Развитие внд в онтогенезе конспект

Обновлено: 07.07.2024

Возрастные особенности высшей нервной деятельности детей. Развитие условных рефлексов на внешние раздражители, сенсорной и моторной речи у грудничков; 1-й и 2-й сигнальной системы у детей от 1 года до 3 лет. Изменения электроэнцефалограмма в онтогенезе.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.04.2020
Размер файла 18,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

2. ВНД в раннем детстве

3. Изменения ЭЭГ в онтогенезе 4. Условное и безусловное торможение

Знание особенностей развития ВНД детей разного возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания ребенка. Игнорирование педагогами и родителями этих особенностей приводит к конфликтным ситуациям и нарушению здоровья.

Пренатальный онтогенез в первую очередь характеризуется развитием ННД. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов формируются на третьем месяце перинатального развития. Первыми появляются сосательные и дыхательные движения. Движение конечностей плода наблюдается на четвертом-пятом месяце внутриутробного развития. Формирование дуг большинства врожденных безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, завершается к моменту рождения ребенка.

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим развитием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов и количества синаптических связей, а также совершенствования нейронной структуры. Развитие коры больших полушарий начинается с 3 месяца эмбриональной жизни. Оно тесно связано с развитием рецепторов и анализаторов.

Данные о наличии условно рефлекторной деятельности у плода весьма противоречивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития.

Именно рождение ребенка, которое влечет за собой появление совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденного, стимулирует развитие новых механизмов уравновешивания со средой обитания -- условно рефлекторных.

Условные реакции новорожденного вырабатываются на биологически важные стимулы, это натуральные рефлексы. Самыми первыми появляются интероцеп-тивные условные рефлексы, т. е. рефлексы, вырабатываемые на внутренние раздражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5-7 день, еще до приема пищи, повышаются количество лейкоцитов и газообмен. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот.

Ко 2 неделе после рождения формируется реакция на положение тела для кормления. Реакция проявляется в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом является комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализаторов. Искусственные условные рефлексы этого периода неустойчивы и требуют многократных сочетаний раздражителей, вплоть до сотен повторений.

Таким образом, реакции новорожденного на факторы окружающей среды обеспечиваются ННД: первая сигнальная система находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы отсутствуют. Однако у новорожденного отмечаются рефлекторные реакции, лежащие в основе развития коммуникативного поведения и дальнейшей социализации. Так, уже с первых дней жизни ребенок реагирует на человеческое лицо, в частности, на лицо матери. Отсутствие такой реакции настораживает и требует консультации невролога. На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения ребенка. Первая звуковая реакция -- крик -- изначально является безусловнорефлекторной, она свидетельствует о дискомфорте и призывает к удовлетворению базовых потребностей.

1. ВНД в грудном возрасте

Грудной возраст характеризуется незрелостью клеток коры головного мозга и резким преобладанием процесса возбуждения, над торможением, его широкой иррадиацией, вплоть до генерализации. Например, можно сравнить реакцию взрослого человека и грудного ребенка на легкий укол руки. Взрослый в этой ситуации лишь отдернет руку. У грудного ребенка будет наблюдаться более выраженная и широкая двигательная активность, изменения дыхания, крик, плач.

Тем не менее в этом возрасте ярко выражено и безусловное торможение. Вследствие слабости нервных процессов под действием сильных или длительных раздражителей возбуждение нервных центров легко сменяется запредельным торможением. Например, изменение положения тела ребенка активизирует центр вестибулярного анализатора. Но длительное укачивание приводит к тому, что возбуждение этого центра сменяется запредельным торможением, распространяющимся по коре, и ребенок засыпает.

Индукционное торможение также ярко проявляется с первых дней жизни. Так, ребенок при кормлении не берет грудь, если у него есть очаг болевого раздражения. В свою очередь крик, вызванный болевым воздействием, можно подавить, дав ребенку попить.

В этом возрасте продолжают развиваться интероцептивные условные рефлексы. Условные рефлексы на экстероцептивные (внешние) раздражители -- зрительные и слуховые -- появляются со второго-третьего месяца развития. Условные рефлексы на зрительные раздражители возникают при их сочетании с кинестетическими, связанными с движениями ребенка. В свою очередь, условные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются при их подкреплении зрительными раздражителями.

Таким образом, взаимодействие анализаторов играет важную роль в развитии ВНД уже в первые месяцы жизни ребенка: условные рефлексы у грудничков вырабатываются на комплексные раздражители.

Данные о сроках появления условного торможения интероцептивных рефлексов противоречивы. Отмечается, что уже в возрасте 20 дней ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от положения для пеленания.

По мере развития ребенка все более выраженными становятся коммуникативные реакции. Так, во втором полугодии значительную роль играет подражательный рефлекс. Он имеет большое значение в развитии движений, освоении навыков манипуляций с различными предметами и в формировании речи.

Развитию моторной речи предшествует подготовительная тренировка артикулярного аппарата. Если в первые дни жизни единственной звуковой реакцией является крик, то уже с 2-3 месяцев у ребенка начинает развиваться гуканье и гуление, заключающееся в повторении отдельных звуков, сначала нечетких, но постепенно дифференцирующихся. При гулении отрабатываются связи слуховых ощущений с комплексом раздражителей от мышц, кожи, слизистой. С 6 месяцев гуление плавно переходит в лепет, когда самопроизвольно или подражательно ребенок подолгу произносит различные слоги. В отличие от гуления лепет появляется лишь при условии речевого контакта со взрослыми, т. е. носит условно рефлекторный характер. Вплоть до окончания грудного периода эти звуковые реакции ребенка не имеют сигнального характера. Роль условно рефлекторного экспрессивного сигнала с первых месяцев жизни играет крик.

Развитие сенсорной речи приводит к тому, что к концу первого года формируются связи между названием предмета и самим предметом. Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. Так формируется моторная речь. К окончанию первого года жизни активный словарь ребенка может содержать 10-15 слов.

На первом году жизни вырабатывается лишь динамический стереотип на время: ребенок болезненно реагирует на нарушение режима сна и питания.

2. ВНД в раннем детстве

Период от 1 года до 3 лет характеризуется выраженным усилением нервных процессов. При этом возбуждение намного преобладает над торможением.

Огромную роль в ускорении темпов формирования ВНД ребенка играет созревание моторных структур коры головного мозга и ходьба. Ходьба резко расширяет горизонты доступного ребенку окружающего мира, открывает возможности для наблюдения и манипуляции с огромным количеством предметов. Это приводит к скачку в развитии первой сигнальной системы действительности.

У ребенка вырабатывается все больше инструментальных условных рефлексов. Он не просто берет предметы в руки, но начинает сначала подражательно, а затем целенаправленно их использовать: берет ложку, надевает шапку на голову, подтаскивает стульчик, чтобы, взобравшись на него, дотянуться до игрушки, и т. д.

На втором году жизни ребенок определяет отдельные признаки комплексных раздражителей, начинается выработка условных рефлексов на цвет, форму, звук объекта. Поведение ребенка все больше приобретает исследовательский характер. Активные действия ребенка с предметами способствуют формированию функций обобщения, что отличает человека от животного уже в этот период развития: ребенок, вычленяя главные признаки предмета, начинает обобщать их группы.

В 2-3 года образуется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов, на разную интенсивность одного и того же раздражителя.

С двухлетнего возраста вторая сигнальная система начинает постепенно уравновешиваться с первой: новые слова приобретают смысловое значение посредством выработки связей не только с предметами, но и с уже известными ребенку словами. Так развивается еще одна важная функция слова -- абстрагирование.

3. Изменения ЭЭГ в онтогенезе

Главная особенность ЭЭГ, делающая ее незаменимым инструментом возрастной психофизиологии, -- спонтанный, автономный характер. Регулярная электрическая активность мозга может быть зафиксирована уже у плода и прекращается только с наступлением смерти. При этом возрастные изменения биоэлектрической активности мозга охватывают весь период онтогенеза от момента ее возникновения на определенном (пока точно не установленном) этапе внутриутробного развития головного мозга и вплоть до смерти человека. Другое важное обстоятельство, позволяющее продуктивно использовать ЭЭГ при изучении онтогенеза мозга, -- возможность количественной оценки происходящих изменений.

Исследования онтогенетических преобразований ЭЭГ весьма многочисленны. Возрастную динамику ЭЭГ изучают в состоянии покоя, в других функциональных состояниях (сон, активное бодрствование и др.), а также при действии разных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных). На основании многих наблюдений выделены показатели, по которым судят о возрастных преобразованиях на протяжении всего онтогенеза, как в процессе созревания, так и при старении. В первую очередь это особенности частотно-амплитудного спектра локальной ЭЭГ, т.е. активности, регистрируемой в отдельных точках коры мозга. С целью изучения взаимосвязи биоэлектрической активности, регистрируемой из разных точек коры, используется спектрально-корреляционный анализ с оценкой функций когерентности отдельных ритмических составляющих.

Возрастные изменения ритмического состава ЭЭГ. Наиболее изучены в этом плане возрастные изменения частотно-амплитудного спектра ЭЭГ в разных областях коры мозга. Визуальный анализ ЭЭГ показывает, что у бодрствующих новорожденных в ЭЭГ преобладают медленные нерегулярные колебания частотой 1-3 Гц амплитудой по 20 мкВ. В спектре частот ЭЭГ у них, однако, присутствуют частоты в диапазоне от 0,5 до 15 Гц. Первые проявления ритмической упорядоченности появляются в центральных зонах начиная с третьего месяца жизни. В течение первого года жизни наблюдается нарастание частоты и стабилизации основного ритма электроэнцефалограммы ребенка. Тенденция к нарастанию доминирующей частоты сохраняется и на дальнейших стадиях развития. К трем годам это уже ритм с частотой 7-8 Гц, к шести годам -- 9-10 Гц

4. Условное и безусловное торможение

Безусловное торможение возникает в тот момент, когда условный рефлекс начинает тормозиться под действием безусловных рефлексов. Примером может служить ситуация, когда собака, которая ранее никогда не видела поезда ранее, дрессируется на территории, находящейся невдалеке от железнодорожных путей, по которым часто ездят поезда. Выработанные у животного хозяином условные рефлексы (результаты дрессуры) будут существенно тормозиться под влиянием безусловного рефлекса настороженности в момент, когда рядом будет проноситься состав. Условное торможение возникает тогда, когда условные рефлексы тормозятся из-за не подкрепления условных раздражителей безусловными. Например, собака-полицейский, которая по природе своей должна всегда быть готова к атаке противника, по-разному реагирует в ответ на грубость со стороны людей в форме и гражданских. В первом случае её безусловный раздражитель (агрессия со стороны другого вида) тормозиться выработанным условным рефлексом к повиновению по отношению к людям в форме, во втором же подобное подкрепление отсутствует.

нервный рефлекс речь электроэнцефалограмма

1. Возрастная физиология / Ю.А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.

2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983.

3. Физиология ВНД / Л.Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979

4. Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. - Ф50 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил.

5. Физиология человека / под. ред. Н.В. Зимкина. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт. 1964.

Подобные документы

Особенности состояния высшей нервной деятельности. Получение материалов, характеризующих особенности высшей нервной деятельности, их изменения в связи с заболеванием туберкулезом. Воздействие на центральную нервную регуляцию физиологических функций.

реферат [27,0 K], добавлен 21.09.2010

Виды торможения условных рефлексов, системность в работе коры больших полушарий и выработка динамического стереотипа. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре большого мозга. Типы и особенности высшей нервной деятельности человека.

реферат [169,9 K], добавлен 23.06.2010

Теоретические основы процессов роста и развития организма. Особенности высшей нервной деятельности детей младшего школьного возраста. Антропометрические методы исследования физического развития детей и подростков. Проблема памяти в позднем онтогенезе.

реферат [108,0 K], добавлен 01.02.2011

Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение. Типы высшей нервной деятельности и аналитико-синтетическая функция коры головного мозга. Сигнальные системы действительности. Появление первых условных рефлексов и развитие речи у человека.

контрольная работа [7,0 M], добавлен 15.11.2010

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности. Развитие сенсорных систем в онтогенезе.

курс лекций [107,4 K], добавлен 06.04.2007

Особенности высшей нервной деятельности подростков (свойства нервной системы). Физиологические методы исследования функционального состояния нервно-мышечного аппарата. Факторы, способствующие развитию утомления. Меры профилактики переутомления у детей.

презентация [620,6 K], добавлен 22.05.2012

Физиологические особенности нервной, сенсорных систем и высшей нервной деятельности детей 11-12 лет. Строение висцеральных систем и опорно-двигательного аппарата этой возрастной группы. Значение занятий хатха-йогой для развития детского организма.

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу 1-ого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип - это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системыкора больших полушарий.

ВНД детей от 7 до 18 лет.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 9. Типы высшей нервной деятельности. Становление условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе.

1.Типологические особенности высшей нервной деятельности.

2.Краткая характеристика условно-рефлекторной деятельности детей дошкольного и школьного возраста.

Еще древние ученые утверждали, в частности Гиппократ, что люди различаются по соотношению в организме четырех основных соков «крови, лимфы, желчи и черной желчи). Оптимальное соотношение их определяет здоровье человека. Лишь спустя почти 700 лет во 11 в нашей эры римский врач Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов. Из 9 выделенных используются только 4 – сангвистический, флегматический, холерический, меланхолический.

Вопрос 1.Типологические особенности высшей нервной деятельности.

Павлов показал, что тот или другой из темпераментов обусловлен определенным соотношением трех основных типологических свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток адекватно реагировать на сильные и очень сильные раздражители.

Уравновешенность нервных процессов обусловлена соотношением силы процессов возбуждения и торможения.

Подвижностью называют свойство нервных клеток головного мозга переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

Павлов на основании силы нервных процессов выделил три сильных и один слабый типы нервной системы. При этом сильные типы отличались между собой по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оказалось что 4 типа выделенных Павловым совпадают с 4 основными видами темперамента выделенными Галеном. Так, живой тип соответствует сангвистическому темпераменту, спокойный – флегматическому, безудержный – холерическому, слабый – меланхолическому.

Живой тип обладает сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. В характере человека черты живого типа проявляются в энергии и упорстве в достижении цели, самообладании, быстро перестраивает свои привычки и наклонности, исходя из конкретных обстоятельств.

Спокойный тип характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Люди этого типа прежде всего отличаются неторопливостью в действиях. Наряду с энергией и большой работоспособностью, самообладанием и чувством меры у них наблюдается определенный консерватизм поведения, привязанность к привычному укладу жизни, замедленность в принятии решений, особенно в неожиданных ситуациях, что свидетельствует об инертности, т.е. малой подвижности нервных процессов.

Безудержный – это сильный тип, но неуравновешенный тип нервной системы. В характере людей черты этого типа проявляются обычно в высокой возбудимости, особой увлеченности какой-либо работой, идеей и вместе с тем в раздражительности, вспыльчивости, что свидетельствуют о неуравновешенности нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения.

Слабому типу из-за общей слабости нервных процессов трудно дать определение с помощью этих трех типологических параметров. Характерной особенностью этого типа является быстрое развитие запредельного торможения при действии даже умеренных по силе раздражителей. У человека черты этого типа проявляются прежде всего в слабости характера, когда он легко подчиняется чужой воле, чужому влиянию и обычно неспособен отстоять свое собственное мнение. Или настоять на свое решении. Сильные раздражители для меланхоликов оказываются сверхсильными, в чрезвычайных ситуациях они быстро опускаю руки и впадают в панику, жизнь им кажется трудной, полной непреодолимых препятствий. Такие люди стремятся изолировать себя от общества, боятся любой ответственности, у них обычно наблюдаются различные комплексы неполноценности. Вопрос 2.Краткая характеристика условно-рефлекторной деятельности детей дошкольного и школьного возраста.

Надо отметить, что эти 4 типа нервной деятельности в чистом виде редко встречаются, больше всего наблюдаются промежуточные формы с преобладанием свойств того или иного типа.

Павлов путем комбинаций трех типологических свойств нервной системы выделил 98 вариаций типов. Его ученик Красуский – 120 типов.

Почему это возможно? Просто не четких критериев градации индивидуальнотипологических свойств.

В результате исследований человеческих темпераментов психологами, ситуация все больше усложнялась. Так, Небылицын ввел 4 типологический признак – динамичность, определяющий скорость образования положительных и тормозных условных рефлексов.

Так, по мнению Теплова, наряду с общими типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют еще частичные (парциальные) типологические свойства, отражающие особенности функционирования отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, моторный), что имеет большое значение для определения специальных врожденных способностей человека.

До сих пор установление типа нервной системы человека окончательно не решена.

Нет общепризнанной методики определения типа ВНД.

Тип нервной системы врожденный, и в целом его изменить нельзя. Однако Павлов, считал, что путем тренировок можно, например, укрепить нервную систему даже слабого типа или добиться значительного увеличения силы тормозного процесса у безудержного типа.

Тип, темперамент, характер. Изучая, наследования типологических свойств нервной системы Павлов, пришел к выводу, что следует различать наследственную основу ВНД, т.е. генотип и фенотип – сплав из наследственных и приобретенных черт ВНД, что составляет характер человека.

Свойства нервной системы являются врожденными, но проявляются они лишь в определенном возрасте. Поэтому типы ВНД у детей имеют свои особенности. Классификация типов ВНД у детей дошкольного и младшего школьного возраста была предложена учеником И.П. Павлова – Н.И. Красногорским. На основе свойств нервной системы, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами он выделил 4 типа:

1.Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, их значительной прочностью. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2.Сильный, уравновешенный медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленно, угасшие рефлексы восстанавливаются плохо. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3.Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки не устойчивы. Дети этого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у этих детей быстрая с отдельными выкриками.

4.Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозной тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения и их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

В процессе индивидуального развития тип ВНД способствует формированию определенных черт характера, поэтому довольно часто у представителей одного типа имеется и сходный характер. Например, люди холерического темперамента отличаются легкой возбудимостью, несдержанностью, склонностью к опрометчивым поступкам, тогда как флегматикам свойственна медлительность, уравновешенность, спокойствие, энергия и настойчивость.

Надо заметить, что ЦНС управляет деятельность всего организма, то его функционирование должно в определенной мере отражать типологические особенности ВНД. На этот счет получены многочисленные корреляции между типом нервной системы и многими функциями организма, особенностью дыхания, характером ЭЭГ, желудочной секрецией и т.д.

Однако существует и немало примеров, когда у животных имеющих один и тот же тип ВНД , то поведение будет совершенно различным. Поэтому животные воспитанные на свободе или в неволе, четко отличаются между собой.

Следовательно, формы поведения животных зависят от условий окружающей среды, а типологические особенности нервной системы при этом практически не изменяются. Формирование характера у человека еще в большей степени зависит от воспитания и условий его жизни.

Таким образом, между типом ВНД и характером поведения нет простого параллелизма. Поэтому на основе простого наблюдения за поведением животных и человека трудно, а подчас и невозможно определить тип ВНД.

Почему же иногда не проявляются врожденные свойства нервной системы, и от чего зависит реализация имеющихся врожденных способностей.

Так, изучая особенности наследования оборонительного поведения у собак. Крушинский пришел к выводу, что для проявления у потомков, например, агрессивной реакции, характерной для его родителей, необходим определенный уровень возбудимости нервной системы. При низком уровне возбудимости нервной системы у потомков агрессивность может вовсе не проявится, и только искусственное повышение возбудимости у такого животного вызывает эту реакцию.

Уровень общей возбудимости играет важную роль в обучении. Так, высокая подвижность животных четко коррелирует с успешностью обучения.

Вероятно, у людей проявление имеющихся врожденных способностей может быть обусловлено определенным уровнем общей возбудимости нервной системы. Однако наличие самих способностей от этого уровня не зависит.

Для проявления врожденных способностей у человека кроме биологических предпосылок, часто решающее значение имеют социальные факторы.

Социальная ценность людей не зависит от типа нервной системы. В многочисленных отраслях человеческой деятельности находят место представители все 4 типов. Главной причиной того, что темперамент не определяет социальной ценности человека, является социальная суть человеческого сознания, которое подчиняет себе все поведение. Поэтому чувство долга помогает слабохарактерному человеку не отступить перед опасностью, благодаря воспитанию, неуравновешанный холерик держит себя в руках и т.д.

Общий тип нервной системы мало влияет на усвоение теоретических знаний, но имеет немаловажное значение при овладении практическими навыками. Успехов в практической деятельности быстрее всего достигают представители сангвиники, а у представителей слабого типа значительно замедлен. Это необходимо учитывать при профессиональной подготовке.

Трудность в развитии проблемы типов и свойств ВНД вообще, составляет отсутствие подхода, позволяющего дать интегральную характеристику нервной системы.

1.Физиология человека с основами патофизиологии. В 2 томах. Т.1 / Оберляйтнер Ханс, Гульбинс Эрих, Ланг Флориан [и др.] ; под редакцией М. А. Каменской [и др.] ; перевод К.

3. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронныйресурс]: учебник/ Солодков А.С., Сологуб Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.:

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов

Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

Условный рефлекс

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

Условный рефлекс на лимон - слюноотделение

Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

Безусловный рефлекс

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

Формирование условного рефлекса

Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

Торможение в ЦНС опыт Сеченова

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

Безусловное внешнее торможение

Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.

Условное внутреннее торможение

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

Первая сигнальная система

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

Опыт с обезьянами на плоту

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

Вторая сигнальная система

Типы темперамента

Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

Типы темпераметов человека

Эмоции, мышление и память

Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

Абстрактное мышление

Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сон

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

Медленный и быстрый сон

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

Сновидение

Заболевания

Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

Лунатизм

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: