Адекватность поведения в обществе конспект урока по сбо 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
-Что такое поведение?
-Поведение – это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор: Дрожжина Вера Алексеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 55.38 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Презентация на тему: " ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ? СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - ЭТО ПРАВИЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ." — Транскрипт:

2 ПРАВИЛА И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

3 ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ? СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - ЭТО ПРАВИЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

4 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДЕЙСТВИЙ, ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРИВЫЧЕК, НО И ОТ ТОГО, КАК ОН СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ И НОРМАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ. С ДЕТСТВА МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАЯМИ, ТРАДИЦИЯМИ, ЦЕННОСТЯМИ. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

5 НОРМЫ УКАЗЫВАЮТ НА ТО, ГДЕ И КАК МЫ ДОЛЖНЫ СЕБЯ ВЕСТИ. ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ВЫРАБОТАНЫ СВОИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.

6 УСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСКИХ ИГР. ЗДЕСЬ ВСЕ ПРОИСХОДИТ КАК БЫ ПОНАРОШКУ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИГРАЯ ВСЕРЬЕЗ, РЕБЕНОК ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ.

7 ЧЕРЕЗ ИГРУ ПОДРОСТОК ВХОДИТ В МИР ВЗРОСЛЫХ, ГДЕ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАПРЕТЫ И РАЗРЕШЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ, ОДНИМ СЛОВОМ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. В ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

8 ПРИВЫЧКИ ЭТО УСТАНОВИВШАЯСЯ СХЕМА ПОВЕДЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОБРАЗ ЖИЗНИ СОЗДАЕТСЯ НАШИМИ ПРИВЫЧКАМИ.

9 БОЛЬШИНСТВО ПРИВЫЧЕК НЕ ВСТРЕЧАЮТ СО СТОРОНЫ ОКРУЖАЮЩИХ НИ ОДОБРЕНИЯ, НИ ОСУЖДЕНИЯ. НО ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧИТАТЬ ЗА ОБЕДОМ, ГРЫЗТЬ НОГТИ. ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ПЛОХИХ МАНЕРАХ ЧЕЛОВЕКА.

10 МАНЕРЫ ЭТО ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОНИ ОСНОВАНЫ НА ПРИВЫЧКАХ И ПОЛУЧАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ОКРУЖАЮЩИХ. МАНЕРЫ ОТЛИЧАЮТ ЛЮДЕЙ ВОСПИТАННЫХ ОТ НЕВОСПИТАННЫХ. ХОРОШИМ МАНЕРАМ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ. ОПРЯТНО ОДЕВАТЬСЯ, ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАТЬ СОБЕСЕДНИКА, УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ - ВСЕ ЭТО ПОВСЕДНЕВНЫЕ МАНЕРЫ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА.

11 ПО ОТДЕЛЬНОСТИ МАНЕРЫ СОСТАВЛЯЮТ ЭЛЕМЕНТЫ, ИЛИ ЧЕРТЫ, КУЛЬТУРЫ, А ВМЕСТЕ ЭТИКЕТ. ЭТИКЕТ ЭТО ПРИНЯТАЯ В ОСОБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КРУГАХ СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ОСОБЫЙ ЭТИКЕТ СУЩЕСТВОВАЛ ПРИ КОРОЛЕВСКИХ ДВОРАХ, В СВЕТСКИХ САЛОНАХ, ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КРУГАХ. ЭТИКЕТ ВКЛЮЧАЕТ ОСОБЫЕ МАНЕРЫ, НОРМЫ, ЦЕРЕМОНИИ И РИТУАЛЫ.

12 Общие правила приветствия при встрече Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися. Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку.

13 Требования к внешнему виду студента Опрятность, аккуратность и ухоженность во всем. Не приемлемы вызывающие, броские и яркие одежды и атрибуты. Волосы должны иметь чистый и причесанный вид. Одежда в деловом стиле. К обуви такие же требования, как и ко всему остальному. Должна быть чистой, удобной, гармонировать с одеждой. Высокие каблуки строго запрещены для безопасности самих же учеников.

15 ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ОБРЯДАМИ. Обряд это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции.

17 НРАВЫ ЭТО ОБЫЧАИ, ИМЕЮЩИЕ МОРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ БЫТУЮТ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ И МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ. ВО ВСЕХ ОБЩЕСТВАХ СЧИТАЕТСЯ БЕЗНРАВСТВЕННЫМ ОСКОРБЛЯТЬ СТАРШИХ, ОБИЖАТЬ СЛАБОГО, УНИЖАТЬ ИНВАЛИДА, НЕЦЕНЗУРНО ВЫРАЖАТЬСЯ.

18 НРАВСТВЕННОСТЬ ОПИРАЕТСЯ НА СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ И РАЗДЕЛЯЕМЫЕ БОЛЬШИНСТВОМ ЛЮДЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ОНИ СЛУЖАТ ЭТАЛОНОМ И ИДЕАЛОМ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ.

19 ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ТАКЖЕ С ПОМОЩЬЮ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОНИ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ В ЗАКОНАХ, ИЗДАВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ, И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЯЮТ ГРАНИЦЫ ПОВЕДЕНИЯ. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ НАКАЗАНИЕ. ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА ЗАЩИЩАЮТ САМЫЕ ДОРОГИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ЦЕННОСТИ: ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, СОБСТВЕННОСТЬ.

20 ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ И НОРМ. НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО РЕГУЛИРУЮТ ЖИЗНЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СПЛАЧИВАЮТ ОБЩЕСТВО И ПОДДЕРЖИВАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культура поведения в современном обществе. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. Поэтому проблема культуры молодых людей является актуальной в XX1 веке.

Культура поведения (латинское слово – cultura) — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Внутренняя культура — это знания, чувства, умения и навыки, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, профессиональная подготовка, компетентность, добродетельность-нравственность, порядочность). Внешняя культура — это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно не воспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры. Внешняя культура относительно независима от внутренней.

Существуют правила поведения разного уровня: 1) уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе; 2) уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране; 3) уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве); 4) уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.). 5) уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, полицейских, военных, государственных служащих, членов той или иной партии. ) 6) уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом. )

Внешний идеал культурного человека: Походка уверенная и ровная; Выражение лица естественное и доброжелательное; Смех не оскорбительный и не привлекает внимание окружающих.

Нормы культуры поведения в общественных местах: Женщина согласно культуре поведения должна всегда находиться справа от мужчины, а мужчина слева от женщины; Находясь на улице не желательно идти против общего движения и задевать руками людей проходящих мимо. Также за рамки приличия выходит курение на улице, распитие напитков и комментарии об одежде и внешности прохожих; В общественный транспорт не желательно заходить с едой и напитками. Также не стоит занимать сидячие места сумками, и желательно уступать свободное место пожилым людям и матерям с детьми.

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

К нормам культуры поведения также относятся: • вежливость • корректность • тактичность • деликатность • скромность • простота • обязательность

Одно из направлений культуры поведения человека в обществе — это воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди.

Одна из главных проблем человечества-безопасность поведения в современном мире. Особенно распространены: Экологические катастрофы Террористические акты Военные конфликты Рост преступности Социальная и экономическая нестабильность

Опасности, связанные с местом пребывания взрослых и детей: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе опасности в общении с незнакомыми людьми.

Выживание — это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Задачи выживания : • преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией; • оказание первой медицинской помощи пострадавшим; • защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды; • обеспечение водой и пищей; • определение собственного местоположения; • установление связи и подготовка средств сигнализации

Факторы, влияющие на способность к выживанию, делятся на 4 группы: • антропологические - это состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды, резервные возможности организма. • природно-средовые – это температура, влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень давления атмосферы, ветер и др. • материально-технические – это защитные материалы в условиях автономного существования: одежда, аварийное снаряжение, запас пищи и воды, подручные средства, используемые для различных целей, и др. • экологические – это результате взаимодействия человека с окружающей средой (несчастные случаи, травмы и т. д.).

Правила безопасного поведения в современном мире: Правила безопасного поведения в современном мире: Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра. В случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения. Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности человека, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) его жизненно важным интересам.


Цель: Формирование навыков у учащихся культурного поведения в повседневной жизни.

Познакомить воспитанников с правилами поведения в общественных местах.

Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Корригировать внимание, развивать речь, коммуникативные навыки у воспитанников.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Слайд 1

- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. А как называются места, где находится большое количество людей? Такие места называются общественными.

Общественные места – это места большого скопления людей. Слайд 2 (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

- Какие общественные места вы знаете? (улица, общественный транспорт, школа,

театр, больница, кинотеатр).

- Наше занятие называется - Правила поведения в общественных местах.

- В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. Что такое этикет? (ответы детей)

Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? Дети: - Его называют культурным. - Его называют воспитанным человеком.

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

- Начнем разговор об общественных местах. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека. Слушайте внимательно, и подумайте о чем идет речь:

В этом заведении

Учились здесь артисты,

И вы, мои друзья. (Школа) Слайд 3

Ребята, вы уже много лет школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе (ответы детей)

- А теперь давайте вспомним вместе правила поведения на улице. Слайд 4 (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.) Ответы детей затем Слайд 5

- А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице? (чтобы не попасть в неприятную ситуацию)

- О каком виде общественном транспорта будем говорить? (О правилах поведения в общественном транспорте.) Молодцы! Слайд 6

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

- Скажите, правильно ли поступили мальчики?

- Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

- А мужчина с ковром?

- А как бы вы поступили в данной ситуации?

- Какие виды общественного транспорта вы знаете?

- Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать? (ответы детей) Слайд 7

• Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

• Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

• Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

• В транспорте надо вести себя достойно:

- не шуметь и не толкаться;

- уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми

- не отвлекать водителя во время движения транспорта;

- держаться во время движения транспорта за поручни;

- вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

- Если ты заметил, что кто-то оставил под сиденьем сумку или коробку и вышел на остановке, что вы будете делать? Правильно, немедленно сообщи об этом взрослым, кондуктору или водителю. Террористы очень жестоки и могут устроить взрыв в пассажирском транспорте. Будь осторожен. Терроризм очень опасен для людей.

- И помните - Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!

Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

- Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре? Слайд 8

Спектакль уже начался. Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Сел и грызёт семечки.

- Укажите на ошибки Васечкина. Как надо было поступить Васечкину?

- Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

Правила поведения в театре и кинозале: Слайд 9

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время, не опаздывай.

3. В кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

4. Не сори, не бегай в фойе.

5. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

6. Не спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться.

7. Не разговаривай во время представления, не ешь - не мешай другим зрителям.

- А чем отличается театр от кинотеатра? Слайд 16 (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.)

- Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

- Ребята, будьте внимательны при просмотре ералаша.

- Оцените поведение детей. Правильно ли вели себя дети в театре во время антракта?(ответы детей)

Итог занятия

- Ребята, о чем говорили сегодня на занятии? ( О правилах поведения в общественных местах) - Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

- Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

- Занятие окончено. Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: