Конспект на тему виды подчинения виды придаточных с примерами

Обновлено: 04.07.2024

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.
  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).
  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь.

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал ( в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

Связь – управление; таёжные звери

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Придаточное пред­ло­же­ние — это син­так­си­че­ски и по смыс­лу зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Рассмотрим, какие виды при­да­точ­ных пред­ло­же­ний выде­ля­ют в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях. Приведем при­ме­ры с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных предложений.

Что такое придаточное предложение?

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два про­стых пред­ло­же­ния явля­ют­ся нерав­но­прав­ны­ми по отно­ше­нию друг к дру­гу. Одно про­стое пред­ло­же­ние высту­па­ет как глав­ное, а вто­рое зави­сит от него. Зависимое пред­ло­же­ние под­чи­не­но глав­но­му по смыс­лу и син­так­си­че­ски. Подчинительная связь меж­ду ними выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов и интонации.

Пышно рас­цве­ла сирень, аро­мат кото­рой кру­жит голову.

сирень (какая?) аро­мат кото­рой кру­жит голо­ву.

Придаточное пред­ло­же­ние углуб­ля­ет, рас­ши­ря­ет или уточ­ня­ет содер­жа­ние глав­ной части.

Придаточное предложение

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния и того, что пояс­ня­ет­ся в глав­ной части, раз­ли­ча­ют виды при­да­точ­ных предложений:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обсто­я­тель­ствен­ные

Рассмотрим подроб­нее виды при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в СПП. Выясним их зна­че­ние, на какие вопро­сы отве­ча­ют при­да­точ­ные части, какие сою­зы и союз­ные сло­ва харак­тер­ны для них.

Определительное придаточное предложение

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние все­гда отно­сит­ся к име­ни суще­стви­тель­но­му (любо­му сло­ву в его роли) в глав­ной части и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? чей?

Придаточное определительное

По син­так­си­че­ской функ­ции оно соот­но­сит­ся со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­ем. Поясняемое суще­стви­тель­ное может быть как глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, так и второстепенным.

Деревушку окру­жал густой лес , в кото­ром води­лись лоси.

Мы собра­ли мно­го гри­бов в лесу , к кото­ро­му нас при­ве­ла мало­за­мет­ная тропинка.

Придаточные опре­де­ли­тель­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся с помо­щью толь­ко союз­ных слов:

Наступил такой жар­кий день, когда хочет­ся без кон­ца купать­ся в про­хлад­ной речке.

Особенностью это­го типа при­да­точ­ных пред­ло­же­ний явля­ет­ся то, что они нико­гда не сто­ят впе­ре­ди глав­ной части, а нахо­дят­ся после неё или в середине.

Изъяснительное придаточное предложение

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся в глав­ной части к сло­вам, кото­рые нуж­да­ют­ся в допол­ни­тель­ном разъ­яс­не­нии. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ная часть ока­жет­ся непол­но­цен­ной, непо­нят­ной по содержанию.

В эту мину­ту Ольга поня­ла, что ей сле­ду­ет поторопиться.

Придаточное изъяснительное

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние в глав­ной части при­со­еди­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, к ска­зу­е­мо­му, кото­рое выра­же­но сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • гла­го­ла­ми речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства (гово­рить, ска­зать, объ­явить, видеть, радо­вать­ся, сер­дить­ся, радо­вать­ся, печа­лить­ся и пр.);
  • при­ла­га­тель­ны­ми в крат­кой фор­ме (рад, согла­сен, сер­дит, оби­жен и пр.)
  • сло­ва­ми кате­го­рии состо­я­ния (извест­но, важ­но, хоро­шо, вид­но, непри­ят­но, понят­но и пр.).

Эта при­да­точ­ная часть отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей, что соот­но­сит её со вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния допол­не­ни­ем. К глав­но­му пред­ло­же­нию зави­си­мая часть при­креп­ля­ет­ся с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, ли, что­бы, буд­то, слов­но) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, как, сколь­ко, куда, зачем, поче­му).

Настя уве­ре­на (в чём?), что ничто не поме­ша­ет нам встре­тить­ся вечером.

Я рад (чему?), как удач­но всё сложилось.

Удивительно (что?), насколь­ко про­зрач­на вода в этой реч­ной заводи.

Придаточные обсто­я­тель­ствен­ные пред­ло­же­ния по их зна­че­нию и син­так­си­че­ской функ­ции мож­но сопо­ста­вить со вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства­ми. Они име­ют такую же клас­си­фи­ка­цию по зна­че­нию и отве­ча­ют на те же вопросы.

Виды обстоятельственных предложений

Придаточное предложение времени

Придаточное пред­ло­же­ние вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на вре­мя совер­ше­ния дей­ствия в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы когда? с каких пор? как дол­го? до каких пор?

Этот вид обсто­я­тель­ствен­но­го при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния пере­да­ет раз­лич­ные временны́е отно­ше­ния меж­ду дей­стви­я­ми, о кото­рых идет речь: одно­вре­мен­ность или их последовательность.

Придаточное времени

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии вре­ме­ни исполь­зу­ют­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы когда, едва, пока, как толь­ко, в то вре­мя как, перед тем как, преж­де чем, меж тем как, лишь толь­ко, толь­ко что.

Придаточная часть может нахо­дить­ся в любом месте слож­но­го предложения.

Как толь­ко Наташа просну­лась, она с улыб­кой встре­ти­ла новый день.

Днем, когда все разо­шлись по сво­им делам, в доме сто­ит тишина.

Мы поси­дим на бере­гу вече­ром, когда наи­бо­лее кра­сив закат.

Вечером я вер­нусь тогда, когда закон­чу наме­чен­ную работу.

Придаточное предложение места

Придаточное места

Придаточное пред­ло­же­ние места ука­зы­ва­ет на про­стран­ство или место, где совер­ша­ет­ся дей­ствие, о кото­ром идет речь в глав­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Это зави­си­мое пред­ло­же­ние в глав­ной части пояс­ня­ет сло­во с обсто­я­тель­ствен­ным значением:

  • место­имен­ное наре­чие (вез­де, всю­ду, там, тут, туда, отту­да);
  • наре­чие места (вбли­зи, дале­ко, сле­ва, напра­во, сбо­ку и пр.).

От дома мы пошли нале­во, куда свер­ну­ла тро­пин­ка, зарос­шая травой.

Пчёлы летят туда, где цве­тет души­стая липа.

Придаточное предложение образа действия

Придаточное образа действия

Она так поблед­не­ла, буд­то чего-то очень испугалась.

Ведите себя у нас в гостях так, слов­но вы нахо­ди­тесь у себя дома.

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни ука­зы­ва­ет на сте­пень про­яв­ле­ния каче­ства, при­зна­ка дей­ствия, о кото­рых гово­рит­ся в глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы в какой мере? в какой степени?

Придаточное меры и степени

Его гла­за настоль­ко гнев­но полых­ну­ли, что девоч­ка испугалась.

Деревня отсю­да до того дале­ко, буд­то нахо­дит­ся на краю света.

Дети до такой сте­пе­ни увле­че­ны сказ­кой, что не слы­шат зова матери.

Придаточное предложение цели

Этот вид при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния выра­жа­ет цель или назна­че­ние того, о чем ведет­ся речь в глав­ной части. Придаточное пред­ло­же­ние цели отве­ча­ет на вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Придаточное цели

Надя при­е­ха­ла в этот город, что­бы посту­пить в кол­ледж искусств.

Придаточное пред­ло­же­ние цели может нахо­дить­ся в любом месте: перед глав­ной частью, в сере­дине и в конце.

С тем что­бы узнать пра­виль­ный адрес одно­курс­ни­ка, я обра­тил­ся в спра­воч­ное бюро.

Агроном пред­ло­жил вне­сти удоб­ре­ния, для того что­бы полу­чить высо­кий уро­жай зер­но­вых, не менее двух раз за сезон.

За сто­лом Зина не при­ни­ма­ла уча­стия в раз­го­во­ре, лишь бы скрыть свою тревогу.

Придаточное предложение причины

Придаточное причины

Придаточное пред­ло­же­ние при­чи­ны содер­жит ука­за­ние на при­чи­ну или обос­но­ва­ние того, о чём сооб­ща­ет­ся в глав­ной части. К это­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию зада­ют­ся вопро­сы поче­му? отче­го? по какой при­чине? из-за чего?

Андрей про­пу­стил тре­ни­ров­ку, (поче­му?) пото­му что нака­нуне простудился.

Оттого что доро­га обле­де­не­ла, авто­бус при­шел с опозданием.

Алексей не при­дет на встре­чу, так как уехал в командировку.

Придаточное предложение условия

Придаточное пред­ло­же­ние усло­вия выра­жа­ет усло­вие того, о чём ведёт­ся речь в глав­ной части. Эта зави­си­мая часть отве­ча­ет на вопрос при каком условии?

Придаточное условия

Когда пой­дешь гулять в парк, позо­ви меня с собой.

Мы встре­тим­ся зав­тра, раз ты сего­дня занят.

Если нач­нут­ся дожди, то тури­сты пере­не­сут палат­ки от реки бли­же к лесу.

Придаточное предложение уступки

Придаточное пред­ло­же­ние уступ­ки содер­жит усло­вие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части. К этой зави­си­мой части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния поста­вим вопро­сы вопре­ки чему? несмот­ря на что?

Девочка была оби­же­на, хотя вся­че­ски ста­ра­лась это скрыть.

Придаточное уступки

Пускай льёт дождь, возь­му зонт и пой­ду в парк гулять с собакой.

Сколько ни сетуй на нена­стье, все рав­но ско­ро выгля­нет солн­це и высох­нут лужи.

Как ни кру­ти, а при­дет­ся сдер­жать свое слово.

Придаточное предложение следствия

Придаточное пред­ло­же­ние след­ствия ука­зы­ва­ет на резуль­тат, итог, вывод, выте­ка­ю­щий из содер­жа­ния глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы что из это­го сле­ду­ет? что яви­лось следствием?

Придаточное следствия

Обратим вни­ма­ние, что зави­си­мая часть все­гда зани­ма­ет пост­по­зи­цию по отно­ше­нию к глав­но­му предложению.

Подул силь­ный ветер, вслед­ствие чего на доро­ге сто­ит пыль столбом.

К ночи уда­рил силь­ный мороз, так что зато­пим печь.

На неё он взгля­нул так, что девуш­ка смутилась.

Придаточное предложение сравнения

Придаточное сравнения

На их фоне она выгля­де­ла в сво­ем про­стень­ком сит­це­вом пла­тьи­це, как серый воро­бы­шек сре­ди пёст­рых птиц с ярким оперением.

Прибрежные ивы скло­ня­ют свои вет­ви над рекой, точ­но девуш­ки моют свои косы.

Характерной осо­бен­но­стью при­да­точ­но­го срав­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся его непол­но­та. В нем чаще все­го опу­ще­но ска­зу­е­мое, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет­ся из содер­жа­ния глав­но­го пред­ло­же­ния. Отметим, что в непол­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство, кото­рое при­над­ле­жит к груп­пе сказуемого.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­ли в бушу­ю­щем море .

Сказуемое мож­но вос­ста­но­вить по смыслу.

По реке стре­ми­тель­но нес­лись белые льди­ны, как кораб­ли плы­вут в бушу­ю­щем море.

Отличаем при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния от срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Луч солн­ца, как золо­тая нить, сия­ет на стекле.

Придаточное присоединительное предложение

Придаточное при­со­еди­ни­тель­ное пред­ло­же­ние содер­жит допол­ни­тель­ные све­де­ния по пово­ду сооб­щен­но­го в глав­ной части. Это может быть пояс­не­ние, оцен­ка, вывод или доба­воч­ные заме­ча­ния. Главная часть явля­ет­ся закон­чен­ной по смыс­лу. В ней нет ника­ких ука­за­ний на то, что пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся. К при­да­точ­ной при­со­еди­ни­тель­ной части мож­но задать вопро­сы что мож­но ещё ска­зать? каков вывод из сказанного?

Бобры стро­ят свои хат­ки в несколь­ко эта­жей под водой, о чем мно­гие даже не догадываются.

Пошел мел­кий нуд­ный дождь, поче­му при­шлось вер­нуть­ся в дом.

Многие любят гулять у моря, что (и это) очень полез­но для здоровья.

Виды подчинительной связи в предложениях

В сложноподчинённом предложении может быть несколько зависимых частей, которые по-разному соединяются с главной частью и между собой. В статье рассмотрим, какие бывают типы подчинения, чем они друг от друга отличаются и какими характерными чертами обладают.

Однородное подчинение

Предложения с такой связью называются сложноподчинёнными предложениями с однородным соподчинением придаточных.

Для них характерны следующие признаки:

  • у придаточных одно общее главное слово в главной части;
  • все придаточные отвечают на один и тот же вопрос;
  • зависимые части равноправны и связаны сочинительной связью либо интонационно;
  • союзы у таких придаточных могут быть разными, а у одной из частей он может вообще отсутствовать.

Но!

В предложении, где три и более однородных придаточных, соединённых теми же союзами, запятая ставится перед каждым придаточным.

Подробнее об этом правиле читайте в отдельной статье.

Параллельное подчинение

Предложения с таким типом подчинения называют сложноподчинёнными предложениями с параллельным подчинением придаточных.

Их объединяют следующие черты:

  • придаточные отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам*;
  • придаточные зависят от разных слов, либо одно придаточное относится ко всей главной части, а второе — к одному слову.

Последовательное (или цепное) подчинение

Такие предложения называют сложноподчинёнными предложениями с последовательным, или цепным, подчинением придаточных. При таком подчинении главной части подчинено одно зависимое, которое называется придаточным 1-ой степени, ему подчинено придаточное 2-й степени, которому, в свою очередь, может подчиняться придаточное 3-ей степени и т.д. Каждое из таких придаточных будет главным для следующего за ним.

Порядок следования частей при данном типе подчинения может меняться. При этом в предложении могут встретиться два подчинительных союза, между которыми в одних случаях запятая ставится, а в других — нет.

Мама знала , что , когда дочь приступит к выполнению домашнего задания , обязательно обратится к ней за помощью .

Или:

Мама знала , что когда дочь приступит к выполнению домашнего задания , то обязательно обратится к ней за помощью .

Подробнее о правилах пунктуации на стыке союзов читайте в отдельной статье.

Комбинированное подчинение

Встречаются сложные предложения, где присутствует не один тип подчинения, а несколько. Их называют сложноподчинёнными предложениями с комбинированным типом подчинения.

Последовательное подчинение придаточных – одна из трёх разновидностей подчинительных связей. Сложноподчинённые предложения так же, как и сложносочинённые, состоят из нескольких частей, но в них от одной части к другой можно задать вопрос.

Если в сложном предложении несколько подчинительных связей, его само называют многочленным, а зависимые части – соподчинениями. В зависимости от того, как в такой конструкции согласованы отдельные члены, её относят к одному из трёх типов.

Виды подчинения придаточных

Рассмотрим каждый из видов и сравним. К примерам для наглядности приведены схемы с указанием определяемых слов.

Однородное подчинение придаточных

В такой связи все части зависят от одного главного предложения или от определённого слова в нём и отвечают на одинаковый вопрос, даже если в них использованы разные подчинительные союзы.

Однородные придаточные предложения

По улице расползался туман, (какой?) который появлялся тут каждое утро и исчезал только к вечеру, (какой?) который был уже всем привычен и (какой?) который придавал загадочности даже такому унылому месту.

Схема: [Туман (х)], (который…), (который…) и (который…).

Никто не мог сказать точно, (что?) сколько времени прошло, (что?) сколько осталось ждать, (что?) когда что-то изменится или (что?) как долго можно везти единственный заказ.

Приведём схему: [Не мог сказать (х)], (сколько…), (сколько…), (когда…) или (как долго…).

Параллельное подчинение придаточных

Иначе такая связь именуется неоднородной. Для этого вида характерно, что в главном предложении может быть несколько определяемых слов (может быть и одно), от которых к разным зависимым частям задаются различные вопросы.

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных

Проиллюстрируем на примерах:

Когда прибыла доставка (когда?), мы уже сидели за столиком, (каким?) на котором не осталось места ни для чего.

Схема: (Когда…), [сидели (х) за столиком (х)], (на котором…).

Когда пиццу привезли (когда?), именинник высказал общее мнение, (какое?) что она слишком большая и не поместится на столе, и стал предлагать такие варианты, (чего?) куда можно её уместить, (какие?) которые никому бы и в голову не пришли.

Схема: (Когда…), [высказал (х) мнение (х), (что…), варианты (х)], (куда…), (которые…).

Последовательное подчинение придаточных

Такой тип подчинения более прост для понимания, нежели параллельный, поскольку в нём каждая последующая часть связана с предыдущей. Это значит, что первое придаточное зависит от главного, второе – от первого, третье – от второго. Даже очень длинные речевые конструкции не звучат слишком нагромождёнными.

Если же сравнивать с однородным подчинением, то можно отметить, что для данного типа многочленных связей не характерна перечислительная интонация. Вопросы могут и отличаться, и совпадать.

Последовательное подчинение придаточных

Лес ожил, (1) когда наступила весна, (2) которую ждали все, (3) кроме Александра, (4) который любил играть в снежки.

Все ученики знали, (1) что к нему не стоит приходить без домашних заданий, (2) которые он ценил даже больше контрольных работ, (3) с которыми всегда помогал.

Долгие каникулы тянулись, (1) как ленивая река, (2) которая неспешно движется к морю, (3) чья бескрайность её пугает настолько, (4) что при малейшей возможности она затекает в озёра, (5) которые попадаются по пути.

Условно можно изобразить общую схему: [ ], (1), (2), … , (n), – где n является последним простым звеном в сложноподчинённом предложении с последовательным предложением.

Иногда в предложениях сочетаются разные связи.


Читайте также: