Социальная политика конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Социальная политика государства – это система мер государственного регулирования экономики, направленных на удовлетворение социальных потребностей людей.

  • 1. Повышение уровня жизни людей.
  • 2. Создание условий для обеспечения равенства социальных возможностей граждан.
  • 3. Обеспечение социальной защиты людей (пенсии, социальные пособия, стипендии)
  • 4. Развитие отрасли социальной сферы.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей (образование, здравоохранение, культура, искусство, физическая культура и спорт, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, некоторые виды связи, СМИ).

Инструменты социальной политики государства: административные и экономические.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока обществознания

Тема урока: Социальная политика государства .

Цель урока : выявление сущности социальной политики государства.

Задачи урока:

обучающая - сформировать представление обучающихся о направлениях социальной политики;

развивающая – научить их анализировать, сравнивать, выделять достоинства и недостатки государственной политики в социальной сфере;

воспитательная – воспитывать экономическую и правовую культуру.

Основные понятия :

Социальное государство, пенсии, пособии.

Оборудование : презентация, учебник «Насонова И. П. Обществознание. 9 кл. Вентана-Граф,2011.

Методы : Работа в группах, работа с дидактическим материалом (направлена на обобщение и расширение знаний), работа с тестовыми заданиями (Подготовка к ОГЭ).

Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний.
Методы обучения: элементы исследовательской работы и мозгового штурма, игровые методы.

Создает условия для эмоционального настроения, настраивает учащихся на работу.

К: планирование

учебного сотрудничества

Актуализация знаний. 8мин.

Работа с вопросами стр. 149-150.

К :владение монологической и диалогической речью, приёмами аргументации

П: отображение учебного материала

Постановка проблемы. Целевая установка урока.

Получает ли кто-нибудь из членов вашей семьи или знакомых пенсию, стипендию, пособие по безработице?

- Пользуетесь ли вы какими-нибудь льготами?

- Считаете ли вы предоставление льгот и выплат определенным категориям граждан справедливым и почему?

- Из курсов обществознания 7 - 8 классов вспомните, что такое социальное государство?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель поставим?

1. Направления социальной политики государства

4. Социальное обеспечение.

Р- постановка учебной задачи:

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

П: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,

формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Поиск решения проблемы. 25 мин.

1.Древо познания: что вы знаете по этой теме? Что хотите узнать?

Организация работы в парах с текстом стр. 150-151: Выпишите в тетрадь направления социальной политики государства.

- Из курса истории вспомните, в каких странах неудачная социальная политика повлекла за собой социальные потрясения?

Вспомните, какое государство называют социальным? (слайд 3)

Работа с презентацией :

-социальные права человека (слайд 4)

-социальная защита (слайд 5).

Организация групповой работы:

1 гр. – прожиточный минимум (стр. 154),

2 гр. – формы социальной защиты граждан (стр. 155- 156)

3 гр. – социальные услуги.

Организация работы с учебником: стр. 156: социальное обеспечение.

Закрепление.

Подготовка к ОГЭ. Практикум. Задание № 7 стр. 158.

Регулятивные: соотнесение целей с учетом конечного результата;

Итог. Решение проблемы. 1мин.

Вернемся к проблеме и цели урока. Какой вывод можно сделать?

Дом. задание. 1мин.

Пар. 25. Б – определения, в 1-5, П – в.6.

Рефлексия. 2 мин..

Самооценка детьми собственной деятельности.

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока обществознания для 9-х кл. по теме "Социальная политика государства" соответствует требованиям ФГОС ООО, содержит описание темы, цели, задач, оборудования, форм и методов обучения, подробную технологическую карту урока. Урок предполагает организацию индивидуальной и групповой работы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 378 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.06.2019 2435
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 168 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рухманова Надежда Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

установление гарантированного минимума заработной платы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. это возможности обеспечения человеку достойного уровня собственной жизни .

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

объем и возможности

от состояния экономики, ресурсов и позитивной деятельности конкретного государства

следовательно

возможности обеспечения их реализации гораздо ниже, чем у других прав;

Высшей целью России как социального государства является создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Высшей целью России как социального государства является создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель соци­альной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечива­ющих удовлетворение основных жизненных потребностей на­селения. Социальную политику государства можно рассматри­вать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при по­стоянном выявлении и учете социальных последствий эконо­мических, политических, мировоззренческих преобразований.

Предметом социальной политики как науки являются свойст­ва, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации - важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населе­ния, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

- это деятельность государства в социальной сфере;

- это взаимодействие всех субъ­ектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленче­ских структур в рамках декларируемых или законодательно ут­вержденных целей и задач.

В системе объект-субъектных отношений объектом социаль­ной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект - это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями - благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

2. Советская социальная политика

Социалистическая революция принесла женщинам и мужчинам широкие формальные права, включая право на труд, которое устанавливало равные права женщин и мужчин на страхование в случае болезни и признавало право женщин на отпуск по беременности и родам с финансовой поддержкой в полную зарплату на 8 недель до и после родов. При этом минимальная зарплата устанавливалась равной для женщин и мужчин, как и право на оплачиваемый отпуск раз в году.

В соответствии с законодательством 1918 года о гражданской регистрации смертей, рождений и браков, брак рассматривался как гражданский, а не религиозный союз, который не следовало заключать в отсутствие обоюдного согласия вступающих в него. Легитимная простота развода, очевидно, была реакцией на строгие правила дореволюционного законодательства и атакой на православную церковь, которой надлежало противопоставить большевистскую идеологию и культуру.

Политические права для женщин стали очевидны из первой конституции 1918 года, которая уравнивала мужчин и женщин вправе голосовать и быть избранными депутатами советов. Декларировались и равные права на образование. Законодательство, легитимирующее гендерное равноправие, было несвободно от противоречий, и успешность советского социального проекта по раскрепощению женщины не может оцениваться однозначно. Например, в первые годы советской власти право на социальное обеспечение, как и равноправие мужчин и женщин, в целом носило классовый характер. Кроме того, с точки зрения принятия всего пакета революционных правовых реформ, отменяющих угнетение женщин, трудность состояла в том, что мужское доминирование по-прежнему поддерживалось женским страхом и неуверенностью в изменениях, привнесенных революцией. Недостаток образования, высокий уровень неграмотности среди женщин не позволяли им наниматься на высококвалифицированную работу, тогда как социальные ожидания, традиционные взгляды, страх, нестабильность и безработица делали сложным для женщин получение всех преимуществ от нового законодательства. Понятие женской работы, подчинение женщин мужчинам и зависимость от них были глубоко укоренены в сознании и культурных практиках людей. Общественный труд рассматривался как основа эмансипации женщины, хотя привлечение женщин в общественное производство диктовалось не столько идеалами освобождения, сколько потребностями индустриализации. Начиная с 1920-х гг., удельный вес женщин в составе наемной рабочей силы все время повышался, хотя участие женщин в производстве зависело от приоритетов государственной экономики и политической линии руководства. При этом оплата труда женщин существенно отличалась в меньшую сторону от зарплаты мужчин; советская семья оставалась асимметричной, функция матери в ней постоянно усложнялась, включая ответственность за рождение и воспитание детей, за быт семьи, весь домашний труд и, помимо этого, материальную поддержку семьи своей зарплатой.

3. Российская модель социальной политики и ее основные приоритеты

Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а па государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).

Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное - системы государственных бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой системы, к сожалению, не созданы. Это объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший период реформ не была приоритетной в плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая. Однако предпринимаемые меры (выплаты пособий по безработице и компенсации роста цен, а также другие) к желаемым результатам не привели. Сегодня вполне очевидно, что социальные ресурсы в обществе постепенно истощились. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе реформ за счет возникновения новых сфер и видов деятельности, а также появления новых источников дохода, к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило правительство начать корректировку курса реформ и рассматривать социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства.

Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Вместо этого предполагается:

- формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей;

- повышение качества данных услуг;

- снижение издержек на их производство;

- изменение модели социальной защиты от превалирующей социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.

Государство определяет приоритетные направления социальной политики.

- выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

- решение основных социальных проблем военнослужащих;

- преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 гг.);

- структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

- создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

- возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

- создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.

Основные приоритеты социальной политики на втором этапе включают:

- распространение стандартов здорового образа жизни;

- переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

- внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

- выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

- распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

- создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

- установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,2 раза).

Приоритеты социальной политики в период ноете 2020 г. включают:

- улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

- ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

- переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

- снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства РФ па ближайшие годы относятся два направления, непосредственно связанные с социальной политикой и социальной сферой. Это сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва между уровнем жизни работающего и нетрудоспособного населения, последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости. Другим направлением является развитие государственной системы здравоохранения. Предполагается не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, снижения доступности качественной медицинской помощи. Полностью должны быть обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств по оплате медицинской помощи.

Читайте также: