Социальная защита инвалидов конспект

Обновлено: 04.07.2024

Определение инвалидности

В России принадлежность к рассматриваемой категории определяется в рамках специализированной медицинской экспертизы. Процедура одновременно носит медицинский и юридический характер.

Специалисты разделяют ограничения жизнедеятельности по группам с учётом нарушений в:

- деятельности важных систем организма;

- физиологическом строении позвоночника и конечностей.

Проблемы могут быть как врождёнными, так и полученными в течение жизни.

В целом установлено 3 группы инвалидности, которые определяются конкретными показателями:

I группа присваивается тем, кто не может самостоятельно передвигаться, ухаживать за собой, дезориентирован, не способен контролировать свои эмоции, поведение, нормально общаться (или плохо это делает).

II группа предполагает сохранность навыков самообслуживания с помощью людей или вспомогательных средств. Передвижение возможно за счёт приспособлений, а обучение и работа — только в спецусловиях.

III группа даётся людям, которые в состоянии осуществлять уход за собой и тд, но делают это медленнее обычных людей и часто с техническими средствами.

Дети-инвалиды входят в отдельную категорию несовершеннолетних лиц с ограничениями.

Понятие социального обеспечения инвалидов

Под указанным понятием понимается оказание финансовой помощи нуждающимся гражданам. С точки зрения правовых норм речь идёт о соцзащите. В неё входит множество аспектов, включая социальное обеспечение, частью которого являются пособия.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

Государство гарантирует инвалидам наряду с пособиями регламентируемую законом социальную пенсию и льготы. Пенсионная выплата начисляется ежемесячно.

Виды социального обеспечения

Мер в отношении инвалидов здесь реализуется несколько:

- защита — то есть меры, установленные законом и реализуемые в обязательном порядке с целью возмещения присутствующих у льготника ограничений и улучшения качества жизни (сюда, к примеру, входит адаптация в обществе);

- соцподдержка – большая система социального плана, аспекты которой закреплены в законодательстве.

Что касается пенсии. Для её получения должны иметь место следующие условия:

- наличие трудового стажа независимо от срока и дальнейшее признание факта нетрудоспособности (можно рассчитывать на трудовую пенсию);

- принадлежность к экс-жителям блокадного Ленинграда, участникам ВОВ, астронавтам, военнослужащим, жертвам радиационного излучения.



В соцобеспечение также входят преференции. В частности, льготник может получить жизненно необходимые лекарства, путёвку в санаторий, причём бесплатно. Плюс, с некоторыми условиями действует льгота на проезд.

В качестве социальных услуг одиноким инвалидам на безвозмездной основе предоставляются:

- сопровождение до больницы;

- водоснабжение (при отсутствии общего водопровода);

- обеспечение топливом (для жителей частного сектора);

- помощь при покупке лекарств, продуктов и при похорогах.

Если льготник не одинок, указанные услуги оплачиваются (частично).

Право на социальное обеспечение

В Конституции РФ прописано, кому положено право на соцобеспечение. Речь идёт о гражданах, не способных трудиться и, соответственно, не имеющих стажа с предусмотренной трудовой пенсией.

В категорию можно включить инвалидов детства и любой группы. Здесь и те, кто трудился до достижения пенсионного возраста но не наработал положенный стаж по вышеперечисленным причинам. В список, кроме того, входят несовершеннолетние инвалиды и дети, потерявшие родителя (или двух).

Социальная помощь инвалидам в РФ

Темой, затронутой в рамках данного материала, занимаются на региональном и федеральном уровнях. При этом предоставляемые госльготы имеют свои отличия в зависимости от группы и обусловивших её получение условий.

Другими словами, инвалиды одной группы с разной степенью обеспечиваются не одинаковыми преференциями. Скажем, гражданам, ставшим нетрудоспособными в ходе боевых действий, положено больше гарантий и льгот в сравнении с инвалидами по общему заболеванию.

В частности, обладателям 1 группы предоставляется социальная поддержка в виде:

- сниженных тарифов на ЖКУ;

- сокращения рабочих часов до 35 в неделю;

- возможности взять в любое время двухмесячный отпуск;

- поступления в гос. ВУЗ вне конкурса при успешной сдаче экзаменов;

- бесплатного проезда в общественном транспорте и по региону (кроме такси);

- освобождения от налога на наследство и имущество, если это собственность льготника.



При 2 группе действуют те же преимущества. Разница только в размерах пенсий (здесь она меньше, так как 2 категория позволяет работать).

Важно! Инвалидам по зрению, слуху предоставляется дополнительная помощь.

Наконец, 3 группа не даёт права на налоговые послабления, более высокую стипендию и внеконкурсное зачисление в ВУЗ. По остальным пунктам поддержка такая же, как при 2 и 1 степенях.

Важно! Государство помимо перечисленной помощи заботится о вынужденных не работать по уходу за инвалидом. Но в любом случае для реализации льгот особый статус их обладателя должен подтверждаться справками и иными документами.

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 9 декабря 2010 года N 351-ФЗ (Российская газета, N 281, 13.12.2010) (вступил в силу с 1 февраля 2011 года);

С 1 апреля 2008 года в настоящий Закон вносились изменения на основании статьи 6 Федерального закона от 1 ноября 2007 года N 244-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Принят
Государственной Думой
20 июля 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 3_1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ)

Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 116-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

12_1) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

(Пункт дополнительно включен с 6 марта 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 110-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом (пункт дополнительно включен с 1 января 2000 года Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 172-ФЗ);

21) определение основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

22) подготовка докладов о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ)

23) иные установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочия.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ)

Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов;

10_1) содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма;

11) направления межведомственного запроса о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).

Положения пункта 11 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг - см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие, структура и организационно-правовые формы социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых и мер социальной поддержки, которые обеспечивают инвалидам условия для жизнедеятельности и направлены на создание равных со всеми гражданами возможностей участия в жизни общества [4].

В наше время социальная защита является важнейшей функцией общества. Здесь главными организационно-правовыми формами являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготы особо нуждающимся категориям людей, социальное обслуживание и государственное социальное страхование. Рассмотрим их подробнее [43, с.400].

Жизнедеятельность инвалидов усложнена их состоянием здоровья, поэтому задача государства – предоставить помощь таким людям. Форма государственной помощи определяется как социальное обеспечение. Она предназначена людям, которые попадают в круг незащищенных лиц.

Оказание помощи инвалидам предусматривает несколько групп социального обеспечения в рамках общественных отношений. К ним относятся два вида социального обеспечения: материальное возмещение (все виды пенсий, пособий и компенсаций, которые положены по закону) и медицинская и социальная помощь (медицинская помощь, курортное оздоровление, предоставление лекарственных препаратов и обслуживание недееспособных людей). Также государственная помощь может носить имущественный характер, психологической или юридической поддержки.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет бюджетных фондовых средств, либо за счет негосударственных средств.

Важной задачей реабилитации инвалида является его адаптация к социальному миру и интеграция в нее через общение с родителями, педагогами и другими людьми; через игровую деятельность посредством занятий вокалом и хореографией, различные игры на музыкальных инструментах, прикладным и изобразительным искусством и другими видами творческой деятельности [23, с.103]. Абилитация инвалидов – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти две системы направлены на устранение или возможность более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов, для того, чтобы они могли достигать своих целей и обеспечивать себя сами материально, максимально не зависеть от общества. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

1. медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

2. профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

3. социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

4. физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Эти направления предусматривают использование инвалидами технических средств реабилитации, для того, чтобы они смогли беспрепятственно передвигаться, пользоваться объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и средствами связи [39, с.74].

Реабилитация и абилитация инвалидов осуществляются организациями, которые прошли в установленном порядке аккредитацию (кроме организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность) и осуществляют деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов [10].

Люди, получившие инвалидность, вправе рассчитывать на меры социальной защиты, предусмотренные на федеральном и региональном уровнях. Информацию о выплатах и льготах, предусмотренных региональным законодательством, можно получить в органах социальной защиты населения по месту жительства. На федеральном же уровне предусмотрены пенсия и ежемесячные выплаты. За получением пенсии и ежемесячных выплат нужно обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства [41, с.55].

Пенсионное обеспечение – это государственная ЕДВ, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, которые предназначены для этих целей. Размеры ЕДВ для групп инвалидности указаны выше в тексте. Основным источником дохода для инвалидов являются пенсии, пособия, различные выплаты, которые им положены.

На сегодняшний день в нашей стране существует три вида пенсий: государственная, страховая и накопительная. Инвалиды имеют право на получение этих видов пенсий. Каждый вид предполагает соответствие определенным критериям, за счет чего иногда можно выбрать вид пенсии. Во всех случаях требуется подтвержденное экспертами длительное неудовлетворительное состояние здоровья.

Страховая пенсия по инвалидности доступна лицам, которые имеют любой официально подтвержденный трудовой стаж и за который были уплачены страховые взносы. Назначение и выплата (из средств бюджета ПФ РФ) такой пенсии происходят за счет обязательных страховых взносов работодателей. В некоторых случаях пенсионный стаж может быть настолько мал, что назначение такой пенсии нецелесообразно.

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют застрахованные граждане, которые признаны инвалидами I, II или III группы. Чтобы человека признали инвалидом и поставили на группу инвалидности необходимо пройти медико-социальной экспертизу в федеральном учреждении. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, которые содержатся в федеральном реестре инвалидов, или документах, поступивших от федеральных учреждений МСЭ.

Государственная пенсия доступна лицам, подпадающим под особые Постановления Правительства, указы Президента и федеральные законы, а также ветеранам войны, блокадникам и ликвидаторам аварии Чернобыльской АЭС, нетрудоспособным гражданам (инвалидам), и гражданам, у которых нет минимального страхового стажа. Эта пенсия представляет собой регулярную выплату за счет федерального бюджета и направлена на компенсацию, а именно: утерянного заработка; вреда здоровью; по старости; инвалидности; потери кормильца или невозможности трудоустройства из-за необходимости ухода за инвалидом и другие.

Государственная пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере независимо от того, работает или нет инвалид на момент назначения ему такой пенсии.

Если же инвалид по каким-либо причинам не может получать страховую или государственную пенсии, в этом случае ему назначается социальная пенсия по инвалидности. Например: у инвалида отсутствует страховой стаж, то есть он никогда не работал. Чтобы не оставить такого инвалида без средств к существованию, ему выплачивается социальная пенсия. Она назначается мужчинам-инвалидам, когда они достигают возраста 60 лет, а женщинам-инвалидам по достижению возраста 55 лет. Размер этой пенсии конечно ниже размера страховой и государственной, но это забота со стороны государства о таких инвалидах [42, с.94].

Накопительная пенсия (негосударственное пенсионное обеспечение) назначается застрахованным лицам, которые имеют право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, при наличии у них средств пенсионных накоплений. Она назначается и выплачивается за счет добровольных пенсионных взносов в размере 6% от заработной платы.

Группы инвалидности применимы ко всем этим видам пенсий.

Также инвалидам положена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).

За инвалидами закреплены следующие трудовые права: работникам-инвалидам (I, II группы) положен семичасовой рабочий день (или 35 часов в неделю); работодатель обязан предоставить трудовой отпуск протяжённостью в тридцать календарных дней. Также к этому отпуску инвалид может в течение года брать неоплачиваемый отпуск (общая сумма отпускных дней не может превышать 60 дней) и другие.

У инвалидов есть также и жилищно-правовые льготы: право на дополнительную жилплощадь; на получение жилплощади по льготной очереди; на 50%-ю скидку при оплате коммунальных услуг и другие.

В гражданском и семейном законодательстве инвалиды имеют права: на обязательное получение наследства (даже если он не указан в завещании) не меньше 2/3 от общего наследства. Если завещания не было, то инвалиду положено в равных долях с остальными наследниками; на получение алиментов от бывшего супруга, то есть на материальное содержание (в случае развода).

В законодательстве, регулирующем образование, дети-инвалиды имеют право на: посещение специальных (коррекционных) образовательных дошкольных, школьных учреждений, если на это имеется медицинское и педагогическое заключение; на обеспечение спецсредствами для получения образования, на обучение по специальной программе, на обеспечение доступа в учреждение с помощью архитектурных решений: пандусов, поручней, автоподъёмников и т.д. (если ребенок-инвалид учиться в общеобразовательном учебном заведении); на зачисление вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов (при поступлении в профессиональное учебное заведение) и другие.

Что касается медицинского обслуживания, то здесь законодательство дает инвалидам право на: льготное лекарственное обеспечение, то есть инвалид может получать бесплатные лекарства по специальному перечню; один раз в год бесплатная путевка в профильный санаторий с оплатой проезда в две стороны; бесплатное протезирование, обеспечение и другие.

В законодательстве, которое регулирует деятельность культурных учреждений инвалиды имеют право на: посещение ряда учреждений культуры на льготных основаниях; беспрепятственный доступ в социокультурные учреждения (пандусы, подъёмники и т.д.) и другие.

В налоговом законодательстве они имеют право на: освобождение от выплат налогов на недвижимость, при подаче иска до одного миллиона рублей, на земельные участки; стандартный налоговый вычет (работающим инвалидам).

Что же касается прав детей-инвалидов, то здесь они имеют право на: получении пенсии; 50% скидку за коммунальные услуги; 50% снижение оплаты за жилье, а также членам семьи, проживающих вместе; бесплатные лекарства, приобретаемые по рецептам врачей; бесплатное обеспечение молоком на молочной кухне; бесплатный проезд на любом виде транспорта один раз в год к месту лечения и обратно ребенку и сопровождающему лицу.

Кроме того, льготы на транспортный налог родителям ребенка-инвалида предоставляется ежемесячно. Рассматривая момент того, какие льготы в нашей стране положены родителям, воспитывающим ребенка инвалида, стоит упомянуть о том, что, если путевки, проезд или ряд положенных лекарств не были востребованными, можно получить компенсационные выплаты в размере 1052 рублей [31].

Вообще, в нашей стране дети-инвалиды ущемлены в правах. Их права не приравнены к правам инвалидов I и II группы. У взрослых инвалидов намного больше различных прав.

Всем инвалидам положены льготы и различные выплаты. Им всем предоставляется помощь в разных размерах. Льготников в России много. Но чаще всего люди и не подозревают о положенных им льготах.

Инвалидам, которые нуждаются в посторонней помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому или в стационарных организациях. Также инвалиды обеспечиваются необходимыми для них средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, переговорными пунктами коллективного пользования.

Что касается автомобиля для инвалида, то здесь существует правило, при котором владелец автомобиля может приобрести страховой полис ОСАГО со скидкой 50% от суммы, в которую будет оценен данный документ. Конечно же, и здесь есть свои ограничения, но они не значительные. Такая скидка – хороший бонус для инвалида. Тем же, у кого нет личного транспортного средства, предлагается социальное такси, которым можно пользоваться по льготе.

Из всего изложенного можно сделать вывод: льгот для инвалидов в нашей стране достаточно много. Рассмотрим нормативные правовые источники, которые регулируют институт социальной защиты инвалидов в РФ.

В этой статье речь пойдет о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Предлагаем Вам информацию о том, какие меры принимает государство, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в современном обществе.

Социальная защита инвалидов в РФ

Реабилитация и абилитация инвалидов

Реабилитация — меры, которые приведут к восстановлению способностей, утерянных по болезни. Цели реабилитации:

  • сохранить жизнь;
  • добиться скорейшего выздоровления;
  • вернуть человека в общество.

Понятие абилитации людей с ограничениями по здоровью — это меры для приобретения ими новых знаний и умений. Абилитация необходима, чтобы вернуть утерянные по болезни навыки и умения.

Медицинская помощь инвалидам

По закону люди с ограничениями по здоровью получают медицинскую помощь бесплатно. В стране построены специальные медицинские учреждения, которые предназначены для их лечения. Для тех, кто не способен сам себя обслуживать, государство учредило пансионаты с круглосуточным пребыванием.

Существует список лекарств, медицинского оборудования и продуктов, которые можно получить бесплатно по предписанию врача. Если в аптеке нет нужного лекарства, оформляется запрос на доставку, и течение 48 часов его обязаны привезти.

Люди с ограниченными возможностями обращаются за предоставлением бесплатной путевки в санаторий 1 раз в 3 года на основании заключения врача.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

На местном уровне органы самоуправления стараются обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

  • оборудованием специальными устройствами для беспрепятственного доступа в здания;
  • оборудованием транспорта специальными средствами для удобства пользования.

Обеспечение инвалидов жильем

Государство выделяет жилье людям с ограниченными возможностями всех групп. Чтобы обеспечить жильем нуждающихся, требуется время. Поэтому важно вовремя встать на учет.

Предоставление льготного жилья проводится 2 способами:

  • выделяется жилое помещение по договору социального найма;
  • предоставляется субсидия на покупку жилья из средств федерального бюджета.

Субсидия предоставляется в виде сертификата, который используется только для покупки жилплощади.

Для этого следует предоставить документы:

  • личное заявление;
  • реабилитационную программу;
  • справку об инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий.

Образование инвалидов

Чтобы люди с ограниченными возможностями получали образование наравне с другими гражданами, государство приняло меры:

  • созданы специальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по обучению детей с нарушениями развития;
  • детям инвалидам, инвалидам I и II группы гарантированы льготы при поступлении в учебные заведения;
  • студентам положена увеличенная стипендия.

Людям с ограничениями по здоровью важно получать качественное профессиональное образование, чтобы стать востребованными на рынке труда.

Обеспечение трудовой занятости инвалидов

Но если уровень квалификации и навыков соискателя с ограниченными возможностями соответствует необходимому, работодатель обязан его принять. При отказе требуйте обосновать причины в письменной форме. Если Вы не согласны с выводами работодателя и считаете их предвзятыми, обращайтесь в суд.

подготовить для них рабочие места и адаптировать технологическое оборудование, чтобы работнику можно было трудиться без риска для здоровья.

Материальное обеспечение инвалидов

Люди с ограничениями по здоровью получают материальное обеспечение в виде:

  • пенсионных выплат;
  • пособий;
  • выплаты в счет возмещения ущерба здоровью;
  • компенсаций.

Пенсия может быть:

  • трудовая по инвалидности, она начисляется, если есть хотя бы минимальный стаж работы;
  • социальная, она начисляется, если человек не трудился в течение жизни ни 1 дня, либо при наступлении нетрудоспособности из-за сознательного причинения вреда здоровью.

Социально бытовое обслуживание инвалидов

Бытовое обслуживание проводится:

  • на дому;
  • в стационарных отделениях социального обслуживания;
  • в форме консультаций.

К программам, предоставляемым на дому, относятся услуги:

  • доставка питания и продуктов;
  • доставка лекарств, медицинская помощь;
  • сопровождение в больницу;
  • уборка дома;
  • ритуальные услуги;
  • подвоз воды и топлива.

Выплаты и льготы

Чтобы повысить уровень благосостояния людей с ограничениями по здоровью, государство проводит денежные выплаты:

  • ежемесячная денежная выплата. Эта компенсация положена всем группам людей с ограниченными возможностями и детям — инвалидам. Чтобы получить выплату, направьте заявление в Пенсионный фонд. К заявлению приложите паспорт, справку об инвалидности из Бюро Медико-Социальной Экспертизы, либо документ, дающий право на льготу и пенсионное свидетельство.
  • набор социальных услуг.

В него включаются:

  • предоставление положенных по предписанию врача лекарств;
  • путевка в санаторий;
  • бесплатные билеты на проезд на транспорте.

Не у всех есть потребность получать эти гарантии в натуральном виде. По письменному заявлению государство компенсирует их деньгами.

В задачи программы входит:

  • создать грамотную инфраструктуру;
  • создать учреждения для обеспечения полноценной жизнедеятельности, профессиональной подготовки и вовлечения в культурную и спортивную жизнь.

Где и как защищать свои права инвалидам

Чтобы защитить свои права, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.

Закон гарантирует, что при предъявлении документов, подтверждающих наличие 1 или 2 группы, Вас проконсультируют бесплатно. Это же правило действует для детей — инвалидов и людей с ограниченными возможностями, проживающих в пансионатах.

Бесплатные юридические услуги по защите прав инвалидов предоставляют только юристы, которые участвуют в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Перечень бюро и юристов, работающих с инвалидами, прописан на сайте государственных органов и адвокатских палат.

Если посмотреть на уровень социальной поддержки прав инвалидов в Российской Федерации с формальной точки зрения, он кажется достаточно высоким. Но в реальности добиться всех прописанных законом льгот бывает очень и очень трудно.

Читайте также: