Экологическое сознание и мораль в техногенном мире конспект урока 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Мир природы — среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существуют экологические проблемы, как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы.

Статья 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.


На каждого жителя России в среднем в год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Не случайно по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”.

Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.

Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников.

Экологическое сознание заключается в развитии умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развития всего народного хозяйства.

Экологическая культура есть органическая неотъемлемая часть общей культуры, охватывающей те стороны мышления и деятельности человека, что соотносятся с природной средой, это показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Формирование личной ответственности, способности к сознательному и самостоятельному принятию обязательств перед природой и обществом, коллективом и самим собой, а так же готовностью воплощения их в жизнь.


Нарастающий темп жизни не позволяет остановиться и задуматься над самыми важными вопросами бытия. Сейчас как никогда раньше возникла острая необходимость создавать новую технологию улучшения окружающей среды. Речь идёт о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Но возможно ли это? В этом видеоуроке мы как раз-таки и попробуем ответить на поставленный вопрос.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире"

Когда-то целью человеческого осознания было приспособление к природным условиям. Люди хотели оградить себя от стихий и безопасно обустроить собственную жизнедеятельность. Именно в этом направлении развивался тогда человеческий разум – подчиняться природе и жить с ней в гармонии. И природа за это щедро платила: земледелие, промысел, скотоводство, плодородие почв.


Но с развитием человечество пришло к другой позиции – подчинить себе природу. И, кстати, немало люди в этом преуспели. Особенно в двадцатом веке.






Сейчас всё больше обостряется конфликт между естественным и искусственным, и разрешить его, урегулировать противоречия человека и дома, в котором он живёт, человечества и планеты – главное предназначение человеческого разума.


В наши дни вопрос о проблемах экологии вошёл во все сферы жизнедеятельности человека. Человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности. Рост населения требует всё больше новых предприятий и заводов. Вместе с этим, вырубаются огромные лесные массивы, загрязняется окружающая среда (вода и воздух), разрушается в значительной мере почвенный покров, исчезают целые ряды животных и растений, нерационально используются природные ресурсы.


Природа не справляется с такой нагрузкой. В результате чего происходят катаклизмы: наводнения, цунами, ураганы. Ухудшается среда обитания и нарушается экологический баланс – равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов. Мы видим, что происходит усиление парникового эффекта и разрушение озонового слоя, идут кислотные дожди.




Также природная среда оказывает и отрицательное воздействие на развитие каждого конкретного человека и общества в целом. Так, например, возникли многочисленные заболевания людей, которые вызваны нарушениями в сфере экологии.


Конечно, и средства защиты с каждым годом модернизируются: очистные сооружения, технологии утилизации мусора, рост служб контроля производства. Это бесспорно необходимые действия для борьбы с последствиями сложившейся ситуации. Но эта борьба со следствием нашей общей болезни, причём очень затратная и малоэффективная. Корни экологической проблемы уходят намного глубже. Они в каждом из нас, в нашей душе и сознании, в нашем отношении к себе и к миру, в нашем нежелании видеть дальше своего носа.


В суете нашего времени человека со всех сторон нагружают огромным количеством информации. Сфера материального потребления всё больше затягивает людей в свою воронку. В своей жизни мы очень часто захламляем окружающее нас пространство ненужными вещами, вместо того, чтобы подумать – так ли мне нужна та вещь, к которой так привычно потянулась рука в магазине? Зачем это использовать? Как это влияет на моё здоровье и мир вокруг? Можно ли без этого обойтись?


Нарастающий темп жизни не позволяет остановиться и задуматься над самыми важными вопросами бытия. Сейчас как никогда раньше возникла острая необходимость создавать новую технологию улучшения окружающей среды. Речь идёт о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Но возможно ли это?


Есть такая новая наука – экология сознания, которая как раз помогает человеку осознать происходящее, научиться по-новому видеть мир и себя, по иному мыслить, чтобы сохранить жизнь на Земле, и сделать её гораздо интересней.


Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение её с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоёв, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете.



Становление экологического сознания идёт по четырём направлениям: научному, экономическому, культурному и политическому.






Научное направление проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности. Экономическое – проявляется через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу.







Можно ли жить в гармонии с природой? Конечно, да! Правила, как жить в гармонии с природой записаны в документе, который приняли во многих странах. Он называется ХАРТИЯ Земли.


К сожалению, пока не все эти правила соблюдают. Но всё же что-то мы можем сделать и сейчас. Например, всегда выключать свет, выходя из комнаты; выключать воду во время чистки зубов, не забывать вовремя выдёргивать из розетки зарядку от телефона, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно, сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Надо помнить, что от нас многое зависит. Что касается более глобальных решений, то люди должны стараться сократить площади земель нарушенных хозяйственной деятельностью. Параллельно с этим, следует прилагать усилия по сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счёт энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.


Каждый человек, прежде всего, должен осознавать, что крайне важно экономить энергию и воду. Экономия энергии позволит: уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу, экономить топливо, сократить число электростанций, сохранить дикую природу благодаря меньшей добыче полезных ископаемых.


Природа – источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого из нас.


Природа едина, в ней всё взаимосвязано. Уничтожение лесов в одной стране приводит к сокращению природных богатств всей планеты, выбросы химических веществ на одном континенте могут вызвать рак кожи у людей, живущих в других частях света, поступление в атмосферу углекислого газа в одном месте ускоряет изменение климата Земли в целом. Но люди могут изменить ситуацию. Ведь, как мы поняли, чтобы был порядок на нашей планете, прежде всего, его нужно навести в наших головах и нашем отношении к миру. Человечество может спасли Землю от экологической катастрофы и сохранить её для следующих поколений. Помните, беречь природу задача каждого из нас!


Закончить урок хочется строками стихотворения известного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока

дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали;

раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания;

дать понятие экологической культуры.

прививать качества экологической культуры и экологической морали.

воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.

Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиапроектор, иллюстрационные и видеоматериал, цифровые образовательные ресурсы

Тип урока: теоретический

Организация учащихся.

Повторение материала предыдущего урока.

--- Скажите, Как вы понимаете идею академика В. И. Вернадского о том, что Земля – это живой организм?

---При условии сохранения (и повышения) темпов промышленного производства прогноз дальнейшего развития жизни на Земле неутешителен. Демонстрация слайда 2

---Чтобы избежать трагических последствий своей хозяйственной деятельности люди должны встать на путь экологически устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий.

Подобной перспективы можно избежать, если встать на путь разумных, сбалансированных действий, потому что основная причина угрозы для цивилизации связана не столько с производством, сколько с моральными качествами человека - потребителя.

В настоящее время сформировались две мировоззренческих позиции человека в отношении к природе: антропоцентризма (Я - царь природы и всего сущего на земле) и экоцентризма (Я – частица большого прекрасного мира). В ходе беседы проиллюстрировать это на примерах и показать различия. Демонстрация слайда 6.

Сегодня все активнее формируется неэгоцентрическое мировоззрение, проявляется в экологическом сознании и экологической морали – система представлений о мире и отношения к природе, для которых характерны:

ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;

восприятие природных объектов как полноправных партнеров в общей жизнедеятельности;

стремление к балансу во взаимодействии человека с окружающей средой;

Предложить учащимся после знакомства с текстом учебника выработать и записать в тетрадь понятие экологической морали.

Обсудить с учащимися характерные качества экологического мышления. Слайд 7.

Компоненты экологической культуры. Предложить учащимся записать основные компоненты культуры в тетрадь. Слайд 8.

Обратить внимание учащихся на то, что объектом их проектирования может быть и экологическая тематика. Показать пример экологического проекта. Приложение Банк идей творческих проектов_files

Закрепление нового материала.

В целях первичного осмысления и закрепления материала провести с учащимися беседу с использованием следующих вопросов:

Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?

Что такое экологическая культура?

Какие идеи воплощает экологическая мораль?

Какие модели развития цивилизации вам известны?

Что такое экологическое сознание? Как оно проявляется в повседневной жизни?

5. Вводный инструктаж

Предложить учащимся прочитать инструкцию к практической работе в учебнике.

Отметить, что в ходе практической работы необходимо соблюдать правила безопасной работы.

7.Текущий инструктаж.

Следить за ходом практической работы, за соблюдением безопасности.

8. Заключительный инструктаж.

Экологически устойчивое развитие человечества. Устойчивое развитие — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Состояние устойчивой биосферы подразумевает сохранность такого объема естественной среды, который способен обеспечивать ее самовосстановление с учетом издержек хозяйственной деятельности человека.

Если бы человечество вернулось в пределы допустимой хозяйственной емкости биосферы, то экологические проблемы исчезли бы автоматически, прекратились бы антропогенные изменения окружающей среды. Человеку необходимо принять стратегию сохранения и наращивания нетронутой части природы.

Для стабилизации окружающей среды необходимо сократить площадь нарушенных человеком земель с 61 % в настоящее время до 20 %. Таким образом, человек должен сократить площадь, освоенную хозяйственной деятельностью на суше, до 30 млн км 2 .

Параллельно усилиям по сокращению площадей нарушенных хозяйственной деятельностью земель следует прилагать усилия по стабилизации численности населения и постепенному сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счет энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

История биосферы показывает, что почти 4 млрд лет она преодолевала все потрясения: гасила последствия мощнейших вулканических извержений и падений крупных небесных тел, переходила на новые уровни устойчивости при оледеневшей или безлёдной Земле, а также при объединении и распаде материков, всегда стабилизируя окружающую среду и удерживая ее в диапазоне, приемлемом для жизни.


Возможно, что в прошлом в биосфере Земли возникали биологические виды-разрушители. Но природа отторгала их, и исчезнувший вид, как показывает палеонтология, уже никогда не появлялся вновь.


  1. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  2. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.
  3. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за загрязнение.
  4. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.
  5. Необходимо поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго- и сырьесберегающие технологии.
  • усиление парникового эффекта;
  • разрушение озонового слоя;
  • загрязнение воздуха;
  • накопление в почве ядовитых веществ;
  • кислотные дожди;
  • сокращение числа диких видов животных;
  • загрязнение грунтовых вод;
  • мусор.

Экономия ресурсов и энергии. Каждый человек прежде всего должен осознать: необходимо экономить энергию и воду.

  • уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу (для ослабления парникового эффекта);
  • экономить топливо;
  • сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха);
  • благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу.

Экономия воды позволяет тратить меньше энергии на накачивание и нагревание воды. Американцы, начав кампанию по экономии воды с 1973 года, в 1987 году использовали энергии на 44 % меньше, чем предполагалось при старых темпах потребления, но не отказались при этом ни от кондиционеров, ни от автомобилей, ни от телевидения.

Природа — источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух — священная обязанность каждого человека. Создавая новый двигатель для автомобиля, самолета, корабля, конструктор обязан подумать и о чистоте воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отходы, — не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты и, помня о живой природе, стараться использовать возможности альтернативного земледелия.

Практическая работа

Уборка мусора около школы или в лесу

Теоретический аспект. Мусор не только опасен с экологической точки зрения, но и неэстетичен, он вызывает неприятные ощущения. Замусоренные территории ухудшают восприятие природы, памятников архитектуры и культуры. Есть глубокий смысл в том, что с давних времен во всех странах в почете были люди аккуратные, хозяйственные, рачительные. Чистота на рабочем месте, дома, в школе и вокруг вас является показателем вашей культуры. Старайтесь сделать лучше и красивее все, что окружает вас. Вовлекайте в заботу о чистоте друзей, соседей и родственников. Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, считая, что может сделать слишком мало.

В США каждый год 23 сентября на 3 часа все население выходит на уборку территории, пляжей, собирая при этом огромное количество отходов. В нашей стране также проводятся субботники и воскресники по уборке территории.

  1. Уберите мусор возле школы, в парке или в лесу.
  2. Разделите мусор на компоненты: металл, растительные остатки, бумагу; пластмассу.
  3. Металл и бумагу можно сдать в пункты приема утильсырья, а остальные отходы надо вывезти на свалку'.

Основные понятия, термины

Устойчивое развитие, неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль.

Читайте также: