Конспект занятия доу бабочка

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание.

Вызвать интерес к окружающему миру. Знакомить с правилами поведения в природе, наблюдать за насекомыми, не причиняя им вреда. Закреплять знания о строении бабочки.

Развивать зрительную память, воображение, внимание, художественный вкус, мелкую моторику рук, связную речь.

Воспитывать в детях доброту, формировать бережное к миру насекомых, воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие.

Поднять эмоциональный настрой, способствовать оздоровлению детей с помощью физкультминутки.

Оформление группы – интерьер цветущего луга, бабочки. На столах вылепленные детьми из солёного теста фигурки бабочек, бисер, бусинки.

Музыкальный фон во время продуктивной деятельности.

Наблюдение за бабочками, чтение художественной литературы о бабочках, рассматривание иллюстраций, разучивание игр, стихов и песен о бабочках и лете; рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги бабочек.

Ход занятия.

Она ярка, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Дети Бабочка.

Воспитатель Правильно. А вы знаете, какой сегодня день у нас в детском саду?

Дети Праздник бабочек.

Тогда закройте глаза, а я дотронусь до вас волшебной палочкой и мы все вместе окажемся на солнечной полянке.

(Декорация – ширма с цветами, цветущий луг.)

Воспитатель Посмотрите, ребята, какая под ногами сочная зелёная травка, в которой видны жёлтые, синие, красные цветочки. А что это за звук?

Дети Это кто-то плачет.

Воспитатель Ой, ребята, посмотрите, да это же бабочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?

Бабочка Недавно у меня было очень много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сочками. Теперь я осталась совсем одна и мне очень грустно. (Бабочка плачет.)

Воспитатель Ребята, вам жалко бабочку?

Воспитатель Скажите, разве можно ловить бабочек?

Воспитатель Почему нельзя ловить бабочек?

Дети У них на крылышках сотрётся пыльца и они не смогут летать. Ими надо любоваться.

Воспитатель А как мы можем помочь бабочке?

Дети Подарим наших бабочек.

Воспитатель Конечно, мы же с вами слепили бабочек из солёного теста. Вот украсим их крылышки бусинками, чтобы они были нарядные и подарим. Только давайте сначала развеселим бабочку, поиграем с ней.

Воспитатель А теперь давайте рассмотрим бабочек, подходите все сюда!

(Дети рассматривают бабочек на магнитной доске)

Давайте опишем бабочек. Обратите внимание, какие у них крылышки! Как украшены между собой 2 верхних крыла?

Дети Одинаково.

Воспитатель Как украшены между собой 2 нижних крылышка?

Дети Одинаково.

Воспитатель Обратите внимание, крылышки можно украсить по краю и в середине.

…А теперь, смелее за работу! Бабочка - красавица, посмотри, как дети будут украшать бабочек.

Продуктивная деятельность.

(Под музыку дети выполняют творческую работу. В процессе работы бабочка хвалит детей.)

Мастер-класс со взрослыми.

Воспитатель (обращается к взрослым)

Пока дети украшают бабочек, давайте, слепим из солёного теста цветы, чтобы бабочки могли перелетать с одного цветочка на другой и собирать с них нектар.

Воспитатель Ребята, какие нарядные получились у вас бабочки. Посмотрите, а взрослые в это время слепили цветы для ваших бабочек. Вам нравиться?

Воспитатель А теперь предлагаю вам взять своих нарядных бабочек, вместе с цветочками, и подойти к лужайке.

(Дети подходят к лужайке и держат бабочек на ладошках.)

Бабочка Какие прекрасные бабочки, вы настоящие волшебники! Спасибо вам большое. Теперь у меня много подруг и мы будем переносить пыльцу с одного цветка на другой.

Воспитатель Дорогая бабочка, наши дети знают стихи о бабочках. Хочешь послушать?

1.Что за дивная краса?

Луг цветами весь покрылся!

Здесь волшебник потрудился!

Но волшебник ни при чём!

Это бабочки слетелись

Ясным, солнечным деньком

Отдохнуть на травку сели!

2. Бабочка – красавица,

В ярком цветном платьице,

Села на цветок, устала…

- Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

3. Друг за другом,

Мы летим, летим над лугом.

Летим над цветами,

Воспитатель Какие прекрасные стихи, мне было очень приятно! Спасибо вам, дорогие друзья! А у меня с моими подружками есть для вас подарок, за ваше доброе дело. Это сладкий нектар, который мы собрали с цветов.

(Бабочка вручает корзину, украшенную ромашками и бабочками со сладостями. Дети благодарят.)

Какое же мы доброе дело сделали для бабочки?

Дети Подарили ей подружек.

Воспитатель Правильно. Все вы молодцы! Пора нам возвращаться в группу. Закрывайте глазки и с помощью волшебной палочки мы опять окажемся в группе.

Воспитатель Ну вот мы и дома. Теперь мы сможем отведать угощенья. Но сначала скажем гостям до свидания и пойдем, помоем ручки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102 Пролетарского района города Ростова – на – Дону

Воспитатель высшей категории: Дагриджан Е.А.

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Наглядные: Материал для воспитателя: конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек разной окраски, большой лист ватмана зеленого цвета)

Материал на каждого ребенка: 1/2листа глянцевой бумаги, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, ножницы, клей, ромашка из картона, шаблон 1/2 бабочки, простой карандаш.

Цель: создать условия для развития творческого воображения, познавательного интереса у детей и творческой самореализации художественного образа изобразительными средствами. Развивать все компоненты устной речи. Воспитывать желание бережного отношения к насекомым. Вызвать положительный, эмоциональный отклик на результаты своего творчества.

• Развивать речь детей с помощью загадок

• Формировать умение подбирать прилагательные к существительным

• Расширять и обогащать словарный запас детей.

• Обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе.

• Развивать познавательный интерес к природе.

• Развивать воображение, познавательные способности детей.

• Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры

• Упражнять в соотношении слов и действий.

• знакомить детей с новыми способами передачи изображения – предметной монотипии.

• развивать фантазию, воображение, образное мышление.

• воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.

• воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета, бережное отношение к природе.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (изображение бабочек);

3. Практический (рисования бабочек, выполнения действия с предметами (вырезание и приклеивание на ромашку)

4. Игровой (поиск одинаковых крылышек для своей бабочки, упражнения на соотношения слов и действий);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде оформления лужайки для украшения группы, оценены результаты деятельности с помощью медалей-солнышек);

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.

1 этап - Организационный.(3мин).

Мотивация к деятельности: Слышится стук в дверь

В:Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.

Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)

В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.

Давайте узнаем, что она нам пишет.

В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:

Увидев на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек,

И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).

В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.

В: Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке? (Да)!

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.

Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети - соглашаются.

- Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)

- Какие у бабочки крылья? Сколько их?

- Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?

- Какие названия бабочек вы знаете?

- Чем отличаются эти бабочки?

- Сколько у бабочки ножек?

Воспитатель: ДА. У бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).

Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). - А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.

Крылышками тут взмахнула

И сейчас же упорхнула.

Над цветком летает, пляшет.

На цветочек снова села.

(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)

В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.

В: Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).

«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).

Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!

Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.

В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).

В: А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной, но крылышки справа и слева – одинаковые) Произошло волшебство!

В: Хотите попробовать сами? Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу).

В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.

3 Этап – Заключительный (2 мин.)

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

В:Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.

В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята - вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.

4 этап – подведение итогов.

В: У нас получился настоящий луг, где хочется прогуляться и полюбоваться порхающими бабочками над цветами.

5 этап – сюрпризный момент В: Спасибо вам ребята, что вы приняли приглашение Весны путешествовать в волшебном мире бабочек. За это мы с Весной дарим вам медали –солнышек.

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал, метелик (укр). Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек, силуэтное изображение бабочек с размахом крыльев 26 см., 16 см. и 2 мм.
Цветные силуэтные картинки бабочки Адмирал без полос на крыльях, пластилин красного (оранжевого) цвета, дощечки для лепки.

бабочка Адмирал

Павлиний глаз

бабочка Павлиноглазка

Павлиноглазка

бабочка Голубянка

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

На нашем полуострове много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

- Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. - Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.
- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

Пришло время немного поиграть. Выходите на коврик.

Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Каких только бабочек нет в природе. Вот взгляните на картинку. (Показ). Такого размера самая большая бабочка (размах крыльев 26 см), но живет она далеко отсюда. Местные жители охотятся за ними и едят. А вот еле заметна самая маленькая бабочка (размах крыльев 2 мм). У нас в Крыму, конечно, не живут съедобные бабочки-гиганты. Но есть очень интересные. С ними мы сегодня и познакомимся.

Летает по Крыму красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

А сколько всего ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног. Ноги у Адмирала языком работают, попробуют пищу и, если придется она по вкусу, то бабочка развернет свой хоботок и начнет кушать.

- Возьмите пластилин и сделайте бабочке полоски - так как на этой фотографии. Чтобы всем сразу стало ясно, что это не просто бабочка, а бабочка Адмирал.

Бабочка Адмирал, рисунок

А вот еще две бабочки – Большой павлиний глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.

А большой павлиний глаз - это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.

Голубянки – хитрые бабочки. Живут только тогда, когда им хорошо, то есть тепло и светло. Даже летом и даже в нашем теплом климате в сырую, ветреную, пасмурную погоду голубянки как бы обмирают, впадают в неподвижность. Ничего не видят, не слышат и почти ничего не чувствуют. Зато уж в тепле и под солнцем при хорошей погоде резвятся вовсю.

Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:

Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.

Вопросы:

После занятия:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .



Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.
Совершенствовать умение работать гуашью, продолжать осваивать технику штриховки. Продолжать учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной тематике, наблюдения на прогулке за бабочками.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации бабочек, бумага, простые карандаши, гуашь, кисти № 1, стаканчики с водой, палитра, салфетки, клеенки.




Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки.
За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете?
Дети: Лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др.
Лимонница









Воспитатель: В мире существует много бабочек. Какими цветами раскрасила природа их крылья? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?
Дети: Чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.
Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!
Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?
Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?
Дети: Круглая голова, туловище и крылья овальные.
Воспитатель: Туловище состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко.
Воспитатель: Сравните крылья и выясните, какие из них одинаковы по цвету, форме, узору, какая пара крыльев больше по размеру? (ответы детей)
Воспитатель: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
Воспитатель: Сколько ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.



Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение имеет гусеница к бабочке? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. (с опорой на картинку)


Что откладывает бабочка? (яйца)
Кто появляется из яйца? (гусеница)
Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
В кого она превращается? (в куколку или кокон)
Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.


Работа в творческой мастерской
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике штриха.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.
Простым карандашом набрасываем эскиз – контурный рисунок. Начинаем с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Затем рисуем крылья.
Берем кисточку, палитру, краски и начинаем разукрашивать наших бабочек штрихами.
Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Дети рисуют бабочек гуашевыми красками в технике штриха. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Анализ детских работ
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись,
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!
(С.А. Антонюк)

Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Читайте также: