Конспект по литературе 11 класс михайлов

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

с. Шумный Чугуевского района

к приказу МКОУ СОШ № 5 с. Шумный

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

___________ Велич И.А.

Зам. директора по УВР

___________ Г.А. Товтик

Директор МКОУ СОШ № 5 с. Шумный

___________ И.А. Кочков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного среднего общего ФК ГОС, 11 класс

Является приложением к основной образовательной программе

МКОУ СОШ № 5 с. Шумный

Щетинкина Галина Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе нормативных документов:

Концептуальными положениями Примерной программы основного общего образования по литературе;

Программой общеобразовательных организаций. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень). Под редакцией. В.Я. Коровиной.

Русский язык и л итература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Под редакцией. В.Я. Коровиной.

Основной образовательной программы основного среднего образования МКОУ СОШ № 5 с. Шумный

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономике, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения

желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические технологии, используемые на уроках литературы

Классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов;

технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.).

Формы и методы обучения

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- учить понимать язык художественного произведения;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе

Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

Активная познавательная деятельность учащихся формируется в процесс применения следующих методов:

- частично-поисковый или эвристический метод.

Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,— устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода. Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.

- объяснительно-иллюстративный метод.

Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

- репродуктивный метод.

Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком данного метода. Для приобретения учащимися навыков и умений, учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы. Репродуктивная деятельность является подготовительным этапом к проявлению познавательной деятельности методов более высокого уровня, к которым можно отнести эвристический и исследовательский методы.

- проблемное изложение.

- исследовательский метод .

Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.

Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Формы контроля:

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, тесты и т.п. в рамках урока.

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения, осуществляется по окончании четверти во 2х-9х классах и полугодия в 10-11 классах основе текущего контроля.

Итоговый контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании учебного года на основе результатов промежуточного контроля с учетом отметки за промежуточную аттестацию в конце учебного года.

Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

Различные работы творческого характера, анализ эпизодов художественного текста, сочинения-рассуждения на основе исходного текста, тесты.

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. В 11 классе представлена русская литература XX века. Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др. Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.

Место предмета в учебном плане школы: в 11 классе на изучение литературы отводится 136 часа (из расчета 4 учебных часа в неделю).

При планировании мною расширено содержание программного материала по следующим темам:

Раздел, темы, авторы

Дополнительные часы, авторы к изучению

Проза XX века. (К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый)

Проза XX века. (И. Анненский, И. Северянин)

Новокрестьянская поэзия. (Н. Клюев)

Литература 1930 – х годов (М.А. Булгаков)

Литература 1930 – х годов (А. Н. Толстой)

Литература 1930 – х годов (М. Пришвин)

Литература 1930 – х годов (М. А. Шолохов)

Литература ВО войны (А. И. Солженицин)

Русская проза 1950 – 1990 –х годов (Б. Можаев, В. Белов)

Русская проза 1950 – 1990 –х годов (В. Распутин)

Русская проза 1950 – 1990 –х годов (Ч. Айтматов)

Добавлены произведения авторов, обязательных к изучению в курсе литературы 11 класса, но не вошедших в учебник:

Часы, сокращенные, но обязательные для изучения по стандарту

Литература, 11 класс, планы-конспекты для 105 уроков, учебно-методическое пособие, Фефилова Г.Е., 2016.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 11-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов.

Актуализация опорных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 36 материалов





















5639658 5625225 5597089 5565781 5564713 5405405 5243203 5222546 5050147 5008928 4992955 4990505 4971855 4616062 4447576 4395642 4395636 4220553 4220538 4114215

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Уроки по литературе 11 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Литература (базовый уровень), 11 класс, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. и др./ Под ред. Журавлева В.П., Москва : Просвещение, 2019

  • Все учебники
  • Литература (базовый уровень), 11 класс, Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2019
  • Литература (базовый уровень), 11 класс, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. и др./ Под ред. Журавлева В.П., Москва : Просвещение, 2019
  • Литература (базовый уровень). 11 класс, Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
  • Литература 11 класс: базовый и углублённый уровни, Ланин Б. А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018. - 414 с.
  • Литература. 10-11 классы. Русская словесность. Горшков А.И. 9-е изд. - М.: 2010 - 492 с.
  • Литература. 11 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Р. Н. 2-е изд., испр. - М.: 2015, Ч. 2 - 256 с.
  • Литература. 11 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Р. Н. 2-е изд., испр. - М.: 2015, Ч.1 - 224 с.
  • Литература. 11 класс. В мире литературы. Учебник. Под ред. Кутузова А.Г. 3-е изд., стер. - М.: 2006. - 464 с.
  • Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Курдюмова Т.Ф. и др. М.: 2014. Ч.1 -352с.; Ч.2 -256с. М.: 2008. Ч.1 -367с.; Ч.2 -256с.
  • Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Журавлева В.П. 2-е изд. - М.: 2015. Ч.1 - 415с.
  • Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Чалмаев В.А., Зинин С.А. 11-е изд. М.: - 2012, - Ч.1 - 456с.; Ч.2 - 464с.
  • Литература. Углубленный уровень, 11 класс, Агеносов В.В. и др., Москва : Дрофа, 2018
  • Литература: учебник для 11 класса. Сухих И. Н. М.: 2011, Ч. 1. - 352с.
  • Литература: учебник для 11 класса. Сухих И. Н. М.: 2011, Ч. 2. - 368 с.


Контроль знаний по биографии и творчеству А.А.Блока

Уроки

Тестовое задание по биографии и творчеству А.А.Блока с ответами можно использовать в конце урока для быстрого контроля знаний


Рабочий лист к уроку. М.Горький "Макар Чудра"

Уроки

Рабочий лист содержит материал для организации урока по рассказу М.Горького "Макар Чудра"


Уроки

Урок литературы в 11 классе для общеобразовательного класса. ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству.


Нижегородское детство родоначальника имажинизма как время формирования образного мышления А. Б.Мариенгофа

Уроки

Нижегородский краеведческий материал на уроке литературы


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Специально для учителя литературы. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по литературе.

Литература (базовый уровень), 11 класс, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. и др./ Под ред. Журавлева В.П., Москва : Просвещение, 2019








В контрольную работу вошли тесты по произведениям писателей В.Набокова, М.Зощенко, И.Бабеля, Н.Эрдмана, А.Фадеева, Н.Островского, А.Солженицына, В.Шаламова. В работе, кроме тестов, есть и творческое задание. .

Читайте также: