Конспект занятия буква с и звуки с сь в подготовительной группе

Обновлено: 03.07.2024

- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

- Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: - Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: - Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика"
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение " Кошечка сердится".)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение "Дятел". Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение " Блинчик")

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение " Лошадка")

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение " Вкусное варенье")

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение "Непослушный язычок")

Логопед: - Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] - [Сь].

- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: - Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] - согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Логопед: - Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).


Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: - Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Определение места звуков [С] - [Сь] в слове.

Логопед: - Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат "Звуковые" вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

- Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.


Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: - А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: "Придумай слово"

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

- воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Тип занятия: изучение нового материала

4. Форма занятия: сюжетная игра

5. Продолжительность занятия 30 минут

6. Участники: старшие дошкольники

7. Возраст: 6- 6,5 лет

8. Оборудование и материалы : домики для гласных и согласных звуков (красный и синий), буква С строчная и заглавная, картинки: Незнайка, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка, сюжетная картинка к стихотворению; прописи, шариковые ручки, буква С из пластика для домика.

9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.

10. Методы и приемы работы с детьми : наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.

11 . Структура занятия:

Организационный момент. Приветствие.

Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Воспитатель подводит итоги занятия. Оценивает работу детей.

12 . Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.

Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком эти загадки.

В грязной луже искупаюсь. (Свинья) (Приложение 2)

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака) (Приложение 3)

  1. У него четыре ножки,
    Любят спать на нем все кошки.
    Если кто-то хочет есть,
    На него придется сесть…(Стул) (Приложение 7 )
    Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С, Сь, научимся писать букву С и поможем Незнайке.

Воспитатель: Давайте произнесём звук С. (Дети произносят звук)

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

( Звук С согласный, глухой, твёрдый) . Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель ставит на доску картинки: селедка (Приложение 5), лесенка (Приложение 6), лось (Приложение 4) и произносит эти слова.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.

Лист, самолёт, свёкла, гусь, лес, лиса, лось, ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка, скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка, сорока, оса, санки, велосипед, сирень, осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел, васильки

А теперь определим, где находятся звуки С или Сь в слове (в начале, в конце или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток, пастух, ананас

  1. Вы наверное немного устали? Сейчас мы отдохнём.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать .

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Смолкли песни, слово, смех,

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук С на письме?

На доску вешаются картинки с заглавной и строчной буквой С (Приложение 8)

Знакомство с буквой С

Воспитатель показывает как пишется буква С и затем помещает букву С в синий домик для согласных.

Затем воспитатель выдаёт детям прописи и дети учатся писать букву С в прописях.

Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-коррекционно-образовательные:

- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,

-уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ,

-научиться называть все характеристики звуков С и СЬ,

-учить дифференциации звуков С и СЬ в словах,

-учить определять место звука в слове (в начале, середине, конеце),

-закрепить навыки звуко-буквенного анализа слов.

-коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие,

-развивать внимание, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику,

-автоматизировать звуки С и СЬ.

-коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью,

-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Ход занятия.

Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости, давайте, их поприветствуем!

-Ребята, вы сегодня когда шли в садик, ничего необычного не заметили? Что изменилось с последней нашей встречи на улице? (Наступила зима. Выпал снег.)

Основная часть.

-Звук С. Он какой гласный или согласный? (не поется, поэтому согласный)

-Он звонкий или глухой? Руки положили на горлышко. Горлышко дрожит или молчит? (молчит, глухой).

-Звук С. Твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем? (Твердый и обозначаем синим цветом).

-Звук Сь какой твердый или мягкий? Кто его скажет? (Его скажет маленькая девочка, мягкий и обозначаем зеленым цветом). Правильно, молодцы!

-Ребята, напомните мне, пожалуйста чем отличается звук от буквы. (1 слайд: Звуки мы слышим и произносим. Буквы – видим и пишем)

-Давайте, откроем конверт и узнаем что же там внутри. Нам кто-то написал письмо. Давайте, я вам его прочитаю.

Меня зовут Зимушка-Зима. Я очень спешила к вам, я вам принесла много снега, чтобы вы могли играть в снежки, лепить снеговика и кататься на санках, лыжах, заморозила реки и озера, чтобы вы могли кататься на коньках, а также мой любимый праздник- Новый год. Я надеюсь, что мы с вами подружимся. Я слышала, что вы умные и сообразительные ребята, а это зимой очень необходимо! Поэтому я приготовила вам разные задания!

-Постараемся выполнить задания Зимушки-зимы?

(гусята, оса, лисята, носки, стул, стрекоза, шарф, осьминог, сапоги, часы, телевизор, кресло)

2. Артикуляционная гимнастика.

4.Графический образ буквы С. Работа в тетради. Звук на письме обозначается буквой! (2слайд) Взяли простые карандаши и открыли тетради. Нужно продолжить по образцу: пишем заглавную, большую букву С и строчную, маленькую.

5.Физкультминутка. (слайд 4)

1, 2, 3, 4, Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз подбросим. Два поймаем.

Три уроним, И сломаем.

-Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите какая картинка лишняя и почему? (санки, шапка, снеговик, снежинка). Правильно, молодец! А среди этих предметов что лишнее и почему? (лиса, автобус, семь, носки). Правильно, молодцы!

Для этого нам понадобятся наши домики и фишки синего и зеленого цветов.

- Поднимите синий кружок, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

С С Сь С Сь С Сь

СА СО СИ СУ СЮ СЫ УСЬ АС ОСЬ ЫС ИС

СОМ, СОК, СЕМЬ, СЫР, СИЛА, СТУЛ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ.

Внимание на экран, читаем по очереди слоги. Скажите, которые из них открытые, закрытые.

Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

Когда к нам приходят гости, мы всегда к их приходу готовим всякие сладости. Давайте мы испечем много оладушек с разными начинками, каждый третий блинчик будет с начинкой и начинку каждый называет свою любимую, только не повторяться!

11. Звуко-буквенный анализ слова САНКИ (Работа с доской и работа в тетради).

-Ребята, у нас осталось последнее задание с нашего конверта. Нам нужно выполнить звуко-буквенный анализ слова САНКИ. Для этого нам понадобятся цветные карандаши (синий, зеленый, красный, простой) и открываем тетрадь. (Задание выполняется на доске, по одному дети выходят и выполняют следующие задания : 1.прочитайте слово;

2.определите количество букв в слове санки;

3.определите количество гласных в слове САНКИ.

4.вспомним правило: Сколько гласных, столько слогов. Определяем сколько слогов.

5.определяем ударную гласную (позовем слово)

6.определяем по твердости и мягкости, соответствующим цветом, согласные звуки.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран мы все правильно сделали? Да! Вы все сегодня большие молодцы!

13. Однокоренные слова (слайд11)

В конверте осталось последнее письмо. Давайте его прочитаем:

Какие вы умные, находчивые, сообразительные, веселые ребята! Легко справились с моими заданиями! Вы молодцы! А за ваши старания я приготовила вам подарки – наклеечки, на память обо мне! До новых встреч! До свидания, ребята!

Заключительная часть. Итог занятия.

Итак, мы с какими звуками сегодня познакомились? (С, Сь). Дайте мне характеристику звуку С (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом), а звук Сь (мягкий, обозначаем зеленым цветом).

Ребята, скажите какие игры вам понравились, что вы запомнили?

Вы все молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями- До свидания!

Меня зовут Зимушка-Зима. Я очень спешила к вам, я вам принесла много снега, чтобы вы могли играть в снежки, лепить снеговика и кататься на санках, лыжах, заморозила реки и озера, чтобы вы могли кататься на коньках, а также мой любимый праздник- Новый год. Я надеюсь, что мы с вами подружимся. Я слышала, что вы умные и сообразительные ребята, а это зимой очень необходимо! Поэтому я приготовила вам разные задания!

Какие вы умные, находчивые, сообразительные, веселые ребята! Легко справились с моими заданиями! Вы молодцы! А за ваши старания я приготовила вам небольшие подарочки – наклеечки, на память обо мне! До новых встреч! До свидания, ребята!

2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

3. Учить определять место заданного звука в слове.

4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

6. Познакомить с буквой С.

7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Упражнение проводится с мячом.

- Сядет тот, кто правильно повторит:

са – со – су су – са – со ус – ис – ос

си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось

со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис

сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

2. Выделение звука на слух:

- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

4. Работа со слоговыми схемами.

Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.

Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

5. Знакомство с буквой С.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).

С – как серп рисуем с вами:

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

6. Динамическая пауза:

У нас славная осанка -

Мы свели лопатки.

Мы шагаем на носках

И пойдём на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.

7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объяснить детям, как пишется буква С.

- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

- Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).

Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

Читайте также: