Монографические темы по литературе конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Моно – один, тема, посвященная изучению одного автора. С 5 по 8 класс практически все темы монографического характера, там нет и не может быть обзорных тем.

2. 9 класс – появляются обзорные темы наравне с монографическими, возникает какое-то соотношение, где каких тем больше. В 9-10 классе – преобладают монографические, немного обзорных, в 11 – преобладают обзорные, немного монографических.

Типы обзорных тем.

1. Обзор введения – три урока 9,10,11 классы (первые уроки) – дать установку к изучению курса литературы в конкретном классе.

2. Собственно обзорная тема – 9 класс – Рылеев, Жуковский, 10 класс – 2 урока – Фет – 1 час, Тютчев – 1 час.

3. Обзорное изучение отдельно взятого произведения в составе монографической темы.

А.С.Пушкин Текст (подробно)

2. Цель – образовательная, воспитательная, развивающая

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания – нет.

III. Объяснение нового материала:

1. Сведения о писателе (модель урока по биографии писателя – 6 позиций).

2. Характеристика творчества (общая)

3. То, что требуется по программе (содержание урока по обзорной теме):

- характеристика – экономическая, политическая, характеристика эпохи

- характеристика факта, связанного с личностью писателя, заявленного в программе по литературе

(Знать типы обзорных тем ,модель урока по обзорной теме)

Обзорное изучение - это не поверхностное изучение, а специфическое изучение материала по литературе, связанного с характеристикой главного, существенного, основного, требуется четкий отбор материала, разнородного, разнохарактерного, который может быть уложен в 45 минут.

С чем связано появление обзорных тем в 9 классе.В 9 классе начинается изучение курса литературы на исторической основе, т.е. процесс, поэтому с одинаковой степенью глубины и полноты все вопросы рассмотреть не удается, поэтому какие-то темы уходят в обзор. Особенно актуально для 11 класса , потому что времени столько сколько есть (136ч.) а сложных объемных текстов достаточно много.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Еткульская СОШ Заплатина Е.И.

Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе

(Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /

Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2009.)

А.С. Пушкин – историк.

Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения текста).

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

2. Объяснение нового материала

Михаил Шванвич начал военную службу ефрейтором в (1765). В Октябре 1773 г он с командой был послан к Оренбургу, осажденному войском Е.И. Пугачева, они приблизилась к деревне Юзеевой, где в ночь на 6 ноября были внезапно окружены и атакованы пугачевскими отрядами, а вскоре капитулировали. Пленников пригнали в Бердскую слободу, представили Пугачеву и привели к присяге на верную службу новоявленному "императору Петру Третьему".Отмечая службу Шванвича, Пугачев пожаловал ему шубу с "царского плеча", а в январе 1774 произвел в атаманы солдатского полка. Однако благосклонность Пугачева и оказываемые им знаки "монаршей" милости не радовали Шванвича. Он под предлогом болезни стал уклоняться от службы, обдумывать возможности побега.23 марта 1774 г. офицер бежал в Оренбург, принес повинную властям, но был арестован и заключен в тюремный острог.

(метод творческого чтения)

Подготовить характеристику главного героя – Петра Гринева.

Жанровое своеобразие произведения.

Истоки формирования личности Гринева.

Цели: показать жанровое своеобразие произведения; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : смешанный (урок чтения текста + анализа текста).

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

Объяснение нового материала

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева – "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором.

Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

Изучение монографических тем по литературе в СПО

Говоря о системе изучения курса на историко-литературной основе, необходимо остановиться прежде всего на особенностях монографических тем. В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.

Уроки-лекции. Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще.

В этой связи большое значение приобретают применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение лекции яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по анализу этих фактов и примеров, побуждение их приводить свои факты и примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Например, при изучении в классе по русской литературе романа А. Фадеева "Молодая гвардия" могут быть проведены семинарские занятия. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий.

Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы , для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции.

Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в VIII классе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" учителя проводят диспуты по теме "Может ли Татьяна служить образцом для советских женщин" и др.

2. Задачи и методика проведения вводных и заключительных уроков по литературе.

Основной тип вводного урока в старших классах — это урок-лекция. Но к таким урокам учащиеся уже должны быть подготовлены. Только тогда процесс обучения будет эффективным, если на этих уроках будет задействован не только учитель, но и ученики, работа которых заключается в правильном составлении краткого плана, конспекта урока (такими навыками учащиеся уже должны овладеть и на занятиях по литературе, и на уроках русского языка по развитию речи, составляя краткие и развернутые планы текстов).

Вводные уроки могут быть различного характера и насыщенности в зависимости от задач, стоящих перед учителем. Их можно разделить на различные типы:

Вводные уроки общего характера наиболее насыщенные и информативные. Их цель - дать понятие об эпохе, целях и задачах литературы на данный период, о литературном явлении, направлении; показать связь с предшествующими явлениями и направлениями и влияние их на последующие; представить писателей данной эпохи или направления.

Вводные уроки к монографической теме (даются перед изучением творчества какого-либо писателя или поэта).

Эти уроки не дублируют уроки биографии и творческого пути, а предваряют их, давая яркий личностный и творческий портрет художника. Они как бы приближают к нам писателя, показывая его внутренний мир и тот мир, который он стремился показать в своем творчестве. Этот материал не под силу учащемуся освоить самостоятельно, но он необходим, потому что показывает личность писателя, его творческую индивидуальность.

На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности разного рода: фотографий, картин, музыкальных записей, книг прошлых лет и современных изданий и т.д.

Даже если не хватает времени, от таких уроков отказываться нельзя (в крайнем случае, сведения о биографии и творческом пути писателя учащиеся после пояснения учителя могут законспектировать сами по учебнику, в котором этот материал изложен достаточно подробно).

3. Планирование монографической темы.

В центре монографической темы – один писатель и его произведения. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.

Каждая монографическая тема может представлять собой цикл уроков, начинающихся одной-двумя лекциями и завершающихся рядом семинарских занятий. Многочасовые темы целесообразно завершать проведением уроков-консультаций, на которых вопросы задают только ученики. Подобные уроки предполагают большую ответственность и солидную подготовку учителя, но при удачном проведении способствуют укреплению его авторитета

Работа с литературно-критическим материалом входит в изучение монографической темы. Изучение этого материала значительно совершенствует литературное образование, их духовное и эстетическое развитие, речевую деятельность. Ученые-методисты определили: содержание анализа критической статьи, способы привлечения критики к анализу художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, варианты изучения отдельных критических статей. Изучение критики решает ряд задач: 1) углубление восприятия художественного произведения, 2) знакомство с образцом анализа художественного текста, 3) осваивание учащимся авторского пути разбора произведения, осмысление оценки героев.

Задачи, которые должен реализовать учитель при работе с литературно-критическим материалом: 1) научить воспринимать статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но как документ эпохи. 2) Дать четкое представление - с какой целью критик написал статью. 3) Объяснить точку зрения критика, исходя из его взгляда. 4) Помочь учащимся адекватно осмыслить отдельные положения статьи. 5) Научить делать самостоятельное выводы, высказывать свое мнение, оценку. 6) Способствовать развитию навыков логического мышления и самостоятельного анализа.

Два пути работы с литературно-критическим материалом по Подвицкому:

1) специальное изучение критики после программного художественного произведения,

2) использование критического материала в процессе изучения художественного произведения.

Автор: Иванченко Марина Анатольевна

Населенный пункт: г. Йошкар-Ола

Много лет я работаю преподавателем литературы и за это время пришла к убеждению, что уроки литературы призваны сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Художественная литература несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки.

Новое содержание образования связано с поиском новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает оставаться едва ли не самой актуальной проблемой, в своей работе я отдаю предпочтение приемам работы, обеспечивающим целостное восприятие художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя: личностно ориентированному обучению, ИКТ технологиям и проблемному методу.

Особенностью изучения литературы второй половины девятнадцатого века является углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность обучающихся в выборе вариантов анализа, в нравственной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики художественной манеры писателя, его роли в развитии русской литературы.

Система изучения курса на историко-литературной основе раскрывается, прежде всего, в монографических темах, на особенностях которых мне и хотелось бы остановиться.

В центре монографической темы - писатель и его произведения. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в виде очерка.

В своей работе я использую разнообразные формы проведения уроков-биографий: урок-лекция, заочная экскурсия, урок-концерт, урок-исследование, урок-игра. В ходе урока важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величину писателя, но и сложность становления его личности и таланта.

Цель проделанной работы - понимание отношения писателя к событиям времени, к народу, к истории, к подлинной ценности человеческой личности. Но как педагог я ставлю перед собой задачу гораздо шире: такие уроки должны способствовать воздействию личности и произведений писателя на формирование гражданских чувств обучающихся, их нравственных и эстетических убеждений, самосознания, самооценки, духовной зрелости, гуманного отношения к близким, чистоты чувств, общественной активности.

Читайте также: