Конспект по биологии 5 класс параграф 7 химический состав клетки

Обновлено: 05.07.2024

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Однако сходства на этом не ограничиваются, и все клетки состоят из одних и тех же химических элементов.

Химический элемент. Что это?

Для начала разберемся, что такое химический элемент.

Химический элемент — это совокупность одинаковых мельчайших неделимых частиц (атомов).

Более подробно вы узнаете о химических элементах на уроках физики и химии. Простыми примерами химических элементов могут быть различные металлы (алюминий, медь, золото и т.п.), кислород, которым мы дышим, углерод и другие.

Из каких химических элементов состоят клетки?

Теперь наглядно изучим химический состав живых клеток, а также сравним состав тел живой и неживой природы.

Как вы могли заметить, в составе живых клеток, в отличие от неживых тел, очень много углерода. Дело в том, что атомы углерода являются обязательным компонентом всех органических веществ, образующих живую материю.

Вообще в природе все вещества можно разделить на неорганические и органические.

Неорганические вещества – это знакомые вам поваренная соль, сода, вода, компоненты воздуха.

Органические вещества – это вещества, в состав которых обязательно входят атомы углерода. Органические вещества входят в состав живых клеток. К ним относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Для обнаружения некоторых веществ, входящих в состав живых клеток, можно провести ряд несложных опытов.

Обнаружение воды, неорганических и органических веществ

Попробуйте нагреть кусочек растения в пробирке. Через некоторое время на стекле появятся капельки воды, а затем вы увидите дым. Это горят органические вещества. При этом неорганика не сгорает, а остается на дне пробирки в виде золы. Золу, ввиду высокой концентрации неорганических веществ, активно используют в качестве доступного удобрения.

Обнаружение белков и углеводов

В сосуде с мутной водой вы сможете обнаружить крахмал. Для этого достаточно добавить к раствору несколько капель йода. Жидкость посинеет.

Крахмал — это сложный растительный углевод. Большинство растений используют крахмал в качестве запаса питательных веществ.

Крахмальные зерна самых разных форм откладываются в хлоропластах. Больше всего крахмала запасается в семенах, клубнях, корнях и корневищах. Это также можно легко проверить. Достаточно капнуть несколько капель йода на клубень картофеля.

Обнаружение жиров

Жир можно обнаружить в семенах подсолнечника. Поместите несколько семечек на лист белой бумаги и попробуйте раздавить их с помощью пестика. Вскоре на бумаге выступят характерные масляные пятна.

Химический состав клетки

Это самое распространенное вещество на Земле. Вода не только окружает каждый живой организм снаружи, но и находится внутри.

В среднем живые клетки состоят из воды на 60 — 80%. Потеря всего 20% воды приводит к смерти.

Почему же вода так важна?

Вода – это универсальный растворитель для большинства веществ, а также участник химических реакций важных организма.

Таким образом, от содержания воды в организме зависит скорость большинства химических процессов, а значит и обмена веществ в целом.

Форма клетки, ее объем и упругость также поддерживаются водой.

Вода участвует в процессе терморегуляции. За счет испарения воды с поверхности листьев и потоотделения тела растений и животных охлаждаются и регулируют температуру.

Минеральные вещества

Кровь и межклеточная жидкость содержат большое количество различных неорганических солей. Они позволяют поддерживать постоянство внутренней среды организма. Кальций входит в состав костей и раковин моллюсков, участвует в процессе сокращения мускулатуры. Вместе с калием кальций обеспечивает выполнение жизненно важных функций, таких как раздражимость.

Углеводы

Функции углеводов в организме разнообразны.

Углеводы придают прочность и жесткость клеточным стенкам растений (целлюлоза). Углевод хитин образует жесткие покровы насекомых. Раствор углеводов в растительной вакуоли поддерживает внутриклеточное давление.

В виде сложных углеводов, крахмала и гликогена, растения и животные запасают энергию. А в результате их расщепления живые организмы получают энергию.

Белки

Разнообразие белков в живом организме очень велико.

Белки входят в состав многих клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и могут запасаться в клетке. Из белков состоят мышцы, и сокращаются они именно благодаря белками. За счет белков волосы, ногти, рога и копыта обладают высокой прочностью. Гемоглобин, транспортный белок крови, переносит кислород и углекислый газ.

Без белков было бы невозможно пищеварение. Ведь ферменты, разлагающие компоненты пищи, также являются белками.

Жиры выступают в роли стратегического запаса энергии и даже воды.

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты крайне важны для любого живого организма.

Структура нуклеиновой кислоты (ДНК)

Именно в виде нуклеиновых кислот хранится наследственная информация. С помощью нуклеиновых кислот наследственная информация передается от родителей потомкам.

В клетке нуклеиновые кислоты образуют специальные структуры (хромосомы), которые находятся в клеточном ядре.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Все живые клетки, как и объекты неживой природы состоят из одних и тех же химических элементов. Уже знакомые вам белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты состоят из углерода, водорода и кислорода. В состав белков входит также азот. Нуклеиновые кислоты содержат не только азот, но еще и фосфор.

Назовите известные вам углеводы. Какие из них встречаются в растительных а какие — в животных организмах? Охарактеризуйте значение этих веществ.

Глюкоза – органическое соединение, углевод. Это один из самых распространенных и доступных источников энергии для всех живых организмов. Этот углевод встречается в ягодных и фруктовых соках. Также глюкоза образует более сложные углеводы.

Фруктоза – органические соединение, углевод. Не смотря на свое название, фруктоза выполняет важные функции в организмах не только растений, но и животных. Как и глюкоза фруктоза входит в состав многих более сложных углеводов. Фруктозу активно используют в пищевой промышленности в качестве подсластителя безопасного для диабетиков.

Сахароза – углевод, состоящий из одной глюкозы и одной фруктозы. По сути сахароза – это хорошо знакомый вам сахар.

Крахмал – сложный очень разветвленный углевод, состоящий из большого количества глюкозы. Это основной запасной углевод в растительных клетках.

Гликоген – сложный ветвистый углевод, состоящий из глюкозы. Растения запасают крахмал, а животные – гликоген.

Целлюлоза (клетчатка) – сложный углевод, представляющий собой длинную цепочку глюкозы. Основной компонент жестких клеточных стенок растений.

Хитин – сложный углевод в составе жестких покровов насекомых, ракообразных и других беспозвоночных.

Химический элемент – это атомы одного и того же вида.

Органические вещества – это вещества, которые входят в состав живых организмов и образуются только при их участии.

Неорганические вещества – это вещества, которые входят в состав неживой природы и могут образовываться без участия живых организмов.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сейчас на Земле известно более ста химических элементов. Из их атомов состоят все вещества, встречающиеся на Земле. 80 химических элементов обнаружены в составе живых организмов. При этом четыре из них – углерод, водород, азот и кислород составляют около 98 % массы любого организма. Остальные химические элементы встречаются в живых организмах в малых количествах.

Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.

На этом уроке вы узнаете, из каких химических элементов состоят клетки живых организмов, и какие изменения претерпевают эти химические соединения по мере роста и развития клеток.

В клетках живых организмов больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98 % массы клетки. Около 2 % массы клетки приходится на восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и др.) вещества.

Значение каждого из веществ, содержащегося в клетке уникально. Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ. Неорганические вещества используются для синтеза органических молекул. При недостатке минеральных веществ важнейшие процессы жизнедеятельности клеток нарушаются. Углеводы придают прочность клеточным оболочкам, а также служат запасающими веществами. Белки входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках. Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Нуклеиновые кислоты играют ведающую роль в сохранении наследственной информации.

Клетка – это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника, тема урока "Химический состав клетки", урок открытия новых знаний. Дополнительные материалы к уроку выложу далее.

Урок биология 5 класс ФГОС

Тема: Химический состав клетки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, исследовательская работа, здоровье сберегающие технологии.

Цель: выяснить, какие вещества образуют клетку, создать представление об их роли в жизнедеятельности клетки; создавать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.

Задачи урока :

—познакомить учащихся с химическим составом клеток;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Метапредметные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.

Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем и проведение опытов в группе, обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Оборудование: учебники, презентация учителя, лабораторное оборудование, клубни картофеля, яблоко, йод, мука.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

(Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).

Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы!

Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете, что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходят химические превращения? Правильно!

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)

Цель: Познакомиться с химическим составом клетки.

Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

- Определить из каких химических веществ состоит клетка;

- Узнать значение каждого вещества в клетке;

- Найти количественное отношение веществ в клетке.

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)

Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будете оценивать свою работу по 3- бальной шкале.

вещества клетки (слайд 2)

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли нуклеиновые кислоты, белки жиры углеводы

На прошлых уроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода и минеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны (слайд 3)

Как вы думаете, а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). К сожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живых организмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.

Ну, а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнение экспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина), жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).

Выводы: - Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина –белок, крахмал – углевод)

-Какое вещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а что содержит долька яблока?(вода)

- На какие две группы можно разделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические и органические вещ-ва)

Ребята живая клетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложные химические реакции.

На примере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органические вещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновые кислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы, отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

Предлагаю вам познакомиться со значением химических веществ в клетках,для этого давайте возьмём карточки на столах.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Нам с вами остаётся определить, а сколько же каждого вещества в клеточке, для это я предлагаю вам составить диаграмму (на столе конверты с материалами) таблицу на слайде.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результаты нашей совместной работы.А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знания полученные на уроке)

Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)

2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)

3.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)

4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)

5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)

6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока посвящена теме "Химический состав клетки" для 5 класса. Урок соответствует требованиям ФГОС. В разработке дана технологическая карта урока, инструктивная карта для учащихся. Урок проводится с использованием ИКТ. Также представлена широко практическая часть. При планировании урока учтены правила личностно-ориентированного подхода.

Учитель: Тесленко Елена Михайловна

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Содержательные - формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные - дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.

Деятельностные - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления; создание условий для развития речевой деятельности школьников.

Личностные - воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.

Личностные

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание здоровьесберегающих технологий;

•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Метапредметные результаты:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

Информационно-технологические ресурсы: учебник, ноутбук, медиа проектор, экран, электронное приложение к учебнику, минилаборатория.


Из урока вы узнаете о химическом составе клеток и биологической роли основных химических элементов. Также узнаете о том, что химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества клетки. В данном уроке приводятся следующие понятия: органические вещества, неорганические вещества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Химический состав клетки"

Как вы уже знаете, все живые организмы состоят из клеток. А все клетки состоят из химических элементов.

На уроках химии в старших классах вы познакомитесь со всеми известными химическими элементами и таблицей Менделеева, которую в 1869 году изобрёл русский учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев.

Сегодня мы познакомим вас лишь с некоторыми веществами, которые составляют основу живых организмов.

Земная кора, например, наполовину состоит из кислорода.

Кислород — это простое вещество, которое при нормальных условиях представляет собой газ без цвета, вкуса и запаха.

На четверть земная кора состоит из кремния. Он обозначается символом Si (силициум). Кремний входит в состав песка.

Также в состав земной коры входит алюминий ― лёгкий металл серебристо-белого цвета, железо, кальций ― щёлочноземельный металл − и другие элементы.

А все живые организмы на 98 % состоят из четырёх основных элементов ― углерода, кислорода, водорода и азота. Относительное содержание этих химических элементов в живом веществе значительно выше, чем, например, в земной коре.

Как видим и живые организмы, и неживая природа содержат одинаковые химические элементы например кислород. Кстати, у человека массой 70 кг до 40 кг кислорода. То есть больше половины тела.

Итак, мы сказали, что все живые организмы на 98 % состоят из четырёх основных элементов: углерода, кислорода, водорода и азота.

Оставшиеся 2 % массы клетки приходятся на следующие элементы: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы (например, цинк и йод) содержатся в очень маленьких количествах.

В клетках живых существ найдено около 80 химических элементов. Соотношение химических элементов в живой и неживой природе различно.

Если мы внимательнее присмотримся к химическому составу живых организмов, то обнаружим, что разные организмы и даже клетки, выполняющие разные функции, могут существенно отличаться друг от друга. Например, лютики накапливают литий, ряска ― радий, а водоросли ― элемент, необходимый для нормального функционирования нашей щитовидной железы, ― йод.

Поговорим о биологической роли некоторых химических элементов.

Водород, кислород, углерод, азот ― это основа органических веществ клетки.

Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит, а именно: вода, белки, жиры, углеводы, и др. Наибольшую ценность, конечно, представляет соединение водорода с кислородом ― вода, которая является средой существования всех клеток организма.

Углерод ― самый важный химический элемент организма.

Благодаря своим уникальным химическим свойствам он составляет химическую основу жизни. Образуя связи с другими атомами, он составляет скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул.

Азот ― простое вещество, газ без цвета, вкуса и запаха. Один из самых распространённых элементов на Земле.

Чистый азот сам по себе не обладает какой-либо биологической ролью. Свои основные функции он выполняет в составе соединений: в составе белков (важных компонентов всех живых организмов), в составе ДНК (благодаря которой передается вся информация внутри клетки и по наследству), а также в составе гемоглобина крови. Гемоглобин — это белок, который связывается с кислородом и обеспечивает его перенос по кровяному руслу.

Кальций ― мягкий металл серебристо-белого цвета. Он входит в состав костей и зубов. Участвует в нервной и мышечной деятельности, свёртываемости крови. У растений входит в состав клеточной стенки.

Фосфор также входит в состав органических веществ ― в основном, белков и нуклеиновой кислоты (ДНК). Кроме того, фосфор ― обязательная составляющая костей и зубной эмали.

Калий входит в состав всех клеток, обеспечивает проведение нервного импульса, а также регуляцию сердечной деятельности.

Натрий зачастую работает вместе с калием. А вместе с хлором натрий поддерживает осмотическое давление в клетке, которое делает ее прочной и упругой.

Магний входит в состав хлорофилла, необходимого для процессов фотосинтеза.

Фотосинтез — это процесс преобразования солнечной энергии в энергию химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов (хлоропластов). Этот процесс осуществляют зеленые растения.

Железо мы найдём в составе многих ферментов, которые ускоряют химические реакции в организме. Также железо находится в гемоглобине крови.

Неживая природа примерно на четверть состоит из кремния. Он участвует в формировании костей, а также входит в состав клеточной оболочки растений.

Цинк участвует в процессе, который регулирует содержание сахара в крови.

Медь у некоторых беспозвоночных животных (членистоногих, моллюсков) окрашивает жидкость, которая выполняет те же функции, что и кровь, в голубой цвет.

Фтор входит в состав зубной эмали. В нашем организме он накапливается в костной ткани.

Йод нужен для нормального функционирования щитовидной железы.

Кобальт ― принимает участие в процессах кроветворения.

Как мы видим, каждый химический элемент выполняет свою роль в живых организмах. Для одних функций необходимо высокое содержание определённого элемента, а для других ― низкое. Но абсолютно все они являются жизненно необходимыми.

Химические элементы соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Неорганические вещества клетки ― это вода и минеральные соли. Важнейшее из неорганических веществ − это вода. Больше всего воды содержится в клетках (от 40 до 95 % общей массы клетки). Вода придаёт клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ.

Приблизительно 1–1,5 % общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др.

А соединения азота, фосфора, кальция и другие неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.)

Органические вещества входят в состав всех живых организмов. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.

Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности.

Белки переносят важные вещества по организму. Например, гемоглобин переносит кислород из лёгких к клеткам других тканей.

Специфические белки выполняют защитную функцию. Они защищают организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждения. Например, на проникновение в организм чужеродных белков реагирует иммунная система.

Белки также являются источником энергии, при их расщеплении происходит ее выделение.

Углеводы ― это важная группа органических веществ, в результате расщепления, которых клетки также получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток в виде целлюлозы, придавая им прочность.

Запасающие вещества в клетках ― крахмал и сахара − также относятся к углеводам.

Жиры откладываются в клетках. При их расщеплении также освобождается необходимая живым организмам энергия.

Читайте также: