Конспект по биологии 5 класс параграф 7 химический состав клетки
Обновлено: 05.07.2024
Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Однако сходства на этом не ограничиваются, и все клетки состоят из одних и тех же химических элементов.
Химический элемент. Что это?
Для начала разберемся, что такое химический элемент.
Химический элемент — это совокупность одинаковых мельчайших неделимых частиц (атомов).
Более подробно вы узнаете о химических элементах на уроках физики и химии. Простыми примерами химических элементов могут быть различные металлы (алюминий, медь, золото и т.п.), кислород, которым мы дышим, углерод и другие.
Из каких химических элементов состоят клетки?
Теперь наглядно изучим химический состав живых клеток, а также сравним состав тел живой и неживой природы.
Как вы могли заметить, в составе живых клеток, в отличие от неживых тел, очень много углерода. Дело в том, что атомы углерода являются обязательным компонентом всех органических веществ, образующих живую материю.
Вообще в природе все вещества можно разделить на неорганические и органические.
Неорганические вещества – это знакомые вам поваренная соль, сода, вода, компоненты воздуха.
Органические вещества – это вещества, в состав которых обязательно входят атомы углерода. Органические вещества входят в состав живых клеток. К ним относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Для обнаружения некоторых веществ, входящих в состав живых клеток, можно провести ряд несложных опытов.
Обнаружение воды, неорганических и органических веществ
Попробуйте нагреть кусочек растения в пробирке. Через некоторое время на стекле появятся капельки воды, а затем вы увидите дым. Это горят органические вещества. При этом неорганика не сгорает, а остается на дне пробирки в виде золы. Золу, ввиду высокой концентрации неорганических веществ, активно используют в качестве доступного удобрения.
Обнаружение белков и углеводов
В сосуде с мутной водой вы сможете обнаружить крахмал. Для этого достаточно добавить к раствору несколько капель йода. Жидкость посинеет.
Крахмал — это сложный растительный углевод. Большинство растений используют крахмал в качестве запаса питательных веществ.
Крахмальные зерна самых разных форм откладываются в хлоропластах. Больше всего крахмала запасается в семенах, клубнях, корнях и корневищах. Это также можно легко проверить. Достаточно капнуть несколько капель йода на клубень картофеля.
Обнаружение жиров
Жир можно обнаружить в семенах подсолнечника. Поместите несколько семечек на лист белой бумаги и попробуйте раздавить их с помощью пестика. Вскоре на бумаге выступят характерные масляные пятна.
Химический состав клетки
Это самое распространенное вещество на Земле. Вода не только окружает каждый живой организм снаружи, но и находится внутри.
В среднем живые клетки состоят из воды на 60 — 80%. Потеря всего 20% воды приводит к смерти.
Почему же вода так важна?
Вода – это универсальный растворитель для большинства веществ, а также участник химических реакций важных организма.
Таким образом, от содержания воды в организме зависит скорость большинства химических процессов, а значит и обмена веществ в целом.
Форма клетки, ее объем и упругость также поддерживаются водой.
Вода участвует в процессе терморегуляции. За счет испарения воды с поверхности листьев и потоотделения тела растений и животных охлаждаются и регулируют температуру.
Минеральные вещества
Кровь и межклеточная жидкость содержат большое количество различных неорганических солей. Они позволяют поддерживать постоянство внутренней среды организма. Кальций входит в состав костей и раковин моллюсков, участвует в процессе сокращения мускулатуры. Вместе с калием кальций обеспечивает выполнение жизненно важных функций, таких как раздражимость.
Углеводы
Функции углеводов в организме разнообразны.
Углеводы придают прочность и жесткость клеточным стенкам растений (целлюлоза). Углевод хитин образует жесткие покровы насекомых. Раствор углеводов в растительной вакуоли поддерживает внутриклеточное давление.
В виде сложных углеводов, крахмала и гликогена, растения и животные запасают энергию. А в результате их расщепления живые организмы получают энергию.
Белки
Разнообразие белков в живом организме очень велико.
Белки входят в состав многих клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и могут запасаться в клетке. Из белков состоят мышцы, и сокращаются они именно благодаря белками. За счет белков волосы, ногти, рога и копыта обладают высокой прочностью. Гемоглобин, транспортный белок крови, переносит кислород и углекислый газ.
Без белков было бы невозможно пищеварение. Ведь ферменты, разлагающие компоненты пищи, также являются белками.
Жиры выступают в роли стратегического запаса энергии и даже воды.
Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты крайне важны для любого живого организма.
Структура нуклеиновой кислоты (ДНК)
Именно в виде нуклеиновых кислот хранится наследственная информация. С помощью нуклеиновых кислот наследственная информация передается от родителей потомкам.
В клетке нуклеиновые кислоты образуют специальные структуры (хромосомы), которые находятся в клеточном ядре.
Что указывает на общность живой и неживой природы?
Все живые клетки, как и объекты неживой природы состоят из одних и тех же химических элементов. Уже знакомые вам белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты состоят из углерода, водорода и кислорода. В состав белков входит также азот. Нуклеиновые кислоты содержат не только азот, но еще и фосфор.
Назовите известные вам углеводы. Какие из них встречаются в растительных а какие — в животных организмах? Охарактеризуйте значение этих веществ.
Глюкоза – органическое соединение, углевод. Это один из самых распространенных и доступных источников энергии для всех живых организмов. Этот углевод встречается в ягодных и фруктовых соках. Также глюкоза образует более сложные углеводы.
Фруктоза – органические соединение, углевод. Не смотря на свое название, фруктоза выполняет важные функции в организмах не только растений, но и животных. Как и глюкоза фруктоза входит в состав многих более сложных углеводов. Фруктозу активно используют в пищевой промышленности в качестве подсластителя безопасного для диабетиков.
Сахароза – углевод, состоящий из одной глюкозы и одной фруктозы. По сути сахароза – это хорошо знакомый вам сахар.
Крахмал – сложный очень разветвленный углевод, состоящий из большого количества глюкозы. Это основной запасной углевод в растительных клетках.
Гликоген – сложный ветвистый углевод, состоящий из глюкозы. Растения запасают крахмал, а животные – гликоген.
Целлюлоза (клетчатка) – сложный углевод, представляющий собой длинную цепочку глюкозы. Основной компонент жестких клеточных стенок растений.
Хитин – сложный углевод в составе жестких покровов насекомых, ракообразных и других беспозвоночных.
Химический элемент – это атомы одного и того же вида.
Органические вещества – это вещества, которые входят в состав живых организмов и образуются только при их участии.
Неорганические вещества – это вещества, которые входят в состав неживой природы и могут образовываться без участия живых организмов.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сейчас на Земле известно более ста химических элементов. Из их атомов состоят все вещества, встречающиеся на Земле. 80 химических элементов обнаружены в составе живых организмов. При этом четыре из них – углерод, водород, азот и кислород составляют около 98 % массы любого организма. Остальные химические элементы встречаются в живых организмах в малых количествах.
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.
На этом уроке вы узнаете, из каких химических элементов состоят клетки живых организмов, и какие изменения претерпевают эти химические соединения по мере роста и развития клеток.
В клетках живых организмов больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98 % массы клетки. Около 2 % массы клетки приходится на восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и др.) вещества.
Значение каждого из веществ, содержащегося в клетке уникально. Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ. Неорганические вещества используются для синтеза органических молекул. При недостатке минеральных веществ важнейшие процессы жизнедеятельности клеток нарушаются. Углеводы придают прочность клеточным оболочкам, а также служат запасающими веществами. Белки входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках. Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Нуклеиновые кислоты играют ведающую роль в сохранении наследственной информации.
Клетка – это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
В данной разработке представлен урок биологии в 5 классе по учебнику В. В. Пасечника, тема урока "Химический состав клетки", урок открытия новых знаний. Дополнительные материалы к уроку выложу далее.
Урок биология 5 класс ФГОС
Тема: Химический состав клетки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, исследовательская работа, здоровье сберегающие технологии.
Цель: выяснить, какие вещества образуют клетку, создать представление об их роли в жизнедеятельности клетки; создавать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.
Задачи урока :
—познакомить учащихся с химическим составом клеток;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.
Метапредметные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.
Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Деятельность учащихся: знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем и проведение опытов в группе, обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Оборудование: учебники, презентация учителя, лабораторное оборудование, клубни картофеля, яблоко, йод, мука.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас! Поприветствуем друг друга, но не обычно, а с помощью наших ладошек (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Сегодня нам с вами предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!
(Калия перманганат + вода + перекись водорода + уксусная кислота 9% = ацетат марганца 2 + кислород + ацетат калия + вода).
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели?
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы!
Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). С прошлых уроков вы уже знаете, что все живые организмы состоят из … (клеток). Где же происходят химические превращения? Правильно!
Так какова же тема сегодняшнего урока?
Ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока (ответы)
Цель: Познакомиться с химическим составом клетки.
Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
- Определить из каких химических веществ состоит клетка;
- Узнать значение каждого вещества в клетке;
- Найти количественное отношение веществ в клетке.
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)
Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. В течение урока вы будете оценивать свою работу по 3- бальной шкале.
вещества клетки (слайд 2)
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли нуклеиновые кислоты, белки жиры углеводы
На прошлых уроках вы говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Интересно, что некоторые химические вещества, такие как вода и минеральные соли, из которых состоят живые организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны (слайд 3)
Как вы думаете, а в камне можно найти органические вещества (нет, только в живых клетках). К сожалению, ребята нет, органические вещества содержаться только в клетках живых организмов. Более подробно вы познакомитесь с этим материалом в старших классах.
Ну, а сейчас я предлагаю вам провести эксперименты и найти эти вещества. Выполнение экспериментальной работы по нахождению химических веществ: белок (клейковина), жиры (растительные жиры), углеводы (крахмал), вода (яблоко).
Выводы: - Какие вещества вы обнаружили в пшеничной муке? (клейковина –белок, крахмал – углевод)
-Какое вещество обнаружили в семянке подсолнечника ( растительные жиры), а что содержит долька яблока?(вода)
- На какие две группы можно разделить вещества, которые вы нашли в ходе эксперимента? (неорганические и органические вещ-ва)
Ребята живая клетка имеет очень сложное химическое строение, и в ней протекают сложные химические реакции.
На примере зёрен пшеницы – так как при сгорании вода испаряется, органические вещества разрушаются, остаются только минеральные вещества и нуклеиновые кислоты – нельзя увидеть невооружённым глазом, нужны специальные приборы, отвечают за хранение и передачу наследственной информации.
Предлагаю вам познакомиться со значением химических веществ в клетках,для этого давайте возьмём карточки на столах.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Нам с вами остаётся определить, а сколько же каждого вещества в клеточке, для это я предлагаю вам составить диаграмму (на столе конверты с материалами) таблицу на слайде.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)
Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли задачи выполнены? Это результаты нашей совместной работы.А сейчас ребята я предлагаю вам проверить свои знания полученные на уроке)
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)
2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)
3.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)
4.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)
5.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(Неорганические)
6.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)
Данная разработка урока посвящена теме "Химический состав клетки" для 5 класса. Урок соответствует требованиям ФГОС. В разработке дана технологическая карта урока, инструктивная карта для учащихся. Урок проводится с использованием ИКТ. Также представлена широко практическая часть. При планировании урока учтены правила личностно-ориентированного подхода.
Учитель: Тесленко Елена Михайловна
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Содержательные - формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные - дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.
Деятельностные - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления; создание условий для развития речевой деятельности школьников.
Личностные - воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.
Личностные
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание здоровьесберегающих технологий;
•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
Информационно-технологические ресурсы: учебник, ноутбук, медиа проектор, экран, электронное приложение к учебнику, минилаборатория.
Из урока вы узнаете о химическом составе клеток и биологической роли основных химических элементов. Также узнаете о том, что химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества клетки. В данном уроке приводятся следующие понятия: органические вещества, неорганические вещества.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Химический состав клетки"
Как вы уже знаете, все живые организмы состоят из клеток. А все клетки состоят из химических элементов.
На уроках химии в старших классах вы познакомитесь со всеми известными химическими элементами и таблицей Менделеева, которую в 1869 году изобрёл русский учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Сегодня мы познакомим вас лишь с некоторыми веществами, которые составляют основу живых организмов.
Земная кора, например, наполовину состоит из кислорода.
Кислород — это простое вещество, которое при нормальных условиях представляет собой газ без цвета, вкуса и запаха.
На четверть земная кора состоит из кремния. Он обозначается символом Si (силициум). Кремний входит в состав песка.
Также в состав земной коры входит алюминий ― лёгкий металл серебристо-белого цвета, железо, кальций ― щёлочноземельный металл − и другие элементы.
А все живые организмы на 98 % состоят из четырёх основных элементов ― углерода, кислорода, водорода и азота. Относительное содержание этих химических элементов в живом веществе значительно выше, чем, например, в земной коре.
Как видим и живые организмы, и неживая природа содержат одинаковые химические элементы например кислород. Кстати, у человека массой 70 кг до 40 кг кислорода. То есть больше половины тела.
Итак, мы сказали, что все живые организмы на 98 % состоят из четырёх основных элементов: углерода, кислорода, водорода и азота.
Оставшиеся 2 % массы клетки приходятся на следующие элементы: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы (например, цинк и йод) содержатся в очень маленьких количествах.
В клетках живых существ найдено около 80 химических элементов. Соотношение химических элементов в живой и неживой природе различно.
Если мы внимательнее присмотримся к химическому составу живых организмов, то обнаружим, что разные организмы и даже клетки, выполняющие разные функции, могут существенно отличаться друг от друга. Например, лютики накапливают литий, ряска ― радий, а водоросли ― элемент, необходимый для нормального функционирования нашей щитовидной железы, ― йод.
Поговорим о биологической роли некоторых химических элементов.
Водород, кислород, углерод, азот ― это основа органических веществ клетки.
Водород как отдельный элемент не обладает биологической ценностью. Для организма важны соединения, в состав которых он входит, а именно: вода, белки, жиры, углеводы, и др. Наибольшую ценность, конечно, представляет соединение водорода с кислородом ― вода, которая является средой существования всех клеток организма.
Углерод ― самый важный химический элемент организма.
Благодаря своим уникальным химическим свойствам он составляет химическую основу жизни. Образуя связи с другими атомами, он составляет скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул.
Азот ― простое вещество, газ без цвета, вкуса и запаха. Один из самых распространённых элементов на Земле.
Чистый азот сам по себе не обладает какой-либо биологической ролью. Свои основные функции он выполняет в составе соединений: в составе белков (важных компонентов всех живых организмов), в составе ДНК (благодаря которой передается вся информация внутри клетки и по наследству), а также в составе гемоглобина крови. Гемоглобин — это белок, который связывается с кислородом и обеспечивает его перенос по кровяному руслу.
Кальций ― мягкий металл серебристо-белого цвета. Он входит в состав костей и зубов. Участвует в нервной и мышечной деятельности, свёртываемости крови. У растений входит в состав клеточной стенки.
Фосфор также входит в состав органических веществ ― в основном, белков и нуклеиновой кислоты (ДНК). Кроме того, фосфор ― обязательная составляющая костей и зубной эмали.
Калий входит в состав всех клеток, обеспечивает проведение нервного импульса, а также регуляцию сердечной деятельности.
Натрий зачастую работает вместе с калием. А вместе с хлором натрий поддерживает осмотическое давление в клетке, которое делает ее прочной и упругой.
Магний входит в состав хлорофилла, необходимого для процессов фотосинтеза.
Фотосинтез — это процесс преобразования солнечной энергии в энергию химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов (хлоропластов). Этот процесс осуществляют зеленые растения.
Железо мы найдём в составе многих ферментов, которые ускоряют химические реакции в организме. Также железо находится в гемоглобине крови.
Неживая природа примерно на четверть состоит из кремния. Он участвует в формировании костей, а также входит в состав клеточной оболочки растений.
Цинк участвует в процессе, который регулирует содержание сахара в крови.
Медь у некоторых беспозвоночных животных (членистоногих, моллюсков) окрашивает жидкость, которая выполняет те же функции, что и кровь, в голубой цвет.
Фтор входит в состав зубной эмали. В нашем организме он накапливается в костной ткани.
Йод нужен для нормального функционирования щитовидной железы.
Кобальт ― принимает участие в процессах кроветворения.
Как мы видим, каждый химический элемент выполняет свою роль в живых организмах. Для одних функций необходимо высокое содержание определённого элемента, а для других ― низкое. Но абсолютно все они являются жизненно необходимыми.
Химические элементы соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.
Неорганические вещества клетки ― это вода и минеральные соли. Важнейшее из неорганических веществ − это вода. Больше всего воды содержится в клетках (от 40 до 95 % общей массы клетки). Вода придаёт клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ.
Приблизительно 1–1,5 % общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др.
А соединения азота, фосфора, кальция и другие неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.)
Органические вещества входят в состав всех живых организмов. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.
Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности.
Белки переносят важные вещества по организму. Например, гемоглобин переносит кислород из лёгких к клеткам других тканей.
Специфические белки выполняют защитную функцию. Они защищают организм от вторжения чужеродных организмов и от повреждения. Например, на проникновение в организм чужеродных белков реагирует иммунная система.
Белки также являются источником энергии, при их расщеплении происходит ее выделение.
Углеводы ― это важная группа органических веществ, в результате расщепления, которых клетки также получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток в виде целлюлозы, придавая им прочность.
Запасающие вещества в клетках ― крахмал и сахара − также относятся к углеводам.
Жиры откладываются в клетках. При их расщеплении также освобождается необходимая живым организмам энергия.
Читайте также:
- Конституция рф конспект мчс
- Россия и мир на рубеже 19 20 веков конспект урока 9 класс торкунов презентация
- Конспект урока по английскому языку 3 класс спотлайт умные животные
- Конспект занятия по ребенок и общество во второй младшей группе на тему продукты питания
- Отдел моховидные 7 класс конспект урока