Абрамов алька конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Федор Абрамов был непримирим в спорах, не признавал компромиссов, к нему было трудно приблизиться: хмурый абрамовский взгляд из-под глубоких глазниц, из-под нависших бровей держал на расстоянии. И выражение лица у него было обыкновенно сумеречное. И строптивый неуравновешенный нрав.

Чтобы понять была страна детства. Это его родное Верхнепинежье, глухая северная деревня Веркола, расположенная в четырехстах километрах от ближайшего города. Здесь истоки его жизни, личности, творчества, здесь его самая большая любовь и боль. Он не мог жить без Русского Севера, без родной Верколы, сквозь образ родной деревни он постигал облик Родины, России. Он всегда ехал на Пинегу как в землю обетованную отдохнуть, прийти в себя, успокоить расшатавшиеся нервы. Здесь он работал, отсюда брал сюжеты будущих произведений.

Откроем эту повесть и сразу встретимся с главной героиней. Пелагея возвращается из-за реки с пекарни. О чем думает в этот момент уставшая от тяжелой работы женщина?

Надо брать от жизни больше.

Какие примеры доказывают, что Пелагеей овладел дух собственничества?

Пелагея корыстолюбива. Желая в голодный год устроиться на работу в пекарню, она изменила мужу, поддерживать отношения старается только с нужными людьми. Особенно показательна сцена, когда Пелагея с благоговением развешивает в избе для просушки накопленное в сундуках добро.

Каковы жизненные итоги Пелагеи?

Осталась одна. Умер муж, которым она помыкала. Сбежала в город дочь, даже на похороны к матери не приехала.

- Да, итог жизни горький и драматичный, но неужели вся жизнь Пелагеи сведена только к материальному благополучию? Давайте вспомним, как относилась Пелагея к работе.

Как вы думаете, какой эпизод в повести можно назвать ключевым?

Эпизод похода постаревшей и больной Пелагеи на пекарню. Она идет на пекарню, будто совершает паломничество к святым местам, где живет последняя надежда на исцеление.

Алька легкомысленно относится к родительскому дому, ради которого отец и мать положили жизни, она готова его продать.

Она демонстрирует односельчанам свой материальный достаток и успех у мужчин.

Финал повести открытый. Автор не дает нам ответа на вопрос, продаст ли Алька родительский дом. Он дает нам возможность подумать и порассуждать, как сложится дальнейшая судьба героини.

Предлагается учащимся дописать открытый финал и предположить, как поведет себя героиня в новых для нее условиях.

Данный урок нацелен на расширение читательского кругозора учащихся в связи с прочтением произведений Ф.Абрамова.

Оценить 7336 0

Цель: ознакомить учащихся с биографией писателя, его повестями; формирование навыка анализа прочитанного; воспитание чувства уважения к труду и людям труда.

Лучше на свете не жить,

Чем жить без совести.

2. Работа по теме урока:

ВЫВОД: в духовном мире Ф.Абрамова и его любимых героев всегда главенствовали нравственные ценности – любовь к труду, земле, семье, своему дому, народу.

* сотвори мир в душе и пошли его людям;

* если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира;

* самое трудное – увидеть вещи, события, людей в их истинном свете, без прикрас, без иллюзий, без ожесточения;

*может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем; сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное;

*Жить в ладу с собой, со своей совестью - не в этом ли самое большое счастье?

- Почему так тщательно готовились к приезду Милентьевны её сын Максим и невестка Евгения?

- На что обращает внимание автор, рисуя портрет Милентьевны? (высокая, с худым тонким лицом, желтоватые руки, всё время в хлопотах)

- Сама Милентьевна о себе ничего не рассказывает. Как вы думаете, почему? Кто же поведал нам о её нелёгкой судьбе?(невестка).

-А какие чувства сопровождают её рассказ? ( и гордость, и восторг, и восхищение, и поклонение).

- Что, по вашему мнению, писатель больше всего ценит в героине?

- Почему возникает образ живой воды в повести о старой женщине Милентьевне? Случаен ли и другой образ, связанный с замечательной героиней русских сказок- Василисой Прекрасной?

- Находите ли вы сходство в характерах Милентьевны и Пелагеи?

Трудилась для того, чтобы всё отдать людям, доставлять им радость. Она с одинаковым уважением относилась и к старикам, и к младшим. Не случайно её прозвище – Василиса Прекрасная. Само присутствие этой женщины делает других прекраснее, деятельнее.

Уйдя из колхоза, устраивается в пекарню; ловчит, хитрит, дружит с нужными людьми. Её чужие беды не тревожат, ей надо обеспечить будущее дочери; забывала о совести, не зная, как она может мучить.

- Каковы же жизненные итоги Милентьевны и Пелагеи?

( М. окружена людьми, нужна и старым и малым; её невозможно представить одну, она всегда с людьми.

П. одна - одинёшенька; ни во что не ставит больного мужа; от неё бежит в город и не приезжает даже на похороны матери.

-Но неужели жизнь Пелагеи свелась только к тряпкам и сундукам? Случайна ли тропка, по которой десятилетиями бегала героиня из дома в пекарню, а после её смерти зовётся Паладьиной межой?

- С каким чувством автор это произносит?

- В чём вина и в чём беда Пелагеи?

- В чём драма Пелагеи и Альки?

- Хорошо ли ей на самом деле? ( Нет, она не нашла самой большой человеческой радости, пртрясена красотой подруги Людки и её мужа. Альку трогает любовь отца к матери, и хоть и с опозданием, но она задаёт вопросы:

-Пошто меня никто не любит?

-Неужели испечь хлеб – это и есть самая большая человеческая радость?

- Каким вам видится будущее Альки?








развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Абрамова; умения анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев: использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации учащихся;

воспитательные: формировать чувство ответственности за результат командной работы, приобщение учащихся к нравственным ценностям.

Оборудование:

- портрет Ф.А. Абрамова;

- выставка книг писателя;

- иллюстрации к роману;

- вопросы к семинару;

творчество писателя чувство долга

композиция произведения русская совесть

сюжет душевные россыпи

авторская позиция самоотдача

знание эпохи рационализм

духовный опыт потребительство

нравственный потенциал никчёмность

эгоцентризм и индивидуализм аскетизм

^ Методические приёмы:

- подготовка докладчика и оппонента;

- составление тезисов или плана по выступлению докладчика;

- работа в малых группах;

- ответ на проблемный вопрос урока: в чём смысл жизни;

- рисунки по ассоциациям: каким я представляю себе художественный мир Абрамова (комментарий).

1.Вступительное слово учителя.

Находить верный ответ на него помогают произведения современной литературы, в частности Фёдор Александрович Абрамов.

^ 2. Работа с лексическим значением слов, которые записаны на доске.

^ 4. Выступление докладчика с использованием мультимедийного проектора. (Приводится полностью речь выступающего, учащиеся конспектируют или составляют тезисный план).

Из современных писателей я отдаю предпочтение Ф. Абрамову, с творчеством которого я познакомилась глубоко и всесторонне.

Из его биографии узнала, что он выходец из крестьян, детство провёл в деревне, возможно, поэтому его произведения о сельском быте, о его тружениках, об образе жизни: как жил человек, о чём думал, во что одевался, что ел на протяжении последнего полувека. Когда читаешь Абрамова, приобщаешься к благородному образу мыслей автора. А его произведения, безусловно, правда о жизни, о человеке, об истории.

подыскала более выгодную работу - становится стюардессой.

Произведения Абрамова учат жизни. Алька порвала связь с родными местами, с прошлым, да и будущее зыбко. У неё нет опоры в жизни. Считаю, что нам всем надо задуматься, как мы живём. У старшего поколения перенять тот духовный опыт, те нравственные силы, которые помогали выжить женщинам в годы самых тяжёлых испытаний.

Когда я читала это произведение, я подумала, в нашем городе есть много памятников и великим людям, и дворнику, и челночнику, вот русской бабе нет. Нет памятника в лицах тем, на ком, может быть, Россия стояла и до сих пор стоит.

^ 5. Выступление содокладчика. Я внимательно прослушал докладчика. Мне понравилось предложение о памятнике. Я, думаю, может у присутствующих это станет целью в жизни, когда получим соответствующее образование. Так что ещё не всё потеряно. Дерзайте!

Действительно, Абрамов затрагивает волнующие вопросы: цель в жизни, место человека в обществе, коллективе, семье. Хочу добавить, что писатель нередко приводит своих героев к суровой самооценке и самопроверке прожитой жизни, к исповеди и покаянию. Зачастую прозрение и очищение приходит к ним с великим трудом, в результате перенесённых страданий. Так произошло с Пелагеей в одноимённой повести. Об этом не было сказано докладчиком. Следовало бы отметить, что, оставшись одна, Пелагея после смерти мужа и бегства дочери, больная, она заново осмысливает свой путь, оправдывая и упрекая себя одновременно.

^ 6. Выступление оппонента. Согласен, что Милентьевна – старая крестьянка из северной лесной глухомани - любимая героиня писателя. В ней он увидел те бесценные человеческие качества, без которых, переведись они на земле, пропало бы, выродилось человечество. Вековую народную мудрость унаследовала Милентьевна. И недаром сказочное имя Василисы Прекрасной сопутствует её в повести.

Хочу продолжить мысль докладчика о памятнике или галерее Русских женщин. Думаю, все согласятся, что образы Милентьевны и Пелагеи напоминают Некрасовских героинь: трудолюбивых, выносливых, стойких, красивых. Вспомним строки:

Красавица, миру на диво:

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

^ 7. Работа над повестями по группам. Беседа по вопросам.

^ Вопрос 1. И встречает Милентьевну чуть ли не вся пижма. Почему?

Примерный ответ. Перед нами предстаёт великая труженица, мудрая русская женщина, рано отданная замуж в чужую деревню и незаметно изменившая жизнь не только семьи, в которую попала, но, и пожалуй, всей деревни.

^ Задание: зачитать строки повести, соответствующие иллюстрации, где изображена героиня.

Вопрос 3. заметили ли вы, что сама Милентьевна о себе почти ничего не рассказывает? Кто же тогда поведал рассказчику о её жизни?

(Евгения, невестка, которая и гордится, и преклоняется перед своей свекровью).

Вопрос 4. Какая история из жизни Милентьевны запомнилась вам? ( о её замужеств; как возвратился свёкор и при всём честном народе стал перед нею на колени…)

Вопрос 5. Что, по вашему мнению, более всего ценит писатель в своей героине? ( Трудолюбие, умение изменять жизнь к лучшему, желание всем помочь).

А после отъезда рассказчик признаётся: « меня неудержимо тянуло в большой и глумный мир, мне захотелось работать и делать людям добро…как делает его и будет делать Василиса Милентьевна, эта беззаветная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной глухомани.

^ Вопрос 1. Находите ли вы сходство и различие в Милентьевне и Пелагее?

Василиса Милентьевна. Трудилась для того, чтобы всё отдавать людям, доставлять им радость. Присутствие этой женщины делает других прекраснее, деятельнее. Милентьевна окружена людьми, нужна старому и малому. Все её уважали и любили за то, что она имела подход к ним.

Учитель. Да, итог у Пелагеи драматичный, но неужели вся жизнь её свелась только к тряпкам и сундукам? (С чувством великого уважения говорит автор о её трудолюбии. Она не знала ни отдыха, ни продыха два десятиления. Печи перекладывали на пекарне сколько раз! Не выдерживали кирпичи. А она выдерживала! И как работала! И как песню пела!. В своём деле она поэт.

^ Вопрос 2. Какие вам запомнились страницы об отношении Пелагеи к своей работе?

- С удивительной силой написана сцена последней побывки больной пекарихи на пекарне. Не узнала своей любимой пекарни, которую Уля превратила в хлев.

- А как любил её муж Павел, если по всей дороге Пелагеи на пекарню строил её мостики через речку и у каждого ключика подвешивал самодельную берестяную кружечку, чтобы после горячей работы освежила она себя студёной водицей. И любил за то. Что всё она делает красиво, споро, всё в руках горит. И сама она яркая, горячая, ни на кого не похожая.

Вопрос 3. Была ли она счастлива? ( Подтверждается цитатой, гл. 11, стр. 197.)

Вопрос 4. В какой период жизни изображена Пелагея на иллюстрации?

Прототипом Пелагеи была не одна женщина, а три. Первый росток будущей повести дала Евдокия, жившая на родине писателя. Однажды Абрамов, приехав в родную деревню, как всегда, решил полюбоваться цветущими лугами, красавицей Пинегой. Но два человека, которые попались ему на глаза, заслонили собой всё. Это была Евдокия и её муж Пётр. Какое глубокое чувство связывало этих двух людей!

В этот вечер Абрамов принялся писать рассказ, но его не получилось.

Окончательно уяснить сюжет повести и характер Пелагеи помогла история одной работницы железной дороги, рассказанная писателю на Ярославщине. Горек был итог жизни этой женщины, от которой дочь катила в город и которую навестила только тогда, когда та умерла.

Абрамов писал, что «поведение Альки – это реакция на тот аскетизм жизни, которая выпала на долю старших поколений. Вы согласны с этим? Ответы:

- Автор, наверное, прав. Пелагея, перенеся трудности, голод, не хочет, чтобы такая доля досталась дочери.

- Автор считает, что виновата мать, но не снимает ответственности с Альки.

- Внушала Альке, что счастливая жизнь – это культурная, городская.

- Алька мнимую красоту принимала за настоящую. Она сразу же в городе обольщается беспечно-весёлой жизнью, лёгкими заработками. Офицер Вадик, наобещавший девушке слишком много, бросает её.

Учитель. Устроившись официанткой в ресторан и научившись ресторанным премудростям, Алька в дорогих нарядах приезжает в деревню с видом победительницы. (Иллюстрация, зачитываем с. 170)

«Увидев её, Пека высунул из кабины свою счастливую белозубую мордаху, крикнул: «Чего такие штаны надела? Сожжёшь ещё деревню?

^ Вопрос 5. Хорошо ли ей дома? (Примерные ответы)

- Алька потрясена красотой отношений подруги Лидки и её мужа Мити.

- Альку трогает любовь её отца к матери.

^ Вопросы 6. Что бы вы посоветовали Альке? Как бы ответили на её вопросы? Каким вам видится будущее Альки? ( Ответы неоднозначны).

- Алька может вернуться в деревню, она уже однажды чуть было не решилась на это.

- В дальнейшем Алька будет не жить, а прозябать, вряд ли она найдёт любимое дело и устроит свою жизнь.

- Она отступила от себя, от лучшего в себе, что досталось ей от матери и отца. Отступилась и предала: велела продать родительский дом.

^ 8. Подведение итогов семинара. Обращаемся к опорному конспекту, который составил заранее ученик).

9. Слово библиотекарю. ( Она говорит о других произведениях Ф. Абрамова, которые представлены на выставке).

10. Учитель. В подготовке к семинару вы представили себе художественный мир Абрамова и попытались его нарисовать. Расскажите о своих работах.

- Я изобразил окно. Именно через него писатель видел мир.

- Я нарисовал глобус, его бережно держат человеческие руки, т.к. именно в наших руках будущее планеты. Об этом говорил писатель.

- Абрамову близка деревня. Его мир я представляю через крестьянскую избу, колодец со срубом.

^ 11. Заключительное слово учителя. Вывод по уроку.

Произведения Абрамова заставляют задуматься о жизни, потому что они обращены к нашей совести. Зачитываются слова писателя на 6-м съезде писателей 1976 г.

«… Большой разговор в литературе о людях старого и старшего поколений – это стремление осмыслить и удержать их духовный опыт, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжёлых испытаний.

Да, тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да в сего не перечислишь. К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных, а порой и просто тепличных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества.

Нет, нет, я не хочу бросить тень на нашу молодёжь…

Да, писателя волнует судьба каждого человека, живущего на земле, ибо каждый человек после себя должен оставить свою межу. Абрамов обращается ко всем нам с вопросами: зачем вы пришли на эту землю, станет ли она лучше после вас? Что оставите после себя? Дом? Дерево? Чью-то разбитую жизнь? Станет ли рядом с тобой кто-нибудь сильнее? Станешь ли ты сам добрее, ответственнее? К добрым делам звал писатель.

^ Управление образования администрации г. Белгорода


УРОК-практикум

^ Русский язык

Рубанова Зоя Сергеевна

Урок-практикум по русскому языку в 9 классе:

Воспитывающие: содействовать не только получению новых знаний по предмету, но выработке собственного мнения, чувства ответственности за происходящее в нашей стране, нашем городе, в нашей школе.

^ Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Оборудование и оформление класса: книжная выставка, материал для словарной работы.

:Синонимы: Однокоренные слова

Авторская проза, эссе, раздумья, эссе, эссеистика, эссеист,

наброски, записки, очерк. эссеизация.

Эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (словарь литературоведческих терминов) М., 1984)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока - создать условия для изучения, понимания и проверки образной системы повести; создать условия для развития познавательной активности учащихся, развития устной речи учащихся, их творческого потенциала, навыка анализа художественного текста.

Игру начинает команда, правильно назвавшая годы жизни Ф. А. Абрамова

Побеждает команда, первая закрывшая все клетки по горизонтали, вертикали или диагонали свои значком (значок ставится за правильный ответ). За неправильный ответ ставится знак команды-противника. Вопросы составлены по содержанию повести.

Жаргонизмы: столовка, сотняга, рэ, малочаевые.

Просторечные: помер, лопай, извини-подвинься.

Разговорные: деется, слыхала, насыпали ворох новостей, живёшь-можешь.

Фразеологизмы: поломала свою старую голову; разговор перевести на другую колею.

Искаженные: кабыть, пообижусь.

Выберите из вещей, приготовленных в сундуке, наряд, в котором Алька вышла прогуляться по деревне после двухлетнего проживания в городе. (Красные штаны, белая кофточка, туфли на широком каблуке, сумочка чёрная, черные очки в белой оправе)

Соедини имена, отчества литературных героев с их прозвищами, профессиями:

Евлампия Никифоровна- Лампа –учительница.

Владислав Сергеевич- офицер, алиментщик.

Маня-большая -пенсионерка (маленького роста).

Маня-маленькая= пенсионерка (большого роста).

Дмитрий Васильевич- Митя-Первобытный- плотник.

Аграфена- Длинные зубы.

Пека Каменный- тракторист.

Лида Вахрамеева- подружка Альки.

Вася-беленький- чернявый студент.

Серёжа -главный инженер лесопункта.

Томка- стюардесса международных линий.

Сколько старухи получали пенсии? (Двенадцать рублей и сорок пять рублей)

— Нельзя, нельзя человеку без живой воды, — говорила Христофоровна. — Вот и ищут ее люди, кто где может. По всему свету шарят…

Какая самая большая человеческая радость-смысл жизни- по Пелагее?

(Испечь хороший хлеб — это и есть самая большая человеческая радость)

Ради чего Алька готова была пожертвовать всем, побывав в доме у своей подружки Лиды? (Ради настоящей любви).

По описанию внешности определите, о ком идет речь и каково состояние здоровья литературного героя:

1.(Лида в ожидании пополнения)

2. (Сережа, бывший главный инженер лесопункта, пьющий)

Выполните приспособление, которым можно в лесу зачерпнуть воды из болота-отец Альки такое приспособление сделал для своей жены во многих местах: (Коробочка из бересты)

Какой памятник в честь Пелагеи появился в деревне? (Паладьина межа)

Нарисуй дом, в котором живут Ермолины Митя-первобытный с Лидой

На каком предмете помешался Митя-первобытный? (На топоре)

Что искала Алька в выемке бревна за косяком родительского дома? (Ключ)

Из-за чего Митю-первобытного не наказали, а всыпали его отцу? (Колхозный приемник настроил на приём иностранных голосов)

Какой зверь стал толчком в принятии решения Альки вернуться в деревню? (Кошка).

Какой своей новой ролью упивалась Алька, когда решила остаться в деревне? (Ролью благообразной и непорочной невесты).

Какая гроза разразилась однажды осенью над Анисьей, когда она получила письмо от Альки, работавшей стюардессой? (Дом продать и деньги выслать Альке).

Краткое описание документа:

Цель урока - создать условия для изучения, понимания и проверки образной системы повести; создать условия для развития познавательной активности учащихся, развития устной речи учащихся, их творческого потенциала, навыка анализа художественного текста.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 978 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.12.2019 1014
  • DOCX 20.8 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Новосельцева Любовь Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь учащимся понять в чем смысл человеческой жизни; увидеть проблему вырождения деревни, бегства молодежи в город; разложение деревенских нравов, преемственности положений; тема родного очага.

Ф. Абрамов 1973 год.

Ф. Абрамов 1981г.

В центре нашего обсуждения повести Абрамова. Как бы вы определили проблемы этих произведений?

Задание к уроку: 1-ая группа – оформляет тематическую литературную газету; 2-ая – готовит выставку книг В. Абрамова; 3-ая – оформляет стенд с трудными словами: Веркола, Пинежский, поколение, аскетизм, нравственность, самоотдача, труженики, благополучие, иждивенческий, рационализм, потребительство, никчемность.

Ход урока.

Эти выдержки из ваших сочинений говорят о том, что вопрос о смысле жизни вас, одиннадцатиклассников, глубоко волнует. Находить верный ответ на него помогают произведения современной литературы. Заставляют задуматься читателя о неповторимости каждой отдельной жизни и книги Федора Александровича Абрамова. Это подтверждают ваши читательские отзывы на его произведения.

МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б.

Конспект урока литературы

Цель: помочь учащимся понять в чем смысл человеческой жизни; увидеть проблему вырождения деревни, бегства молодежи в город; разложение деревенских нравов, преемственности положений; тема родного очага.

Ф. Абрамов 1973 год.

Ф. Абрамов 1981г.

В центре нашего обсуждения повести Абрамова. Как бы вы определили проблемы этих произведений?

Задание к уроку: 1-ая группа – оформляет тематическую литературную газету; 2-ая – готовит выставку книг В. Абрамова; 3-ая – оформляет стенд с трудными словами: Веркола, Пинежский, поколение, аскетизм, нравственность, самоотдача, труженики, благополучие, иждивенческий, рационализм, потребительство, никчемность.

Эти выдержки из ваших сочинений говорят о том, что вопрос о смысле жизни вас, одиннадцатиклассников, глубоко волнует. Находить верный ответ на него помогают произведения современной литературы. Заставляют задуматься читателя о неповторимости каждой отдельной жизни и книги Федора Александровича Абрамова. Это подтверждают ваши читательские отзывы на его произведения.

(главная: В чем смысл человеческой жизни? А) Проблема вырождения деревни, бегства молодежи в город; б) разложение деревенских нравов, преемственности поколений; в) тема родного очага)

Почему такое ожидание и такая встреча? И почему только рассказчик досадует из-за этого приезда? В чем тут дело, в страхе перед ее суровым характером или в чем-то другом?

(Перед нами предстает великая труженица, мудрая русская женщина, рано отданная замуж в чужую деревню и незаметно изменившая жизнь, не только семьи, в которую попала, но пожалуй и всей деревни).

- На что обращает автор наше внимание, рисуя портрет Милентьевны?

( Она высокая, с худым тонким лицом. В прошлом, видимо, красавица. У нее темные, жиловатые руки, что для писателя немаловажная деталь, его героиня без дела не может, она и сейчас, уже старая, в постоянных хлопотах и трудах)

- Заметили ли вы, что сама Милентьевна о себе почти ничего не рассказывает? Как вы думаете, почему? Кто же поведал рассказчику о ее непростой жизни? (Невестка Евгения).

-Верно, невестка Евгения. А какие чувства сопровождают рассказ Евгении о судьбе свекрови?

Рассказывая эту историю, Евгения заплакала и доскозала уже, давясь слезами.

- Что, по вашему мнению, более всего ценит писатель в своей героине?

(Трудолюбие и умение изменять жизнь к лучшему)

- Вы говорите, трудолюбие и умение изменять жизнь к лучшему. Да, Милентьевна преображает жизнь, и людей. Вот на несколько деньков заглянула она в деревню – и что же?

( С Евгенией просто чудо какое-то произошло, будто ее живой водой вспрыснули).

Подобное испытывает и рассказчик:

- Почему это происходит? Почему возник этот образ – образ живой воды в повести о старой женщине Милентьевны? Случайно ли возникает здесь и другой образ, связанный с замечательной героиней русских народных сказок – Василисой Прекрасной?

- Находите ли вы сходство в Милентьевне и Пелагее?

-Господи! На что ушла ее жизнь? такой вопрос мы ли возникнуть в конце жизни у Милентьевны?

- Каковы же жизненные итоги Милентьевы и Пелагии?

1) Милентьевна окружена людьми, нужна старому и малому; Пелагея на старости лет одна – одинешенька.

2) Милентьевну все уважали и любили за то, что она имела подход ко всем. Пелагея что она имела подход ко всем. Пелагея ни во что не ставит даже мужа, безропотного, любящего ее, упрекает его больного и немощного…

3) Милентьевну невозможно представить одну; от Пелагеи бежит в город дочь, которая даже на похороны матери не приехала.

- С каким же, по-вашему мнению, чувством он это произносит?

1) Все-таки с чувством великого уважения к трудолюбивой Пелагее. Она не знала ни отдыха, ни продыха два десятилетия. Печи перекладывали на пекарне сколько раз! Не выдерживали кирпичи, а она выдерживала. И как работала! Как песню пела! В своем деле она поэт.

2)Мне запомнились страницы об отношении Пелагеи к своей работе. Как отдавалась она любимому делу! Пелагея только в те дни добрела и улыбалась (хотя и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. «Бывала, чтобы хлеб духовитым был, чего только она не делала. Воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже, сажа, муку само собой требовала первый сорт, а насчет помола и говорить нечего. Все перепробовала: и сосну, и елку, и вереск, - пишет автор.

3) С удивительной силой написана сцена последней побывки больной пекарихи на пекарне. После этого она в слезах возвращается домой, потому что не узнала своей любимой пекарни, которую Улька превратила в хлев! Такого небрежного отношения к делу Пелагея вынести не могла.

- И ведь за что-то любил ее муж Павел, если по всей дороге Пелагеи на пекарню строил ей мостки через речку и у каждого ключика подвешивал самодельную берестяную кружечку, чтобы после горячей работы освежила она себе студеной водицей? За что?

(За то, наверное, что все она делает красиво, споро, все в ее руках горит. И сама она яркая, горячая, ни на кого не похожая)

1) Автор, наверное, прав, Пелагея, перенеся трудности, голод, не хочет, чтобы такая же доля досталась дочери. Ф.Абрамов считает, что виновата мать, но не снимает ответственности с альки.

3) Алька мнимую красоту принимает за настоящую. Она сразу же в городе обольщается беспечно – веселой жизнью, легкими заработками. Но офицер Владик, наобещавшей девушке слишком много, бросает ее.

Хорошо ли ей на самом деле?

Каким вам видится будущее Альки?

Алька может вернуться в деревню, что она уже однажды чуть было не решилась на это

В дальнейшем Альке будет не жить, а прозябать, вряд ли в городе она найдет любимое дело и устроит свою личную жизнь. И она отступила от себя, от лучшего в себе, от того, что досталось ей от матери и отца. Отступилась и предала: велела продать родительский дом.

(А только ли Пелагея и Алька виноваты в своей трудной судьбе?)

Итак, Милентьевна сумела привить своим детям любовь к земле, дому, родному очагу, а Пелагея не додала Альке этой любви.

В заключении хочется привести слова, Ф.А. Абрамова произнесенные на VI съезде писателей.

«…Большой разговор в литературе о людях старого и старшего поколения – это стремление осмыслить и удержать их духовный опыт, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

-Ребята, давайте подведем итог сказанному на уроке.

Читайте также: