Конспект на тему виды подчинения виды придаточных с примерами
Обновлено: 04.07.2024
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.
Подготовка к ГИА. Задание В8.
Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА
- совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
- познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.
- развивать синтаксические навыки;
- развивать навыки работы с текстом;
- развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).
- воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
- воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.
- компьютер;
- интерактивная доска;
- учебник;
- тетради;
- раздаточный материал (тесты, тексты).
15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь.
- Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.
Калданка (в пр. 3) – лодка
Увал ( в пр. 16) – возвышенность, косогор
- Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.
16 – как цыплята
17 – глухаркой (форма творительного падежа)
18 – гребешком (форма творительного падежа)
- Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20
7 – мир большой , беспокойный
12 – он не мог не верить
20 – Едук смог бы отличить
Связь – управление; таёжные звери
Согласование; мир без покоя
- Выпишите номера сложноподчиненных предложений.
Выпишите из текста предложение 10.
Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.
Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).
Определите вид подчинения (последовательное).
Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).
- Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.
Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.
Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)
Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)
Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.
Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)
Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .
Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)
Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.
Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)
Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.
Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)
Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.
Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.
Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).
6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют.
Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).
- Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:
1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.
Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).
Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.
Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).
- Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).
1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.
(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.
(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.
3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.
4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.
5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.
6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.
8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…
(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.
9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.
(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…
10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…
Придаточное предложение — это синтаксически и по смыслу зависимая часть сложноподчиненного предложения, которая присоединяется к главной части с помощью союзов или союзных слов.
Рассмотрим, какие виды придаточных предложений выделяют в сложноподчиненных предложениях. Приведем примеры с разными видами придаточных предложений.
Что такое придаточное предложение?
В сложноподчиненном предложении два простых предложения являются неравноправными по отношению друг к другу. Одно простое предложение выступает как главное, а второе зависит от него. Зависимое предложение подчинено главному по смыслу и синтаксически. Подчинительная связь между ними выражается с помощью союзов или союзных слов и интонации.
Пышно расцвела сирень, аромат которой кружит голову.
сирень (какая?) аромат которой кружит голову.
Придаточное предложение углубляет, расширяет или уточняет содержание главной части.
В зависимости от значения и того, что поясняется в главной части, различают виды придаточных предложений:
- определительные
- изъяснительные
- обстоятельственные
Рассмотрим подробнее виды придаточных предложений в СПП. Выясним их значение, на какие вопросы отвечают придаточные части, какие союзы и союзные слова характерны для них.
Определительное придаточное предложение
Придаточное определительное предложение всегда относится к имени существительному (любому слову в его роли) в главной части и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
По синтаксической функции оно соотносится со второстепенным членом предложения определением. Поясняемое существительное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным.
Деревушку окружал густой лес , в котором водились лоси.
Мы собрали много грибов в лесу , к которому нас привела малозаметная тропинка.
Придаточные определительные предложения присоединяются с помощью только союзных слов:
Наступил такой жаркий день, когда хочется без конца купаться в прохладной речке.
Особенностью этого типа придаточных предложений является то, что они никогда не стоят впереди главной части, а находятся после неё или в середине.
Изъяснительное придаточное предложение
Придаточное изъяснительное предложение относится в главной части к словам, которые нуждаются в дополнительном разъяснении. Без такого распространения главная часть окажется неполноценной, непонятной по содержанию.
В эту минуту Ольга поняла, что ей следует поторопиться.
Придаточное изъяснительное предложение в главной части присоединяется, как правило, к сказуемому, которое выражено словами разных частей речи:
- глаголами речи, мысли, восприятия, чувства (говорить, сказать, объявить, видеть, радоваться, сердиться, радоваться, печалиться и пр.);
- прилагательными в краткой форме (рад, согласен, сердит, обижен и пр.)
- словами категории состояния (известно, важно, хорошо, видно, неприятно, понятно и пр.).
Эта придаточная часть отвечает на вопросы косвенных падежей, что соотносит её со второстепенным членом предложения дополнением. К главному предложению зависимая часть прикрепляется с помощью подчинительных союзов (что, ли, чтобы, будто, словно) и союзных слов (кто, что, где, когда, как, сколько, куда, зачем, почему).
Настя уверена (в чём?), что ничто не помешает нам встретиться вечером.
Я рад (чему?), как удачно всё сложилось.
Удивительно (что?), насколько прозрачна вода в этой речной заводи.
Придаточные обстоятельственные предложения по их значению и синтаксической функции можно сопоставить со второстепенными членами предложения обстоятельствами. Они имеют такую же классификацию по значению и отвечают на те же вопросы.
Виды обстоятельственных предложений
Придаточное предложение времени
Придаточное предложение времени указывает на время совершения действия в главном предложении и отвечает на вопросы когда? с каких пор? как долго? до каких пор?
Этот вид обстоятельственного придаточного предложения передает различные временны́е отношения между действиями, о которых идет речь: одновременность или их последовательность.
В придаточном предложении времени используются подчинительные союзы когда, едва, пока, как только, в то время как, перед тем как, прежде чем, меж тем как, лишь только, только что.
Придаточная часть может находиться в любом месте сложного предложения.
Как только Наташа проснулась, она с улыбкой встретила новый день.
Днем, когда все разошлись по своим делам, в доме стоит тишина.
Мы посидим на берегу вечером, когда наиболее красив закат.
Вечером я вернусь тогда, когда закончу намеченную работу.
Придаточное предложение места
Придаточное предложение места указывает на пространство или место, где совершается действие, о котором идет речь в главной части сложноподчиненного предложения. Это зависимое предложение в главной части поясняет слово с обстоятельственным значением:
- местоименное наречие (везде, всюду, там, тут, туда, оттуда);
- наречие места (вблизи, далеко, слева, направо, сбоку и пр.).
От дома мы пошли налево, куда свернула тропинка, заросшая травой.
Пчёлы летят туда, где цветет душистая липа.
Придаточное предложение образа действия
Она так побледнела, будто чего-то очень испугалась.
Ведите себя у нас в гостях так, словно вы находитесь у себя дома.
Придаточное предложение меры и степени
Придаточное предложение меры и степени указывает на степень проявления качества, признака действия, о которых говорится в главной части, и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени?
Его глаза настолько гневно полыхнули, что девочка испугалась.
Деревня отсюда до того далеко, будто находится на краю света.
Дети до такой степени увлечены сказкой, что не слышат зова матери.
Придаточное предложение цели
Этот вид придаточного предложения выражает цель или назначение того, о чем ведется речь в главной части. Придаточное предложение цели отвечает на вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Надя приехала в этот город, чтобы поступить в колледж искусств.
Придаточное предложение цели может находиться в любом месте: перед главной частью, в середине и в конце.
С тем чтобы узнать правильный адрес однокурсника, я обратился в справочное бюро.
Агроном предложил внести удобрения, для того чтобы получить высокий урожай зерновых, не менее двух раз за сезон.
За столом Зина не принимала участия в разговоре, лишь бы скрыть свою тревогу.
Придаточное предложение причины
Придаточное предложение причины содержит указание на причину или обоснование того, о чём сообщается в главной части. К этому зависимому предложению задаются вопросы почему? отчего? по какой причине? из-за чего?
Андрей пропустил тренировку, (почему?) потому что накануне простудился.
Оттого что дорога обледенела, автобус пришел с опозданием.
Алексей не придет на встречу, так как уехал в командировку.
Придаточное предложение условия
Придаточное предложение условия выражает условие того, о чём ведётся речь в главной части. Эта зависимая часть отвечает на вопрос при каком условии?
Когда пойдешь гулять в парк, позови меня с собой.
Мы встретимся завтра, раз ты сегодня занят.
Если начнутся дожди, то туристы перенесут палатки от реки ближе к лесу.
Придаточное предложение уступки
Придаточное предложение уступки содержит условие, вопреки которому совершается действие в главной части. К этой зависимой части сложноподчиненного предложения поставим вопросы вопреки чему? несмотря на что?
Девочка была обижена, хотя всячески старалась это скрыть.
Пускай льёт дождь, возьму зонт и пойду в парк гулять с собакой.
Сколько ни сетуй на ненастье, все равно скоро выглянет солнце и высохнут лужи.
Как ни крути, а придется сдержать свое слово.
Придаточное предложение следствия
Придаточное предложение следствия указывает на результат, итог, вывод, вытекающий из содержания главной части, и отвечает на вопросы что из этого следует? что явилось следствием?
Обратим внимание, что зависимая часть всегда занимает постпозицию по отношению к главному предложению.
Подул сильный ветер, вследствие чего на дороге стоит пыль столбом.
К ночи ударил сильный мороз, так что затопим печь.
На неё он взглянул так, что девушка смутилась.
Придаточное предложение сравнения
На их фоне она выглядела в своем простеньком ситцевом платьице, как серый воробышек среди пёстрых птиц с ярким оперением.
Прибрежные ивы склоняют свои ветви над рекой, точно девушки моют свои косы.
Характерной особенностью придаточного сравнительного предложения является его неполнота. В нем чаще всего опущено сказуемое, которое подразумевается из содержания главного предложения. Отметим, что в неполном предложении сравнения имеется дополнение или обстоятельство, которое принадлежит к группе сказуемого.
По реке стремительно неслись белые льдины, как корабли в бушующем море .
Сказуемое можно восстановить по смыслу.
По реке стремительно неслись белые льдины, как корабли плывут в бушующем море.
Отличаем придаточное предложение сравнения от сравнительного оборота, в котором нет грамматической основы.
Луч солнца, как золотая нить, сияет на стекле.
Придаточное присоединительное предложение
Придаточное присоединительное предложение содержит дополнительные сведения по поводу сообщенного в главной части. Это может быть пояснение, оценка, вывод или добавочные замечания. Главная часть является законченной по смыслу. В ней нет никаких указаний на то, что предложение продолжается. К придаточной присоединительной части можно задать вопросы что можно ещё сказать? каков вывод из сказанного?
Бобры строят свои хатки в несколько этажей под водой, о чем многие даже не догадываются.
Пошел мелкий нудный дождь, почему пришлось вернуться в дом.
Многие любят гулять у моря, что (и это) очень полезно для здоровья.
В сложноподчинённом предложении может быть несколько зависимых частей, которые по-разному соединяются с главной частью и между собой. В статье рассмотрим, какие бывают типы подчинения, чем они друг от друга отличаются и какими характерными чертами обладают.
Однородное подчинение
Предложения с такой связью называются сложноподчинёнными предложениями с однородным соподчинением придаточных.
Для них характерны следующие признаки:
- у придаточных одно общее главное слово в главной части;
- все придаточные отвечают на один и тот же вопрос;
- зависимые части равноправны и связаны сочинительной связью либо интонационно;
- союзы у таких придаточных могут быть разными, а у одной из частей он может вообще отсутствовать.
Но!
В предложении, где три и более однородных придаточных, соединённых теми же союзами, запятая ставится перед каждым придаточным.
Подробнее об этом правиле читайте в отдельной статье.
Параллельное подчинение
Предложения с таким типом подчинения называют сложноподчинёнными предложениями с параллельным подчинением придаточных.
Их объединяют следующие черты:
- придаточные отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам*;
- придаточные зависят от разных слов, либо одно придаточное относится ко всей главной части, а второе — к одному слову.
Последовательное (или цепное) подчинение
Такие предложения называют сложноподчинёнными предложениями с последовательным, или цепным, подчинением придаточных. При таком подчинении главной части подчинено одно зависимое, которое называется придаточным 1-ой степени, ему подчинено придаточное 2-й степени, которому, в свою очередь, может подчиняться придаточное 3-ей степени и т.д. Каждое из таких придаточных будет главным для следующего за ним.
Порядок следования частей при данном типе подчинения может меняться. При этом в предложении могут встретиться два подчинительных союза, между которыми в одних случаях запятая ставится, а в других — нет.
Мама знала , что , когда дочь приступит к выполнению домашнего задания , обязательно обратится к ней за помощью .
Или:
Мама знала , что когда дочь приступит к выполнению домашнего задания , то обязательно обратится к ней за помощью .
Подробнее о правилах пунктуации на стыке союзов читайте в отдельной статье.
Комбинированное подчинение
Встречаются сложные предложения, где присутствует не один тип подчинения, а несколько. Их называют сложноподчинёнными предложениями с комбинированным типом подчинения.
Последовательное подчинение придаточных – одна из трёх разновидностей подчинительных связей. Сложноподчинённые предложения так же, как и сложносочинённые, состоят из нескольких частей, но в них от одной части к другой можно задать вопрос.
Если в сложном предложении несколько подчинительных связей, его само называют многочленным, а зависимые части – соподчинениями. В зависимости от того, как в такой конструкции согласованы отдельные члены, её относят к одному из трёх типов.
Рассмотрим каждый из видов и сравним. К примерам для наглядности приведены схемы с указанием определяемых слов.
Однородное подчинение придаточных
В такой связи все части зависят от одного главного предложения или от определённого слова в нём и отвечают на одинаковый вопрос, даже если в них использованы разные подчинительные союзы.
По улице расползался туман, (какой?) который появлялся тут каждое утро и исчезал только к вечеру, (какой?) который был уже всем привычен и (какой?) который придавал загадочности даже такому унылому месту.
Схема: [Туман (х)], (который…), (который…) и (который…).
Никто не мог сказать точно, (что?) сколько времени прошло, (что?) сколько осталось ждать, (что?) когда что-то изменится или (что?) как долго можно везти единственный заказ.
Приведём схему: [Не мог сказать (х)], (сколько…), (сколько…), (когда…) или (как долго…).
Параллельное подчинение придаточных
Иначе такая связь именуется неоднородной. Для этого вида характерно, что в главном предложении может быть несколько определяемых слов (может быть и одно), от которых к разным зависимым частям задаются различные вопросы.
Проиллюстрируем на примерах:
Когда прибыла доставка (когда?), мы уже сидели за столиком, (каким?) на котором не осталось места ни для чего.
Схема: (Когда…), [сидели (х) за столиком (х)], (на котором…).
Когда пиццу привезли (когда?), именинник высказал общее мнение, (какое?) что она слишком большая и не поместится на столе, и стал предлагать такие варианты, (чего?) куда можно её уместить, (какие?) которые никому бы и в голову не пришли.
Схема: (Когда…), [высказал (х) мнение (х), (что…), варианты (х)], (куда…), (которые…).
Последовательное подчинение придаточных
Такой тип подчинения более прост для понимания, нежели параллельный, поскольку в нём каждая последующая часть связана с предыдущей. Это значит, что первое придаточное зависит от главного, второе – от первого, третье – от второго. Даже очень длинные речевые конструкции не звучат слишком нагромождёнными.
Если же сравнивать с однородным подчинением, то можно отметить, что для данного типа многочленных связей не характерна перечислительная интонация. Вопросы могут и отличаться, и совпадать.
Лес ожил, (1) когда наступила весна, (2) которую ждали все, (3) кроме Александра, (4) который любил играть в снежки.
Все ученики знали, (1) что к нему не стоит приходить без домашних заданий, (2) которые он ценил даже больше контрольных работ, (3) с которыми всегда помогал.
Долгие каникулы тянулись, (1) как ленивая река, (2) которая неспешно движется к морю, (3) чья бескрайность её пугает настолько, (4) что при малейшей возможности она затекает в озёра, (5) которые попадаются по пути.
Условно можно изобразить общую схему: [ ], (1), (2), … , (n), – где n является последним простым звеном в сложноподчинённом предложении с последовательным предложением.
Иногда в предложениях сочетаются разные связи.
Читайте также: