Конспект коррекционного занятия для детей с овз в школе

Обновлено: 05.07.2024

Здесь собраны публикации воспитателей и преподавателей-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми, имеющими различные ограниченные возможности здоровья. Это, прежде всего, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отставание в речевом развитии, аномалии в поведении и т.д. Готовые планы и конспекты развивающих, познавательных, развлекательных занятий по самым разным темам, с комментариями педагогов. Конкретные советы из собственного опыта работы в группах компенсирующей направленности.

Решаем коррекционные задачи в комплексе с образовательными и воспитательными.

Содержится в разделах:

Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений активно внедряют в свою работу современные инновационные технологии. Использование таких технологий предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных улучшенных идей. Реализация.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для обучающихся начальных классов для детей с ОВЗ Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для обучающихся начальных классов для детей с ОВЗ. Цель: Развитие пространственных представлений обучающихся. Задачи: Формирование умения определять пространственное расположение предметов, плоских геометрических фигур по.

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.

- Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

/катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

/прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

/прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

/гладить шаром каждый палец/

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс. У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лошкарёва Татьяна Алексеевна

Пояснительная записка

Упражнения с элементами арт – терапии способствуют :

формированию представлений о себе;

изучению и выражению своих чувств и эмоций;

формированию позитивного самовосприятия;

развитию коммуникативных навыков;

снятию психоэмоционального напряжения;

развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Конспект занятия может быть использован в работе педагогов-психологов, занимающихся развитием детей (от 7 до 9 лет) с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных задержкой речевого развития, нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и др.).

Конспект коррекционного занятия с элементами арт – терапии

создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта , эмоционально-волевой сферы.

Образовательные:

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

учить сравнивать предметы по одному - трём свойствам (признакам);

формирование положительной мотивации к обучению;

развивать воображение, внимание, память.

Коррекционно - развивающие:

развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику;

корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;

научить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;

формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

развивать умение выделять свойства (признаки) в предметах, абстрагировать эти свойства (признаки) от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Воспитательные:

способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи;

воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, заботливое отношение, активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций);

воспитывать у детей чувство коллективизма;

воспитывать уверенность при выполнении заданий.

Методические приёмы:

словесные: вопросы, образец психолога;

практические: дидактические игры и упражнения речевые, упражнения.

Адресат : обучающиеся в возрасте 7-9 лет.

Форма проведения занятия : индивидуальная и групповая.

Оборудование : следы, картинки с изображением птиц и животных, макеты деревьев; листы

Продолжительность: 30 минут.

Структура занятия:
1. Разминка — 5 минуты
2. Коррекционная часть (основная) — 20 минут
3. Релаксация — 5 минуты

Ход занятия:

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Основная часть.

Педагог - психолог:

- Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в сказочный лес. Закрывайте глаза, наша волшебная музыка поможет нам перенестись в сказочный лес.

Звучит приятная медленная музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они переносятся в волшебный лес.

- Ну, вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! А вот чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

Педагог-психолог:
- Вот мы и на полянке. Здесь так хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).
- Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнёмся солнышку (вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу. В нашем лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.

Педагог-психолог:

- Ребята, я вижу сказочных животных леса. Давайте каждый из нас станет таким животным.
Дети двигаются хаотично, изображая животных.

Педагог-психолог:

- Ребята, послушайте – птички поют. (Аудиозапись пения птиц в лесу).

Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут? (в гнездышках). А гнезда, где находятся? (на деревьях).

Дети бегают, изображая птичек.

Педагог - психолог:

- А сейчас я вам предлагаю наполнить весенний лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрём. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем , (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

-приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.

-кончиками пальцев раскрашиваем, путём примакивания, птичку. Вытираем ручки.

-катаем шарик из жёлтой шерсти, формируем яйцо и приклеиваем.

-маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.

Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться различные препятствия.

Подведение итогов занятия, рефлексия:

Педагог – психолог:

Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

Ребята, благодарю Вас за то, что Вы побывали в сказочном лесу, были дружными. На прощанье я хочу Вам подарить букет из листьев.

Педагог-психолог: А сейчас выберите, пожалуйста, листик того цвета, который больше всего подходит Вашему настроению на занятии.

(Дети выбирают листики.)

Педагог-психолог комментирует выбор детей: Вы выбрали самые яркие листики, которые говорят о том, что у Вас солнечное, хорошее настроение.

- Наше путешествие закончилось.

Занятие заканчивается подведение итогов: что запомнилось, что понравилось на занятии, как изменилось настроение каждого из детей.

Педагог-психолог : К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия с использованием развивающих игр и упражнений для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 1.

Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.

-Развитие умения переключать, распределять внимание;

-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-Развитие мелкой моторики;

Настрой на работу. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".

Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).



Приложение 2.

Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.

-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;

-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

- Развитие ассоциативного мышления, памяти.

-Развитие концентрации внимания

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.

Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Повернуться налево, присесть, встать.

Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Приложение 3.

Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.

-Развитие операций сравнения и обобщения;

-Развитие концентрации внимания;

-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.

Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.

Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.

1. Суп, гуляш, каша, кисель.

2. Курица, гусь, утка, индейка.

3. Лошадь, корова, овца, свинья.

4. Волк, лиса, медведь, заяц.

5. Картофель, свекла, лук, капуста.

6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.

8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.

9. Рубашка, платье, юбка, брюки.

10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли

11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.

12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.

13. Карась, щука, окунь, лещ.

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

- У тебя есть сестра?

- А у твоей сестры есть сестра?

- Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Приложение 4.

Тема: Пространственное восприятие букв и цифр

- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.

-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие концентрации внимания.

-Развитие логического мышления.

Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы - Ь - Ъ - Б - В – З




Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.


(Зазеркалье)

Приложение 5.

Тема: Предложение. Составление предложений.

- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.

- Развитие внимания, логического мышления.

- Обогащение словаря, развитие связной

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.



Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы полу­чился рассказ. Запиши рассказ.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

Мальчик стеклом разбил мяч.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке сена.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

Весной луга затопили речку.

Коза напоила девочку водой.

После лета пришла долгожданная весна..

Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.

КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.

РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

Читайте также: