Признаки реализма в горе от ума конспект

Обновлено: 07.07.2024

"Горе от ума" - выдающееся произведение русской классической литературы, которое сочетает в себе элементы различных литературных направлений.

В этой статье представлен анализ черт классицизма и реализма в комедии "Горе от ума", особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

Черты классицизма и реализма в комедии "Горе от ума"

Образ Лизы (влюбленной в буфетчика Петрушу) по всему своему психологическому наполнению и повествовательной функции целиком предопределен одним из излюбленных амплуа классической комедии — образом лукавой и бойкой наперсницы.


Т. Кравченко о классицизме в "Горе от ума":

"Пьесы, написанная Грибоедовым . Формально она построена по законам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия. Действие не выходит за пределы дома Фамусова, и его развитие укладывается в 24 часа - в сутки, у персонажей "говорящие" фамилии. Но на самом деле от классицизма в "Горе от ума" осталось немного. Мало того - там можно усмотреть даже насмешку автора над устаревшим каноном."
(Т. Кравченко, статья "Нечто большее, чем картина нравов. ")

С. Бураковский о классицизме в комедии "Горе от ума":

"В то время, когда впервые появилась комедия Грибоедова, в литературе нашей продолжал еще существовать так называемый французский классицизм. В двадцатых годах уже началась борьба нового направления в поэзии так называемого романтизма с ложно-классицизмом, и в это время появилась комедия "Горе от ума".

Авто . окончательно сбросив оковы чуждого классицизма, придал своему труду характер оригинального произведения.

Комедия "Горе от ума" нанесла решительный удар всем старым произведениям этого рода, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

"Грибоедов . создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе возникновение нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии.

Он создал в "Горе от ума" обширную галерею реалистических художественных типов. Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, грубо натуралистического копирования действительности. . он . утверждал по поводу "Горя от ума":


В патетике речей Чацкого, в противостоянии сильной личности косному обществу ощущается еще живое веяние байронического романтизма.

В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина.

Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность и историю.

Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни. Однако реализм Грибоедова своеобразен и не может отождествляться с реализмом Островского или Чехова.

Это был анализ признаков и черт классицизма и реализма в комедии "Горе от ума", особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы: действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Не отказался автор от традиционных амплуа: обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием. Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Монологи Чацкого — это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Черты реализма. Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.

Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм — как способ достижения художественного смысла произведения, являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достаевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов.

Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах автор показывает лишение и бесправие слуг перед помещиками. Таким представителем является Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма — человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.

В комедии главные герои — реальные люди, живущие в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.

Очень интересны монологи и речь героев комедии. Манера общения Фамусова точно определяет его характер , отношение к происходящему : в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста понятна, без какого пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.

Вариант 2

Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.

Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.

Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.

О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.

Популярные сочинения

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.

Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.

Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.

Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.

Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.

Там выучилась ты любовников сводить, Постой же, я тебя исправлю: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Принципы классицизма и отклонения от них в "Горе от ума". 2. Черты классицизма и реализма в комедии. 3. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время.

Вопрос № 12. Черты классицизма и реализма в комедии. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время

Традиции. Правила классицизма

Герои четко делятся на положит. и отрицательных

Правила трех единств: места, времени, действия

В основе комедии – любовный конфликт

Не допускается смешение жанров

Конфликт разрешается счастливо. Порок наказан

Прием “говорящих” фамилий

Герой-резонер высказывает авторские взгляды

Требование трех единств. Любое класси-цист. произв-е д. б. строиться на принципах единства времени, места и действия. Первые два принципа строго соблю-дены в комедии. Дейст-вие происходит в тече-ние суток и только в доме Фамусова.

Внимание зрителя часто переключается на внесценические сюжеты, действие которых происхо­дит не в доме Фамусова и даже не обязательно в Моск­ве.

Композиция: наличие пяти действий.

В комедии нет пятого действия.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком.

Фактически же, Чацкий уезжает победителем, т.к. он уверен в своей правоте.

Использование внесценических персонажей. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Классицист. произв-я были построены на принципе: долг выше чувства.

Все герои классицист. произведений были четко разделены на положительных и отрицательных.

Этот принцип соблюдается только в общих чертах. В образе Фамусова есть положит. чел. черты: он любит дочь, по-своему желает ей добра, а Чацкий для него - родной человек в начале комедии. Ф. дает Ч. вполне дельные советы:

. Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно

А главное — поди-тка, послужи.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Создание образов московской знати тре-бует клас­сицистич. схематизации

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Тонкость и убедительность психологических характери­стик.

Жизненность языка комедии. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка.

Драматургическое новаторство - в отказе от некоторых жанровых канонов класси­цист. комедии. Александрийский стих заменен гиб­ким стихотворным размером, позволившим передать все оттенки живой разговорной речи, — вольным ямбом.

Читайте также: