Конспект занятия на белорусском языке в детском саду в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Учитывая то, что белорусский язык для белорусских детей является родным в основном по критерию идентификации, Н.С. Старжинская утверждает, что ее необходимо начинать изучать как можно раньше, с момента посещения ребенком учреждения дошкольного образования, путем введения в национально-культурный фон языка.

Основными формами работы по популяризации белорусского языка с дошкольниками являются, игры-занятия, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная работа, календарные народные праздники и развлечения, выставки детского рисунка, поделок из природного материала, чтение сказок, изготовление книг, театральных уголков, уголков нравственно-патриотического воспитания и мн. др. Развитие разговорной деятельности детей вначале осуществляется на малых формах белорусского фольклора (калыханках, загадках, считалках, пословицах, поговорках, потешках). В процессе ознакомления с белорусским языком идет работа над произношением специфических труднопроизносимых звуках белорусского языка. Играя в театры, дети расширяют, обогащают свой словарный запас, учатся связной речи. Разнообразие форм работы помогает дошкольникам осознать свою принадлежность к белорусской нации, прочувствовать неповторимый колорит нашей культуры, мелодичность звучания родного языка.

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина.

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры; владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный белорусский фольклор.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Давайте рассмотрим их.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во что одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы .

Ребята, Маня и Ваня хотят пригласить нас в гости к своим друзьям Олесе и Юрасю, которые живут в Республике Беларусь.

2. Основная часть.

Появляются куклы Олеся и Юрась.

Одна из славянских традиции встречать гостей с хлебом-солью. Вот Олеся и Юрась нас встречают по традиции с хлебом-солью.

Воспитатель: Дом строился из бревен: сосны, ели. Крышу делали из соломы, камыша, черепицы, а позднее из железа.

А теперь давайте заглянем вовнутрь дома.

  1. В правом или левом углу от входной двери стояла печь. Напротив ставилась лавка с деревянными ведрами для воды. иллюстрации
  1. Угол с иконами в доме назывался красным углом. В этом же углу ставились стол с лавками. иллюстрации
  2. Шкафов в доме не было, вещи хранили в сундуках, а посуду на деревянных полках. иллюстрации
  3. Кроватей в доме не было, строился настил из досок, который назывался полатями. Так же спали на печи, а летом на сеновале. иллюстрации

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают)

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые.

– Ребята, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский.

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, штаны, жилет, соломенная шляпа. И у тех и у других на ногах надеты сапоги.

Чтобы вы не забыли о сходствах и различиях народных костюмов Олеся и Юрась дарят вам эскизы белорусских костюмов.

3 часть - Ребята, Олеся и Юрась приглашают наших гостей на экскурсию в современную Беларусь.

1. (иллюстрация с изображением карты.) Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

2. (иллюстрация с изображением столицы Белоруссии.)

Ребенок - Главный город в Белоруссии – Минск. Это красивый благоустроенный город. В нем широкие улицы, хорошие дороги. Минск очень зеленый город в нем много деревьев и парков.

3. (иллюстрация с изображением президента.)

Ребенок : В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом Александром Лукашенко. Город, расположенный в самом центре страны.

4. (иллюстрация с изображением геральдики)

Воспит: - У Белоруссии, как у каждой страны имеется государственный флаг, герб и гимн.

Р ебенок : Государственный флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Около древка вертикально размещён белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.

Воспит. – Ребята, красный цвет символизирует цвет - цвет жизни и надежды . Зелёный цвет – полей, лугов, лесов. Белорусский орнамент - единство белорусского народа.

В Беловежской пуще произрастают большое количество видов растений, в том числе редких и исчезающих. Парк знаменит своими древними именными дубами, возраст которых превышает 500 лет. Есть древние сосны, ели.

В заповеднике обитает множество видов птиц. Некоторые из них занесены в Красную книгу - орлан-белохвост, черный аист.

6. (иллюстрация с изображением белорусской библиотеки)

Воспит: - Одна из главных современных достопримечательностей Минска Национальная библиотека Беларуси.

Воспит: Брестская крепость – крепость герой, которая встала на пути врага – первой. В этой крепости гитлеровские войска впервые получили настоящий жесткий отпор. Около месяца продолжалась оборона Брестской крепости.

Это крупнейший мемориальный комплекс мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наша экскурсия.

А сейчас давайте попрощаемся с Олесей и Юрасем. И вернемся в свое время.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшняя экскурсия?

Что нового и интересного вы узнали, посетив ее?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект занятия по английскому языку на цвета.


Для воспитателей детского сада.

Программное содержание: развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавател.



развивать уважительное отношение к животным.воспитывать чувство сострадания к животным.способствовать развитию любознательности, интереса, поиска решений.способствовать формированию научного мировоззр.

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты ; упражнять в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; формировать умение опре.



Кундас Светлана Григорьевна

Год исторической памяти


Референдум - 2022


Контакты

Гомельская область, Хойникский район, деревня Козелужье, улица Советская, дом №2
Открыть контакты

Новое на сайте

ООСиТ Хойникского райисполкома


Отдел образования Хойникского райисполкома








Хойнiцкiя навiны.


Хойникская ЦРБ


Хойникская ЦРБ



августовское педагогическое совещание

  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Состав профсоюзного комитета
  • Список членов первичной профсоюзной организации
  • План работы ППО
  • ОХРАНА ТРУДА
  • Информация для посетителей
  • Телефон доверия
  • Фото-отчеты

Агiнскi Мiхаiл Клефас (1765-1833).
Открыть раздел Беларускія кампазітары

  • ИНФОРМАЦИЯ
  • Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду
  • ДОШКОЛЯТАМГеометрия | В гостях у сказки | Поиграем. | Обучающие песенки для детей | Аудиосказки | Развивающие мультфильмы для малышей | Обучающие мультфильмы | Веселая математика | Учим алфавит | Учимся читать играя | Учим цвета | Информация для детей
  • Здравницы

Малашенко Наталья Викторовна Музыкальный руководитель Время работы: Вторник, четверг 8.30 - 17.00 Перерыв 12.30 - 15.00 тел.

Гавриленко Анастасия Николаевна Руководитель физического воспитания Время работы: Понедельник, среда 8.30 - 12.00 тел.

  • Государственная символика Республики Беларусь
  • 2 апреля- День единения народов Белоруссии и России
  • Государственные праздники Республики Беларусь
  • Нацыянальнае адзенне беларусаў
  • Беларускія арнаменты і іх змест
  • Ссылки на белорусские сайты.
  • Ілюстрацыі да беларускіх народных казак
  • Гуляем разам. Беларускія народныя гульні
  • Беларускія народныя танцы
  • Рубрыка "Прыгажосць беларускай мовы"
  • Партрэты беларускiх пiсьменнiкаў
  • Музыка Беларусі
  • Беларускія кампазітары
  • Размаўляй па-беларуску
  • 2016 - Год культуры
  • ГАРНИРЫ
  • МЯСНЫЕ И РЫБНЫЕ БЛЮДА
  • САЛАТЫ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРАПЕЗЫ
  • О КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Рецепты здоровых блюд от шеф-повара яслей-сада

КОДЕКС КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА.
Открыть раздел Нормативно правовые документы

  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Состав профсоюзного комитета
  • Список членов первичной профсоюзной организации
  • План работы ППО
  • ОХРАНА ТРУДА
  • Информация для посетителей
  • Телефон доверия
  • Фото-отчеты
  • Страничка воспитателяИНФОРМАЦИЯ | Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду | ДОШКОЛЯТАМ | Здравницы
  • Страничка музыкального руководителя
  • Страничка руководителя физического воспитания
  • Жыву у Беларусi i тым ганаруся!Государственная символика Республики Беларусь | 2 апреля- День единения народов Белоруссии и России | Государственные праздники Республики Беларусь | Нацыянальнае адзенне беларусаў | Беларускія арнаменты і іх змест | Ссылки на белорусские сайты. | Ілюстрацыі да беларускіх народных казак | Гуляем разам. Беларускія народныя гульні | Беларускія народныя танцы | Рубрыка "Прыгажосць беларускай мовы" | Партрэты беларускiх пiсьменнiкаў | Музыка Беларусі | Беларускія кампазітары | Размаўляй па-беларуску | 2016 - Год культуры
  • СТРАНИЧКА ШЕФ-ПОВАРАГАРНИРЫ | МЯСНЫЕ И РЫБНЫЕ БЛЮДА | САЛАТЫ | ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРАПЕЗЫ | О КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА | Рецепты здоровых блюд от шеф-повара яслей-сада

Каждому необходимо внести свой вклад в благоустройство родной земли.

Год исторической памяти.
Открыть раздел 2022 - Год исторической памяти

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 7 августа 2003 г.
Открыть раздел Безопасные условия организации образовательного процесса

Помните об опасности Выезжая на рыбалку, люди зачастую выбирают место для ловли рыбы под действующими линиями электропередачи вследствие чего, увеличивается количество травм от.
Открыть раздел Основы безопасной жизнедеятельности

Профилактика киберпреступлений Как не стать жертвой киберпреступника Вишинг Безопасность в Интернете Как защитить себя от фишинга Осторожно! Мошенники.
Открыть раздел Информационная безопасность

Автор: Бунтури Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 14, г. Екатеринбург.
Описание материала: Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов и центров дошкольного развития, а также может быть полезна учителям начальных классов общеобразовательных школ. Методический материал представляет собой проект социокультурной направленности на тему "Беларусь моя васильковая". В работе представлены теоретический и практический разделы.



Введение. Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения обусловлена общим ростом национального самосознания и на сегодняшний день является весьма актуальной, в том числе и на этапе дошкольного образования. Важно воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к национальному многообразию населения нашей страны, различным национальным языкам. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, необходимо формировать положительное отношение к представителям разных народов, которое может проявляться в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, общаться и даже изучить язык. Основной путь достижения таких результатов – это приобщение к различным этническим культурам через познание образцов народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений выдающихся национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, талантливых мастеров народных промыслов.
Для реализации данного проекта нами избран материал о белорусском этносе, близком к русскому как в языковом, так и в культурном отношении. Россия и Белоруссия являются тесными партнёрами в экономической, политической и военной сферах. В данных условиях происходит неизбежная интеграция наших народов, что обуславливает устойчивый интерес друг к другу и обеспечивает доступность освоения культурного наследия белорусской нации для российских детей-дошкольников.
Объектом проекта является процесс развития социально-коммуникативных навыков и творческих способностей детей подготовительного к школе возраста.
Предметом исследования является цикл тематических мероприятий, направленных на достижение целей проекта.
Цель проекта: формировать знания детей об истории и культуре белорусского этноса, дать понятие о единстве и различии народов России и Белоруссии, воспитывать уважение и интерес к национальным культурным традициям.
Задачи проекта:
- Обогатить знания о мире и человеке, о народах, населяющих Россию.
- Приобщать детей к духовно-нравственным традициям славянских народов.
- Воспитывать уважение к близкому по культуре и языку народу, понимание национальных особенностей и в то же время чувство собственного достоинства как представителя своего народа, а также толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.

- Познакомить детей с белорусскими сказками, играми, песнями и танцами разного характера (хороводными, игровыми, трудовыми, шуточными).
- Дать представление об изделиях белорусского народного промысла, народной игрушке, декоративно-прикладном искусстве.
Планируемые результаты:
- повышение социальной и коммуникативной компетентности детей,
- формирование культуры поведения и отношений детей в межнациональном коллективе,
- бережно-действенное отношение к природе, рукотворному миру, к своему здоровью и здоровью окружающих;
- обогащение творческого опыта, развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей.
Подготовительный этап – сбор информации, подготовка методической литературы, репертуара, дидактических и мультимедийных материалов по теме проекта. На данном этапе необходимо спланировать и скоординировать деятельность всех участников проекта (педагогов, специалистов, родителей и детей).
Основной этап проекта реализуется в течение 1 месяца на базе подготовительной группы детского сада.





Заключение.
На сегодняшний день геополитическая ситуация такова, что вопрос межнациональной интеграции в России особенно актуален. Важно помнить, что самобытность нашего государства в большой степени определена именно многонациональной структурой его общества. Поэтому необходимо с детства прививать маленьким гражданам нашей страны любовь к родине, воспитывать патриотические чувства, пробуждать интерес к собственной национальной культуре и культурам родственных, живущих с нами в едином социуме народов в общем и, в частности, белорусов.

Читайте также: