Модели и моделирование в информатике 9 класс конспект кратко

Обновлено: 06.07.2024

  • упрощенная копия реального объекта;
  • уменьшенное копия реального объекта;
  • схематичное представление явления или процесса;
  • графическое представление явления или процесса;
  • текстовое представление явления или процесса;
  • аналогичное представление физического объекта;
  • информационное представление реального объекта;
  • цифровой объект-аналог реального объекта;
  • и т. д.

То есть модель в информатике — это обширное понятие, определение которого может быть различным и зависит от конкретной ситуации.

Моделирование и модель в информатике, что это

  1. Материальная группа. К этой группе относят модели, которые основываются на реально существующих объектах, например, на каком-либо реальном предмете или процессе.
  2. Идеальная группа. К этой группе относятся модели, которые основываются не на реальных объектах, например, на произведениях искусства или литературе. То есть такие модели поддаются влиянию индивидуальным человеческим свойствам, например: мышлению, воображению или восприятию. Такие модели могут быть созданы разными людьми по-разному, даже если за основу будет взят один какой-то пример для моделирования.

Виды и цели моделирования в информатике

  • учебное моделирование — это процесс, который необходим для обучения студентов, учеников и других обучающихся людей;
  • моделирование для опытов — это процесс, при котором необходимо выяснить влияние на реальный объект каких-либо изменений в его сущность;
  • имитационное моделирование — это процесс, при котором происходит имитация реального объекта с максимальным количеством его свойств для предугадывания исхода какого-либо события с объектом;
  • игровое моделирование — это моделирование объектов для их использования в игровой индустрии;
  • научно-техническое моделирование — это процесс, который применяется в различных научных исследованиях.
  • проектировать новые реальные объекты, на основе уже имеющихся моделей (проектировать новые автомобили);
  • проводить расчеты последствий после внесения изменений в реальные объекты (что будет, если пересадить автомобиль на атомное топливо);
  • обеспечить подтверждение эффективности принятых решений (электромобили лучше дизельных автомобилей);
  • представлять материальные предметы (проект жилого дома);
  • и др.

Моделирование в информатике не происходит просто так, оно всегда преследует цель решить какую-то поставленную задачу. Задачи, которые решает моделирование, делятся на 2 большие группы:

Модель в информатике — это разнообразие видов

  1. Образные модели. Эта группа включает в себя модели, где важна их внешняя составляющая, например рисунки и фотографии.
  2. Смешанные модели. Эта группа включает в себя модели, где внешняя составляющая моделей имеет второстепенное значение. Сюда входят: таблицы, графики, диаграммы, схемы (карты, графы, блок-схемы, чертежи).
  3. Знаковые модели. Эта группа включает в себя модели, где важна их символьная составляющая. Сюда входят: словесное описание, формулы, языки программирования.

Моделирование в информатике: этапы

  • манекен — это модель человеческой фигуры;
  • глобус — это модель нашей планеты;
  • и т. д.

О физическом моделировании мы поговорим в другой раз, а сегодня нас интересуют этапы, через которые проходит моделирование в информатике с применением электронно-вычислительных машин.

Этапы создания моделей в информатике:

  • вербальная или задокументированная постановка задачи в виде технического задания модели;
  • математический анализ поставленной задачи с целью выяснения необходимых подходов и инструментов для моделирования;
  • разработка модели или сам процесс моделирования с использованием компьютера;
  • использование модели для поставленных задач;
  • получение необходимого результата.

Примеры моделей и моделирования в информатике

  • электрические схемы;
  • топографические карты;
  • чертежи зданий, автомобилей, станков, агрегатов и прочих предметов;
  • карты передвижения автобусов, метро, самолетов;
  • таблица Менделеева;
  • и др.

Заключение

Модель в информатике — это некий цифровой объект, который является результатом моделирования — процесса цифрового представления реальных объектов. Моделирование в информатике является важной частью. Потому что любой современный реальный объект, прежде чем появится на свет, проходит через этапы моделирования и тестирования в информатике и/или программировании, потом он переходит на этап физического прототипирования или создания макета и только потом на этап полноценного производства и введения в эксплуатацию.


Что такое моделирование

Всю сложность и многогранность реальных объектов окружающей действительности удобно постигать через инструменты моделирования. В основе моделирования как методе научного познания лежит принцип концентрации внимания на первостепенных свойствах объектов, которые подлежат изучению, и абстрагирования от других, не входящих в предмет изучения свойств.

При изучении некоторого предмета, процесса или явления ставятся вопросы:

  • Как изменятся свойства изучаемого объекта, если он подвергнется воздействию извне?
  • Какое воздействие на объект следует обеспечить, чтобы изменить его свойства?
  • Какое состояние объекта и окружающей его среды позволяет оптимизировать его свойства?

Ответы на эти вопросы получают в процессе моделирования.

Область применения моделей

В процессе моделирования реальные объекты – прототипы заменяются их искусственными образцами – моделями, в которых ярко выражены исследуемые свойства, и не отражены свойства незначительные или не подлежащие изучению. Свойства объекта, раскрываемые с помощью модели, называются существенными.

Процесс, в результате которого создаются и исследуются модели, называется моделированием.

К моделированию прибегают, когда исследовать реальный прототип путем измерения или наблюдения нет возможности. Так, моделируют процессы, происходящие в объекте изучения, слишком быстро, такие как газодинамические процессы при определенных условиях, или процессы, которые длятся по времени столько, что не хватит и ста лет, чтобы их наблюдать, например, процессы движения земной коры.

Создают модели также и для объектов мегамира и микромира, например, всем известен глобус – модель планеты Земля, а также модель микроскопичного атома.

Популярным цифровым глобусом, который в реальном виде показывает поверхность Земли, является продукт Google Earth одноименной компании Google. Планета Земля является виртуальной моделью, в которой используются высокоточные изображения, полученные в результате спутниковой и аэрофотосъемки.

Модель Земли

Рис. 1. Модель Земли.

Целесообразно создавать модели для реальных объектов, слишком дорогих в производстве, а также объектов, опасных для окружающих.

Виды моделей

В зависимости от способа отображения свойств модели различают:

  • натурные модели;
  • информационные модели.

Если модель имеет физическую реализацию, то есть ее можно потрогать руками, то такая модель называется натурной.

Макет города

Рис. 2. Макет города.

Построение информационной модели выполняется последовательно в два этапа:

  • анализ реального объекта;
  • формализация.

В результате анализа реального объекта в соответствии с целью моделирования выявляются существенные признаки, подлежащие изучению, и делается вывод об исключении из моделирования несущественных признаков, отсутствие которых не повлияет на результаты моделирования.

В процессе формализации на основе выбранных признаков производится замена свойств реального объекта его математическим или иным формальным описанием. То есть размеры, форма или процессы, протекающие в объекте, могут быть заданы с помощью формул, либо показаны графически на схемах, чертежах, эскизах.

в процессе моделирование следует четко придерживаться цели изучения и правильно осуществлять выбор существенных признаков.

Моделирование как одно из научных направлений, большое внимание уделяет классификации информационных моделей.

В зависимости от предметной области, в которой строятся модели, различают, например, экономические, социальные, технические модели.

Если в качестве классификационного признака, рассматривать показатель времени, то модели можно разделить на:

В зависимости от способа выражения информационной модели различают:

  • формальные модели;
  • описательные модели.

Описательные модели задаются с помощью естественного языка, то есть описываются словесно.

Формальные модели представляются с помощью системы формальных языков. Например, существенные признаки, выраженные с помощью формул, позволяют получить знаковые модели. А использование графических средств в моделировании дают образные модели, которые могут выглядеть как рисунки или фотографии. Вполне допустимо в формальном моделировании использовать и систему знаков и систему графических средств одновременно. Полученные в результате этого смешанные модели, могут выглядеть как карты, схемы, чертежи, графики.

Фрагмент топографической карты, как смешанной формальной модели

Рис. 3. Фрагмент топографической карты, как смешанной формальной модели.

Что мы узнали?

Моделирование, как один из методов научного познания, позволяет изучать объекты реального мира с помощью их моделей, которые отражают только существенные признаки с точки зрения цели моделирования. Модели могут быть натурными и информационными. В результате построения информационной модели производится анализ реального объекта на предмет выявления существенных признаков, а затем формализация, в результате которого свойства объекта выражаются с помощью системы формального описания. Существуют различные признаки классификации информационных моделей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

– сформировать понятие “модель”, изучить основные виды моделей и их назначение.

Задачи урока:

Образовательные:

– познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
– показать существование множества моделей одного и того же объекта;
– определить роль моделей в деятельности человека.

Развивающие:

– развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
– развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные:

– формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
– воспитание информационной культуры.

Изучив тему урока, учащиеся должны:

– знать основные понятия: модель, объект моделирования, субъект моделирования, моделирование, основные виды моделей (материальные и информационные);
– знать о существовании множества моделей для одного и того же объекта;
– приводить примеры моделирования.

Место урока в учебном плане: данный урок является первым при изучении темы “Моделирование и формализация”.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах.

Средства обучения:

технические:

– компьютер;
– мультимедийный проектор;
– экран;

программные:

– презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint
– кроссворд, созданный средствами Microsoft Excel
– три варианта тестов, созданных средствами Microsoft Excel

– игрушечные модели (танк, самолет, солдатик, кукла);

раздаточные материалы:

– комплект карточек (существенные свойства объекта)
– карточки

Изучение нового материала.

Организация учебной деятельности по формированию усвоения понятия “модель”

Формирование у учащихся представления о видах моделей

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. – 2 мин.

I. Организационный момент.

Сегодняшний урок мне хочется начать с небольшого исторического вступления:

В 1870г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя В.Рида, который предварительно провел исследования, создав модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое…

Тема урока, как вы уже догадались, – “Модели. Виды моделей и их назначение”. (Слайд 1)

Исходя из темы урока, сформулируйте задачи нашей деятельности.

(Ученики предлагают: 1) понять, что такое модель; 2) узнать, какие они бывают; 3) узнать, в чем заключается их значение, роль.)

Итак, задачи урока: (Слайд 2)

Изучить понятие “модель”.

Рассмотреть основные виды моделей.

Определить назначение и значение моделей в деятельности человека.

II. Актуализация знаний.

С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. ( Демонстрируются игрушечный танк, самолет, солдатик, кукла). Играя с этими предметами, вы представляли, что это настоящая боевая техника, настоящие солдаты, настоящий человечек. На самом деле это всего лишь модели реально существующих объектов. Сейчас прозвучали два новых слова: объект и модель. (Слайд 3). Нам предстоит выяснить смысл этих понятий в процессе совместной работы.

III. Объяснение нового материала.

Сейчас я продемонстрирую вам разное представление одного и того же объекта, а вы должны догадаться, о чем идет речь. (Слайд 4-9)

Речь идет об объекте “вода”.

Какие еще можно придумать модели воды?

Какова же связь двух понятий объект и модель? (Слайд 10) Вспомогательные вопросы: Модель и объект одинаковы? Какой математический знак можно между этими понятиями поставить?). Модель может отображать внешний вид объекта, структуру, поведение.

Итак, модель подобна объекту. Мы можем сказать, что модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта.

Укажите, в чем заключается подобие следующих объектов и их моделей: (Слайд 11)

а) костюм, эскиз костюма, выкройка;
б) дом, план дома, макет дома;
в) человек, кукла, портрет человека;
г) текст сочинения, план сочинения?

Я думаю, что вы без труда приведете примеры моделей, которые рассматривались вами на других уроках.

(Географические: глобус – модель Земного шара, карта – модель поверхности земной коры, модель строения земной коры и т.д.; (Слайд 12)

Биологические: скелет человека – модель человека, модель сердца и других органов, модель цветка, модель ДНК и т.д.; (Слайд 13)

Химические: кристаллическая решетка, модель строения молекулы, модель строения атома, и даже химическая формула – это тоже модель строения молекулы данного вещества, и т.д.; (Слайд 14)

Физические: модель вращения Земли вокруг Солнца, модель двигателя внутреннего сгорания, схема электрической цепи и т.д.; (Слайд 15)

Математические: модель многоугольников, и даже график функции, чертеж, математическая формула являются моделями…(Например, для объекта “прямоугольный треугольник” формула с 2 2 +b 2 – математическая модель отношений между длинами гипотенузы и катетов). (Слайд 16)

Как вы думаете, а можно ли создать модель явления или процесса, поведения?

Человеческое общество также можно представить моделями. Например, изучая на уроках истории общинно-родовые отношения, вы представляли их в виде схем. Одна из возможных моделей отражает единоличное управление вождя племенем (Слайд 17). Другая модель описывает ситуацию, когда племенем управляет совет старейшин, подчиняющийся вождю.

А кто может привести примеры моделей явлений или процессов?

Уравнения химических реакций представляют собой модели процессов взаимодействия веществ.

Физики-экспериментаторы в лабораторных условиях моделируют процессы, происходящие в океане, в недрах Земли, такие, как ядерный взрыв, невесомость.

Чтобы измерить нагрузки на корпус самолета и исследовать его прочность, конструкторы авиационной техники воспроизводят условия полета самолета с помощью аэродинамической трубы.

Вспомним о вступлении сегодняшнего урока: уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в специальную среду, позволяет изучить его поведение при качке.

Так что же может являться объектом для создания модели? (Объект – это предмет, явление, процесс, на что обращена познавательная деятельность ). (Слайд 18)

Вернемся к объекту вода. (Слайд 19)

Какой вывод можно сделать, проанализировав данный слайд?

Один объект может иметь несколько моделей, которые представлены в разной форме: в виде текста, схемы, рисунка, структуры, формулы и т.д. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Приведите примеры.

Пример. В механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.

Итак, один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Слайд 20)

Как вы думаете, от чего зависит форма представления объекта? (От решаемой задачи, цели создания модели (моделирования)). А кто же будет эту задачу, цель ставить? Субъект моделирования – человек, который создает модели объектов. Рассуждая, мы получили схему моделирования. На протяжении всего урока мы применяли слово “моделирование”. Что же будем понимать под словом моделирования? ( Моделирование – процесс создания моделей объекта с целью их исследования). (Слайд 21)

Каждый объект имеет много различных свойств.

Но ведь модель – это упрощенное подобие объекта. Какие же свойства являются существенными? (Это зависит от цели создания модели, от человека, создающего модель – субъекта).

Рассмотрим модели объекта “цветок”. (Слайд 22) Если оценить цветок с точки зрения биолога, то для него важны такие свойства объекта, как строение корневой системы и стебля, форма и расположение листьев, строение соцветия, способ опыления, среда обитания. Изучив эти свойства, биолог отнесет к определенному виду и представит модель данного объекта в виде схемы, описания, рисунка.

Для художника важны свойства, характеризующие внешний вид растения, которое он собирается нарисовать. Модель – картина.

Медика будет интересовать химический состав растения, чтобы определить возможность его использования в лечебных целях. Модель в данном случае – набор химических формул.

Предположим, что перед нами поставлена задача – создать модель самолета. (Слайд 23)

Уточним определение модели с учетом рассмотренных примеров и дополним его. Запишите определение в конспект. Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает существенные стороны объекта, в зависимости от цели моделирования. (Слайд 25)

Все модели можно по форме их представления разбить на 2 большие группы: материальные (предметные) и информационные. (Слайд 26)

Материальные (или предметные) могут отражать:

– внешние свойства объектов;
– внутреннее устройство объектов;
– суть процессов и явлений.

Какие модели можно отнести к материальным? (игрушки, модель двигателя внутреннего сгорания, модель цветка и т.д.) т.е. те модели, которые воспроизводят существенные особенности модели в материальном виде.

Материальные модели – это уменьшенные или увеличенные копии, в виде муляжей, макетов, эталонов).

Информационные модели – это его описание.

С помощью чего можно описать?

Образные информационные модели (рисунки, фотографии, чертежи, планы, карты, схемы, графики и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото– и кинопленке и др.)

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем):

словесные описания;

математические (представлены математическими формулами и уравнениями);

специальные (представлены на специальных языках – ноты, химические формулы и т.д.);

алгоритмические (описывают последовательность действий в виде пошагового описания, блок-схемы, программы и т.д.)

Определите к какому виду относятся следующие модели (материальному или информационному)? (Учащимся раздаются карточки). (Слайд 27)

(Результат выполнения: материальные модели – №№ 2, 5, 6,8. Информационные – №№ 1,3,4,7,9.10,11.

А как вы думаете: какой вид моделей – материальный или информационный наиболее удобен для хранения, анализа и обработки? (Информационный). Более подробно об этих моделях мы поговорим на следующих уроках.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания .

Литература, использованная при подготовке к уроку:

Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Щестакова. – 2-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 390с.: ил.

Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория/ Под ред. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2004.– 368 с.: ил.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович.– 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511с.: ил.

Хмелькова О.П. Урок в X классе на тему “Модели и процесс их создания”//Информатика и образование, 2006, -№6.– С.13-19.


Конспект урока по информатике по теме "Моделирование как метод познания", 9 класс. УМКК Н. Д. Угриновича; 8 класс УМК Семакина И. Г.

Содержимое разработки

Конспект урока информатики и ИКТ

Моделирование как метод познания

Выявление этапов моделирования как метода научного познания.

Осуществление классификации моделей по разным основаниям.

Развивающие

Продолжить развитие монологической речи и общеучебных умений учащихся (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезы и делать выводы).

Развивать коммуникативные умения, творческие способности учащихся, умения работать с различными источниками информации.

Развивать познавательную активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

Воспитательные

Продолжить формирование научного мировоззрения, а также понимания того, что информационная культура – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку.

Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Урок усвоения новых знаний

Оборудование

Персональный компьютер, интерактивная доска SMARTBoard , мультимедийный проектор, колонки, рабочие листы, раздаточный материал. Глобус, модель молекулы ДНК, модель кристаллической решетки, модели игрушек

I . Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

На перемене звучала музыка.

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте она была исполнена? (ответы). На этом инструменте играют, не касаясь его.

Если угадали.

Молодцы. Вы читали о таком инструменте. То есть, знания вы получили, руководствуясь разумом.

Отвечая на этот вопрос, вы руководствовались своими чувствами.

Этот музыкальный инструмент называется терменвокс - первый электроинструмент, созданный 95 лет назад, и его виртуальный аналог я сейчас держу в руках (мобильное приложение для смартфона может издавать аналогичные звуки).

Видео "Терменвокс"

Сейчас, отвечая на этот вопрос кто-то из вас руководствовался чувствами (вы слышали и вам казалось, что это …), а кто-то четко понимал, что где-то он слышал этот звук и точно знает название инструмента. Т. е., отвечая на вопрос, вы руководствовались разумом. И действительно, сушествует два способа познания мира. Одни люди познают мир чувствами, другие – разумом.

К концу 18 века сложилась странная ситуация: знаний человечеством накоплено много, а откуда эти знания - неизвестно.

Кант предполагал, что способность, из которой вырастают и чувства, и разум есть способность к воображению. Я предлагаю вам сейчас немного по-воображать. Закройте глаза.

Можете себе представить собаку? Какая она у тебя? (ответы учащихся)

А дом? (ответы учащихся)

Но ведь таких объектов как собака вообще или дом вообще в природе не бывает. Однако с таких условных предметов и начинается человеческое познание.

Предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма, созданного в 1983 году Га́рри Ба́рдиным. После просмотра ответьте на вопрос: О чем этот сюжет? Мультфильм Гарри Бардина "Конфликт" (начало)

(ответы) Почему вы так решили? (указать признаки конфликта). Актуально ли это для общества людей? Примеры. Из сюжета про спички, вы сейчас перешли к ситуации, которая может происходить в обществе людей, хотя люди при этом не были показаны. Как может называться такой метод переноса реальных событий (или объектов) в некий шаблон, с использованием заменяющих их прототипов?

Какой метод познания позволил сделать перенос на отношения между людьми? Моделирование

Это и будет темой нашего урока. Запишите ее в рабочий лист

Моделирование как метод познания

Предложите учебные цели на этот урок.

изучить понятия "модель", "моделирование",

выделить этапы моделирования,

После того, как определили познавательные цели урока, я предлагаю вам выбрать и подчеркнуть в рабочих листах личностные цели и задачи, которые бы вы хотели реализовать в ходе урока каждый индивидуально. (Слайд 7)

III . Актуализация знаний

На уроке нам предстоит провести мини-исследования и доказать несколько гипотез.

В жизни, при изучении других наук вы уже встречались с понятием модели. Назовите известные вам модели.

(Математический и физический маятник, чертежи, карты, система координат, математические модели при решении задач, литературное моделирование и др., материальная точка (и Земной шар и молекула)

Проблемный вопрос: Зачем нужны модели?

Выясним, почему возникла необходимость в создании моделей?

(Слайд 8) Предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах.

Выберите руководителя группы, который будет отвечать. Время для работы - 2 минуты.

1 группа (Динозавры) 1

Исследовать оригинал невозможно

2 группа (ядерный взрыв) 4

Исследовать оригинал опасно

3 группа (модель солнечной системы) 3

Исследовать оригинал сложно

4 группа (Виртуальные музеи) 2

Исследовать оригинал дорого

Мы с вами рассмотрели назначение моделей.

4. Основной этап

Работа с определением

В ходе урока мы будем составлять опорную схему изучаемой темы. (Слайд 10) Введем определение модели. (сформулировать сам-но).

(Слайд 11) Авторы разных учебников информатики предлагают следующие определения: Модель (лат. modulus – мера, образец)- это такой новый объект, создаваемый человеком, который отражает существенные черты изучаемого объекта и заменяет его во время исследования. Модель создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования свойства и признаки изучаемого объекта, явления или процесса (оригинала).

Исходя из предложенных вариантов, давайте выделим в тексте слова, без которых данное определение потеряет смысл. Заполним нашу схему. (1. Новый объект, 2. Существенные признаки оригинала, 3. Цели проводимого исследования или визуализации).

Моделирование - это метод познания, состоящий в создании модели и, при необходимости, ее исследовании.

Дополним нашу схему этапами создания модели. (постановка цели, выделение существенных признаков и создание модели)

Проведем мини-исследование соответствия количества моделей и количества оригиналов. Недавно вы назвали модели, с которыми вам приходилось сталкиваться в жизни или при изучении каких-то предметов. А есть ли среди них такие, которые являются моделями для разных оригиналов?

Для познания мира человеком создано много ИДЕАЛЬНЫХ моделей (материальная точка, идеальный газ, атом и т.д.), каждая из которых подходят для РАЗНЫХ оригиналов. Примеры указаны в ваших рабочих листах. Постарайтесь привести примеры реальных объектов-оригиналов хотя бы для одной модели. (Например, материальная точка может быть моделью и Земного шара и человека). Получилось?

Зачем одному оригиналу несколько моделей?

(Слайд 15) Посмотрите на слайд. Что там изображено? Это модели одного и того же объекта – самолета.

(Слайд 17) Все модели можно разбить на несколько классов:

По назначению: учебные, исследовательские, научно-технические, игровые, имитационные; по фактору времени: статичные и динамичные; в соответствии со сферой применения: социальные, исторические, экологические, экономические, биологические и др.; по способу представления: материальные (предметные) и информационные.

Остановимся более подробно на классификаций моделей по способу представления. Все модели делятся на материальные и информационные, которые включают в себя знаковые и вербальные (представленные на естественном языке, включая модели поведения человека). Знаковые модели могут быть представлены в форме таблиц, схем, рисунков, фотографий, формул, логических выражений, специальных символов.

Первичное усвоение новых знаний

Определите, какие из следующих моделей материальные, а какие информационные.

В ваших раздаточных материалах заполните таблицу примерами моделей в соответствии с ее видом.

(Слайд 18) Проверка правильности заполнения таблицы после проговаривания.

Читайте также: