Первая помощь при травмах 11 класс обж конспект

Обновлено: 20.05.2024

Травмы можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом - это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом - это трещина.

Вывих - это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.

Наиболее распространёнными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления.

Первая помощь при переломах

При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1).

При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке (2).

При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности (3).


При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жёсткую поверхность - щит. При отсутствии щита - уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.

При переломе рёбер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5).

При переломе челюсти - наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней (6).

  1. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата направлена на уменьшение боли и предотвращение дальнейших повреждений.
  2. Травмы опорно-двигательного аппарата имеют четыре основных вида.
  3. Лёд рекомендуется прикладывать при любой травме, за исключением открытого перелома.
  4. Действия первой помощи при всех травмах опорно-двигательного аппарата схожи.
  1. Какие причины могут привести к травме опорно-двигательного аппарата?
  2. Какие существуют виды травм опорно-двигательного аппарата?
  3. Какие меры способствуют профилактике травм опорно-двигательного аппарата?
  4. Почему, на ваш взгляд, при травме опорно-двигательного аппарата лёд рекомендуется прикладывать только на 1 5 мин в течение часа? Обоснуйте свой ответ.

Дополнительные материалы к § 21

Первая помощь при вывихе нижней челюсти

При травматическом вывихе прикройте рот больного платком, наложите на голову повязку, удерживающую челюсть, и немедленно доставьте больного в ближайшее хирургическое отделение.

Самопомощь при растяжении связок (при падении или ушибе)

Наложите на повреждённый сустав повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность суставных костей, руку подвесьте на косынку во избежание отёка тканей. Обратитесь в травмпункт или вызовите врача на дом.

Чтобы уменьшить боль и отёк, на место растяжения положите пузырь со льдом или смоченную холодной водой повязку (не более чем на 1-2 ч). Попросите родных или соседей помочь вам чаще менять повязку. Для уменьшения боли примите таблетку анальгина (баралгина, пенталгина).

Вывих - смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе.

Растяжение и разрыв связок — состояние, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения.

Черепно-мозговая травма — наиболее жизнеопасный вид травмы, в основе которой могут лежать контузия головного мозга либо разрушения его вещества.

Травма груди — в разной степени выраженные нарушения функции дыхания и кровообращения, обусловленные расстройством дыхательных движений груди, уменьшением дыхательной ёмкости лёгких, кровопотерей и ограничением сократительной деятельности сердечной мышцы.

Травмы тазовой области — комплекс самых разнообразных повреждений костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов.

Синдром длительного сдавления — возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения сдавленных мягких тканей, характеризующийся, помимо местных, системными патологическими изменениями.

Пневматоракс — это патологическое состояние, характеризующееся наличием воздуха в плевральной полости (полость, образованная листками плевры – внешней оболочки легких).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Первая помощь при вывихе нижней челюсти

При травматическом вывихе прикройте рот больного платком, наложите на голову повязку, удерживающую челюсть, и немедленно доставьте больного в ближайшее хирургическое отделение.

Самопомощь при растяжении связок (при падении или ушибе)

Наложите на повреждённый сустав повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность суставных костей, руку подвесьте на косынку во избежание отёка тканей. Обратитесь в травмпункт или вызовите врача на дом.

Чтобы уменьшить боль и отёк, на место растяжения положите пузырь со льдом или смоченную холодной водой повязку (не более чем на 1-2 ч). Попросите родных или соседей помочь вам чаще менять повязку. Для уменьшения боли примите таблетку анальгина (баралгина, пенталгина).

Первая помощь при травмах (черепа, груди, живота)

Обеспечьте неподвижность пострадавшего, не отходите от него (возможен шок), наложите на раны асептические повязки.

При черепно-мозговой травме уложите пострадавшего на спину с повёрнутой набок головой, положите на неё холод. Если отсутствует сознание, следите, чтобы не произошло западание языка.

При травме груди освободите пострадавшего от стягивающих одежд, обеспечьте доступ свежего воздуха, придайте ему полусидячее положение; закройте открытую рану воздухонепроницаемыми повязками, дайте два таблетки анальгина.

При травме живота (разрыв внутренних органов, кровотечение, рана) закройте открытую рану асептической повязкой, положите пострадавшего на правый бок, приложите к травмированному месту холод.

Ни в коем случае не давайте есть и пить - это смертельно опасно (смачивайте губы мокрым носовым платком, обтирайте лицо влажным полотенцем).

Первая помощь при переломах (конечностей, позвоночника, таза)

Обеспечьте неподвижность повреждённого места, наложив с помощью подручных средств шину:

- при переломе предплечья руку согните в локте под прямым углом, пальцы полусогните, подложив под них валик из марли или ваты; наложите шину на два сустава, расположенные выше и ниже перелома;

- при переломе плеча фиксируйте плечевой и локтевой суставы;

- при переломе позвоночника уложите пострадавшего на спину на твёрдую, ровную поверхность (широкую доску, щит), обеспечьте полную неподвижность пострадавшего до прибытия врача;

- при переломе голени и бедра шины накладывайте на всю повреждённую ногу с наружной и внутренней стороны, лучше прямо на одежду, чтобы предотвратить сдавливание кожи, крупных сосудов, нервов;

- если нет подручных предметов для шины, можно прибинтовать руку к туловищу, а ногу к неповреждённой ноге;

- при переломе костей таза положите пострадавшего на спину на твёрдую поверхность, осторожно согните его ноги в коленях, слегка разведите их в стороны, положите под колени валик из свёрнутой одежды, одеяла, подложите под голову подушку или одежду.

Дайте пострадавшему две таблетки анальгина (баралгина, пенталгина), положите на 15-20 мин на место травмы холод (снег или лёд в полиэтиленовых мешочках). При открытых переломах и кровотечении наложите на рану стерильную повязку, сделайте временную остановку кровотечения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Подстановка элементов в пропуски в тексте;

Иммобилизация – создание _______________________повреждённой или больной части тела

Выберите правильный элемент.

1. активной, подвижной позы

2. неподвижности (покоя)

3. ограничения подвижности

4. свободной позы

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Иммобилизация создание неподвижности (покоя) повреждённой или больной части тела.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

Информация о тестовом вопросе:

Сдавление – это ___________________, при котором вследствие длительности действия травмирующей силы в тканях развиваются дистрофические изменения, ведущие к быстрому отеку поврежденного участка конечности

1. активное повреждение

2. повреждение

3. закрытое повреждение

4. открытое повреждение

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Сдавление – это повреждение, при котором вследствие длительности действия травмирующей силы в тканях развиваются дистрофические изменения, ведущие к быстрому отеку поврежденного участка конечности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №8

План-конспект для проведения занятий по ОБЖ

с обучающимися 11 класса

Тема урока: Первая медицинская помощь при травмах опорно–двигательного аппарата.

учебная: научить оказывать первую помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.

воспитывать: развивать навыки наблюдения, сравнения и обобщения, формировать бережное отношение к своему здоровью.

Учебные вопросы:

1.Травмы опорно-двигательного аппарата.

2. Признаки повреждений.

3. Оказание помощи.

4.Практикум (решение ситуационных задач).

Место проведения: каб.№30

Отведенное время: 40 минут

Используемые методы обучения: объяснение, рассказ, дискуссия, наглядный , репродуктивный, проблемный, демонстрация, групповой.

Используемые методы воспитания: мотивационный, словесный, групповой.

ФормыУПД: контрольно- корректирующая.

Используемые литературные источники:

3. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс. Министерство образования РФ.ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

Организационный, мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Очень рада видеть вас на уроке. Я вижу, что вы готовы к уроку и думаю, что в течении урока будете очень внимательны и активны.

Проверяют готовность к уроку, слушают

Сегодня я хотела бы начать урок со случая, который произошел с ученицей одной из школы. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они спускались по лестнице, которую только что вымыли, Нина поскользнулась и упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Наташа не растерялась, вернулась домой за подручными средствами и вызвала скорую помощь. Наташа вспомнила знания, полученные на уроках ОБЖ, и оказала первую помощь подруге.

Ориентирую на вычленение главного смысла

Высказывают свое мнение по данной ситуации

Ответим на вопросы.

При каких повреждениях необходима иммобилизация пострадавшего?

С какой целью осуществляется иммобилизация?

От каких факторов зависит способ переноски пострадавшего?

Почему способ переноски пострадавшего зависит от характера повреждений?

Показ слайдов, ведение дискуссии

Отвечают на вопросы

Постановка целей и задач

Сформулируйте тему урока.

Корректирую ответы с помощью наводящих вопросов

Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.

Сформулируйте цель урока.

научиться оказывать первую помощь при травмах опорно –двигательного аппарата.

Усвоение новых знаний

Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространёнными (от обычных синяков до тяжёлых переломов и вывихов).

При каких обстоятельствах можно получить травмы?

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом – это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным. Неполный перелом – это трещина.

Вывих – это смещение кости по отношению к её нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространёнными являются растяжение связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.

Какие травмы являются более распространенными?

Рассказ, с элементами беседы

Отвечают на вопросы

(Травмы можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.)

(Наиболее распространёнными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.)

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

Кто знает какую первую помощь необходимо оказать при травмах?

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лёд прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления.

Рассмотрите серию картинок, составьте план действий при переломах.

Перечислите признаки комы.

Внешне кома напоминает глубокий сон (греч. Koma – глубокий сон). Самое страшное заключается в том, что в зависимости от глубины комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого неба – вот главная опасность бессознательного состояния. Признаки: 1) пострадавший без сознания, в том числе кратковременно; 2) наличие падения или нанесения удара по голове; 3) наличие ссадин или ран на голове; 4) жалобы на подташнивание или рвоту после получения травмы. Последствия: механическая асфиксия (от западания языка) – в современной медицине удушение, хотя древние греки трактовали асфиксию как отсутствие пульса и признаков жизни (греч. a -отрицание, Sphixis – пульс); аспирация (лат. – aspiration – вдыхание) содержимого ротовой полости в легкие.

Травма груди. Признаки: нарушение функции дыхания и кровообращения (делится на ушибы, сдавления и ранения). ПМП: 1) освободить от стягивающих одежд; 2) обеспечить доступ свежего воздуха; 3) закрыть рану; 4) дать доступное обесболивающее; 5) придать больному полусидячее положение.

Травма живота. Возникает от резкого механического воздействия на брюшную полость. Признаки: нарушения функции дыхания и кровообращения, при разрыве внутренних органов – внутреннее кровотечение, острый перитонит, шок. ПМП: при открытой и закрытой травме – холод на живот; при открытой – антисептическая повязка.

Травма в области таза. Признаки: повреждение костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов. ПМП: 1) уложить пострадавшего на спину со сведенными ногами, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах (можно положить валик под колени); 2) дать обезболивающее средство; 3) наложить антисептические повязки на раны, на место раны – холод. Повреждение позвоночника или спины. Признаки: потеря опоры организма, функций внутренних органов и конечностей. ПМП: 1) дать обезболивающее средство; 2) уложить на спину или живот в зависимости от вида и тяжести травмы; 3) наложить антисептические повязки. Иммобилизация пострадавших от травм позвоночника проводится фиксацией конечностей всего тела с помощью подручных средств по всей длине тела.

Рассказываю, акцентируя внимание на главном

Рассматривают картинки, делают выводы

(Первая помощь при переломах

При переломе ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1).

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_11_klass.docx 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Оказание первой медицинской помощи при травмах /практическое занятие/ (потертости, ссадины, ушибы, растяжения и разрывы мышц и связок, вывихи ). "


ОБЖ_11класс_21_Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.


Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

"Оказание первой помощи при различных видах травм опорно-двигательного аппарата", биология, 8 класс
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Виды травм , оказание помощи.

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза.".


ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. СПОСОБЫ ИММОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕНОСКИ ПОСТРАДАВШЕГО

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. СПОСОБЫ ИММОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕНОСКИ ПОСТРАДАВШЕГО.

Читайте также: