифер сформировались известняки, мел и другие осадочные породы, используемые в строительстве, сельском хозяйстве. Ископаемые фораминиферы имеют большое значение при поисках нефти и других полезных ископаемых.

Класс Жгутиковые. Класс объединяет простейших, органеллами дви­жения у которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка. Форма тела постоянная. К этому классу принадлежат как автотрофные, так и ге­теротрофные организмы. Размножаются жгутиковые продольным делением клетки пополам и половым путем.

Эвглена зеленая — типичный представитель жгутиковых. Живет в пресных водоемах, плавает с помощью единственного жгутика, расположенного на переднем конце тела. В цитоплазме эвглены имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл, который придает ей зеленую окраску и обуслов­ливает способность к фотосинтезу. Поэтому на свету эвглена питается как типичное растение, т.е. фототрофно. Помещенная в темноту, эвглена зеленая начинает использовать жидкую органическую пищу, т.е. питается гетеротрофно. Благодаря этой осо­бенности питания эвглена зеленая совмещает в себе признаки растения и животного. У основания жгутика расположен красный глазок — светочувствитель­ная органелла, обеспечивающая движение эвглены к источнику света. Как и у других пресноводных простейших, избыток воды и часть продуктов обмена веществ из тела эвглены удаляются при помощи сократительной вакуоли, расположенной в передней части клетки.

Инфузория-туфелька — типичный представитель инфузорий. Инфу­зории — это наиболее высокоорганизованные простейшие. Органеллами движения инфузорий служат реснички, по строению во многом сходные со жгутиками, но более короткие и многочисленные. Тело покрыто прочной эластичной оболочкой. Форма тела постоянная. У большинства инфузорий два ядра — большое и малое. Большое ядро регулирует процессы движения, питания и выделения. Малое ядро играет важную роль при делении клетки, выступая в качестве носителя наследственной информации. Бесполое размножение инфузорий осущест­вляется путем поперечного деления клетки пополам. Инфузория-туфелька — обитатель пресных водоемов, достигающая в длину 0,3 мм. Тело инфузории-туфельки имеет постоянную удлиненную форму с тупым передним и заостренным задним концами. Оболочка густо покрыта ресничками, расположенными рядами. Работают они синхронно. Питается инфузория преимущественно бактериями. Сбоку на теле нахо­дится ротовая воронка. С помощью околоротовых ресничек, выстилающих воронку, пищевые частицы загоняются в рот, расположенный в углублении воронки, а из него поступают в глотку. На дне глотки в цитоплазме образуется пищеварительная вакуоль. Сформированная пищеварительная вакуоль отде­ляется от глотки и увлекается током цитоплазмы. При обилии пищи и нор­мальных температурных условиях (около 15 °С) пищеварительные вакуоли образуются каждые 1—2 мин. По мере продвижения вакуоли пища в. ней переваривается и усваивается цитоплазмой, после чего пищеварительная ва­куоль подходит к заднему концу тела, где через специальное отверстие в обо­лочке — порошицу — непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу.

Функцию осморегуляции выполняют две сократительные вакуоли. Бесполое размножение, происходящее у инфузории-туфельки 1—2 раза в сутки, через несколько поколений сменяется половым процессом, проте­кающим по типу конъюгации. Простейшие — са­мый древний тип животных.

Вопросы и задания.

Дополните предложения:

Тело простейших состоит из одной ________________, которая выполняет все функции ____________________________________. Простейшие распространены__________________. Их одноклеточное тело может иметь разнообразнейшую__________________________ .

Основные функции одноклеточных как живых организмов: __________________________ . Простейшие могут питаться______________________и _______________________________________________

Для них характерно размножение ____________________________________ и половым __________________________________________ . При неблагоприятных условиях простейшие образуют ________________________________ .

Дыхание простейших осуществляется

_____________________________________________________. Передвигаются при помощи ____________________________________

Выделение непереваренных веществ происходит ________________________________________________ .

Читайте также: